Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Влияние совокупного спроса на реальный объем производства и уровень цен



Увеличение совокупного спроса на промежуточном (восхо­дящем) отрезке с AD2 до AD3 приведет к увеличению как реаль­ного объема с Y2 до Y3, так и уровня цен с Р1 до Р2. В результате установится равновесие между совокупным спросом и реаль­ным объемом производства в точке E3, так как повышение цен в связи с возникшей конкуренцией среди покупателей будет стимулировать рост объема продукции. При равенстве объемов произведенных и реализованных товаров и услуг в экономике страны наступит равновесие .

Увеличение совокупного спроса на вертикальном (класси­ческом) отрезке приведет лишь к повышению уровня цен с Р2 до Р3. Реальный объем национального производства (У3) оста­нется прежним, так как уже достигнут его предельный уро­вень, т.е. рабочая сила и капитал используются полностью.

Таким образом, увеличение совокупного спроса (AD) приво­дит к разным последствиям:

• на горизонтальном отрезке — к росту объема производ­ства при неизменной цене;

• на промежуточном отрезке — к росту объема производ­ства и росту уровня цен;

• на вертикальном отрезке — к росту цен при неизменном уровне объема производства.

Рассматриваемая модель ADАS иллюстрирует экономи­ческую ситуацию с увеличением совокупного спроса. Если со­вокупный спрос будет уменьшаться, в ней произойдут измене­ния: на горизонтальном отрезке цены останутся на прежнем уровне при уменьшении объема национального производства; на промежуточном отрезке и уровень цен, и объем производства уменьшатся; на вертикальном отрезке совокупного предложе­ния цены снизятся, а объем производства останется неизмен­ным. Однако в реальной действительности обратное движение совокупного спроса от AD2 до AD1 ,как правило, не восстанавли­вает первоначального равновесия в точке Е1 (рис. 9.11).

«Эффект храповика»

Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы, однажды повысившись под влиянием увеличения совокупного спроса, не имеют тенденции к понижению до первоначального уровня. Да­же при падении совокупного спроса они остаются на более высо­ком уровне, чем раньше. Это объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции. Предприниматель заключает договоры на покупку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, и он не может из­менить их произвольно в сторону уменьшения. При снизившем­ся совокупном спросе он вынужден предлагать свою продукцию по ценам, которые установились первоначально, и, чтобы не оказаться в убытке, резко снижает объем производства.

Неэластичность цен в сторону понижения отражается на графике следующим образом: горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения при уменьшении совокупного спроса от AD2 до АD1 сдвигается вверх от уровня цен Р1 до Р2. В резуль­тате возникает новое равновесие в точке Е1, при котором сохра­няется ранее повысившийся уровень цен Р2. Объем производ­ства понизится до У1, т.е. до еще более низкого уровня, чем был первоначально (Y2). Таким образом, сокращение совокупного спроса с AD2 до AD1 смещает горизонтальный участок кривой совокупного предложения, и новое равновесие устанавливается уже не в точке Е2, а в точке Е1 , которая соответствует объему производства У1 и цене Р2 .

Смещение кривой совокупного предложения и установле­ние нового равновесия при более высоком уровне цен экономисты назвали «эффектом храповика». Так же, как храповик не мешает поворачивать храповое колесо вперед, но препятствует его возвращению назад, так и макроэкономическое равновесие постоянно восстанавливается при все более и более высоком уровне цен.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложе­ние, могут также сдвигать кривую предложения вправо или влево .



Просмотров 788

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!