Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Аппаратная реализация компьютера



Список вопросов к зачету

1. Понятие информации.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информацион­ные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

2. Виды информации и ее свойства.

графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

звуковая (акустическая)— мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г. ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Основные свойства информации:
Объективность – не зависит от чего-либо мнения
Достоверность – отражает истинное положение дел
Полнота – достаточна для понимания и принятия решения
Актуальность – важна и существенна для настоящего времени
Ценность (полезность, значимость)- обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения
Понятность (ясность)– выражена на языке, доступном получателю

Кроме этого информация обладает еще следующими свойствами:
1) Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо). Важнейшими среди них являются:- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию)
2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:
- копирование – размножение информации
- передача от источника к потребителю
- перевод с одного языка на другой
- перенос на другой носитель
- старение (физическое – носителя, моральное – ценностное)
3) Практические свойства - информационный объем и плотность

 

3. Способы представления информации.

Информационное поле - это находящаяся в поле зрения оператора часть пространства, предназначенная для передачи информации, представленной совокупностью оптических образов.
Все сообщения, поступающие на средства воспроизведения информации, кодируются, т.е. всему сообщению или отдельным его частям присваивается определенный символ.
Различают три основные группы символов: геометрические, физические и цифровые.
Геометрические выражают значение какого-либо фактора длиной линии, расстоянием между двумя точками или углом. Они используются и для воспроизведения трехмерной информации.
Физическиеотображают значения параметров физическим состоянием носителя информации. В качестве физической символики используются: интенсивность одноцветной окраски участков поверхности носителя - тонография; степень почернения светочувствительного материала - фотография; интенсивность свечения люминесцентного вещества - люминография; величина электрического потенциала в точках наэлектризованного диэлектрика - электроннография; цвет окраски участков поверхности носителя - колография; величина магнитной индукции в элементах намагниченного носителя - феррография.
Знаковые (цифровые) символы отображают цифры, буквы и условные знаки, их сочетания, соответствующие системам счисления.
Для кодирования информации применяется ряд способов: например изменение формы, цвета и размера знаков; положения и ориентации знаков на информационном поле; яркости свечения.

Применяют три основных способа: 1) буквенно-цифровой; 2) в виде специальных условных знаков; 3) с помощью линий, площадей, геометрических фигур.
Буквенно-цифровой способ представления информации широко распространен, как наиболее привычный и удобный для восприятия. Символы кода (буквы, цифры) объединяются в более сложные кодовые группы (слова, числа, таблицы), которые отображают действительные предметы или отвлеченные понятия.
Способ представления информации в виде специальных условных знаков применяют для упрощения понимания и запоминания информации при визуальных способах. При этом часто используют специальные символы, особенно тогда, когда воспроизводимое понятие или объект имеют характерные изобразительные формы. Этот способ удобен для восприятия логических взаимосвязей отдельных элементов систем, для отображения решения, состояния управляемых объектов, типов объектов. Максимальное число различных символов ограничивается памятью оператора. Для облегчения восприятия информации в условиях кратковременного воспроизведения быстроменяющейся обстановки используются символы различных цветов, частот мерцаний и яркостей.
Способ представления информации с помощью линий, площадей, геометрических фигурприменяют тогда, когда некоторые виды информации невозможно отобразить на визуальных индикаторах с помощью буквенно-цифровых знаков или символов. Так, авиалинии, изотермы, дороги, топографические контурные линии, графики функций, метеорологические карты лучше всего воспроизводить прочерчиванием линий.
Часто возникает необходимость воспроизводить площади, геометрические фигуры: для обозначения болот, участков выпадения вредных осадков, районов действий, различных участков на картах и графиках.
Информационные поля могут строиться в виде: текста, таблиц, условных знаков на картах, схем, экранов, сетевых графиков, функциональных графиков, диаграмм, гистограмм и т.д.
Целесообразность использования того или иного вида кодирования определяется видом информации.

 

4. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

Достоинства дискретного (цифрового) представления информации:

• простота

• удобство физической реализации

• универсальность представления любого вида информации

• уменьшение избыточности сообщения

• обеспечение защиты от случайных искажений или нежелательного доступа

5. Двоичное представление информации.

Двоичное представление информации.

При конструировании компьютеров был выбран двоичный алфавит {0, 1}, что позволило использовать достаточно про­стые устройства для представления и автоматического распо­знавания программ и данных. Именно простота сделала этот принцип кодирования таким распространенным. Наряду с этим свойством двоичное кодирование обеспечивает удобство физической реализации, универсальность представления лю­бого вида информации, уменьшение избыточности сообще­ния, обеспечение защиты от случайных искажений или не­желательного доступа. Наиболее распространены кодировки компьютерных символов: ASCII, Win1251, ДКОИ-8.

 

6. Способы измерения количества информации.

1. Содержательный подход.

2. Алфавитный подход.

3. Вероятностный подход.

1. Содержательный подход.

Количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, которое оно несет приемнику информации (получающему человеку).

Американский инженер Р. Хартли в 1928 г. процесс получения информации рассматривал как выбор одного сообщения из конечного, наперёд заданного, множества из N равновероятных сообщений, а количество информации I, содержащееся в выбранном сообщении, определял как двоичный логарифм N.

Формула Хартли: I = log2

Пример. В лотерейном барабане 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере?

Решение.

Выпадение любого из шаров равновероятно. Поэтому количество информации о первом выпавшем номере можно найти из уравнения

2I=32

Отсюда I=5.

Примеры равновероятных сообщений:

а) при бросании монеты выпала решка или орел;

б) на странице книги: количество букв чётно или нечётно.

Примеры не равновероятных сообщений.

Для сообщения «первой выйдет из дверей здания женщина» или «первым выйдет из дверей здания мужчина» значение зависит от того, о каком здании идет речь. Если это станция метро, то вероятность выйти из дверей первым одинакова для мужчины и женщины. А если это военная казарма? А если это женская консультация?

2. Алфавитный подход.

Позволяет определить количество информации, заключенной в тексте.

Пусть i – количество информации, которое несет один символ, вычисляется по формуле:

i = log2N,

где N – мощность данного алфавита.

Тогда количество информации во всем тексте I может быть определено как

I = i * K,

где К – количество символов в тексте.

Пример. Книга, набранная на компьютере, имеет 150 страниц, на странице 40 строк, в каждой строке 60 символов. Каков полный объем информации?

Решение. Мощность компьютерного алфавита равна 256. Один символ несет один байт информации. Объем всей информации:

150 * 40 * 60 = 360 000 байт.

3. Вероятностный подход.

Определяет количественную связь между вероятностью появления некоторого события (р) и количеством информации в сообщении о наступлении этого события, учитывающую возможную неодинаковую вероятность сообщений в наборе:

i = log2(1/p).

Для задач такого рода американский учёный Клод Шеннон предложил в 1948 г. следующую формулу определения количества информации:

I = – ( p1log2 p1 + p2 log2 p2 + . . . + pN log2 pN),

где pi – вероятность наступления i – го события из набора, в котором может быть N событий.

Заметим, что при равных вероятностях p1, ..., pN, каждая из них равна 1/N, и формула Шеннона превращается в формулу Хартли.

 

7. Содержание и характеристики базовых информационных процессов: сбора, хранения, обработки и передачи информации

Информационные процессы

Очевидно, чтобы иметь возможность сохранить или передать сведения об объектах и явлениях внешнего мира, необходимо' придать мысли материальную форму. Процессы изменения формы представления информации или ее содержания принято называть ее обработкой. Следовательно, данные – результат такого преобразования информации, при котором форма ее представления изменяется таким образом, что создается возможность хранить, передавать и обрабатывать информацию. Такая форма представления информации называется данными [10]. Процесс такого преобразования называется кодированием. При этом термин “код” служит для обозначения системы символов, применяемой для хранения, передачи и обработки информации.

Взаимосвязь объектов внешнего мира, информации и данных представлена на рис. 1.3. Из представленной схемы понятно, что когда человек считывает данные, в его сознании они воспринимаются как информация.

Совокупность последовательных действий, производимых над информацией, принято называть информационными процессами. В соответствии с [15] к числу информационных процессов относятся сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации. Рассмотрим подробнее эти процессы.

Сбор информации

Условимся понимать, что сбор информации представляет собой процесс ее сосредоточения в устройствах внешней памяти компьютера. Очевидно, что первым этапом этого процесса является получение информации от объектов внешнего мира. На этом этапе реализуется способность живых организмов отражать различные свойства объектов, явлений и процессов окружающего мира. Все живые существа, даже самые простейшие, воспринимают информацию об окружающей их среде и реагируют на нее в целях обеспечения условий для своего существования и продолжения рода. У высших животных и человека для получения информации об окружающей среде имеются органы чувств, через которые воспринимается информация определенного вида.

Необходимость обмена информацией для обеспечения сохранения вида привела к появлению и развитию средств общения между живыми существами. У человека одним из таких средств общения является речь. В процессе общения объекты, их свойства* и связи между ними, отраженные в сознании человека, обозначаются соответствующим образом. Такие обозначения составляют основу языка и называются именами. Следовательно, в сознании человека полученная информация существует в форме мысли, выраженной в образах или в терминах устной речи. Это объясняется тем, что естественные человеческие языки представляют собой системы кодирования понятий для выражения мыслей посредством речи [5].

Второй этап процесса сбора информации заключается в том, что ее необходимо из сознания человека перенести в память компьютера. Для этой цели служат различные прикладные программы и устройства ввода. Очевидно, что при этом слова или образы, существующие в сознании человека, нужно преобразовать в форму, удобную для обработки компьютером, т.е. закодировать ее.

В способах получения информации человек пошел намного дальше других живых существ – он создал приборы, позволяющие извлекать ту информацию, которая недоступна ему в непосредственных ощущениях. К числу таких приборов относятся электронный микроскоп, телескоп, термометры, приборы инфракрасного видения, приборы фиксации ультразвука, радиометры и т.д. Более того, созданы системы, позволяющие организовать автоматический (без участия человека) сбор информации. Например, ЭВМ может периодически “опрашивать” один или несколько входных источников информации, “считывая” с них нужные сведения.

В вычислительной технике изначально используется система двоичного кодирования, основанная на представлении данных последовательностью всего двух знаков: 0 и 1. Эти знаки называются двоичными цифрами, по-английски – binary digit или сокращенно bit (бит).

Одним битом могут быть выражены два понятия: 0 или 1 (да или нет, черное или белое, истина или ложь и т.п.). Если количество битов увеличить до двух, то уже можно выразить четыре различных понятия:

00 01 10 11

Тремя битами можно закодировать восемь различных значений:

000 001 010 011 100 101 110 111

Эти примеры показывают, что при увеличении количества разрядов в системе двоичного кодирования на единицу количество значений, которое может быть выражено в данной системе, увеличивается 2 раза, т.е. общая формула имеет вид:

N=2m,

где N – количество независимых кодируемых значений; т – разрядность двоичного кодирования, принятая в данной системе.

Кодирование чисел.Целые числа кодируются двоичным кодом достаточно просто – достаточно взять целое число и делить его пополам до тех пор, пока частное не будет равно единице. Совокупность остатков от каждого деления, записанная справа налево вместе с последним частным, и образует двоичный аналог десятичного числа.

Для кодирования целых чисел от 0 до 255 достаточно иметь 8 разрядов двоичного кода (8 бит). Шестнадцать бит позволяют закодировать целые числа от 0 до 65 535, а 24 бита – уже более 16,5 миллионов разных значений.

Для кодирования действительных чисел используют 80-разрядное кодирование. При этом число предварительно преобразуется в нормализованную форму.

3,1415926 = 0,31415926 * 101;

300 000 = 0,3 * 106;

123 456 789 = 0,123456789 * 1010.

Первая часть числа называется мантиссой, а вторая – характеристикой. Большую часть из 80 бит отводят для хранения мантиссы (вместе со знаком) и некоторое фиксированное количество разрядов – для хранения характеристики (тоже со знаком). Любое число можно представить в форме мантиссы с порядком.

Кодирование текстовых данных.Для кодирования текстовой информации с помощью двоичного кода можно путем постановки в соответствие каждому символу алфавита определенного целого числа (например, порядкового номера). В этом случае с помощью восьми двоичных разрядов можно обеспечить кодирование 256 различных символов. Это количество позволяет выразить различными комбинациями восьми битов все символы английского и русского языков, как строчные, так и прописные, а также знаки препинания, символы основных арифметических действий и некоторые общепринятые специальные символы.

Наиболее широко для кодирования текстовой информации используется система кодирования ASCII (American Standard Code for Information Interchange – стандартный код информационного обмена США). В этой системе вводятся две таблицы кодирования – базовая и расширенная. Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0-го до 127-го, а расширенная относится к символам с номерами от 128-го до 255-го.

Первые 32 кода базовой таблицы, начиная с нулевого, отданы производителям аппаратных средств. Начиная с 32-го по 127-й код размещены коды символов английского алфавита, знаков препинания, цифр, арифметических действий и некоторых вспомогательных символов.

Расширенная часть системы кодирования, определяющая значения кодов со 128-го по 255-й, используется для кодирования символов национальных алфавитов. Примеры таблиц кодирования приведены во многих источниках [9].

Кодирование графических данных. Графическое изображение, напечатанное в газете или книге, состоит из мельчайших точек, образующих характерный узор, называемый растром. Поскольку линейные координаты и индивидуальные свойства каждой точки (яркость) можно выразить с помощью целых чисел, то можно сказать, что растровое кодирование позволяет использовать двоичный код для представления графических данных. Общепринятым на сегодняшний день считается представление черно-белых иллюстраций в виде комбинации точек с 256 градациями серого цвета, и, таким образом, для кодирования яркости любой точки обычно достаточно восьмиразрядного двоичного числа.

Для кодирования цветных графических изображений применяется принцип декомпозиции произвольного цвета на основные составляющие. В качестве таких составляющих используют три основных цвета: красный (Red, R), зеленый (Green, G) и синий (Blue, В). На практике считается (хотя теоретически это не совсем так), что любой цвет, видимый человеческим глазом, можно получить путем механического смешения этих трех основных цветов. Такая система кодирования называется системой RGB по первым буквам названий основных цветов.

Если для кодирования яркости каждой из основных составляющих использовать по 256 значений (восемь двоичных разрядов), как это принято для полутоновых черно-белых изображений, то на кодирование цвета одной точки надо затратить 24 разряда. При этом система кодирования обеспечивает однозначное определение 16,5 миллионов различных цветов, что на самом деле близко к чувствительности человеческого глаза. Режим представления цветной графики с использованием 24 двоичных разрядов называется полноцветным (True Color).

Кодирование звуковой информации.В настоящее время для записи звуков с помощью двоичных кодов используется таблично-волновой метод (Wave-Table). Суть его сводится к тому, что создаются специальные таблицы, в которых хранятся образцы звуков для множества различных музыкальных инструментов. В технике такие образцы называют сэмплами. Числовые коды выражают тип инструмента, номер его модели, высоту тона, продолжительность и интенсивность звука, динамику его изменения, некоторые параметры среды, в которой происходит звучание, а также прочие параметры, характеризующие особенности звука. Поскольку в качестве образцов используются “реальные” звуки, то качество звука, полученного в результате синтеза, получается очень высоким и приближается к качеству звучания реальных музыкальных инструментов.

Единицы измерения данных.Поскольку разные типы данных имеют универсальное двоичное представление, постольку в информатике используются единицы данных, основанные на нем. Так, наименьшей единицей измерения является бит. Однако, как было показано ранее, даже для кодирования одного текстового символа нужно 8 бит. Такая единица измерения получила название 1 байт.,

Поскольку одним байтом, как правило, кодируется один символ текстовой информации, то для текстовых документов размер в байтах соответствует лексическому объему в символах. Более крупная единица измерения – килобайт (Кбайт). Условно можно считать, что 1 Кбайт примерно равен 1000 байт. Условность связана с тем, что для вычислительной техники, работающей с двоичными числами, более удобно представление чисел в виде степени двойки, и потому на самом деле 1 Кбайт равен 210 байт (1024 байт). Однако всюду, где это не принципиально, с инженерной погрешностью (до 3 %) “забывают” о “лишних” байтах.

В килобайтах измеряют сравнительно небольшие объемы данных. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинописного текста составляет около 2 Кбайт.

Более крупные единицы измерения данных образуются добавлением префиксов мега-, гига-, тера-; в более крупных единицах пока нет практической надобности.

1 Мбайт = 1024 Кбайт = 1020 байт;

1 Гбайт = 1024 Мбайт = 1030 байт;

1 Тбайт = 1024 Гбайт = 1040 байт.

Наглядное представление о соотношении количества информации, содержащейся в сообщениях, передаваемых с помощью различных носителей, дает следующий пример. На диске объемом 100 Мбайт может быть записано:

страниц текста – 50 000;

цветных фотографий – 150;

аудиозапись речи – 1,5 часа;

музыкальный фрагмент качества CD-стерео – 10 минут;

фильм высокого качества записи – 15 секунд;

протоколы операций с банковским счетом – за 1000 лет.

Таким образом, можно предположить, что сбор информации включает непосредственно получение информации, ее двоичное кодирование и запись во внешнюю память компьютера.

Хранение информации

Под хранением информации (от хранить – содержать в безопасности/целости [12]) следует понимать содержание информации во внешней памяти компьютера.

С хранением информации связаны такие понятия, как носитель информации (память), внутренняя память, внешняя память, хранилище информации. Носитель информации – это физическая среда, непосредственно хранящая информацию. Основным носителем информации для человека является его собственная биологическая память (мозг человека). Ее можно назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель – мозг – находится внутри человека. Все прочие виды носителей информации можно назвать внешними (по отношению к человеку). Виды этих носителей менялись со временем от камня до бумаги. Развитие информационной техники привело к созданию магнитных, оптических и других современных видов носителей информации.

Хранилище информации – это определенным образом организованная совокупность данных на внешних носителях, предназначенная для длительного хранения и постоянного использования. Примерами хранилищ являются архивы документов, библиотеки, справочники, картотеки. Основной информационной единицей хранилища является определенный физический документ – анкета, книга, дело, досье, отчет и пр. Под организацией хранилища понимается наличие определенной структуры, т.е. упорядоченность, классификация хранимых документов. Такая организация необходима для удобства ведения хранилища: пополнения его новыми документами, удаления ненужных документов, поиска информации и пр.

Знания, хранящиеся в памяти человека, можно рассматривать как внутреннее хранилище информации, однако организацию этого хранилища нам понять трудно. Основное свойство человеческой памяти – большая скорость воспроизведения хранящейся в ней информации. Но по сравнению с внешними хранилищами человеческая память менее надежна. Поэтому для более надежного хранения человек использует внешние носители, организует хранилища информации.

Основные свойства хранилища информации – объем хранимой информации, надежность хранения, время доступа (т.е. время поиска нужных сведений), наличие защиты информации.

Информацию, хранимую на устройствах компьютерной памяти, принято называть данными. Организованные хранилища данных на устройствах внешней памяти компьютера принято называть базами данных.

В современных компьютерах основными носителями информации для внешней памяти служат магнитные и оптические диски. Рассмотрим, каким образом организуется хранение информации на магнитных дисках. Такой подход оправдан тем, что оптические диски для этой цели стали использоваться гораздо позже, а потому ради обеспечения совместимости с магнитными устройствами они во многом имитируют структуру последних.

Размещение информации наносителях. Обычный магнитный диск имеет две поверхности, пригодные для размещения информации, которые в технической литературе принято называть сторонами (side) диска. Учитывая, что в накопителях на жестких дисках на одной оси могут устанавливаться несколько дисковых пластин, общее количество сторон может быть и больше [8].

Каждую поверхность обслуживает собственная магнитная головка (head). Все головки собраны в единый механический блок и могут двигаться вдоль радиуса дисков, причем движение это является дискретным, т.е. головки занимают относительно диска только строго определенные положения. Наконец, каждая дорожка разделена на отдельные секторы (sector) (рис. 1.4). Сектор является неделимой порцией информации и может быть прочитан только целиком. Последней координатой информации на диске служит номер требуемого байта в секторе.

Итак, положение байта информации на магнитном диске определяется четырьмя “координатами”: номером стороны, номером дорожки диска, номером сектора и номером байта в нем. Такая система хранения данных сложна и требует определенных усилий по их извлечению. Поэтому созданы специальные программы, которые позволяют пользователю извлекать необходимые данные, не требуя от него знания всех этих координат.

Единицы хранения данных.При хранении данных решаются две проблемы: как сохранить данные в наиболее компактном виде и как обеспечить к ним удобный и быстрый доступ (если доступ не обеспечен, то это не хранение). Для обеспечения доступа необходимо, чтобы данные имели упорядоченную структуру, а при этом возникает необходимость дополнительно записывать адресные данные. Без них нельзя получить доступ к нужным элементам данных, входящих в структуру [8].

Поскольку адресные данные тоже имеют размер и тоже подлежат хранению, хранить данные в виде мелких единиц, таких, как байты, неудобно. Их неудобно хранить и в более крупных единицах (килобайтах, мегабайтах и т.п.), поскольку неполное заполнение одной единицы хранения приводит к неэффективности хранения.

В качестве единицы хранения данных принят объект переменной длины, называемый файлом. Файл – это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем. Обычно в отдельном файле хранят данные, относящиеся к одному типу. В этом случае тип данных определяет тип файла.

В определении файла особое внимание уделяется имени. Оно фактически несет в себе адресные данные, без которых данные, хранящиеся в файле, не станут информацией из-за отсутствия метода доступа к ним. Кроме функций, связанных с адресацией, имя файла может хранить и сведения о типе данных, заключенных в нем. Для автоматических средств работы с данными это важно, поскольку по имени файла они могут автоматически определить адекватный метод извлечения информации из файла. Очевидно, что имя файла должно быть уникальным, так как это обеспечивает однозначность доступа к данным.

Понятие о файловой структуре.Хранение файлов организуется в иерархической структуре, которая в данном случае называется файловой структурой. В качестве вершины структуры служит имя носителя, на котором сохраняются файлы. Далее файлы группируются в каталоги (папки), внутри которых могут быть созданы вложенные каталоги (папки). Путь доступа к файлу начинается с имени устройства и включает все имена каталогов (папок), через которые проходит. В качестве разделителя используется символ “\” (обратная косая черта).

Уникальность имени файла обеспечивается тем, что полным именем файла считается собственное имя файла вместе с путем доступа к нему. Понятно, что в этом случае на одном носителе не может быть двух файлов с тождественными полными именами.

Пример записи полного имени файла:

<имя носителя>\<имя каталога1 >\...\<имя каталогаМ>\ <собственное имя файла>

Следует иметь в виду, что сектора с информацией одного файла совсем не обязательно располагаются по порядку в одном месте диска. При записи система активно использует свободные места, которые образуются при удалении ненужных файлов. В результате отдельные части файла вполне могут попасть в разные области диска, что будет заметно замедлять доступ к информации. Для устранения этого явления в состав операционных систем обычно входят специальные служебные программы дефрагментации файлов.

Такой подход к организации хранения данных исторически был обусловлен тем, что в качестве материального носителя данных использовались накопители на магнитных дисках. При этом поверхность диска, на которую осуществлялась запись данных, форматировалась: разбивалась на дорожки и сектора. Программы форматирования обеспечивали создание сектора объемом 512 байт. Таким образом, для записи данных, принадлежащих одному файлу, как правило, требуется нескольких секторов. На рисунке отчетливо видно, что сектора на внешних дорожках диска имеют больший размер, чем ближайшие к центру. Это дает основания считать, что данные дорожки должны записываться более надежно. Поэтому нулевая дорожка, которая служит для хранения наиболее важной системной информации, всегда размещается на внешнем кольце поверхности диска.

Обработка информации

Под обработкой информации (от обработать – сделать готовым для использования) будем понимать ее преобразование с целью подготовки к практическому использованию [8]. Иногда обработка информации определяется как оперирование данными по определенным правилам.

В процессе обработки информации всегда решается некоторая информационная задача, заключающаяся в получении итоговой информацию на основании исходных данных. Процесс перехода от исходных данных к результату и представляет собой обработку информации. Субъект, осуществляющий обработку, является исполнителем обработки. Исполнитель может быть человеком, а может быть специальным техническим устройством, в том числе компьютером.

Обычно обработка информации – это целенаправленный процесс. Для успешного выполнения обработки информации исполнителю должен быть известен способ обработки, т.е. последовательность действий, которую нужно выполнить, чтобы достичь нужного результата. Описание такой последовательности действий в информатике принято называть алгоритмом обработки.

Обычно различают два типа ситуаций, связанных с обработкой информации.

Первый тип – обработка, связанная с получением нового содержания знаний. К этому типу обработки относится решение математических задач. Способ обработки, т.е. алгоритм решения задачи, определяется математическими формулами, которые известны исполнителю. К этому типу обработки информации относится решение различных задач путем применения логических рассуждений. Например, руководитель, анализируя обстановку, принимает решение по организации работы для достижения нужных результатов.

Второй тип – обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержания. К этому типу обработки информации относится, например, перевод текста с одного языка на другой. Изменяется форма, но должно сохраниться содержание. Важным видом обработки для информатики является кодирование. Кодирование – это преобразование информации в символьную форму, удобную для ее хранения, передачи, обработки. Кодирование активно используется в технических средствах работы с информацией (телеграф, радио, компьютеры).

К обработке информации относится структурирование данных. Структурирование связано с внесением определенного порядка, определенной организации в хранилище информации. Примерами структурирования могут служить расположение данных в алфавитном порядке, группировка по некоторым признакам классификации, использование табличного представления.

Еще один важный вид обработки информации – поиск. Задача поиска состоит в отборе нужной информации, удовлетворяющей определенным условиям поиска, в имеющемся хранилище информации. Алгоритм поиска зависит от способа организации информации. Если информация структурирована, то поиск осуществляется быстрее, можно построить оптимальный алгоритм.

Таким образом, в зависимости от цели при обработке информации может изменяться форма ее представления либо ее содержание. Процессы изменения формы представления информации часто сводятся к процессам ее кодирования и декодирования и проходят одновременно с процессами сбора и передачи информации. Процесс изменения содержания информации включает в себя такие процедуры, как численные расчеты, редактирование, упорядочивание, обобщение, систематизация и т.д. Если правила преобразования информации строго формализованы и имеется алгоритм их реализации, то можно построить устройство для автоматизированной обработки информации.

Передача информации

Возможность передачи знаний, информации – основа прогресса всего общества в целом и каждого человека в отдельности.

Обычно общая схема передачи информации представляется таким образом – рис. 1.5.

Для передачи информации могут использоваться различные способы (разные каналы связи): с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи. Очевидно, что дистанционная передача по каналам связи сокращает время передачи данных, но для ее осуществления необходимы специальные технические средства.

Таким образом, процесс передачи информации состоит в ее распространении с помощью средств связи [8]. Схема этого процесса может быть представлена с помощью рис. 1.6.

В качестве примера, наиболее наглядно поясняющего данную схему, рассмотрим процесс передачи информации по телеграфу. Сначала отправитель информации (источник) должен перенести ее на бланк телеграммы, т.е. подготовить сообщение. В информатике сообщением называются данные, предназначенные для распространения (передачи или приема) в коммуникационной среде. Этот бланк передается телеграфисту, который с помощью телеграфного аппарата преобразует сообщение в последовательность импульсов, которые распространяются по телеграфному проводу. С точки зрения теории связи эта последовательность импульсов представляет собой сигналы. Под термином “сигнал” условимся понимать физический процесс или явление, который способен обеспечить перенос информации в коммуникационной среде. В данном примере коммуникационную среду образуют аппаратура, соединяющая передающий и приемный телеграфные аппараты, а также линия связи между ними.

Таким образом, в процессе обмена информацией можно выделить ряд этапов. Сначала источник информации создает сообщение. Далее сообщение с помощью специальной аппаратуры передачи преобразуется в сигнал, который с помощью линии связи переносится в точку назначения. Там с помощью соответствующей аппаратуры сигнал принимается и восстанавливается до сообщения, которое и получает адресат.

При обозначении элементов системы передачи информации принято использовать следующие термины.

Абоненты сети –объекты, генерирующие или потребляющие информацию в сети. Абонентами могут быть отдельные ЭВМ, их комплексы, терминалы и т.п.

Станция –аппаратура, которая выполняет функции, связанные с передачей и приемом информации.

Абонентская система –совокупность абонента и станции.

Коммуникационная среда –аппаратура передачи данных и линии связи или пространство, в котором распространяются электрические сигналы.

Таким образом, обобщая сказанное, следует понимать следующее.

Информация – характеристика материи. Отражает свойства изменчивости окружающей среды, материи, вселенной. Информация выражается в форме любых сигналов (объяснение, представление). Философия определяет информацию как процесс отражения реальности. С инженерной точки зрения информация – любой набор данных, который является предметом хранения, передачи и преобразования.

Основные черты информации заключаются в том, что она:

– не материальна, но для своего использования требует наличия материального носителя;

– существует лишь для тех пользователей (приемников), которые способны ее воспринять;

– может быть представлена с помощью любых сигналов и знаков, которые могут содержать информацию сами по себе или в своем взаимном расположении.

 

8. Основы устройства персонального компьютера: принципы построения компьютера, аппаратная реализация компьютера.

  1. Принцип программного управления

Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определённой последовательности. Таким образом, процессор выполняет программу автоматически, без вмешательства человека.

  1. Принцип однородности памяти

Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке — число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия как и над данными.

  1. Принцип адресуемости

Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек: процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти, так, чтобы к запомненным в них значениям можно было в последствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имён.

Аппаратная реализация компьютера

Современный персональный компьютер может быть реализован в настольном (desktop), портативном (notebook) или карманном (handheld) варианте.

Системный блок компьютера

Все основные компоненты настольного компьютера находятся внутри системного блока: системная плата с процессором и оперативной памятью, накопители на жестких и гибких дисках, CD-ROM и др. Кроме этого, в системном блоке находится блок питания.

Системная плата. Основным аппаратным компонентом компьютера является системная плата (рис. 4.4). На системной плате реализована магистраль обмена информацией, имеются разъемы для установки процессора и оперативной памяти, а также слоты для установки контроллеров внешних устройств.

Рис. 4.4. Системная плата

 

Частота процессора, системной шины и шин периферийных устройств. Быстродействие различных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти и контроллеров периферийных устройств) может существенно различаться. Для согласования быстродействия на системной плате устанавливаются специальные микросхемы (чипсеты), включающие в себя контроллер оперативной памяти (так называемый северный мост) и контроллер периферийных устройств (южный мост) - рис. 4.5.

Северный мост обеспечивает обмен информацией между процессором и оперативной памятью по системной шине. В процессоре используется внутреннее умножение частоты, поэтому частота процессора в несколько раз больше, чем частота системной шины. В современных компьютерах частота процессора может превышать частоту системной шины в 10 раз (например, частота процессора 1 ГГц, а частота шины - 100 МГц).

Рис. 4.5. Логическая схема системной платы

 

К северному мосту подключается шина PCI (Peripherial Component Interconnect bus - шина взаимодействия периферийных устройств), которая обеспечивает обмен информацией с контроллерами периферийных устройств. Частота контроллеров меньше частоты системной шины, например, если частота системной шины составляет 100 МГц, то частота шины PCI обычно в три раза меньше - 33 МГц. Контроллеры периферийных устройств (звуковая плата, сетевая плата, SCSI-контроллер, внутренний модем) устанавливаются в слоты расширения системной платы.

По мере увеличения разрешающей способности монитора и глубины цвета требования к быстродействию шины, связывающей видеоплату с процессором и оперативной памятью, возрастают. В настоящее время для подключения видеоплаты обычно используется специальная шина AGP (Accelerated Graphic Port - ускоренный графический порт), соединенная с северным мостом и имеющая частоту, в несколько раз большую, чем шина PCI.

Южный мост обеспечивает обмен информацией между северным мостом и портами для подключения периферийного оборудования.

Устройства хранения информации (жесткие диски, CD-ROM, DVD-ROM) подключаются к южному мосту по шине UDMA (Ultra Direct Memory Access - прямое подключение к памяти).

Мышь и внешний модем подключаются к южному мосту с помощью последовательных портов, которые передают электрические импульсы, несущие информацию в машинном коде, последовательно один за другим. Обозначаются последовательные порты как СОМ1 и COM2, а аппаратно реализуются с помощью 25-контактного и 9-контактного разъемов, которые выведены на заднюю панель системного блока.

Принтер подключается к параллельному порту, который обеспечивает более высокую скорость передачи информации, чем последовательные порты, так как передает одновременно 8 электрических импульсов, несущих информацию в машинном коде. Обозначается параллельный порт как LPT, а аппаратно реализуется в виде 25-контактного разъема на задней панели системного блока.

Для подключения сканеров и цифровых камер обычно используется порт USB (Universal Serial Bus - универсальная последовательная шина), который обеспечивает высокоскоростное подключение к компьютеру сразу нескольких периферийных устройств.

Клавиатура подключается обычно с помощью порта PS/2.

 

 

9. Назначение и характеристики внутренних устройств компьютера.

Персональный компьютер — универсальная техническая система. Его конфигурацию (состав оборудования) можно гибко изменять по мере необходимости. Тем не менее, существует понятие базовой конфигурации, которую считают типовой. В таком комплекте компьютер обычно поставляется. Понятие базовой конфигурации может меняться. В настоящее время в базовой конфигурации рассматривают четыре устройства:
- системный блок;
- монитор;
- клавиатуру;
- мышь.
Системный блок представляет собой основной узел, внутри которого установлены наиболее важные компоненты. Устройства, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устройства, подключаемые к нему снаружи, называют внешними. Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода, вывода и длительного хранения данных, также называют периферийными.
Монитор — устройство визуального представления данных. Это не единственно возможное, но главное устройство вывода. Его основными потребительскими параметрами являются: размер и шаг маски экрана, максимальная частота регенерации изображения, класс защиты.
Клавиатура — клавишное устройство управления персональным компьютером. Служит для ввода алфавитно-цифровых (знаковых) данных, а также команд управления. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя. С помощью клавиатуры управляют компьютерной системой, а с помощью монитора получают от нее отклик.
Мышь — устройство управления манипуляторного типа. Представляет собой плоскую коробочку с двумя-тремя кнопками. Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора.
Внутреннее устройство системного блока:
Материнская плата — основная плата персонального компьютера. На ней размещаются:
- процессор — основная микросхема, выполняющая большинство математических и логических операций;
- микропроцессорный комплект (чипсет) — набор микросхем, управляющих работой внутренних устройств компьютера и определяющих основные функциональные возможности материнской платы;
- шины — наборы проводников, по которым происходит обмен сигналами междувнутренними устройствами компьютера;
- оперативная память (оперативное запоминающее устройство, ОЗУ) — набормикросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен;
- ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) — микросхема, предназначенная для длительного хранения данных, в том числе и когда компьютер выключен;
- разъемы для подключения дополнительных устройств (слоты).
Жесткий диск — основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ. На самом деле это не один диск, а группа соосных дисков, имеющих магнитное покрытие и вращающихся с высокой скоростью. Таким образом, этот «диск» имеет не две поверхности, как должно быть у обычного плоского диска, а 1п поверхностей, где п — число отдельных дисков в группе. К основным параметрам жестких дисков относятся емкость и производительность. Емкость дисков зависит от технологии их изготовления. В настоящее время большинство производителей жестких дисков используют изобретенную компанией IBM технологию с использованием гигантского магниторезистивного эффекта (GMR — Giant Magnetic Resistance). Теоретический предел емкости одной пластины, исполненной по этой технологии, составляет порядка 20 Гбайт. В настоящее время достигнут технологический уровень 6,4 Гбайт на пластину, но развитие продолжается.
Для оперативного переноса небольших объемов информации используют так называемые гибкие магнитные диски (дискеты), которые вставляют в специальный накопитель — дисковод. Приемное отверстие накопителя находится на лицевой панели системного блока. Правильное направление подачи гибкого диска отмечено стрелкой на его пластиковом кожухе.
В период 1994—1995 годах в базовую конфигурацию персональных компьютеров перестали включать дисководы гибких дисков диаметром 5,25 дюйма, но вместо них стандартной стала считаться установка дисковода CD-ROM, имеющего такие же внешние размеры.
Аббревиатура CD-ROM (Compact Disc Read-Only Memory) переводится на русский язык как постоянное запоминающее устройство на основе компакт-диска
Совместно с монитором видеокарта образует видеоподсистему персонального компьютера. Видеокарта не всегда была компонентом ПК. На заре развития персональной вычислительной техники в общей области оперативной памяти существовала небольшая выделенная экранная область памяти, в которую процессор заносил данные об изображении. Специальный контроллер экрана считывал данные об яркости отдельных точек экрана из ячеек памяти этой области и в соответствии с ними управлял разверткой горизонтального луча электронной пушки монитора.
Звуковая карта явилась одним из наиболее поздних усовершенствований персонального компьютера. Она подключается к одному из слотов материнской платы в виде дочерней карты и выполняет вычислительные операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки.
Периферийные устройства персонального компьютера подключаются к его интерфейсам и предназначены для выполнения вспомогательных операций. Благодаря им компьютерная система приобретает гибкость и универсальность.
По назначению периферийные устройства можно подразделить на:
- устройства ввода данных;
- устройства вывода данных;
- устройства хранения данных;
- устройства обмена данными.
Специальные клавиатуры. Клавиатура является основным устройством ввода данных. Специальные клавиатуры предназначены для повышения эффективности процесса ввода данных. Это достигается путем изменения формы клавиатуры, раскладки ее клавиш или метода подключения к системному блоку.
Специальные манипуляторы. Кроме обычной мыши существуют и другие типы манипуляторов, например: трекболы, пенмаусы, инфракрасные мыши.
Для ввода графической информации используют сканеры, графические планшеты (дигитайзеры) и цифровые фотокамеры.
В качестве устройств вывода данных, дополнительных к монитору, используют печатающие устройства (принтеры), позволяющие получать копии документов на бумаге или прозрачном носителе. По принципу действия различают матричные, лазерные, светодиодные и струйные принтеры.

 

10.Назначение и взаимодействие устройств памяти компьютера. Организация хранения данных во внешней памяти компьютера.

 

11.Назначение и характеристики внешних устройств компьютера

12.Назначение моделей и цели моделирования. Виды моделей. Информационные модели. Модели решения функциональных и вычислительных задач.

Информация выступает для компьютера в качестве сырья для переработки. Как скажем, металлическая руда является сырьем для металлургического производства. Но любое сырье нуждается в предварительной подготовке, чтобы его переработка была наиболее эффективной. В полной мере это относится к информации. Итак, у нас есть какое то явление к изучению, которого мы хотим привлечь вычислительную технику. Первое, что мы делаем начинаем сбор информации об интересующим нас явлении, затем проводим систематизацию и классификацию полученной информации. После чего приступаем к построению модели, описывающей данное явление. Модель - слово имеет, французские корни и первоначально означало, образец, дающий наглядное представление о каком либо физическом объекте или явлении.

Модель — это искусственно созданный объект, дающий упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении, отражающий существенные стороны изучаемого объекта с точки зрения цели моделирования. Модель играет системообразующую и смыслообразующую роль в научном познании, позволяет понять явление, структуру изучаемого объекта. Не построив модель, вряд ли удастся понять логику действия системы. Это означает, что модель позволяет разложить систему на элементы, связи, механизмы, требует объяснить действие системы, определить причины явлений, характер взаимодействия составляющих.

Мы используем не физическую, а информационную модель, которая представляет собой описание явления при помощи специального математического аппарата, графиков, диаграмм и т. п. Модель позволяет выявить наиболее характерные признаки и особенности явления и пренебречь остальными. Различают математическое моделирование и имитационное.

Способы моделирования:

Аналитическое (Математическое) моделирование – применение математического аппарата для описания и исследования явления. Заключается в построении модели, основанной на описании или поведения объекта или системы объектов в виде аналитических выражений – формул. Объект описывается системой линейных или нелинейных алгебраических или дифференциальных уравнений, решение которых может дать представление о свойствах объекта. Точная математическая модель позволяет проследить поведение объекта и спрогнозировать его.

 

Имитационное моделирование предполагает построение модели с характеристиками, адекватными оригиналу, на основе какого-либо его физического или информационного принципа. При таком моделировании отсутствует общая аналитическая модель большой размерности, а объект представлен системой , состоящей из элементов, взаимодействующих между собой и внешним миром. Задавая внешние воздействия, можно получить характеристики системы и провести их анализ. Применяется преимущественно в промышленности и позволяет с помощью вычислительной техники и специального программного обеспечения провести проверку и ряд испытаний реально не существующего устройства. Применение такого моделирования существенно ускоряет разработку изделий, так как существенно сокращается процесс построения и исследования прототипов изделия, уменьшается количество конструктивных ошибок и их стоимость. Так например, фирма «Боинг» полностью отказалась от строительства натурных моделей салона самолета, которые долгие годы применялись для отработки планировки помещений, размещения сидений пассажиров, заменив их компьютерной моделью. Это позволило сэкономить миллионы долларов и сократить сроки разработки новых моделей самолетов.

 

13.Алгоритм, понятие и свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Базовые алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл. Формальное представление базовых алгоритмических конструкций. Языки программирования.

14.Программные продукты и их основные характеристики: Классификация программных продуктов;

15.Функции операционных систем персональных компьютеров; Краткая характеристика операционной системы MS Windows;

16.Стандартные приложения MS Windows: стандартные прикладные программы; основы внедрения и связывания объектов

17.Ал­геб­ра вы­ска­зы­ва­ний.

18.Бу­ле­вы функ­ции.

19.Дизъ­юнк­тив­ные и конъ­юнк­тив­ные нор­маль­ные фор­мы.

20.Пред­став­ле­ние функ­ции по­ли­но­мом Же­гал­ки­на.

21.Пол­но­та сис­те­мы ло­ги­че­ских функ­ций.

22.Ин­туи­тив­ное по­ня­тие ал­го­рит­ма и его ха­рак­тер­ные чер­ты.

23.Оп­ре­де­ле­ние ма­ши­ны Тью­рин­га-По­ста.

24.Прин­цип Тью­рин­га- По­ста

 

25.Ввод текста.

26.Редактирование текста.

27.Шрифтовое оформление текста.

28.Форматирование абзацев.

29.Создание разделов документа и оформление страниц.

30.Создание списков

31.Создание стилей оформления и их использование для оформления документа.

Вопрос №31
Создание стилей оформления и их использование для оформления документа

В Word существует четыре основных вида стилей:

· стили символов

· стили абзацев

· стили таблиц

· стили списков

 

Стилевое форматирование имеет ряд преимуществ перед ручным: Экономит время, способствует единообразию документа, позволяет быстро изменить вид отдельных элементов во всем документе

 

Стили абзацев-обычно объединяют элементы форматирования символов и абзацев и определяют вид абзаца. При этом должны быть заданы все элементы форматирования для абзаца.

Стили символов-содержат один или несколько элементов форматирования, не требуя полного определения всех элементов форматирования для символа.

 

К одному и тому же тексту может быть применен стиль абзаца, стиль символов и ручное форматирование.

 

Стиль можно применить одним из способов.

Панель инструментов Форматирование, список Стиль, выбрать нужный стиль.

Панель задач Стили и форматирование, выбрать нужный стиль (для отображения панели задач использовать меню Формат ==> Стили и форматирование)

 

32.Документ и его состав.

33.Технология OLE. Понятия «связывание» и «встраивание» объектов.

34.Способы управления свойствами символов текста.

35.Способы управления свойствами абзацев.

36.Способы управления свойствами страницы

Вопрос № 36

Способы управления свойствами страницы

Я смотрел по Word 2013, от других может отличаться.


Для настройки параметров страницы служит лента "Разметка страницы", состоящая из следующих панелей:

· Параметры страницы

· Абзац

· Упорядочение

 

Кнопка "Поля" служит для установки значений полей документа. Если из предложенных стандартных вариантов ни один не подходит, необходимо воспользоваться пунктом меню "Настраиваемые поля..". В появившемся окне можно произвести более тонкие настройки полей документа.

Кнопка "Ориентация" задает расположение текста на листе: Книжная, Альбомная

Кнопка "Размер" задает размер бумаги при выводе на печать. Для выбора нестандартного размера служит опция "Другие размеры страниц.".

Кнопка "Колонки" служит для разбивки текста страницы на несколько колонок (подобно газетной верстке).

Опция "Другие колонки.."служит для гибкой настройки колонок. Все функции настройки интуитивно понятны, к тому же, в окне "Образец" сразу показано как будет выглядеть страница.

Разрывы страницы и раздела

При необходимости начать новую страницу, когда не закончена предыдущая, можно делать разрывы с помощью необходимого количества нажатий клавиши "Ввод". Но есть специальная опция - "Разрывы".

 

На этой вкладке собрано довольно много разнообразных вариантов разрыва не только страниц, но и разделов.

С помощью разрыва страницы можно принудительно перенести текст в другую колонку (вариант "Столбец").

Чтобы задать обтекание текста вокруг графических объектов или элементов веб-страниц, необходимо воспользоваться пунктом "Обтекание текстом".

Если документ разбить на разделы, то каждый раздел можно будет форматировать совершенно независимо от других разделов.

При удалении разрыва раздела предшествующий текст становится частью следующего раздела и принимает соответствующее форматирование, а последний знак абзаца в документе определяет форматирование последнего раздела в документе.

Ворд 2007 предоставляет четыре варианта разрыва разделов:

· Следующая страница

· Текущая

· Четная страница

· Нечетная страница

Чтобы видеть разрывы разделов, нужно включить опцию отображения непечатных символов. Для этого на ленте "Главная" на панели "Абзац" необходимо нажать правую верхнюю кнопку с изображением значка абзаца или сочетание клавиш Ctrl+Shift+8.

Для удаления раздела необходимо выделить его значок и нажать кнопку Delete.

 

Опция "Номера строк" предназначена для нумерации строк документа в различных вариациях.

По умолчанию Ворд работает в режиме автоматического размещения текста: если слово не помещается в строке, оно переносится на следующую. Но, программа умеет расставлять и переносы слов.

Для этой цели служит опция "Расстановка переносов". Возможны два варианта:

· Автоматическая настройка

· Ручная настройка

Пункт "Параметры расстановки переносов" позволяет сделать тонкую настройку параметров расстановки переносов.

На панели "Абзац" расположены две опции форматирования абзаца: "Отступ" и "Интервал". Которые регулируют свободное поле по горизонтали и вертикали соответственно.

Если вы вставили картинку в свой текст, то в разделе Упорядочение, вы можете настроить Положение рисунка, а также Обтекание и его наложение (Перемесить вперед или назад) на текст. И можете его выровнять.

 

37.Понятие раздела документа, его свойства.

38.Колонтитулы и способы их создания.



Просмотров 1768

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!