Главная
Обратная связь
Дисциплины:
Архитектура (936) Биология (6393) География (744) История (25) Компьютеры (1497) Кулинария (2184) Культура (3938) Литература (5778) Математика (5918) Медицина (9278) Механика (2776) Образование (13883) Политика (26404) Правоведение (321) Психология (56518) Религия (1833) Социология (23400) Спорт (2350) Строительство (17942) Технология (5741) Транспорт (14634) Физика (1043) Философия (440) Финансы (17336) Химия (4931) Экология (6055) Экономика (9200) Электроника (7621)
|
Конструирование процедур оценки
В соответствии с целями, задачами, количеством участников, сроками и условиями проведения ЦО составляется организационный план. На основе имеющихся элементов технологии разрабатывается программа проведения оценочных процедур, набор которых соотносится с критериями оценки. Суть проектирования состоит в учете всех необходимых условий для организации и проведения оптимального количества оценочных процедур, обеспечивающих получение необходимого и достаточного объема информации для выведения итоговой оценки.
Таблица 15.2
Типы ЦО по целям
| Цели и содержание работ
| по анализу деятельности
| по формированию критериев оценки
| 1. Набор новых сотрудников
| Конкретизация профессиональных задач, исполняемых сотрудником.
Цель — формирование описания деятельности через перечисление основных задач, условий, формальных требований к кандидату
| Перевод описания деятельности в требования к кандидату.
Цель — описание критериев оценки и формирование подходов к набору сотрудников (выделение ареалов и ключевых признаков для первичного отбора)
| 2. Оценка потенциала сотрудников
| Анализ деятельности с точки зрения определения:
1) индикаторов успешности осуществляемых видов деятельности
2) перспектив изменения условий деятельности
3) индикаторов успешности новых видов деятельности
4) социально-психологического «портрета» группы
| Формирование целевых наборов критериев:
1) соответствие требованиям деятельности и «духу» организации
2) гибкость, адаптивность, способность к обучению
3) способность к обучению, управленческие и межличностные навыки
4) совместимость кандидатов, ролевая дифференциация, толерантность
| 3. Оценка для обучения
| Анализ управленческой деятельности с учетом специфики организации, но с минимальным учетом специализации.
Цель — формирование кругатипичных задач (в соответствии с уровнем должности)
| Цель — формирование профиля успешного руководителя конкретного уровня управления в данной организации
Перечень и определения критериев делаются максимально операциональными — удобными для работы самих участников программы оценки
|
Существенными моментами при создании конкретной программы ЦО являются:
1) количество оцениваемых;
2) количество специалистов разного профиля, привлекаемых для работы;
3) сроки проведения оценки;
4) материально-техническое обеспечение.
1. Кадровое обеспечение программы. Можно выделить следующие основные профессиональные позиции, необходимые при подготовке и проведении центра оценки:
• менеджер проекта;
• проектировщик;
• супервизор;
• психодиагност;
• организатор групповой работы;
• интервьюер;
• эксперт-наблюдатель;
• оператор первичной обработки данных.
Кратко рассмотрим содержание их деятельности и те личностно-деловые характеристики, которыми должны обладать специалисты, ориентированные на работу в данных позициях (табл. 15.3).
Таблица 15.3
Содержание деятельности
| Личностно-деловые характеристики и требования
| Менеджер проекта
| Организация работы с заказчиком (сбор информации о целях оценки, согласование условий проекта)
Финансовый и кадровый менеджмент проекта
Организационно-техническое обеспечение оценки
Организация работы специалистов
| Умение планировать и проектировать Умение оперативно обрабатывать информацию
Организаторские способности
Умение вести переговоры Инициативность
Опыт менеджерской работы в области научно-прикладных разработок
| Проектировщик
| Подготовка программы проведения оценки в соответствии с условиями, представленными менеджером проекта: объемы, сроки, способы представления результатов оценки, техническое обеспечение, количество и состав экспертов
| Умение планировать и проектировать Аналитические способности Нестандартность, креативность Ориентация на достижение результата Опыт работы в качестве специалиста ЦО Опыт организации групповых мероприятий и межгрупповых взаимодействий
| Супервизор
| Руководство проведением ЦО, оценка и подготовка привлекаемого персонала, обеспечение качества диагностической информации
| Лидерский потенциал
Умение организовать работу группы Владение приемами контроля Коммуникативные умения
Опыт работы в качестве специалиста ЦО, теоретическая и практическая подготовка по основным профессиональным ролям ЦО
| Психодиагност
| Сбор тестовой информации (проведение тестовых процедур), интерпретация получаемых результатов, перевод первичной тестовой информации в описания (оценки) по критериям
| Умение работать с большими объемами разноречивой информации Аналитические способности, ориентация на достижение результата Убедительность во взаимодействии Знания в области психологии личности обшей и социальной психологии
Опыт психодиагностической, исследовательской и методической работы
| Организатор групповой работы
| Организация проведения групповых процедур, сбор поведенческой информации, перевод первичной поведенческой информации в описания (оценки) по критериям
| Коммуникабельность
Гибкость в общении
Представительские качества
Умение организовать работу группы, «не принимая на себя лидерские функции» Наблюдательность
Проницательность
Опыт проектирования и проведения групповых процедур
| Интервьюер
| Подготовка и проведение фокусированных интервью с целью сбора индивидуальной диагностической информации, перевод первичной информации в описания (оценки) по критериям
| Коммуникабельность
Гибкость в общении
Представительские качества Наблюдательность
Проницательность
Умение работать по заданным правилам
| Эксперт-наблюдатель
| Сбор поведенческой информации в процессе участия испытуемых в тестировании, групповой работе, интервью, перевод первичной поведенческой информации в описания (оценки) по критериям
| Внимание
Тщательность
Наблюдательность
Умение детализировать
Способность к обучению
Ориентация на понимание партнера
| Оператор первичной обработки данных
| Ввод в компьютер данных тестовых процедур, организация первичной обработки данных, ввод информации в базы данных
| Точность
Внимание
Высокий темп работы
Владение персональным компьютером
|
Основная часть специалистов, участвующих в подготовке и проведении ЦО, привлекается менеджером и не является сотрудниками организации, в которой проводится оценка персонала.
Особое положение может занимать менеджер проекта — он может быть сотрудником кадровой службы предприятия, отвечающим за вопросы оценки и подбора персонала. Как показывает опыт, крупные предприятия склонны создавать у себя постоянно действующую службу, которая бы проводила оценку различных категорий персонала. В таком случае менеджер проекта должен уметь формулировать цели оценки, привлекать специалистов, проводящих анализ деятельности и формирующих перечень критериев оценки, поставить задачу проектировщику и всем другим специалистам.
2. Обучение экспертов (наблюдателей-оценщиков). Рассмотрим особую позицию эксперта-наблюдателя — это должен быть обязательно сотрудник самой организации. Как отмечалось, ЦО дает возможность проводить оценку персонала с учетом всех особенностей культуры и философии организации. Именно участие в оценке экспертов-наблюдателей дает такую возможность. Поработать в качестве экспертов-наблюдателей часто приглашаются специалисты, которые сами работали ранее на тех места, на которых в настоящее время работают оцениваемые. Нередко экспертами выступают руководители испытуемых, которые на два ранга выше их по должности. Это дает возможность использовать весь тот опыт и знания в отношении целей и содержания деятельности, который имеют эксперты. Целесообразно также привлекать в качестве экспертов сотрудников кадровых служб организации.
Перед включением экспертов в ЦО проводится специальная программа отбора и обучения кандидатов на работу в качестве экспертов-наблюдателей. В ходе проведения программы осуществляются оценка личностно-деловых качеств кандидатов (часто с применением элементов центра оценки, с целью погружения будущих экспертов в саму процедуру, получения ими опыта), знакомство их с перечнем и описанием критериев оценки, применяемыми процедурами, программой проведения оценки. Особое внимание уделяется тренингу наблюдения и оценивания.
|