Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Эволюция конституционной монархии в Англии. Избирательные реформы и реформы местного управления и суда в XIX веке



В течение XVIII века в Англии происходит эволюция конституционной монархии. Главными направлениями этой эволюции были дальнейшие ограничения власти монарха и утверждения новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти, становление «ответственного правительства». Главной особенностью этих изменений было то, что они не были закреплены и оформлены какими-либо законодательными нормами, а являлись результатом борьбы двух партий за право формировать «правительства его величества», т.е. сформировались в процессе политической практики.
Английский король продолжая оставаться главой государства, превращается лишь в номинального правителя. Он перестает посещать заседаний кабинета министров и пользоваться правом вето. Функции по руководству кабинетом министров переходит к премьер-министру. Кабинет стал действовать от имени короля, сформировалось положение, что король царствует, но не правит. Устанавливается коллегиальная ответственность кабинета министров перед парламентом. В 1708-1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной основе из членов партии, победившей на выборах. В конце XVIII века начинают устанавливаться два важных правила: в случае утраты кабинетом министров доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.

Парламент Англии был двух палатный. Палата лордов – верхняя палата состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Палата общин – нижняя палата формировалась на основе избирательного права. Тори и виги стремились ограничить круг избирателей: виги отстаивали имущественный ценз, а тори – ценз земельный. В парламенте господствовала аристократия из-за высокого имущественного ценза. Кроме того продолжала существовать старая средневековая избирательного система. Главной спорой аристократии были так называемые «карманные» и «гнилые местечки», посылавшие своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века. Население этих мест было немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, которые и решали, кто будет заседать в парламенте. Кроме того, нижняя палата по своему составу мало чем отличалась от верхней. В связи с этим, промышленной буржуазии необходима была новая избирательная реформа. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившийся в бедственном положении и не обладавшей избирательными правилами.

В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была утвердить «Билль о парламентской реформе». По нему было ограничено представительство в парламенте от «гнилых» и «карманных местечек», крупные промышленные города, не имевшие ранее представительства в парламенте, получили такое право. Увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами: избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимостью и уплачивавшим налог на бедных, и арендаторам на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной – не менее 50-ти фунтов стерлингов, устанавливали ценз оседлости – 6 месяцев. Несмотря на то, что избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века, благодаря которому удалось ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной праве, но продолжала существовать несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие широкого избирательного права. В связи с этим в 1867 годубыла осуществлена вторая избирательная реформа.Данная реформа снизила имущество ценз, а ценз оседлости, увеличила до 1 года; осуществила новое перераспределение мест в парламенте. Важным итогом избирательной реформы 1867 г. Стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Но необходимо было решить проблемы, связанные с сохранением неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, с отсутствием тайного голосования, с непредставлением избирательных прав огромной массе населения. Все эти проблемы частично решила третья избирательная реформа, которую составили законодательные акты 1884 годов.

В 1835 г. в интересах промышленной буржуазии была проведена реформа городского самоуправления. Согласно этой реформе управление городом переходило выборным городским советам. Городской совет избирал на 1 год мэра города. Данная реформа имела недостаток в том, что не затронула вопросы управления графствами, что означало очередной компромисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в сельской местности в своих руках.
Наряду с эволюцией формы правления и политического режима произошли изменения в государственном устройстве страны. В 1707 г. была заключена уния с Шотландией, а в 1801 г.- с Ирландией, и английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

Недостатки реформы местного самоуправления 1835 г. устранила реформа 1888 г. Эта реформа заложила основы той системы местного самоуправления, которая сохранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы представительные органы-советы для городов и графств. При этом наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Но управление на уровне приходов реформа не изменила. Тогда в 1894 году был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать не церковные дела. Для этого в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать приходские советы. Отличительной чертой английской модели местного самоуправления была ее самостоятельность и независимость от органов центральной власти.
Важная судебная реформа состоялась в конце XIX в. серией актов 1873-1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды «общего права» и суды «справедливости». Вместо прежних центральных судов был создан Верховный суд, который состоял из 2-х подразделений: Высокого суда, подразделявшегося на отделения, и Апелляционного суда по гражданским делам. Вместе с этими судами продолжали функционировать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды – четвертные сессии, мировые суды, суды графств. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне («Олд Бейлге»), который был судом ассизов для Большого Лондона.

В XIX в. завершилась модернизация политической системы Великобритании. В результате этого процесса в стране установилось доминирующее положение парламента во взаимоотношениях с правительством. Кроме того осуществлялось превращение парламента в орган, определяющий политику государства. Система ответственного правительства стала основой «вестминстерской модели», послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.

 



Просмотров 1639

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!