![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Рекомендуемые виды деятельности на этапах урока
Приложение С Непосредственно образовательный компонентздоровьесберегающих педагогических технологий реализуется в профессиональной деятельности учителя в учебном процессе. Ему необходимо обратить внимание на целый ряд аспектов. Среди них особого внимания заслуживают следующие вопросы, которые необходимо решатьв обучении:
· Включение в содержательную часть урока , вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.Для этого при рассмотрении учебного материала учитель может прибегнуть к демонстрации примеров, прослеживающих такие связи, обратить внимание на формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, на выработку понимания сущности здорового образа жизни и потребности в нем, по мере возможности вырабатывать индивидуальный способ безопасного поведения, практиковать обсуждение возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. · Учет закономерностей динамики изменений умственной работоспособности в течение урока.Общая закономерность ее изменений в том, что в первые 5 мин любого урока идет привыкание к учителю и предмету. После этого работоспособность постепенно повышается, достигая оптимума приблизительно к 10-й мин. Устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин в начальной школе, 20-25 мин в основной школе и 25-30 мин в старшей. Таким образом, примерно к 20-25-й, 30-35-й и 35-40-й мин урока на разных ступенях обучения соответственно отмечается утомление, которое не только означает снижение продуктивности учебной работы, но и заставляет организм работать с большим напряжением. С учетом динамики изменений умственной работоспособности можно рекомендовать следующие виды педагогической деятельности на различных этапах урока (табл.). Таблица Рекомендуемые виды деятельности на этапах урока
Факторы организации и методики проведения урока, провоцирующие раннее наступление утомления: ♦ профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителя; ♦ негативные особенности традиционной системы школьного обучения; ♦ перегруженность школьных программ и интенсификация учебного процесса; ♦ переполненность классов учащимися, затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса; ♦ несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе; ♦ нарушение организационно-педагогических требований к образовательному процессу. Надо учитывать и то, что у школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстрее даже при умеренной учебной нагрузке. Визуальный и психологический контроль наступления утомления учителем должен быть обязательным условием здоровьесберегающего урока. Внешние проявления утомления учащихся: ♦ ослабление внутреннего торможения - двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; ♦ появление чувства усталости; ♦ снижение скорости и ритмичности выполнения заданий с увеличением числа ошибок; ♦ шум в классе; ♦ нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка; ♦ изменение почерка; ♦ динамизм телодвижений (кривляние); ♦ вегетативные реакции - потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса; ♦ жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе; ♦ попытки учащихся младших классов помочь себе сосредоточиться «внешней» речью (прогова-риванием текста). Общие и характерные симптомы утомления проявляются у школьников ощущениями физиологического дискомфорта: ♦ болями и неприятными ощущениями в разных частях тела; ♦ развитием отрицательных эмоций, раздражимости, нервозности, чувства бессилия, иногда -агрессии; ♦ ухудшением внимания; ♦ изменением отношения к работе и появлением желания отдохнуть. У учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, постепенно развивается переутомление, лежащее в основе многих психосоматических заболеваний. Поэтому предупреждение явного утомления, умелый контроль, поддержание и восстановление работоспособности школьников в процессе обучения - важные меры сбережения их здоровья. Но трудно ожидать, что активная умственная деятельность на уроке не будет давать утомления. Нормой считается, если его признаки появляются не ранее чем за 5-10 мин до окончания урока. · Темп и особенности окончания урока.Желательно, чтобы завершение урока было спокойным, учащимся была предоставлена возможность задать учителю вопросы, а учитель мог прокомментировать задание на дом и попрощаться со школьниками. Нежелательные характеристики окончания урока: ♦ неоправданно быстрый темп заключительной части, ее скомканность; ♦ отсутствие времени на вопросы учащихся; ♦ необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания; ♦ задержка учащихся в классе после звонка на перемену. · Плотность урока - важный показатель не только активности школьников при выполнении учебной работы, но и критерий адекватности умственной нагрузки. Плотность урока рассчитывается как отношение времени, затраченного учеником на все виды учебной деятельности, ко всему времени урока, рассчитанное в процентах. К учебной деятельности во время урока относятся: участие в опросе, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормальной считается плотность урока в диапазоне от 60 до 75%. Но надо учитывать, что ее оптимальные значения сугубо индивидуальны для каждого школьника. · Благоприятный психологический климат на урокеслужит одним из показателей успешности его проведения.) Урок неполноценен, если в ходе него не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток и т.д. Наличие в процессе урока неоправданных стрессов, отрицательных эмоций, значительного психофизического напряжения, чувства взаимной неприязни и т.п. может провоцировать развитие дидактогений. · Интегральным показателем эффективности урокаможно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное или утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, взвинченное. Не меньшее значение имеет состояние учителя. · Физкультурно-оздоровительный компонент. Этот компонент реализуется через оптимизацию двигательного режима учащихся непосредственно в образовательном учреждении. ♦ гимнастика до занятий способствует более организованному их началу, позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятие, внимание, память и др.); ♦ физкультминутки при первых признаках наступающего утомления 1-2 раза в ходе урока в течение 1-1,5 мин; ♦ физкультпаузы при обычной структуре урока проводятся в течение 2-3 мин приблизительно на 25-30-й мин урока.
![]() |