Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Формационная типология культур



Долгое время в нашей отечественной науке господствовала формационная типология культур, в соответствии с которой история разделялась на эпохи, или общественно-экономические формации. Далее утверждается, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменяется формация в целом и содержание ее культуры: меняется качественный состав элементов культуры, характер связей между ними, трансформируются ее функции, изменяется ее роль в системе духовных ценностей. Из этого делается вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации, и в соответствии с этим в культурной истории человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический типы культуры.

Реальная всемирная история — начиная с первобытного и кончая капиталистическим обществом — всего лишь предыстория человечества. Культура и духовная жизнь в эту эпоху не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей материальной

жизни. Материальное производство каждого общества развивается в такой последовательности: общинное производство, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд. Капиталистическая форма производства постепенно становится универсальной и наиболее эффективной, что позволяет человечеству шагнуть из доистории в историю, из царства необходимости в царство свободы. Культура производна от экономических отношений в обществе, от господствующей формы собственности. Формационная типология дополнялась классовой типологией культур: каждый класс антагонистических формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с его отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей. История культуры в таком варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной — защищающей интересы эксплуататорского класса.

Цивилизационная типология культур

К середине XIX в. в культурологии сложилась новая типология культур. Она основывалась на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых культурных типов, порождаемых многообразием природно-климатических зон на Земле. Особенности природных условий и климата в каждой из них во многом определяют возможные и наиболее эффективные способы выживания, жизнеобеспечения, добывания продуктов, строительства жилья, покроя одежды и т.д., а в конечном итоге в своей совокупности — и общую социальную организацию обществ, тип взаимоотношений между его членами, их мировоззрение, мифологию, т.е. общий тип культуры.

Сообщества, оказавшиеся в одинаковых природно-климатических условиях, смогли выработать одинаковые приемы адаптации к ним и поэтому могут рассматриваться как более или менее однотипные по своим основным характеристикам Они получили название культурно-хозяйственных типов.

Существование различающихся по своим характеристикам культурно-исторических типов служит прямым доказательством того, что не существует единой истории человечества, она представляет собой смену этих типов, каждый из которых живет своей собственной, обособленной жизнью. Любой культурно-хозяйственный тип — это отдельная цивилизация, не сводимая к другим и не выводимая из других. Каждый самобытный культурно-хозяйственный тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации.

и отличительным признаком русской культуры, предопределило весь путь ее развития — борьбу традиции и новации, прогрессивных и консервативных тенденций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

2. Михайлов А.Н. Культурология в текстах и комментариях. М., 1999.

3. Кармин А.С. Культурология. СПб, 2003.

4. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2004.

5. Культурология / Под науч. ред. А.С. Неверова. Минск, 2004.

6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.


 

Раздел III. История культуры



Просмотров 1463

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!