![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Эволюция конституционной монархии в Англии. Избирательные реформы и реформы местного управления и суда в XIX веке
В течение XVIII века в Англии происходит эволюция конституционной монархии. Главными направлениями этой эволюции были дальнейшие ограничения власти монарха и утверждения новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти, становление «ответственного правительства». Главной особенностью этих изменений было то, что они не были закреплены и оформлены какими-либо законодательными нормами, а являлись результатом борьбы двух партий за право формировать «правительства его величества», т.е. сформировались в процессе политической практики. Парламент Англии был двух палатный. Палата лордов – верхняя палата состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Палата общин – нижняя палата формировалась на основе избирательного права. Тори и виги стремились ограничить круг избирателей: виги отстаивали имущественный ценз, а тори – ценз земельный. В парламенте господствовала аристократия из-за высокого имущественного ценза. Кроме того продолжала существовать старая средневековая избирательного система. Главной спорой аристократии были так называемые «карманные» и «гнилые местечки», посылавшие своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века. Население этих мест было немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, которые и решали, кто будет заседать в парламенте. Кроме того, нижняя палата по своему составу мало чем отличалась от верхней. В связи с этим, промышленной буржуазии необходима была новая избирательная реформа. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившийся в бедственном положении и не обладавшей избирательными правилами. В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была утвердить «Билль о парламентской реформе». По нему было ограничено представительство в парламенте от «гнилых» и «карманных местечек», крупные промышленные города, не имевшие ранее представительства в парламенте, получили такое право. Увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами: избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимостью и уплачивавшим налог на бедных, и арендаторам на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной – не менее 50-ти фунтов стерлингов, устанавливали ценз оседлости – 6 месяцев. Несмотря на то, что избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века, благодаря которому удалось ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной праве, но продолжала существовать несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие широкого избирательного права. В связи с этим в 1867 годубыла осуществлена вторая избирательная реформа.Данная реформа снизила имущество ценз, а ценз оседлости, увеличила до 1 года; осуществила новое перераспределение мест в парламенте. Важным итогом избирательной реформы 1867 г. Стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Но необходимо было решить проблемы, связанные с сохранением неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, с отсутствием тайного голосования, с непредставлением избирательных прав огромной массе населения. Все эти проблемы частично решила третья избирательная реформа, которую составили законодательные акты 1884 годов. В 1835 г. в интересах промышленной буржуазии была проведена реформа городского самоуправления. Согласно этой реформе управление городом переходило выборным городским советам. Городской совет избирал на 1 год мэра города. Данная реформа имела недостаток в том, что не затронула вопросы управления графствами, что означало очередной компромисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в сельской местности в своих руках. Недостатки реформы местного самоуправления 1835 г. устранила реформа 1888 г. Эта реформа заложила основы той системы местного самоуправления, которая сохранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы представительные органы-советы для городов и графств. При этом наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Но управление на уровне приходов реформа не изменила. Тогда в 1894 году был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать не церковные дела. Для этого в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать приходские советы. Отличительной чертой английской модели местного самоуправления была ее самостоятельность и независимость от органов центральной власти. В XIX в. завершилась модернизация политической системы Великобритании. В результате этого процесса в стране установилось доминирующее положение парламента во взаимоотношениях с правительством. Кроме того осуществлялось превращение парламента в орган, определяющий политику государства. Система ответственного правительства стала основой «вестминстерской модели», послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.
![]() |