Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Соперничество колониальных держав в Азии



Богатые районы Юго-Восточной Азии были также местом соперничества Англии и Франции за захват чужих земель. К концу 1887 г. Англия завершила закабаление Малайского полуострова, установив там свой протекторат. Франция, уже ранее владевшая южной частью Индокитая, вторглась в Аннам (Центральный Вьетнам) и в 1883 г. захватила его. Французское вторжение вызвало сопротивление вьетнамского населения, а также войну Франции с Китаем, правительство которого считало Вьетнам своим вассальным владением. Затяжная война потребовала больших расходов и посылки все новых подкреплений. И хотя французы в битве при Ланг-Соне потерпели поражение, все же им удалось в 1885 г. принудить Китай признать французский протекторат над Тонкином (Северный Вьетнам).

К концу 90-х гг. после жестокой колониальной войны весь Вьетнам был порабощен Францией. Англия поспешила в 1885 г. оккупировать Бирму. Завоевание Вьетнама Францией и захват Англией Бирмы привели эти страны к борьбе за Сиам (Таиланд), которая завершилась разделом этой страны на сферы влияния: западную – английскую и восточную – французскую.

На рубеже 80-90 гг. Ближний Восток привлек к себе особое внимание как немецких промышленных и банковских магнатов, так и государственных деятелей. Первый визит германского императора к турецкому султану в 1889 г. считается началом нового этапа развития германо-турецких отношений. Одним из результатов этой поездки стало подписание в 1892 г. договора о торговле и судоходстве между Германией и Османской империей.

Соперничество в области железнодорожного строительства, являвшееся наиболее характерным для противоречий ведущих держав на рубеже XIX-XX вв., сыграло особую роль в развертывании германской экспансии на Ближнем Востоке. В экономическом наступлении против своих конкурентов на ближневосточном рынке германский финансовый капитал пользовался методами, которые в такой концентрированной форме не проявлялись ни в одной другой зоне экспансии Германии. Следующая поездка германского императора в Стамбул в 1898 г. открыла второй этап в экспансионистской политике Германии в Османской империи.

Сердцевиной ближневосточной экспансии стала так называемая «политика Багдадской железной дороги». Создание в 1889 г. «Оттоманского общества Анатолийских железных дорог» явилось важной вехой в развертывании германского натиска в Османской империи. Германский кайзер и ведомство иностранных дел считали строительство Багдадской магистрали важнейшей “национальной” внешнеполитической акцией. Экономика монополистического капитализма стала оказывать определяющее влияние на решение задач германской внешней политики.

Правящие круги Германии стремились с помощью Багдадской железной дороги поставить под свой контроль Османскую империю и держать под ударом английские позиции в Индии и Египте, а также позиции России на Кавказе и в Средней Азии. Цели Германии противоречили и интересам Франции, обладавшей в конце XIX в. значительными политическими и экономическими позициями в районе Ближнего и Среднего Востока.

Серьезное противодействие этим планам оказывала британская дипломатия. Сооружение немцами Багдадской магистрали ставило под вопрос английские позиции в районе Персидского залива. Особенно упорное сопротивление этому строительству оказывала «средневосточная» группировка английских правящих классов, требовавшая установления безраздельного британского господства в Красном море. В то же время, стремясь преодолеть сопротивление других государств, германская дипломатия пыталась достигнуть компромиссного соглашения с каждым из них.

В результате франко-германского соглашения от 6 мая 1899 г. французский капитал был допущен к участию в строительстве Багдадской железной дороги. В январе 1902 г. вопрос о предоставлении концессии на строительство и эксплуатацию железной дороги к Персидскому заливу был решен окончательно. Соглашение о распределении акций Багдадской железной дороги между финансистами Германии и Франции, подписанное в феврале 1903 г., закрепила германский контроль над магистралью. Германии удалось добиться серьезных успехов в борьбе со своими соперниками в Османской империи – Англией и Францией в финансовой сфере. Темпы роста французских инвестиций в Турции замедлились, однако Франция продолжала оставаться основным кредитором этой страны, а Германия заняла второе место среди ее кредиторов.

В конце XIX - начале ХХ вв. Османская империя служила главной сферой экспансии германского колониализма. В тот период едва ли можно найти аналогичный период столь наглядной демонстрации механизма «мирного проникновения», распределения ролей между дипломатией и финансовым капиталом в осуществлении зарубежной экспансии. В соединении с мощным промышленно-финансовым потенциалом немецких монополий это явилось причиной того, что в применении метода «мирного проникновения» Германия добилась здесь наибольших успехов.

На рубеже XIX и ХХ вв. территориальный раздел мира между колониальными державами в основном был завершен, началась борьба за его передел.



Просмотров 1388

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!