![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Экономическая теория информационного общества
Направление в экономике, изучает влияние информации на экономические решения. Информационная экономика - термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика-это Экономическая теория информационного общества. Сегодня существуют различные толкования термина "информационная экономика", что естественно влияет на формулирование ее целей и задач. В Западной экономической информации склонны рассматривать как часть экономики, связанная с обработкой информации, и компьютерной индустрии. Информационная Экономика (правила управления в постиндустриальном обществе) - это наука о хозяйственной деятельности человека, которая предусматривает широкое применение электронных (информационно-коммуникационных) технологий в процессах общественного производства, распределения и потребления общественных благ. Особенностью информационной экономики является акцент на масштаб и глобальный характер экономического взаимодействия и распределение созданных товаров среди потребителей в глобальном масштабе. В отличие от традиционных методов ведения общего хозяйства на основе менеджмента и рынка бизнес-модель (на основе схемы “спрос - предложение”), информационная экономика базируется на messagemate, инновационного предпринимательства, информационной инжиниринге и автоформализации (автоструктурировании) экономических процессов. Новая экономика (неоэконо́мика)- экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность. Появление "новой экономики" нашла отражение во многих официальных документах. В частности, в "экономическом докладе президента США, 2001" (англ. Economic Report of the US President.. 2001.) говорит: «Радикальная трансформация американской экономики за последние восемь лет дала повод многим наблюдателям полагать, что мы являемся свидетелями создания новой экономики, состоящей из фирм и отраслей, наиболее тесно связанных с революцией в цифровой технологии и развитием интернета». Главная особенность "новой экономики" - развитие интеллектуального капитала и его связь с остальными из главных факторов производства, что революционно отличает эту экономику от всех предыдущих. А. Л. Григорян определяет "новую экономику" как первый этап начала новой "постиндустриальной" системе, или скорее как долгосрочный экономический цикл, открывая сверхдолгосрочного (века) серия постиндустриализма. В свою очередь, "новая экономика" как заключительное звено в цепи инновации→высокие технологии→новая экономика (абстрактно — создание → внедрение → результат), стала непосредственным результатом радикальных перемен в инновационной (1950-60-х годов) и технологии (1970-80-х годов) сферах. "Новая экономика" является прямым последствием пятого технологического уклада в экономике, которого — электроника, компьютерные, аэрокосмические и биотехнологии, новые источники энергии и телекоммуникаций. Новая экономика, новый порядок социально-экономических отношений, характеризуется следующими признаками: Экономика знаний Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал. Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран таких как: США, Германия, Великобритания, Республика Корея и Япония. Экономика знаний – высший тип развития экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС. Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы. Из Докладов ООН о развитии человека следует, что удельный вес человеческого капитала в таких высоко развитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария и др., составляют до 80% их национального богатства.
Инновационной экономики Инновационная экономика (экономика знаний, умная экономика — Тип экономики, основанной на потоке инноваций, постоянном процессе совершенствования, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что в основном прибыль создает интеллект Новаторов и ученых, информационной сфере, а не материальное производство (Индустриальная Экономика) и не концентрация финансов (капитала). Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Naisbitt, т. д.) считаю, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая ее создает. Инновации развивались вместе с хомо сапиенс в античности в виде огня, клубы, каменные топоры и др. И сопровождающий человечество до сих пор. Теория развития, инноваций и, следовательно, инновационной экономики создал выдающийся ученый, австрийский экономист Йозеф Шумпетер в начале ХХ века Его фундаментальная монография "Теория экономического развития" была издана и переиздана в 1911, 1926 и 1934. Йозеф Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, дал определение инновации и классифицировал их следующим образом. "Эта концепция (инновации) включает пять случаев: Инновационная экономика строится через образование новых рынков. На новых рынках идей, разработок, интеллектуальной собственности, инновационных продуктов заменили старые структуры экономики и переводятся в новое качество. Заключение Экономическая наука занимается изучением людского существования, развития и мыслей в повседневной жизни. Однако предметом ее исследований предстают главным образом те мотивы побуждения, которые максимально сильно и в большей степени устойчиво могут воздействовать на человеческое поведение в хозяйственной сфере его жизни. Но при всем при этом наиболее устойчивым стимулом для ведения хозяйственной деятельности есть желание получить за нее компенсацию за труд, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Затем, может быть потрачена на эгоцентрические или альтруистические, благородные и не очень цели, и тут находит свое применение многогранная человеческая натура. Однако побудительным мотивом выступит, как бы меркантильно это не было, определенное количество благ или денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых стойких стимулов к хозяйственной жизни позволило науке об экономике точно опередить значение всех других наук, исследующих человека. Но экономическую науку нельзя приравнивать к точным или естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры, и включает в себя как точность математики, так и тонкость психологии человеческого поведения. На базе проведенного исследования можно заключить следующие выводы: Общая экономическая теория - это общественная наука, изучающая поведение групп людей и людей в структуре экономического кругооборота материальных благ, чтобы удовлетворить потребности при ограниченных ресурсах, что является началом конкуренции за их использование. Методами познания экономической теории являются: * анализ и синтез * метод научной абстракции * исторический и логический методы. * индукцию и дедукцию Все эти методы и инструменты используются в единстве. Экономическая теория может быть сформулирована в виде положительных утверждений, но большинство расхождений между экономистами возникнет при рассмотрении вопросов нормативного плана. Список литературы 1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. д.э.н. проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004 г. 2. Агуреева О.В. Краткий курс по макроэкономической теории: учеб. Пособие / О.В. Агуреева, Е.А. Замедлина, О.О. Шерстнева. – 4-е изд., испр. – М. : Издательство «Окей-книга»,2011. 3.Бусыгин А.В. Экономическая теория. Основной курс. Москва. Интерпракс 2004. 4.Экономическая теория. Микроэкономика.-1,2. Учебник / Под общей ред. Журавлевой Г.П – 6-е изд. испр. и доп. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2012. 5.Экономическая теория. Макроэкономика -1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник/ Под общ. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф., д.э.н. Г.П. Журавлевой. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2009. 6.Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004. 7. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. М., 2005. 8. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 2006. 9. Введение в экономическую теорию / под ред.А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. М, 2005. 10. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие. /Под ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. – М.: Высшая школа, 1995. 11. Основы экономической теории. Курс лекций / Отв. ред. Г.К. Лукин, Л.А. Кормишкина. - Сананск 2003. 12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика:В 2 т. :Пер. с англ. 13-го изд. :Учеб — Т.1. — М.: ИНФРА-М, 2001. в 2 томах.. 13. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. Москва. 1997. 14. Самуэльсон П.А. Экономика. - М.: Бином-Кно Рус, 2003. 15. Стерликов Ф.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие. Части I - II. - М.: Соц. - полит. Журнал, 2003. 16. Шрипетер И. Теория экономического развития. М. 2006. 17. Курс экономической теории / Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - М., 2005г
http://ru.wikipedia.org
[1] Бусыгин А.В. Экономическая теория. Основной курс. Москва. Интерпракс 2004.
[2] Самуэльсон П.А. Экономика. - М.: Бином-Кно Рус, 2003.
[3] Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.
![]() |