Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ключевые профессиональные компетенции в социальной работе. Развитие профессиональных стандартов в социальной работе



Профессиональная социальная работа по мере своего становления и развития занимает все новые сферы деятельности, а вместе с этим появляется необходимость совершенствования подготовки специалистов по социальной работе с учетом четкого понимания ключевых компетенций, которые потребуются на рабочем месте. Компетенции – как возможность решать проблемы эффективным способом в данном контексте по запросу клиента. Именно этот подход Е.С.Романова и С.ЮРешетина считают наиболее емким и адекватным для осуществления психолого-педагогического сопровождения профессиональной карьеры. Ключевые компетенции представляют собой совокупность знаний, умений, профессионального опыта, способностей индивида, определяемых целью профессиональной деятельности и обеспечивающих ее эффективность.

По сути, в ходе профессиональной ориентации специалист выступает посредником между клиентом и всей человеческой культурой, помогая ему найти свое место в обществе, в мире профессий. Поскольку посредническая функция является ключевой в социальной работе, мы полагаем, что специалисты по социальной работе могут активно вовлекаться в психолого-педагогическое сопровождение личности в условиях службы занятости и в том числе осуществлять профориентационное консультирование, при этом они должны иметь следующие ключевые компетенции: 1) ·интерес к профконсультационной работе; 2) ·нравственная готовность к профессиональному консультированию, предполагающая, определенную гражданскую и мировоззренческую позицию; 3) ·теоретическая и методологическая подготовка в области педагогики и психологии (знание базовых психолого-педагогических дисциплин, хорошая ориентация в специальных профконсультационных дисциплинах, владение разнообразными методами практического консультирования); 4) ·развитая профессиональная этика специалиста: воспитанность, такт, чувство меры, ориентированные на помощь в самоопределении данного человека; 5) ·знание мира профессионального труда и хорошая ориентация в профессиографической информации в условиях данного города, района, региона; 6) ·владение коммуникативной культурой, умение взаимодействовать с различными специалистами и администрацией (способность предотвращать и разрешать конфликтные ситуации); 7) ·положительная установка на любого консультируемого, способность доброжелательно выслушать и понять его; 8) ·осознание специфической ответственности за оказываемую помощь (понимание, что главное – повысить у клиента чувство собственной ответственности за совершаемый выбор, а ответственность специалиста заключается в организации самого взаимодействия с ним и вооружения его внутренними средствами для самоопределения); 9) ·способность к профессиональной саморегуляции и самосохранению в процессе работы (профессиональная психогигиена труда); 10) ·высокий общекультурный уровень, готовность к самообразованию и саморазвитию.

Г. Койл считает, что отличительными особенностями профессии (и это в равной мере относится и к профессии психолога-консультанта, хотя Койл размышляла о проблемах профессионализма в социальной работе) являются следующие черты: - наличие разработанного, развитого и верифицируемого объема знаний; - установление профессиональных стандартов; - рост профессионального самосознания; - значительный вклад в жизнь и развитие общества.

Согласно этим критериям, считали автор и другие его сторонники, социальная работа в своем развитии определенно достигла этого уровня (заметим, что речь шла о ситуации в послевоенной Америке).

Иная точка зрения, которая также беспокоит сторонников развития профессионализма в социальной работе, заключается в том, что на социальную работу смотрят как на конгломерат знаний (а уже не просто навыков), почерпнутых из других смежных областей. Так, А. Кан описывает социальную работу в тот период как слияние следующих нескольких составляющих: - положения, заимствованные из психиатрии и некоторых областей психологии, или несущие их глубокий отпечаток; - положения, заимствованные из социологии, социальной антропологии и выхваченные из некоторых других областей, или несущие их глубокий отпечаток; - несомненно некоторые оригинальные идеи о том, как работать в тех или иных ситуациях со случаем, группой или сообществом; - методы, техники и установки, несомненно, пришедшие из администрирования, статистики и социальных исследований; - положения, заимствованные из или несущие глубокий отпечаток прогрессивного образования.

 

 



Просмотров 929

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!