Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Источник перевод книги: "АР-РАХИК АЛЬ-МАХТУМ" Исследование жизнеописания пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Автор: Шейх Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури



ДЕЛЕГАЦИИ.

Авторы книг о военных походах упоминают более чем о семидесяти делегациях. Не имея возможности подробно рассказывать обо всех этих делегациях и, не видя большой пользы в подробном изложении всех деталей, связанных с их пребыванием в Медине, мы только вкратце останавливаемся на том, что оставило сколько-нибудь заметный след в истории. При этом мы хотим напомнить читателю, что хотя большая часть делегаций арабских племен посетила Медину после завоевания Мекки, но некоторые из них приезжали к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до этого.

1. Делегация племени абд аль-кайс. Делегации этого племени посещали Медину дважды, и первое посещение относится к пятому году хиджры или еще более раннему периоду. Один человек из этого племени по имени Мункыз бин Хаййан приезжал в Медину по торговым делам и однажды, приехав туда после появления в Медине посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и, узнав об исламе, он принял ислам и отвез послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, своим соплеменникам, которые также приняли эту религию, после чего тринадцать или четырнадцать человек из числа приехали к нему в один из запретных месяцев. В Медине они задали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вопросы о вере и о напитках, а возглавлял их аль-Ашаддж аль-‘Усри, которому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине есть в тебе два качества, которые любит Аллах: кротость и долготерпение”.

Вторая делегация этого племени в количестве сорока человек посетила Медину в год делегаций. Среди них был и христианин аль-Джаруд бин аль-‘Аля аль-‘Абди, принявший ислам и ставший хорошим мусульманином.[ Комментарии ан-Навави к “Сахиху” Муслима, 1/33; “Фатх аль-Бари”, 8/85–86]

2. Делегация племени даус, посетившая Медину в начале седьмого года хиджры, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в Хайбаре. Раньше мы уже упоминали о том, как принял ислам ат-Туфайль бин Амр ад-Дауси, да будет доволен им Аллах, и о том, что это произошло в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в Мекке. После этого он вернулся к своим соплеменникам и с тех пор не прекращал призывать их к исламу, но они не отвечали на его призывы так долго, что он уже отчаялся в успехе. После этого он вернулся к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и попросил его призвать на дауситов проклятие, однако он сказал: “О Аллах, наставь (племя) даус на путь истиный!” И после этого дауситы приняли ислам, что же касается ат-Туфайля, то он приехал в Медину с семьюдесятью или восемьюдесятью семьями своих соплеменников в начале седьмого года хиджры, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,находился в Хайбаре, где ат-Туфайль присоединился к нему.

3. Фарва, посланец племени бану амр аль-джузами. Фарва, да будет доволен им Аллах, являлся одним из арабских полководцев, который состоял на службе византийского войска и от имени византийцев управлял арабскими племенами, обитавшими на границах с Византией. Сам он жил в Ма‘ане или в прилегавших к нему районах Шама. Этот человек принял ислам, увидев, какую отвагу и искренность проявили мусульмане в битве при Муте в восьмом году хиджры. Решив стать мусульманином, он отправил к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своего посланца, чтобы известить его о своем обращении в ислам, и прислал ему в подарок белую мулицу. Когда об этом узнали византийцы они схватили его и бросили в тюрьму, а потом предложили ему выбирать между отречением от веры и смертью. Он предпочел вероотступничеству смерть, и его распяли в Палестине у источника под названием ‘Афра, отрубив ему голову.[ “Зад аль-ма‘ад”, 3/45; “Тафхим аль-Куран”, 2/169]

4. Делегация из Суда’. Эта делегация прибыла в Медину после того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул аль-Джи‘рану в восьмом году хиджры, снарядив отряд из четырехсот мусульман и велев им отправляться в тот район Йемена, где находился источник под названием Суда’. Когда этот отряд расположился лагерем в вади Канат, о нем узнал Зийад бин аль-Харис ас-Суда’и, который явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я пришел к тебе как представитель тех, кто находится за мной[Зийад имел в виду своих соплеменников], верни же назад свой отряд, а я отвечу перед тобой за своих соплеменников”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернул отряд обратно. Что же касается ас-Суда`и, да будет доволен им Аллах, то он явился к своим соплеменникам и склонил их к тому, чтобы они приехали к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и к нему приехали пятнадцать человек из них, которые принесли ему клятву на верность исламу, а потом вернулись к своим соплеменникам и, в свою очередь, призвали к исламу остальных, после чего ислам получил распространение среди этих людей. Позднее сто человек из них принимали участие в совершении прощального паломничества вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

5. Приезд в Медину Ка‘ба бин Зухайра бин Абу Сульма. Он происходил из семьи поэтов, сам являлся одним из известнейших арабских поэтов и в свое время высмеивал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в своих стихах. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину после осады Таифа в восьмом году хиджры, брат Ка‘ба бин Зухайра, Буджайр бин Зухайр, написал ему письмо, в котором сообщал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, казнил в Мекке несколько человек, высмеивавших его и наносивших ему оскорбления, и что остальные поэты из числа курайшитов разбежались в разные стороны. Далее он писал: “И если тебе дорога твоя жизнь, то поспеши явиться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо, поистине, он не убивает никого из приходящих к нему с покаянием, в противном же случае спасайся, как знаешь”. После этого братья обменивались письмами до тех пор, пока земля не показалась Ка‘бу тесной. Ему стало жалко себя и тогда он явился в Медину, остановившись у одного человека из племени джухайна. После завершения утренней молитвы по совету принявшего его у себя человека, Ка‘б подошел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который не знал его в лицо, сел рядом с ним, вложил свою руку в руку посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, поистине раскаивающийся Ка‘б бин Зухайр явился как мусульманин, чтобы попросить у тебя пощады, так примешь ли ты его покаяние, если я приведу его к тебе?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да”. Тогда он сказал: “Я и есть Ка‘б бин Зухайр!” Услышав это, к нему бросился один из ансаров и стал просить позволения отрубить Ка‘бу голову, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставь его, ибо он пришел с покаянием и отказался от того, что делал прежде!”

И тогда Ка‘б прочитал свою известную касыду,

которая начинается словами:

Рассталась со мной Су‘ад, а сердце мое сегодня

любовь довела до болезни, попало оно в рабство к ее следам, не было выкуплено и его заковали.[ Традиционное для арабской поэзии начало, содержание которого не обязательно связано с содержанием касыды в целом]

В этой касыде он приносил свои извинения

посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и воздавал ему хвалу:

Рассталась со мной Су‘ад, а сердце мое сегодня

любовь довела до болезни, попало оно в рабство к ее следам, не было выкуплено и его заковали.

Мне сообщили, что посланник Аллаха пригрозил мне,

но можно надеяться и на прощение посланника Аллаха.

Не спеши, ведь направил тебя на путь истинный Тот,

Кто даровал тебе Коран, в котором содержатся увещания и подробные рассказы!

Не суди обо мне по словам клеветников, ибо не

совершал я греховного, несмотря на то,

что говорят обо мне многое!

Могу я оказаться в таком положении

и увидеть и услышать то, от чего и слон*, услышав подобное,

дрожал бы беспрестанно, если бы не передали ему,

что посланник с позволения Аллаха прощает его!

Я вложил свою правую руку, которую я не заберу,

в руку того, кто может отомстить и обладает твердым словом.

Того, что если скажу я что-нибудь для развлечения,

а потом скажут: “Передают о тебе то-то, и ты должен

ответить!” – боюсь я больше…

Поистине, посланник это свет, озаряющий собой все,

и обнаженный меч из индийской стали из числа мечей Аллаха![ Имеется в виду тот слон, которого вели на Мекку эфиопы в 570 г.н.э]

После этого он воздал хвалу мухаджирам из числа курайшитов, поскольку когда Ка‘б приехал в Медину, никто из них не говорил о нем ничего, кроме хорошего, восхваляя же их, он выразил порицание ансарам за то, что один из них попросил у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешения отрубить ему голову.

А после того, как Ка‘б принял ислам и стал хорошим мусульманином, он воздал хвалу и ансарам в другой своей касыде, стараясь загладить допущенную им излишнюю резкость по отношению к ним. В этой касыде он написал следующее:

Кто пожелает вести достойную жизнь, пусть не покидает

отряда праведных ансаров:

наследовали они достойные качества из поколение в поколение,

и, поистине, они – лучшие и сыновья лучших!

6. Делегация племени бану ‘узра прибыла в Медину в месяце сафар девятого года хиджры. Она состояла из двенадцати человек, среди которых был и Хамза бин ан-Ну‘ман. Когда их спросили о том, кто они такие, один из них ответил: “Мы из племени бану ‘узра, братья Кусаййа по матери. Мы – те, кто поддержал Кусаййа и вытеснил племена хуза‘а и бану бакр из Мекки, и есть у нас родные и близкие”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оказал им гостеприимство и порадовал их вестью о скором завоевании Шама, запретив им обращаться к прорицателям и употреблять в пищу животных, которых они забивали[Запрет был вызван тем, что прорицатели забивали животных без произнесения над ними имени Аллаха]. Эти люди приняли ислам, прожили в Медине несколько дней, а потом вернулись обратно.

7. Делегация племени бали. Люди из этого племени приехали в Медину в месяце раби аль-авваль девятого года хиджры, приняли ислам и прожили в Медине три дня. Глава делегации Абу-д-Дабиб спросил: “Полагается ли награда за оказание гостеприимства?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да, и все одобряемое (шариатом), что сделаешь ты для богатого или бедного, будет садакой.”[ Имеется в виду, что награда за каждое одобряемое шариатом дело будет равна награде за добровольное даяние неимущим (садака)] И Абу-д-Дабиб спросил о том, в течение какого времени следует оказывать гостеприимство, на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В течение трех дней”. И Абу-д-Дабиб спросил о том, кому принадлежит заблудившаяся и найденная кем-либо овца. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Либо тебе, либо твоему брату[То есть любому другому мусульманину], либо волку”. Когда же Абу-д-Дабиб спросил о том, кому принадлежит заблудившийся и найденный верблюд, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “А что тебе до него? Оставь его, чтобы он сам нашел своего хозяина”.

8. Делегация племени сакиф прибыла в Медину в рамадане девятого года хиджры после возвращения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из похода на Табук. Сакифиты приняли ислам так: их вождь Урва бин Мас‘уд ас-Сакафи явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он вернулся после осады Таифа в месяце зу-ль-ка‘да восьмого года хиджры перед его возвращением в Медину. Урва, да будет доволен им Аллах, принял ислам сам, а потом вернулся к своим соплеменникам и призвал к исламу их, полагая, что они подчинятся ему, поскольку его соплеменники всегда слушались его и любили этого человека больше, чем своих первенцев. Однако когда Урва, да будет доволен им Аллах, призвал их к исламу, они стали стрелять в него из луков со всех сторон и убили его. Через несколько месяцев после его убийства сакифиты стали совещаться между собой и пришли к выводу, что они не в состоянии вести войну с окружавшими их арабами, которые принесли клятву на верность исламу, и решили направить кого-нибудь к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они обратились с этим к Абд Йаляйлю бин Амру и предложили ему взять на себя исполнение этой миссии, но Абд Йаляйль отказался, побоявшись, что когда он вернется обратно, его соплеменники поступят с ним также, как с Урвой, и сказал: “Я не стану делать этого, пока вы не пошлете вместе со мной и других людей”, и тогда они отправили вместе с ним двух человек из числа своих союзников и еще троих из рода бану малик. Таким образом, всего их было шесть человек, и среди них находился Усман бин Абу-ль-Ас ас-Сакафи, который был самым молодым из них.

Когда они прибыли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для них поставили палатку во дворе мечети, чтобы они могли слушать чтение Корана и видеть приходивших на молитву людей. Они стали жить там, часто посещая посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который призывал их к исламу, и в конце концов глава делегации сакифитов попросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он заключил с племенем сакиф мирный договор и разрешил им прелюбодействовать, пить вино и заниматься ростовщичеством, оставил им идола аль-Лат, освободил их от обязательных молитв и не заставлял их собственноручно разбивать их идолов, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказался удовлетворить хотя бы одно из их требований. Тогда они уединились, стали совещаться и в конце концов пришли к выводу, что неизбежно должны будут подчиниться посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а потом объявили ему об этом и приняли ислам. Единственным их условием было то, что разрушением идола аль-Лат займется сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как сакифиты никогда не пойдут на то, чтобы разбивать его собственноручно, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, согласился на это. Он вручил им текст договора и назначил их правителем Усмана бин Абу-ль-Аса ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, поскольку он больше всех старался постичь ислам и изучить основы религии и Коран. Дело в том, что по утрам все члены делегации племени сакиф ходили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставляя Усмана бин Абу-ль-Аса присматривать за своим имуществом, а когда во время полуденной жары они возвращались и ложились отдыхать, Усман бин Абу-ль-Ас отправлялся к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для того, чтобы изучать Коран и расспрашивать его о религии. Если же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спал, он с этой же целью шел к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах. И получилось так, что благодаря этому в период вероотступничества (ридда)* он стал основным источником блага для своих соплеменников, так как когда сакифиты решили отказаться от ислама, он сказал им: “О сакифиты! Вы приняли ислам последними, так не становитесь же первыми из тех, кто отступится от него!”, – в результате чего они отказались от своей идеи и продолжали придерживаться ислама. *[Имеется в виду отказ ряда племен выплачивать закят Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, ставшему халифом после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в 632 г.н.э]

Когда члены этой делегации вернулись к своим соплеменникам, они решили до поры до времени не сообщать им об истинном положении дел, а принялись запугивать их войной и сражениями, выказывать скорбь и печаль и говорить, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потребовал от них принять ислам и отказаться от совершения прелюбодеяний, употребления вина, ростовщичества и ряда других вещей, пригрозив, что в противном случае он пойдет на них войной. Под влиянием высокомерия джахилиййи сакифиты в течение двух или трех дней рвались в бой, но потом Аллах внушил их сердцам страх, и они заявили членам своей делегации: “Возвращайтесь к нему и соглашайтесь на его требования”, после чего посланцы рассказали им всю правду, упомянув о том, какой договор они заключили в Медине, и сакифиты приняли ислам.

Через некоторое время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к сакифитам несколько человек под началом Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, для того, чтобы они разбили идола аль-Лат. Когда они прибыли на место, аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, взял кирку и мотыгу и сказал своим товарищам: “Клянусь Аллахом, я сделаю так, что вы посмеетесь над сакифитами!” А потом он нанес удар киркой и мотыгой и нарочно упал на землю, притворившись, что у него начались судороги. Задрожавшие от страха жители Таифа воскликнули: “Да удалит Аллах аль-Мугиру от милости Своей! Богиня убила его!” – и тогда аль-Мугира вскочил на ноги и сказал: “Да обезобразит вас Аллах, эта богиня – всего лишь куча камней и грязи!” Потом он нанес удар по двери и сломал ее, а затем забрался на самую высокую стену, и за ним последовали остальные. Они разрушили идол аль-Лат, сравняли его с землей, срыв даже его основание, и вынесли оттуда ее украшения и одежды, что повергло сакифитов в изумление. А потом Халид, да будет доволен им Аллах, со своим отрядом привез эти украшения и одежды посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который в тот же день разделил все это между людьми, воздав Аллаху хвалу за то, что Он оказал помощь Своему пророку и возвысил Свою религию.[ “Зад аль-ма‘ад”, 3/26–28; Ибн Хишам, 3/537–542]

9. Послание правителей Йемена. После возвращения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из Табука он получил послание от правителей Химйара аль-Хариса бин Абд Киляля, Ну‘айма бин Абд Киляля, ан-Ну‘мана бин Кайля Зу Ра‘ина, Хамдана и Му‘афира. Их посланцем к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, был Малик бин Мурра ар-Рахави, которого они направили в Медину для того, чтобы сообщить, что принимают ислам и порывают с многобожием и многобожниками. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал им посланние, в котором разъяснял права и обязанности верующих и гарантировал защиту Аллах и Его посланника тем, кто не примет ислам и будет жить среди мусульман на договорных основаниях, согласившись выплачивать джизью, после чего направил к ним несколько своих сподвижников во главе с Му‘азом бин Джабалем, да будет доволен всеми ими Аллах.

10. Делегация племени хамдан, прибывшая в Медину в девятом году хиджры после возвращения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из Табука. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, письменно гарантировал им, что удовлетворит их просьбы, и назначил правителем над ними Малика бин ан-Намта, который должен был управлять теми из них, кто принял ислам, а к остальным он направил Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, чтобы он призвал их к исламу. Он прожил среди этих людей шесть месяцев, обращая к ним свой призыв, но они не ответили ему, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил туда Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, велев ему отослать Халида обратно. Явившись к хамданитам, Али прочитал им послание от посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах, призвал их к исламу и все они приняли ислам. Али написал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, письмо, передав ему эту радостную весть, и когда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прочитали его, он совершил земной поклон в знак благодарности Аллаху, а потом поднял голову и воскликнул: “Мир (племени) хамдан, мир (племени) хамдан!”

11. Делегация племени бану фазара, в которой было больше десяти человек, прибыла в Медину в девятом году хиджры после возвращения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из похода на Табук. Они приехали для того, чтобы принять ислам и пожаловаться на засуху и недород на своих землях. Выслушав их, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на минбар, воздел руки к небу, обратился к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя и сказал: “О Аллах, ороси Твою страну и напои Твой скот, и распространи милость Твою и оживи Твою мертвую землю! О Аллах, ороси нас спасительным и приятным дождем, который даст жизнь растениям на этой земле, и пусть выпадет он скоро и не задерживается и будет полезным, а не вредоносным, и будет обильным! О Аллах, пусть это будет дождь милосердия, а не кары, и не разрушения, и не потопа и не уничтожения! О Аллах, ниспошли нам дождь и помоги нам против (наших) врагов!” /Аллахума,-скы биляда-кя ва баха’има-кя, ва-ншур рахмата-кя ва-хйи баляда-кя-ль-маййита! Аллахумма,-скы-на гайсан мугысан, мари’ан, мари’ан, табакан, васи‘ан, ‘аджилян гайра аджилин, нафи‘ан гайра даррин! Аллахумма, сукйа рахматин, ля сукйа ‘азабин, ва ля хадмин, ва ля гаракин, ва ля махкин! Аллахумма,-скы-на-ль-гайса ва-н-сур-на ‘аля-ль-а‘да’и!”[ “Зад аль-ма‘ад”, 3/48] /

12. Делегация из Наджрана. Наджран – обширная территория, которая располагается на расстоянии семи переходов от Мекки в направлении Йемена. В Наджране находилось семьдесят три селения, а добраться туда быстрым ходом всадник мог за один день. Люди, жившие там, могли выставить сто тысяч бойцов и исповедовали христианство.

Делегация из Наджрана, состоявшая из шестидесяти человек, приехала в Медину в девятом году хиджры. Двадцать четыре человека из них являлись представителями знати, а трое относились к числу правителей Наджрана. Один из них по имени Абд аль-Масих являлся ‘акибом[‘Акиб – наместник] и занимался делами управления. Второго звали аль-Айхам или Шурахбиль. Он был сейидом[Сеййид – господин] и занимался вопросами культуры и политики. Третий был епископом и являлся религиозным и духовным лидером. Его звали Абу Хариса бин ‘Алькама.

Когда члены этой делегации прибыли в Медину и встретились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он стал задавать им вопросы, а они расспрашивали его, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал их к исламу и стал читать им Коран, но они отвергли его призыв и спросили его, что он может сказать об Исе, мир ему. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел этот день в ожидании, а в конце его ему были ниспосланы нижеследующие аяты: “Поистине, подобием Исы пред Аллахом (являлся) Адам: Он создал его из праха, после чего сказал ему: “Будь”, – и он возник. ~ Истина – от Господа твоего, так не будь же (одним) из сомневающихся, ~ а тому, кто станет спорить с тобой о нем*после того, как пришло к тебе знание, скажи: “Давайте позовем наших сыновей и ваших, ваших женщин и наших женщин, нас самих и вас самих, а потом обратимся (к Аллаху) с мольбами и призовем проклятие Аллаха на лжецов!” (“Семейство Имрана”, 59–61) *[ Имеется в виду Иса, мир ему]

Утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им, кем был Иса, сын Марйам, с учетом того, что говорилось в ниспосланных ему священных аятах, и больше в этот день с ними не встречался, предоставив им возможность поразмыслить о том, что он сказал им, однако они отказались согласиться с тем, что им было сказано относительно Исы. На следующее утро после того, как они отказались и согласиться со словами Аллаха об Исе, и принимать ислам, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предложил им призвать друг на друга проклятия, а сам вышел вперед, прикрыв аль-Хасана и аль-Хусайна полами своей одежды, тогда как Фатима, да будет доволен ею Аллах, шла сзади. Увидев, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, настроен весьма серьезно и готов сделать то, о чем говорит, они отошли в сторону и стали совещаться, и все ‘акибы и сеййиды говорили друг другу: “Не делай этого, ибо, клянусь Аллахом, если он действительно пророк, а мы станем призывать друг на друга проклятия, то не преуспеем ни мы, ни наши потомки, и не останется на земле от нас ничего!” В конце концов они решили, что следует подчиниться посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего пришли к нему и сказали: “Поистине, мы дадим тебе то, чего ты требуешь”, – и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, договорился с ними о том, что они будут выплачивать джизью, и заключил с ними мир, по условиям которого они должны были доставлять ему две тысячи одежд в год, одну из которых в месяце раджаб, а другую – в месяце сафар, присовокупляя к каждой одежде одну укийю золота. Взамен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, гарантировал им защиту Аллаха и защиту Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и предоставил полную свободу вероисповедания, вручив им грамоту, где все это было зафиксировано письменно. Кроме того, они попросили, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал с ними надежного человека, и он отправил с ними доверенного этой общины Абу Убайду бин аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах, чтобы он собирал денежные средства в соответствии с заключенным договором.

После этого ислам стал распространяться среди жителей Наджрана. Сообщается, что сеййид и ‘акиб приняли ислам после возвращения в Наджран и что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к ним Али, да будет доволен им Аллах, для того, чтобы он доставил ему собранные закят и джизью, между тем известно, что закят взимается только с мусульман.[ “Фатх аль-Бари”, 8/94–95; “Зад аль-ма‘ад”, 3/38–41. Сообщения о посещении Медины делегацией из Наджрана во многом отличаются друг от друга, и некоторые исследователи даже склоняются к тому, что делегация оттуда приезжала к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, дважды. Здесь мы вкратце излагаем то, что представляется нам наиболее вероятным]

13. Делегация племени бану ханифа прибыла в Медину в девятом году хиджры. Она состояла из семнадцати человек, среди которых был и лжепророк Мусайлима, полное имя которого Мусайлима бин Сумама бин Кябир бин Хабиб бин аль-Харис из племени бану ханифа. [“Фатх аль-Бари”, 8/87] Члены этой делегации остановились в доме одного из ансаров, а потом явились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и приняли ислам. Что же касается лжепророка Мусайлимы, то сообщения о нем отличаются доуг от друга. Анализ всех известных сообщений ясно показывает, что он проявил высокомерие, заносчивость и стремление к власти и не пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с остальными, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то сначала он хотел склонить его к себе добрыми словами и делами, когда же это не оказало никакого воздействия, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стало ясно, что этот человек таит в себе зло.

А перед этим пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел во сне, что ему были дарованы сокровища земли и что в руках у него оказались два золотых браслета, которые стали увеличиваться и доставлять ему беспокойство. И ему было ниспослано в откровении, что он должен подуть на них, когда же он сделал это, браслеты исчезли. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, истолковал этот сон, поняв, что под этими браслетами подразумеваются два лжеца, которые появятся среди людей после его смерти. После того, как Мусайлима, говоривший: “Я последую за Мухаммадом, если он велит передать власть после себя мне”, проявил свое высокомерие, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, державший в руке голую пальмовую ветвь, пришел к нему вместе со своим оратором Сабитом бин Кайсом бин Шаммасом, да будет доволен им Аллах, и остановился перед Мусайлимой, находившимся среди своих товарищей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заговорил с ним, а Мусайлима сказал ему: “Если хочешь, мы не будем мешать тебе, но после тебя власть перейдет к нам”. На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы ты попросил у меня эту ветку, я не отдал бы тебе даже ее! И тебе ни за что не избежать предустановления Аллаха, ибо Он поразит тебя, если ты откажешься[Имеется в виду отказ подчиниться пророку, да благословит его Аллах и приветствует]! Клянусь Аллахом, я вижу, что ты и есть тот, кто был мне показан во сне, а Сабит ответит тебе за меня!”, – после чего он удалился[См.: “Сахих” аль-Бухари, “Глава о делегации бану ханифа” и “Глава об истории аль-Асвада аль-‘Анси”, 2/627–628; “Фатх аль-Бари”, 8/87–93].

И в конце концов сбылось именно то, что усмотрел в нем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Мусайлима вернулся в Йамаму, он продолжал размышлять о том, как разделить с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, власть, а через некоторое время заявил, что и он является пророком, стал произносить рифмованные слова и разрешил своим соплеменникам употреблять вино и совершать прелюбодеяния, но вместе с тем Мусайлима свидетельствовал о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является истинным пророком. Многие его соплеменники поддались этому искушению и последовали за ним, а через некоторое время он приобрел такое большое влияние, что его стали называть “Милостивым Йамамы” /Рахману-ль-Йамама/. Он написал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, письмо, в котором говорилось следующее: “Поистине, я был сделан сотоварищем тебе, и поэтому нам принадлежит половина[Здесь речь идет о власти], а курайшитам – другая половина”, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на него своим письмом, в котором было сказано: (“Преграды”, 128) “Поистине, земля принадлежит Аллаху, и Он сделает ее наследием кого пожелает из рабов Своих , а исход[Имеется в виду благополучное завершение всех дел]– за богобоязненными”[“Зад аль-ма‘ад”, 3/31–32].(“Преграды”, 128).

Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда два посланца Мусайлимы, Ибн ан-Наваха и Ибн Асаль, приехали к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил их: “Засвидетельствуете ли вы, что я – посланник Аллаха?” Они сказали: “Мы свидетельствуем, что Мусайлима – посланник Аллаха”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Уверовал я в Аллаха и посланника Его! Если бы я убивал посланников, то обязательно убил бы вас обоих!”[ Этот хадис приводит имам Ахмад. См.: “Мишкат аль-масабих”, 2/347]

Мусайлима объявил себя пророком в десятом году хиджры и был убит во время военных действий в Йамаме во времена халифата Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в месяце раби аль-авваль двенадцатого года хиджры. Его убил Вахши, тот самый, который в битве при Ухуде убил Хамзу, да будет доволен им Аллах. Вторым лжепророком стал аль-Асвад аль-‘Анси из Йемена. Его убил Файруз, который отрубил ему голову за день до кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует, узнавшего о его смерти из откровения и известившего об этом своих сподвижников, а потом Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, получил из Йемена подтверждение того, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

14. Делегация племени бану амир бин са‘са‘а. В состав этой делегации входили враг Аллаха Амир бин ат-Туфайль, брат Лябида по матери Арбад бин Кайс, Халид бин Джа‘фар и Джаббар бин Аслам. Все они были предводителями этого племени и шайтанами в человеческом облике. Так, например, Амир предал сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у Бир Ма‘уна, а когда они решили отправиться в Медину, Амир и Арбад сговорились между собой убить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Явившись в Медину, Амир стал говорить с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а Арбад зашел сзади и уже вытащил свой меч из ножен на пядь, но потом Аллах удержал его руку, и он не смог обнажить меч. Так Аллах защитил Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который призвал на них проклятия. Когда они возвращались, Аллах поразил Арбада и его верблюда молнией, испепелившей его, что же касается Амира, то он остановился у одной женщины из племени бану салюль, где у него разболелось горло, и он умер со словами: “Неужели горло мое уподобилось горлу верблюда, и умру я у женщины из бану салюль?”

В “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что Амир пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я предлагаю тебе одно из трех: либо ты будешь властвовать над теми, кто живет на равнине, а я буду властвовать над жителями городов, либо я стану твоим преемником, либо я пойду на тебя войной с племенем гатафан на тысяче коней и тысяче кобылиц”. А потом его поразила чума в доме одной женщины, и он воскликнул: “Неужели горло мое уподобилось горлу верблюда[Имеется в виду, что горло его распухло], и умру я у женщины из такого-то племени? Приведите мне моего коня!” - после чего он сел верхом, а через некоторое время умер.

15. Делегация племени туджайб в составе тринадцати человек привезла в Медину то, что осталось после распределения закята между бедняками этого племени. Эти люди хотели научиться Корану и сунне и обратились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами, которые он удовлетворил, дав им соответствующую грамоту. Их пребывание в Медине было недолгим, а когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил им уехать, они прислали к нему одного юношу, которого оставляли присматривать за своими вещами. Этот юноша сказал: “Клянусь Аллахом, я покинул свою землю только для того, чтобы ты попросил Всемогущего и Великого Аллаха простить и помиловать меня и сделать так, чтобы мое сердце ни в чем не нуждалось”. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с такой мольбой за него, после чего он стал самым нетребовательным человеком и не только сам твердо придерживался ислама в период вероотступничества, но увещал и наставлял своих соплеменников, благодаря чему и они не отступились от веры. Члены этой делегации встретились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, еще раз во время прощального паломничества в десятом году хиджры.

16. Делегация племени тай, в составе которой находился один человек по имени Зайд аль-Хайль. После того, как члены этой делегации поговорили с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, призвавшему их к исламу, они приняли ислам и стали хорошими мусульманами, а о Зайде, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал следующее: “Раньше, когда мне сначала говорили о достоинствах кого-либо из арабов, а потом он приходил мне, я всегда убеждался в том, что его перехваливали, и это касается всех, кроме Зайда аль-Хайля, ибо, поистине, не все его достоинства были перечислены (мне)!” – а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал его Зайд аль-Хайр.[ “Хайр” – благо]

На протяжении девятого и десятого года хиджры делегации прибывали в Медину одна за другой. Так, например, авторы жизнеописаний и книг о военных походах упоминают о целом ряде делегаций, прибывших из Йемена, а также о делегациях таких племен как аль-азд и бану Са‘д хазим из группы племен куда‘а, бану амир бин кайс, бану асад, бахра, хаулян, мухариб, бану-ль-харис бин Ка‘б, гамид, бану-ль-мунтафик, саламан, бану ‘абс, музайна, мурад, забид, кинда, зу мурра, гассан, бану ‘айш и, наконец, делегация племени нах‘, которая стала последней. Эта делегация состояла из двухсот членов и прибыла в Медину в середине месяца мухаррам одиннадцатого года хиджры. Большинство делегаций вышеупомянутых племен посетило Медину в девятом и десятом годах хиджры и только часть из них побывала там в одиннадцатом году.

Непрерывная череда этих делегаций свидетельствует о том, что исламский призыв имел полный успех, а его власть и влияние распространились на всю территорию Аравийского полуострова. Отныне арабы взирали на Медину с таким почтением, что им оставалось только подчиняться ей, поскольку Медина стала столицей Аравии, и не считаться с ней было уже нельзя. Вместе с тем мы не можем утверждать, что новая религия утвердилась в сердцах всех этих людей, поскольку среди них было много бедуинов с черствыми сердцами, которые приняли ислам только потому, что это сделали их вожди, тогда как их собственные души, в которых укоренилась любовь к набегам, еще не очистились, и наставления ислама еще не успели исправить их полностью. О некоторых из них в Коране говорится так: “Бедуины наиболее упорны в неверии и лицемерии и более всего склонны к тому, чтобы пребывать в неведении относительно установлений, ниспосланных Аллахом Его посланнику, а Аллах – Знающий, Мудрый. ~ И есть среди бедуинов считающие то, что они расходуют (на пути Аллаха), убытком и выжидающие, когда вас постигнут беды. Да постигнет беда их самих, а Аллах – Слышащий, Знающий!”(“Покаяние”, 97–98) Другим же в Коране воздается хвала: “И есть среди бедуинов (такие,) которые веруют в Аллаха и в Последний день и считают, что расходуемое позволит (им) приблизиться к Аллаху и (побудит) посланника (обращаться к Аллаху с) мольбами (за них). Поистине, так оно и есть: для них это является средством приближения. Аллах уже скоро окажет им милость Свою, (ведь,) поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный” (“Покаяние”, 99).

Если же говорить о мекканцах, мединцах, сакифитах и многих жителях Йемена и Бахрейна, то они были тверды в исламе, и именно к их числу относятся виднейшие сподвижники и руководители мусульман.[ См.: “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/144. О деталях, касающихся упомянутых нами делегаций, см.: “Сахих” аль-Бухари, 1/13, 2/626–630; Ибн Хишам, 2/501–503, 510–514, 537–542, 560–601; “Зад аль-ма‘ад”, 3/26–60; “Фатх аль-Бари”, 8/83–103; “Рахматун ли-ль-алямин”, 1/184–217]

_______________________________________

Источник перевод книги: "АР-РАХИК АЛЬ-МАХТУМ" Исследование жизнеописания пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Автор: Шейх Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури.



Просмотров 2656

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!