![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Фискальная политика, ее цели и инструменты
Принципы налогообложения Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания): 1) принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения; 2) принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому; 3) принцип удобствакаждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика; 4) принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А. Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов: 1. этические принципы обложения: * всеобщность налогов; * соразмерность обложения с платежеспособностью; 2. принципы управления налогами: * определенность обложения; * удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков; * дешевизна взимания; 3. народнохозяйственные принципы: * надлежащий выбор источников налогов; * правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь 1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. 2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией РБ, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ. 3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства. 4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство РБ, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории РБлибо создающих в нарушение Конституции РБи принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами. 5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством. Классификация налогов Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. 1) В зависимости от субъектов уплаты: физические и юридические лица. 2) По объекту обложения: имущество, земля, капитал, средства на потребление. 3) В зависимости от источника уплаты: з/п, выручка, доход, прибыль, себест-ть 3) По принадлежности к уровню власти: а) Республиканские устанавливаются законодательными актами и обязательны к уплате на всей территории РБ. К ним относятся: НДС; акцизы; налоги на имущество; налог на прибыль; налоги на доходы; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; подоходный налог с физических лиц; оффшорный сбор; консульский сбор; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; гос пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины. б) Местные устанавливаются нормативными правовыми актами местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей. 4) По способу изъятия: Прямые - взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Ими признаются НДС и акцизы, если иное не установлено Президентом РБ или нормами международных договоров, действующими для РБ. 5) По назначению: а) Общие - поступают в единую кассу гос-ва. Предназначены для общегос мероприятий. б) Специальные целевые - имеют определенное назначение и формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования и др.) 62. Госбюджет. Дефицит государственного бюджета. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ — 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. 63.Способы финансирования государственного бюджета. Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники его финансирования (покрытия). Сокращение расходов и увеличение доходов - это самые элементарные действия, которые можно предпринять. Но если дефицит продолжает сохраняться, то включается механизм дефицитного финансирования бюджета. Существует несколько способов финансирования государственного бюджета: 1)За счет эмиссии денег - монетизация бюджетного дефицита. Этот способ заключается в том, что государство увеличивает денежную массу в обращении, это собственное производство денег, или «сеньораж» (печатанье денег). Прямая эмиссия денег сейчас практически не используется, т.к. связано с усилением инфляции. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком правительству кредитов для покрытия бюджетного дефицита, что тоже ведет к инфляции. 2)Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Внутренний государственный долг - это сумма задолженности государства своим юридическим, физическим лицам. В развитых странах его определяют как объем непогашенных государственных ценных бумаг. К их числу относятся государственные облигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные- до одного года- казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно. 3)Внешнее долговое финансирование дефицита государственного бюджета. Внешний государственный долг - это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными банками, международными финансовыми организациями и т.д. [8, c.296] Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывает мене инфляционный эффект, чем его монетизация. При использовании внешних займов для структурной перестройки экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит станет способствовать развитию производства. Однако в странах с переходной экономикой полученные средства часто идут на финансирование возросших расходов по управлению, содержанию правоохранительных органов, выплату трансфертов, что снижает эффективность внешних займов. Они могут быть неэффективны и в том случае, если проценты по ним велики или краткосрочные займы используются для финансирования долгосрочных проектов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не являются полностью не инфляционным. Однако более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита. Какой бы способ финансирования дефицита государственного бюджета не применялся, его рост при прочих равных условиях будет повышать равновесный уровень норм процента и снижать темпы экономического роста, одновременно внося структурные изменения в объем производства и, вытесняя из него некоторуюдолю инвестиций. На краткосрочном временном интервале увеличение дефицита бюджета, возможно, будет стимулировать рост реального объема производства. Однако на долгосрочных вреенных интервалах, этот процесс вызовет повышения равновесного уровня цен. Лишний раз хочется подчеркнуть, что для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения её динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом не применялись. 64.Фискальная политика государства. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Фискальная политика, ее цели и инструменты Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Целями фискальной политики являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции). Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно:государственные закупки, налоги, трансферты.
![]() |