Главная
Обратная связь
Дисциплины:
Архитектура (936) Биология (6393) География (744) История (25) Компьютеры (1497) Кулинария (2184) Культура (3938) Литература (5778) Математика (5918) Медицина (9278) Механика (2776) Образование (13883) Политика (26404) Правоведение (321) Психология (56518) Религия (1833) Социология (23400) Спорт (2350) Строительство (17942) Технология (5741) Транспорт (14634) Физика (1043) Философия (440) Финансы (17336) Химия (4931) Экология (6055) Экономика (9200) Электроника (7621)
|
Экологические экскурсии. Методическое пособие
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ: типология, организация, проведение Непосредственное общение человека с природой предполагает наличие двух аспектов: первый - мы изучаем природу, второй - природа учит нас. По словам известного американского эколога О. Леопольда, "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают". Отношение к природной среде как целостности предполагает в качестве своей предпосылки целостность культуры, а стало быть более тесную и гармоничную связь науки с искусством, философией, этикой. Слово "природа" в русском языке сокоренно словам род, отрок, отрада, радость и представляет собой сконцентрированное условие счастья человека. Любовь к природе и творческое преобразование ее - два момента, позволяющие гармонировать систему взаимоотношений человека с природой. Важно, чтобы они находились в системном единстве, поскольку творчество без любви ущербно и нацелено лишь на внешнее владение природным объектом, а любовь без творчества духовно бесплодна. Таким образом, необходимо знать то, что мы любим. Это возможно сделать в разных формах: научных экспедициях, экологических экскурсиях, экологических тропах и др. В данной работе мы остановимся на экологических экскурсиях. В начале попытаемся разобраться в понятиях. В энциклопедическом словаре, экскурсия определяется как "коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями". В пособиях по методике экологического или биологического образования школьная экскурсия трактуется как "форма образовательного процесса с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя..." Экскурсия состоит из нескольких этапов: · подготовки; · проведения; · подведения итогов; · использования результатов в дальнейшем обучении.
Для первого этапа необходимы как подготовка учителя, так и подготовка учащихся. Заранее продумываются возможности для получения максимума сведений о живой природе и ограниченного сбора объектов, чтобы не нанести ей вреда. Учителю необходимо определить цель, место и время проведения экскурсии, задания для самостоятельной работы учащихся. Подготовка учащихся к экскурсии заключается в сообщении учителем темы и задач экскурсии, распределении заданий для самостоятельной работы (индивидуально или дифференцированно по группам), проведении беседы о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. Для второго этапа экскурсии характерна вступительная беседа (рассказ), работа учащихся по заданиям под руководством учителя. Третий этап включает заключительную беседу, составление школьниками отчетов. Четвертый этап предусматривает использование материалов экскурсии на всех последующих занятиях в рамках разных образовательных и предметных областей. Эффективность экскурсии зависит от согласованности всех ее этапов. Для учителя остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920 году Десять заповедей экскурсионного дела 1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий. 2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план. 3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами. 4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегай длинных объяснений. 6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать. 7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут. 8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно. 9. Не утоляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать. 10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала. Французский ученый - педагог К. Сушон отмечает, что "дети не знают природу, а охранять можно лишь то, что хорошо знаешь... Серьезным препятствием усвоения школьниками экологических знаний является отсутствие контактов с живой природой". С точки зрения методики, экскурсию в природу целесообразно начинать с определения места (территории, экологической тропы и др.) по типичным признакам: основные черты ландшафта, характерные растения и животные, влияние антропогенного фактора и др. При этом необходимо обратить внимание учащихся на эстетическую ценность природы - уникальную, неповторимую красоту каждого из уголков природы в разное время года и даже в разные часы дня. Восприятию красоты природы может помочь использование художественных образов из литературы. Русские поэты любили природу, были наблюдательны и дали в своих стихотворениях очень образные и точные с натуралистической точки зрения определения растений и животных, признаки, присущие времени года. Поэтических описаний природы много у А. Пушкина, А. Тютчева, Фета, у современных поэтов П. Комарова, Вс. Рождественского, А. Вознесенского и др. В контексте нашего подхода целесообразно остановиться на трех типах экскурсий по Юнтоловскому заказнику: · эколого-ботанические, направленные на изучение взаимосвязей представителей растительного мира с окружающей средой; · эколого-зоологические, посвященные изучению экологии животных; - эколого-системные, (комплексные) имеющие объектом изучения экосистемы разных уровней организации.
|