Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Оставим научные объяснения в стороне



Визирование осуществляется, конечно, всегда приблизительно и может содержать ошибки. Но этот метод, иногда именуемый «синтетической перспективой», с вполне удовлетворительными результатами использовался художниками на протяжении веков. Другие системы перспективы, разумеется, очень полезно знать, и они усили-

Рис. 17.27. Пример визирования в рисунке студента Марка Рула


Художник внутри вас

Рис. 17.28. План и разрез комнаты Винсента Ван Гога, которую он изобразил в своей картине «Комната Винсента*, показывающие художника, визирующего сцену, держа кисть в вытянутой руке. Схемы взяты из книги Фреда Дюбери и Джона Уиллатса «Перспектива и другие системы рисования*, 1972

вают вашу власть над пространством. Но для новичка в рисовании визирование, комбинируемое с другими компонентными навыками, — исключительно полезный навык. Винсент Ван Гог, например, который был практически самоучкой, наверняка пользовался этой техникой, работая над картиной «Комната Винсента» (рис. 17.28 и 17.29).

Я, конечно, понимаю, что все эти объяснения и упражнения представляются техническими, арифметическими и скучными. Но имейте в виду, что одновременно с освоением навыка визирования вы также учитесь сплетать воедино три первых навыка, составляющих умение рисовать, — восприятие краев, негативных пространств и пропорциональных соотношений. И хотя сложность рисования невозможно отрицать, этот навык, однажды изученный, становится легким и

почти автоматическим — как и любой другой сложный,

комплексный навык.

Мышление в пропорции и перспективе

Вернемся к нашей основной заботе — как навыки визирования связаны с решением проблем и процессом творческого мышления? Важность умения видеть окружающий мир «в пропорции и перспективе» совершенно очевидна. И пропорции, и перспектива предполагают, что мы выстраиваем свое восприятие в надлежащих соотношениях, выстраиваем части проблемы в порядке их относительной важности. Американцы часто говорят: «Он раздувает это дело, не соблюдая никаких пропорций» или

Рис. 17.29.

Винсент Ван Гог(1853-1890). «Комната Винсента*, 1888. Холст, масло. С разрешения Чикагского института изобразительного искусства


Визирование соотношений и пропорций

«Она совершенно потеряла перспективу». В каждом случае создается впечатление, что человек, которого подвергают такой критике, в каком-то смысле исказил проблему — может быть, переоценил или недооценил важность некоторой ее части. Или, может быть, человек занял нереалистическую позицию в отношении проблемы — например, слишком отдалился от нее, чтобы четче «видеть» детали, или, наоборот, слишком приблизился, чтобы увидеть «картину целиком». Я считаю, что визуальные навыки визирования помогают тренировать мозг, чтобы он мог «измерять» пропорциональные различия и воспринимать проблему такой, какая она есть на самом деле.

Конечно, наблюдения человека бесконечно многообразны. Но при решении проблем не менее важны и постоянные факторы. Вспомните, что постоянные факторы — это, по определению, те, что нелегко изменить, с которыми можно сравнивать, которым можно противопоставлять другие факторы. Игнорирование констант в любой ситуации, неуемное фантазирование приводят к ошибкам восприятия и неэффективным решениям. И визуальные навыки визирования обучают мозг избирательно использовать константы, по отношению к которым проблему можно увидеть в пропорции и перспективе.

Давайте применим этот новый навык визирования в деле творческого мышления.



Просмотров 659

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!