![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Грубость и мягкость в побуждении и удержании
Побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого шариатом необходимо мудро, как говорит об этом Всевышний: "Призывай к пути Господа своего с помошью мудрости и доброго увещания..." "Пчёлы", 125. Проявления мудрости могут быть различными в зависимости от состояния человека, которого побуждают или стараются удержать, от того, к чему именно побуждают или от чего удерживают, и что будет наиболее полезным и действенным. Так, иногда необходимо использовать мягкие слова и вежливое обращение, а иногда подходящими могут оказаться только жёсткость и суровость. Обращаясь к Мусе и Харуну, мир им обоим, Всевышний сказал: "Идите оба к фараону, преступившему (пределы дозволенного), - и говорите с ним мягко, чтобы он одумался или устрашился." "Та ха". 43-44. Аллах Всевышний также сказал: "O пророк, борись с неверными и лицемерами и будь суров с ними." "Покаяние". 73. Аллах Всевышний также сказал: "Выполняй же, что велено тебе..." "Аль- Хиджр", 94. Вот почему побуждающий или стремящийся удержать должен обладать определёнными качествами, важнейшими из которых являются доброта, кротость, справедливость и знание. Суфйан ас-Саури сказал "Побуждать к одобряемому и удерживать от отвергаемого может лишь тот, кто обладает тремя качествами: тот, кто проявляет доброту, побуждая к чему-либо, и проявляет её, удерживая от чего-либо, и тот, кто проявляет справедливость, побуждая к чему-либо, и проявляет её, удерживая от чего-либо, и тот, кто знает о том, к чему он побуждает и от чего удерживает ". Имам Ахмад, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Люди нуждаются в обходительности, и доброте и побуждении к одобряемому без грубости, если только дело не касается открыто предающегося пороку человека, по отношению к которому проявлять уважение не следует ". И имам Ахмад также сказал: "Побуждая людей, следует придерживаться доброты и смирения, а если они скажут побуждающему то, что ему не понравится, ему необходимо сдерживать гнев в стремлении к победе над самим собой ". Он также сказал: "Когда товарищи Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, проходили мимо каких-нибудь людей и видели, что эти люди занимаются тем, чего они не одобряли, то говорили: "Потише, да помилует вас Аллах, потише, да помилует вас Аллах!" Проявление терпения и перенесение обид при побуждении и удержании Аллах Всевышний сказал: "...побуждай к добру, удерживай от отвергаемого и будь терпелив в том, что постигнет тебя...""Лукман". 17. Если человек боится услышать поношения и дурные слова, то это не освобождает его от выражения порицания порицаемому шариатом. Достоинство, а не унижение Те обиды, которые претерпевает мусульманин, побуждая или удерживая других от чего-либо, не унижают его, напротив, это приведёт его к славе, почёту и возвышению в обоих мирах. Однажды кто-то сказал имаму Ахмаду: "Разве пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), не сказал:« Не следует верующему унижать себя»?" (Ахмад) То есть: подвергать себя таким испытаниям, которые он будет не в состоянии перенести. Имам Ахмад сказал: "Одно не имеет отношения к другому ". Имеется в виду человек, знающий, что он окажется не в состоянии вынести обиды и не вытерпит этого, тогда как эти слова относятся к знающему о том, что он сумеет стерпеть подобное. Первый выражает своё oдобрение сердцем и остаётся целым, но если бы он выразил порицание своими руками, было бы лучше. Указанием на правильность сказанного им является хадис, в котором со слов Абу Са'ида, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Наилучшим джихадом является справедливое слово, сказанное в присутствии несправедливого правителя». (Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.) Кроме того, передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Господином павших за веру является Хамза бин Абд аль-Мутталиб и такой человек, который явится к несправедливому правителю и станет побуждать и удерживать его, а тот убьёт его." (Аль-Хаким.) В "Муснаде" аль-Баззара приводится хадис, в котором сообщается, что Абу Убайда бин аль-Джаррах, да будет доволен им Аллах, сказал: "(Однажды) я спросил: "О посланник Аллаха, кто из мучеников будет пользоваться наибольшим почётом у Аллаха?" Он сказал: "Человек, который явится к несправедливому правителю и станет побуждат его к одобряемому и удерживать от порицаемого, а тот убьёт его»." (Аль-Хаким)
![]() |