![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Топливо и смазочные материалы для двигателя
Содержание
Устройство, обслуживание и эксплуатация Топливо и смазочные материалы для двигателя Компоненты системы питания Неисправности системы питания 3. Система выпуска Устройство Профилактическое обслуживание 4. Электрооборудование Схема электрооборудования Аккумуляторная батарея Генератор Реле-регулятор Система зажигания Приборы сигнализации и освещения Неисправности в системе электрооборудования 5. Силовой агрегат Общая характеристика силовых агрегатов мотоциклов "Ява-250" и "Ява-350" Двигатель Моторная передача Муфта сцепления Механизм выключения сцепления Неисправности сцепления Коробка передач Механизм переключения передач и пусковой механизм 6. Задняя цепная передача Устройство Профилактическое обслуживание Неисправности задней цепной передачи 7. Ходовая часть Рама Задняя качающаяся вилка Пружинно-гидравлический амортизатор задней подвески Передняя вилка Колеса и шины Седло и прочие детали ходовой части 8. Механизмы управления Рулевой механизм Тормоза Органы управления Контрольные приборы Разборка и сборка мотоцикла
9. Общие рекомендации о сроках замены деталей 10. Снятие агрегатов и узлов с мотоцикла Система питания Система выпуска Электрооборудование Задняя цепь с кожухом и звездочками
Силовой агрегат Ходовая часть Механизмы управления 11. Полная разборка и сборка основных агрегатов и узлов Разборка силового агрегата Сборка силового агрегата Разборка пера передней вилки Сборка пера передней вилки Установка перьев передней вилки в мостики Разборка пружин гидравлического амортизатора задней подвески Сборка пружинно-гидравлического амортизатора задней подвески Разборка ступицы колеса Сборка ступицы колеса
Приложение 1. Шестерни, цепне звездочки и цепи мотоциклов Ява-250 и Ява-350. Приложение 2. Шариковые подшипники, подшипники скольжения (втулки) и резиновые сальники мотоцикла Ява-250. Приложение 3. Шариковые подшипники, подшипники скольжения (втулки) и резиновые сальники мотоцикла Ява-350.
Устройство, обслуживание и эксплуатация
Предисловие
Первые мотоциклы "ЯВА" чехословацкого производства появились на дорогах страны в 1955 г. Это была небольшая партия мотоциклов "Ява-250" модели 353 и "Ява-350" модели 354. Тогда они из-за своей малочисленности не завоевали признания мотоциклистов. Широкое знакомство и массовое признание их отличных качеств начались с конца 1961 г., когда мотоциклы "Ява-250" модели 353/04 и "Ява-350" модели 354/04, а затем других моделей стали поставляться большими партиями. Сейчас на наших дорогах можно встретить много мотоциклов "Ява" с пробегом более 100 тыс. км, что доказывает их высокую надежность. Внешний вид мотоцикла хорошо согласован с рациональным конструктивным решением как мотоцикла в целом, так и отдельных его узлов. Конструкция мотоциклов "Ява" отличается оригинальными элементами, многие из которых запатентованы производителем и применяются до настоящего времени: двигатель с защищенным карбюратором; механизм переключения передач, объединенный с механизмом выключения и включения сцепления; передняя телескопическая вилка, образующая с фарой обтекаемого вида узел; ящики для инструмента и аккумуляторной батареи; электрический указатель нейтральною положения шестерен в коробке передач; пусковой рычаг, являющийся одновременно рычагом переключения передач и имеющий для пуска двигателя и переключения передач один общий вал; автоматическая смазка оси задней качающейся вилки и др. Легкий и быстрый запуск двигателей мотоциклов "Ява" уже никого не удивляет; особенно легко заводится двухцилиндровая модель. Мотоциклист очень скоро приобретает необходимую для запуска практику; знает, когда нужно утопить поплавок карбюратора, а когда нет, и если надо, то сколько времени держать его утопленным. Двигатели мотоциклов "Ява" имеют спокойный уравновешенный ход на всем диапазоне оборотов коленчатого вала. Также высокую оценку заслуживает бесшумная работа шестерен, звездочек, цепей, кожухов и амортизаторов (конечно, при надлежащем уходе). Механизм выключения сцепления, объединенный с ножным переключением передач, при умелом пользовании помогает водителю при быстрой езде по извилистым дорогам, в условиях интенсивного городского движения и бездорожья; т.е. везде, где основное внимание необходимо уделять дорожной обстановке и крепко держать руль. Мотоциклы "Ява" снабжены эффективными тормозами. Электрооборудование работает надежно. Фара хорошо освещает дорогу (именно хорошо, хотя и не очень ярко). Направление света фары очень легко и быстро регулируется даже во время движения. Большим достоинством мотоцикла "Ява" является мягкий ход. Его обеспечивает передняя телескопическая вилка и задняя подвеска с качающейся вилкой, весьма эффективно гасящие толчки. Благодаря наличию хорошо работающей подвески колеса мотоцикла не теряют контакта с дорожным покрытием, а это очень важно для обеспечения безопасности езды. Мотоцикл имеет удобное двойное седло. Уход за мотоциклом "Ява" прост и не занимает много времени.
Система питания
Топливо и смазочные материалы для двигателя
Топливом для двигателей мотоциклов "Ява" служит автомобильный бензин марки А-76, смешанный с маслом в пропорции 20:1. Бензин. Нельзя применять для двигателей "Ява-250" и "Ява-350" (всех моделей) автомобильный бензин марок АИ-93, АИ-95, АИ-98, так как они вызывают перегрев двигателя и даже прогорание поршней. Из этилированного и неэтилированного бензина с одинаковым октановым числом следует предпочесть последний, так как при продолжительной работе двигателя на этилированном бензине, содержащем в своем составе тетраэтиловый свинец, происходит освинцовывание изоляторов свечей и, как следствие этого, прекращение искрообразования в результате замыкания центрального электрода на массу. Свинец и его окислы вместе с нагаром откладываются также на деталях кривошипно-шатунного механизма, сфере головки цилиндра и днище поршня. Очищая детали двигателя от такого нагара, следует помнить о его токсичности и соблюдать необходимые меры предосторожности. Масло. Масло, применяемое для смешения с бензином, должно быть хорошо очищенным и иметь минимальную зольность и высокую температуру вспышки, так как в противном случае при работе двигателя на деталях кривошипно-шатунного механизма образуется много нагара. Масло с низкой температурой вспышки, соприкасаясь с горячими стенкам поршня и цилиндра, сгорает и вместо масляной пленки образует слой нагара. Масла, имеющие высокую температуру вспышки, обеспечивают наиболее благоприятные условия смазки двигателя как с точки зрения износа, так и нагарообразования. Лучшими для смазки двухтактных двигателей мотоциклов "Ява" являются авиационные масла марок МС и МК, а также дизельное масло марки ДП. С этими маслами в топливной смеси двигатели мотоциклов "Ява" работают мягче и тише, чем с автотракторными. У двигателей заметно улучшается приемистость и увеличивается максимально возможная скорость движения мотоцикла. Кроме того, значительно увеличивается срок службы деталей кривошипно- шатунного механизма, что компенсирует затраты на покупку более дорогих масел. При отсутствии масел указанных марок применяют автотракторные масла марок АСп-6, АСп-10, АКЗп-6, АКЗп-10. В период обкатки мотоцикла для смазки двигателя следует применять масла МС, МК, Д-11, смешивая их с бензином в следующей пропорции: Пробег До 100 км От 100 до 500 км Пропорция 1:10 - 1:12 1:15 От 500 до 1500км 1:15 - 1:18 От 1500 до 3000 км 1:18 От 3000 до 5000 км 1:18 - 1:20
После обкатки в течение всей эксплуатации мотоцикла масло с бензином следует смешивать в пропорции 1:20.
Компоненты системы питания
Топливный бак. Топливный бак емкостью 13 л, изготовленный из тонкого стального листа, имеет в нижней части объемную перегородку. Она в какой-то мере уменьшает боковые перемещения топлива в баке при наклонах мотоцикла, что, в свою очередь, облегчает управление мотоциклом. Из-за этой перегородки баки мотоциклов "Ява" имеют одну особенность: у них как бы два запасных резерва топлива. Чтобы использовать основной из них, надо повернуть рукоятку топливного краника вверх. И когда он израсходован, можно, наклонив мотоцикл на левый бок, перелить из правой половины бака в левую немного топлива,
которого хватает еще на 3-4 км пути. Спереди и сзади к баку приварены кронштейны с овальными отверстиями для болтов, крепящих его на раме мотоцикла. В верхней части бака имеется наливная горловина, закрываемая пробкой с прокладкой из маслостойкой резины. Пробка топливного бака имеет систему отверстий - внутри пробки. В процессе эксплуатации необходимо следить за чистотой этих отверстий. В наливной горловине под пробкой расположен съемный сетчатый топливный фильтр. Перед началом эксплуатации нового мотоцикла наливную горловину бака под пробкой нужно очистить от краски, которая, скалываясь от ударов ободка сетки и попадая в бак, может засорить топливный краник и карбюратор. Бак нужно тщательно промыть керосином, затем прополоскать бензином. Топливный краник. Топливный краник (рис.1) ввинчивается в левую часть бака. Соединение бака с краником уплотняется фибровой прокладкой 1. Краник изготовлен из цинкового сплава, и поэтому требует аккуратного обращения во время завинчивания его в бак. Краник имеет две приемные трубки. Высокая трубка 3 служит для приема основного запаса топлива, а низкая, заборное отверстие 4 которой расположено вокруг высокой трубки на уровне верхнего края корпуса 5, - для резервного. Обе трубки закрыты сетчатым топливным фильтром 2, изготовленным в виде полого цилиндра.
Рис. 1. Топливный краник: 1 - прокладка; 2 - фильтр; 3 - приемная трубка основного запаса; 4 - отверстие приемной трубки резервного запаса; 5 - корпус; 6 - рукоятка; 7 - топливный шланг.
Рукоятка 6 топливного краника имеет четыре положения. В любом из двух горизонтальных положений поступление топливной смеси в карбюратор закрыто. В положении рукоятки "вниз" открыто поступление основного запаса топлива: в положении рукоятки "вверх" открыто поступление резервной части топлива, которого достаточно для пробега около 30 км. Для безотказной работы краника достаточно заливать в бак чистую топливную смесь и периодически устанавливать рукоятку краника в положение подачи резервного запаса топлива, чтобы в его приемной трубке и в каналах не скапливались мельчайшие частицы мусора, которые со временем могут затвердеть (спрессоваться) и помешать выходу топлива, когда потребуется использовать резервный запас. В результате потребуется продувка краника или его вывинчивание для прочистки каналов. Один раз в год (лучше зимой во время проведения межсезонной профилактики) краник необходимо вывернуть из бака, промыть в бензине, а если имеются смолистые отложения - в ацетоне, и продуть, не разбирая, в "основном" положении и в положении "резерв". Топливопровод. Топливопровод изготовлен из маслобензостойкого или пластикового шланга. В процессе эксплуатации нужно следить за его плотной посадкой на штуцерах краника и поплавковой камеры. Топливопровод надежно служит несколько лет. Если посадка топливопровода на штуцерах ослабла или на нем начинают появляться трещины, его следует заменить.
Воздухофильтр. Воздухофильтр с глушителем шума впуска объединен в один узел. Корпус глушителя шума впуска изготовлен из пластмассы и закрывается крышкой у мотоциклов "Ява-250" плоской (рис. 2), а у мотоцикла "Ява-350" - воронкообразной (рис. 6).
Рис. 2. Разрез глушителя шума впуска с воздухофильтром мотоцикла "Ява-250" и схема его работы (стрелками показано направление движения воздуха): 1 - резиновая муфта; 2 - микрофильтр; 3 - крышка; 4 - запорная скоба; 5 - вставка; 6 - корпус
Рис. 3. Детали глушителя шума впуска с микрофильтром мотоцикла "Ява-250" модели 360/00: 1 - крышка корпуса; 2 - микрофильтр: 3 и 10 - винты; 4 и 9 – запорные крючки; 5 и 7 - болты; 6 и 8 - гайки; 11 - корпус; 12 - резиновая муфта Крышка закрепляется на корпусе глушителя у "Явы-250" пружинной скобой, а у "Явы-350" - двумя крючками. С впускным патрубком карбюратора корпус соединяется резиновой муфтой. Внутри корпуса помещается акустическая вставка, на которой устанавливаемся воздушный фильтр. На мотоциклах "Ява-250" до 1966 г. устанавливались сухие микрофильтры овальной формы, а с 1966 г. устанавливаются сухие микрофильтры одинаковой цилиндрической формы. Микрофильтр имеет форму полого цилиндра, армированного с торцов пластмассовыми кольцами. Микрофильтр изготавливается из пористой бумаги, пропитанной специальным составом. Для того, чтобы в двигатель поступал только очищенный (прошедший через стенки микрофильтра) воздух, надо не допускать появления щелей в соединениях микрофильтра с
корпусом глушителя, а также резиновой муфты с корпусом глушителя с выпускным патрубком карбюратора. В случае образования щелей в вышеперечисленных соединениях неочищенный воздух будет легко проходить через них в двигатель, минуя воздушный фильтр, что, конечно, недопустимо. Очистка воздухофильтров. Микрофильтр необходимо периодически вынимать из корпуса и очищать. Очистка микрофильтра производится путем вытряхивания из него пыли или, еще лучше, продувкой воздухом изнутри (против рабочею хода). Бумажный микрофильтр задерживает даже мельчайшие пылинки, что не может сделать сетчатый контактно-масляный фильтр. Но к сожалению, бумажный фильтр менее долговечен, так как при его так называемой очистке из него удаляется только часть пыли, застрявшей в порах бумаги. Конечно, это лишь неполная очистка, так как вытряхнуть все мельчайшие частицы, застрявшие в порах бумаги, невозможно. Завод-изготовитель рекомендует производить очистку микрофильтра через 3000 км пробега. После пробега 20000 км рекомендуется микрофильтр заменить. К рекомендациям завода следует добавить, что при езде по пыльным дорогам очистку (вытряхивание) микрофильтра и его замену следует производить чаше. Глушитель шума впуска с сетчатым контактно-масляным воздушным фильтром, применявшийся на мотоциклах моделей 353/04 и 354/04, изображен на рис.7. От состояния воздушного фильтра зависит срок службы карбюратора и деталей кривошипно-шатунного механизма колец, поршня, цилиндра, пальцев, втулок и подшипников коленчатого вала). Пропитанная маслом сетка воздухофильтра очищает от пыли поступающий в двигатель воздух, а сухая сетка фильтра пропускает в двигатель воздух вместе с дорожной пылью и даже с песком. Песок и пыль, попавшие в двигатель, ускоряют износ его деталей. Неочищенный воздух вызывает также интенсивный износ дросселя и дроссельного колодца карбюратора, вследствие чего в карбюраторе при работе двигателя на холостом ходу возникает стук, который неопытный водитель может принять за стук в двигателе.
![]() |