![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Глава I. Леса как объект гражданско-правового регулирования
Введение
Актуальность темы исследования. Лесной фонд России занимает 69% ее суши и относится к федеральной собственности. Лесосырьевой потенциал России огромен. Ежегодная норма лесопользования составляет 509 млн.м3, но в настоящее время используется менее чем на четверть. История лесоуправления в России насчитывает свыше 200 лет. В условиях рыночной экономики (до 1930 г.) в России формировалась законодательная база и была создана оптимальная система лесоуправления, базирующаяся на лесничествах. При командно-распределительной (социалистической) системе лесное хозяйство, функционирующее на основе лесхозов, как комплексных лесных предприятий, достигло определенных успехов, но в настоящее время оно не обеспечивает эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. Из-за несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы, сложившаяся система отпуска древесины на корню не в полной мере определяет развитие рыночных отношений в лесопользовании, не способствует повышению эффективности ведения лесного хозяйства и стабилизации работы лесопромышленного комплекса. Доходы от продажи древесины на корню, поступающие в бюджеты всех уровней, не покрывают необходимые расходы лесного хозяйства на охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов. С 1 января 2007 года введен в действие новый Лесной кодекс РФ (ЛК РФ). Действующий Лесной кодекс РФ в отличие от прежнего ЛК РФ 1997 г. содержит ряд принципиально новых положений, в основе которых лежит концепция более активного внедрения рыночных механизмов в лесные отношения. Тем самым новый ЛК РФ создал правовую основу для осуществления государственной политики, направленной как на освоение до сих пор не использовавшихся огромных лесных ресурсов, так и на более эффективное использование уже освоенных лесов. ЛК РФ, как отмечает О.И. Крассов, является ярким воплощением идеи либерализации российского законодательства в сфере природных ресурсов путем устранения разного рода административных барьеров, препятствующих инвестированию средств в лесной комплекс[1]. В Лесной кодекс РФ 2006 г. включено значительное количество нововведений: установлена новая система прав на лесные участки; закреплена децентрализация системы управления лесами, в том числе путем передачи большого объема полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ; изменена классификация лесов; предусмотрена система новых актов лесного планирования, включая лесной план субъекта РФ и лесохозяйственный регламент. Впервые в лесное законодательство включены нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в лесном секторе, и др. Безусловной новеллой Лесного кодекса РФ является введение договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данный договор заключается по результатам проведения соответствующего аукциона. В договоре указываются местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора не может превышать один год. Что касается использования лесов, то оно может осуществляться как с предоставлением лесных участков, так и без такого предоставления, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения правового регулирования лесопользования в современной России, поскольку новый Лесной кодекс несколько опережает экономическую ситуацию, сложившуюся в стране, а это затрудняет его применение. Законодателям необходимо предпринимать меры по устранению пробелов и недоработок в новом лесном законодательстве. Целью данной работы является изучение правового регулирования лесохозяйственной деятельности в Российской Федерации. Цель определила следующие задачи: - рассмотреть лес как объект гражданско-правового регулирования; - проанализировать порядок и виды лесопользования; - раскрыть правовой режим лесов; - раскрыть договорные формы лесопользования, рассмотрев более подробно договор аренды лесного участка и договор купли-продажи лесных насаждений; - внести предложение по совершенствованию законодательства в области регулирования лесопользования. Объектом исследования являются теоретические и методологические основы регулирования лесопользования. Предметом исследования является законодательство в области лесопользования в РФ. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных ученых по вопросам лесоуправления, организации лесопользования, лесоустройства (Ф.К. Арнольд, А.Ф. Рудзский, М.М. Орлов, Н.П. Анучин, Н.А. Моисеев). В работе использован методологический подход, согласно которому анализ и оценка ресурсного потенциала, организация лесопользования рассматриваются как составные части процесса лесоуправления. Различным аспектам стратегии лесопользования, оценки лесных ресурсов и экономики лесного хозяйства посвящены работы В.А. Бугаева, Н.А. Бурдина, А.В. Вагина, В.В. Загреева, А.С. Исаева, Н.И. Кожухова, Н.А. Мошкалева, П.И. Мороза, Е.С. Мурахтанова, А.П. Петрова, А.И. Писа-ренко, Н.Н. Свалова, С.Г. Синицына, В.И. Сухих, В.В. Страхова, А.Н. Фи-липчука, О.А. Харина, В.К. Хлюстова, B.C. Чуенкова, А.З. Швиденко, И.В. Шутова. В качестве информационной базы исследования, кроме научных трудов и литературных источников, использовались официальные документы в виде законов и нормативно-правовых актов, в том числе правила, инструкции, положения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения. Глава I. Леса как объект гражданско-правового регулирования
![]() |