Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЧАСТЬ I – Работа в аудитории



Учебный модуль 7МО

Слабость родовой деятельности Введение окситоцина в родах

 

Задачи обучения
  В конце этого модуля участники должны:   · Понять важность распознавания данного осложнения родового процесса · Знать основные признаки дистоции · Знать немедикаментозные методы родоусиления схваток · Знать основные принципы стимуляции родов окситоцином, опасности, связанные с этой процедурой · Знать показания для прекращения стимуляции · Знать критерии классификации тяжести состояния женщин при их поступлении в родильное отделение · Обсудить протокол использования окситоцина  
План и продолжительность модуля:
Работа в аудитории – 60 минут
Активность 1 – Введение 5 мин
Активность 2 – Работа в малых группах 15 мин
Активность 3 – Интерактивная презентация 25 мин
Активность 4 – Работа в малых группах 10 мин
Активность 5 – Заключение 5 мин
   
Подготовка к модулю
· Просмотр существующих доказательств и рекомендаций ВОЗ касающихся ведения дистоции при родах   · Убедиться, что все участники имеют руководство для участника   · Убедитесь, что другие преподаватели знают свои обязанности во время проведения этого модуля    

 

Материалы и Аудиовизуальное оборудование
Материалы
  • Руководство для участника
  • Руководство по эффективной помощи при беременности и рождении ребенка (М. Энкин с соавт.)
  • Набор клинических задач (для каждого участника)
 
Оборудование
  • Видеопроектор или ретропроектор
  • Стендовый блокнот
  • Маркеры цветные
 

 

 

Ключевая информация
 
  • Чрезвычайно важно вовремя определить любые изменения в течение родов, которые могут иметь неблагоприятные последствия для матери и ребенка. В этих случаях требуются срочное вторжение в процесс родов. Но при этом неправильно оцененная ситуация может привести к поспешным и ненужным вмешательствам в течение родового процесса, что, в свою очередь может привести к ятрогенным осложнениям
 
  • Неудовлетворительный прогресс родов, обструкция родов, дистоция родов является самой частой причиной экстренного оперативного родоразрешения
 
  • Диагноз обструкции/дистоции часто ставится ретроспективно
 
  • Осложнения, связанные с обструкцией/дистоцией представляют опасность для здоровья и, иногда, жизни, как матери, так и ребенка
 
  • Внимательное наблюдение за процессом родов. ведение партограммы, индивидуальный уход, различные немедикаментозные методы обезболивания являются эффективными для снижения нежелательных исходов обструкции/дистоции родов
 
  • Родоусиление окситоцином является эффективным, но достаточно опасным вмешательством в родовой процесс, требующим наличия в учреждении соответствующего протокола, согласованного со всеми заинтересованными сторонами,
 
  • При неэффективности родоусиления окситоцином, единственный приемлемый способ родоразрешения – Кесарево Сечение
 

 

ЧАСТЬ I – Работа в аудитории

 

Активность 1 – Введение (5 мин)

 

· Начните занятие с представления участникам такого факта, что отсутствие прогресса родов и обструкция/дистоция родов являются наиболее частой причиной, по которой в развитых странах производится первое кесарево сечение, накладываются акушерские щипцы или производится вакуум-экстракция плода. Так же это состояние связано с необходимостью медикаментозного обезболивания родов, чаще страдает состояние новорожденного, возрастает опасность послеродового кровотечения, а следовательно и необходимость гемотрансфузии, увеличивается частота инфекционных осложнений.

 

· Также отметьте, что, несмотря на проведение множества исследований для поиска вмешательств с целью профилактики и лечения обструкции/дистоции родов, индивидуальное наблюдение, привлечение партнера или сопровождающего лица, производство амниотомии, в том числе ранней, активное ведение родов, изменение положений тела, погружение в воду и многие другие – не привели к значительному уменьшению количества оперативных родов, проведенных по этой причине.

 

· Покажите слайды 7М0-2 – 7МО-3и объясните участникам терминологию которая существует в странах СНГ и встречаемая в мировой литературе. Акцентируйте внимание, что все эти термины обозначают отсутствие или медленный прогресс родов. Спросите участников трудно ли дифференцировать слабость родовой деятельности и клиническое несоответствие между тазом матери и головкой плода (обструктивные роды)? Подтвердите, что дифференциальная диагностика этих состояний бывает чрезвычайно трудна. И наиболее важным является правильное решение о своевременном кесаревом сечении.

 

 

Активность 2 – Работа в малых группах (15 мин)

· Цель активности - узнать какие, существуют практики ухода за матерью и ребёнком в лечебном учреждении, где работают участники учебного курса.

 

· Участники делятся на 3 группы. Каждой группе предлагается сценарий клинической ситуации:

 

Ситуационная задача 1

Ирина, беременность первая, срок беременности 39 недель. Родовая деятельность началась 4 часа назад. При поступлении в родзал в 10час. открытие шейки матки было 3 см, головка плода прижата к входу в малый таз. Со слов Ирины у нее «очень болит живот», поэтому ей ввели спазмолитики и она лежит в кровати на боку. При повторном вагинальном осмотре через 4 часа открытие шейки матки 3 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5.

 

 

Ситуационная задача 2

Елена, беременность первая, срок беременности 40 недель. Родовая деятельность началась 10 часов назад. При осмотре в 14часов открытие шейки матки было 2 см, головка плода прижата к входу в малый таз. При повторном вагинальном осмотре через 4 часа открытие шейки матки 5 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5. При вагинальном осмотре еще через 4 часа открытие шейки матки 6 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5. При вагинальном осмотре через 2 часа открытие шейки матки 6 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5.

 

 

Ситуационная задача 3

Светлана, беременность первая, срок беременности 38 недель. Родовая деятельность началась 3 часа назад. При осмотре в родзале в 6 часов открытие шейки матки было 2 см, головка плода прижата к входу в малый таз. При повторном вагинальном осмотре через 4 часа открытие шейки матки 4 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5. При вагинальном осмотре еще через 4 часа открытие шейки матки 5 см, головка плода опустилась в малый таз на 3/5. Светлана активно двигается. При следующем вагинальном осмотре еще через 4 часа открытие шейки матки 5 см, головка плода опустилась в малый таз на 3/5. При вагинальном осмотре через 2 часа открытие шейки матки 5 см, головка плода опустилась в малый таз на 3/5.

 

· Попросите участников зафиксировать условие задачи на партограмме, поставить диагноз, обрисовать свои действия, объяснить их последовательность и объем.

 

· Затем объясните участникам, что в конце занятия мы вернемся к ситуационным задачам для того, что бы решить их с учетом новых знаний и сведений.

 

 

Активность 3 – Интерактивная презентация (30 мин)

 

· Покажитеслайд 7MO-4и обратите внимание участников на факторы, которые могут стать причиной перехода родов в группу высокого риска и укажите, что чрезвычайно важно вовремя определить любые изменения в течение родов, которые могут иметь неблагоприятные последствия для матери и ребенка. Для этого требуется внимательное наблюдение за прогрессом родов по партограмме.

 

· Попросите участников вспомнить признаки начала родовой деятельности которые обсуждались в модуле «Партограмма». Укажите участникам, что очень важно правильно дифференцировать «предвестники родов» и начало родовой деятельности. Обратите внимание участников на отсутствие достоверных данных о нормальной (средней) продолжительности периодов родов.

· Перейдите кслайду 7MO-5и скажите участникам, что затянувшееся течение родов может наблюдаться в любом из периодов родов, однако это не всегда свидетельствует об отклонении от нормы.

 

· Покажите слайд 7MO-6 и назовите причины неудовлетворительного прогресса родов, отметьте, что для лучшего запоминания можно использовать формулу «три П»: (1) продвижение, (2) плод и (3) потуги – сила и интенсивность. Затем опишите причины каждого из «П», показав слайды 7MO-7 до 7MO-9.

 

· Перейдя к слайду 7MO-10,скажите участникам, что, несмотря на огромный опыт, накопленный в акушерстве, мы до сих пор не можем сказать, какой процент родов нуждается в стимуляции, однако с началом использования партограмм врачам стало легче принимать решения относительно необходимости стимуляции.

 

· Спросите у участников, какие методы они используют для профилактики и лечения затянувшихся родов. Выслушав мнения участников, покажите слайд 7MO-11и обратите их внимание на то, что существует несколько не медикаментозных методов ускорения родов, эффективность которых доказана, они не требуют никаких затрат, а такой метод как вертикальное положение роженицы (особенно ходьба) по своему эффекту может быть сравним с действием окситоцина.

 

· Перейдите к слайду 7MO-12и обратите внимание участников на то обстоятельство, что пересечение и тем более достижение линии действий на партограмме не всегда предполагает какое-либо вмешательство, а, возможно, лишь наблюдение и использование не медикаментозных методов ускорения родов. Также укажите участникам на возможные (частые) причины временного ослабления родовой деятельности, о которых должны помнить акушеры и устранить их наличие до того, как прибегать к использованию каких-либо методов стимуляции родовой деятельности (слайд 7MO-13).

 

· Перейдя к слайдам 7MO-14 и 7MO-15обговорите с участниками преимущества и недостатки ранней амниотомии, уделив особое внимание тому, что ранняя амниотомия не снижает потребности в обезболивающих средствах и не уменьшает вероятности инструментального вагинального родоразрешения (слайд 7MO-16).

 

· Покажите слайды 7MO-17 и 7MO-18и обратите внимание участников на то, что родоусиление окситоцином является эффективным, но достаточно опасным вмешательством в родовой процесс, требующим наличия в учреждении соответствующего протокола, согласованного со всеми заинтересованными сторонами. В развивающихся странах, с обструкцией/дистоцией родов связаны более грозные осложнения, такие как: разрыв матки, интранатальная или неонатальная смерть, необходимость в применении симфизиотомии или плодоразрушающей операции. Не редки случаи материнской смертности, связанные с кровотечением или сепсисом.

 

· Тщательно разберите с участниками режим введения окситоцина с целью родостимуляции и расчет дозы окситоцина, показав слайды 7MO-19 и 7MO-20.Также отметьте, что следует соблюдать особую осторожность в случае применения окситоцина при тазовых и лицевых предлежаниях плода, а также у многорожавших женщин.

 

· Обратите внимание участников на то, что очень важным пунктом является оценка эффективности родостимуляции. Покажите слайд 7MO-21и обсудите с участниками все критерии эффективности стимуляции родовой деятельности.

 

· Покажите слайд 7МО-22и скажите, что в разные фазы родов возможны вариации в схемах введения окситоцина. Например, более быстрое увеличение скорости в потужном периоде родов.

 

· Перейдите к слайду 7MO-23укажите участникам, что в случае неэффективности родоусиления окситоцином, единственный приемлемый способ родоразрешения – Кесарево сечение.

 

· Подведите итог данной презентации, показав слайд 7MO-24 и обсудив с участниками каждый пункт, показанный на слайде.

 

· Закончите занятие словами В. С. Груздева (слайд 7MO-25) «Главное качество, которое необходимо акушеру в его повседневной работе – это ТЕРПЕНИЕ!»

 

· Спросите, есть ли у участников вопросы. Ответьте на возможные вопросы.

 

Активность 4 – Работа в малых группах (10 мин)

 

· Предложите обсудить в малых группах клинические примеры, розданные в начале занятия, и выступить с сообщением изменились ли подходы к решению данной ситуации после прослушанной лекции.

 

· Каждую ситуацию предложите обсудить со всеми участниками.

 

 

Активность 5 Заключение (5 мин)

 

· Во время проведения заключения отметьте важность своевременной и правильной постановки диагноза слабости родовой деятельности.

 

· Остановитесь на важности индивидуального подхода к каждой роженице, к каждому случаю отклонения от нормального, как мы его представляем, течения родов

 

· Подчеркните важность создания особой, благожелательной, домашней, уютной, спокойной обстановки в родильной комнате

 

· Напомните об эффективности немедикаментозных методов усиления родов

 

· Обратите внимание на особый режим наблюдения за состоянием матери и плода при родоусилении

 


Литература

 

1. М. Энкин с соавт. Руководство по эффективной помощи при беременности и рождении ребенка. Перевод с англ. Под редакцией Михайлова А.В. С-Петербург:»Петрополис», 2003

 

2. IMPAC, WHO, 2002

 

3. ACOG practice bulletin. Dystocia and Augmentation of Labor, International Journal of Gynecology & Obstetrics 85 (2004) 315–324

 

4. Essam El-Hamamy, S. Arulkumaran, Poor progress of labour, Current Obstetrics & Gynaecology (2005) 15, 1–8

 

5. Alexander JM, Lucas MJ, Ramin SM, et al: The course of labor with and without epidural analgesia. Am J Obstet Gynecol 1998 Mar; 178(3): 516-20

 

6. SOGC, CLINICAL PRACTTCE GUIDELINES, DYSTOCIA, No. 40, October 1995

 


Приложение 1

 

 

Активность 2

Ситуационная задача 1 Ирина, беременность первая, срок беременности 39 недель. Родовая деятельность началась 4 часа назад. При начале родовой деятельности открытие шейки матки было 3 см, головка плода прижата к входу в малый таз. Со слов Ирины у нее «очень болит живот», поэтому ей ввели спазмолитики и она лежит в кровати на боку. При повторном вагинальном осмотре через 4 часа открытие шейки матки 3 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5.   Задание:   1. Отметьте, пожалуйста, условие задачи на партограмме. 2. Какой вы поставите диагноз? 3. Какими будут ваши действия (объясните их последовательность и объем).
Ситуационная задача 2 Елена, беременность первая, срок беременности 40 недель. Родовая деятельность началась 10 часов назад. При начале родовой деятельности открытие шейки матки было 2 см, головка плода прижата к входу в малый таз. При повторном вагинальном осмотре через 4 часа открытие шейки матки 5 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5. При вагинальном осмотре еще через 4 часа открытие шейки матки 6 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5. При вагинальном осмотре через 2 часа открытие шейки матки 6 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5.   Задание: 1. Отметьте, пожалуйста, условие задачи на партограмме. 2. Какой вы поставите диагноз?
  1. Какими будут ваши действия (объясните их последовательность и объем)?
Ситуационная задача 3   Светлана, беременность первая, срок беременности 38 недель. Родовая деятельность началась 14 часов назад. При начале родовой деятельности открытие шейки матки было 2 см, головка плода прижата к входу в малый таз. При повторном вагинальном осмотре через 4 часа открытие шейки матки 4 см, головка плода опустилась в малый таз на 4/5. При вагинальном осмотре еще через 4 часа открытие шейки матки 5 см, головка плода опустилась в малый таз на 3/5. Светлана активно двигается. При следующем вагинальном осмотре еще через 4 часа открытие шейки матки 5 см, головка плода опустилась в малый таз на 3/5. При вагинальном осмотре через 2 часа открытие шейки матки 5 см, головка плода опустилась в малый таз на 3/5.   Задание: 1. Отметьте, пожалуйста, условие задачи на партограмме. 2. Какой вы поставите диагноз? 3. Какими будут ваши действия (объясните их последовательность и объем)?

 


Просмотров 910

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!