![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
О Большом Ораниенбаумском дворце в первой половине XVIII века
Архитекторы Большого дворца при А.Д. Меншикове Иоганн Готфрид Шедель (1680 - 1752) родился в Ванвсбеке близ Гамбурга около 1680 года. Архитектурному мастерству он обучался среди немецких мастеров, близких к школе зодчего Андреаса Шлютера. В 1713 году Иоганн Шедель по приглашению князя А. Д. Меншикова приехал в Санкт-Петербург. Здесь он занимался окончанием строительства дворца Меншикова, построил его западное крыло и заложил восточное. Тогда же Шедель вёл строительство Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Вместе с И. Ф. Браунштейном он перестраивал дом Меншикова в Кронштадте. После ссылки князя в 1727-1729 году Шедель состоял архитектором в штате Канцелярии от строений. В 1729 году его перевели в Москву, где он участвовал в строительстве деревянного дворца Анны Иоанновны, начал строительство Благовещенской церкви в Кремле и Никольской церкви в Домодедово. В 1731 году Иоганн Шедель переехал в Киев, куда его направили по прошению Киевского митрополита. В этом городе архитектор работал наиболее плодотворно, занимаясь как постройками в самом Киеве, так и в Киево-Печерской лавре. Иоганн Шедель умер в Киеве 10 февраля 1752 года.
Иоганн-Фридрих Браунштейн(ок. 1680 — после 1728) — скульптор и архитектор. Скульптор в Берлине в 1712—13, в февр. 1714 приехал в СПб. по приглашению А. Шлютера и служил у него в качестве чертежника; после смерти Шлютера — архитектор в пригородах столицы. Проектировал и строил первые императорские увеселительные дворцы и парковые павильоны на европейский манер. Основные постройки — в Петергофе: "Верхние палаты" (будущий Большой дворец) и Грот (1715—16, 1719—24, неоднократно перестроены), Монплезир (проект совместно с А. Шлютером, строительство 1715—23), Эрмитаж и Марли (1721—22), Большая Оранжерея (1722—25). В Сарской Мызе — каменные "палаты" Екатерины I (перестроены — Екатерининский дворец) и церковь (1720—21). На о. Котлин — дворец Петра I. По проекту Браунштейна и под его руководством на о. Котлин в 1715—27 построены 18 каменных трехэтажных жилых так называемых "губернских" домов (фрагменты сохранились). Около 1722 исполнил чертеж Кронштадтской гавани — проект порта с колоссальным маяком над каналом. В 1728 вернулся в Германию.
Франческо Фонтана (даты жизни неизвестны)Работал в Санкт-Петербурге с мая 1710 года. Участвовал на первом этапе в строительстве дворца А.Д. Меншикова на Васильевском острове, под его руководством начато строительство дворца в Ораниенбауме в 1711 г.; в июле следующего года уехал в Швейцарию.
Жан Батист Александр Леблон родился во Франции в 1679 году. Стал одним из самых известных специалистов в градостроительстве, архитектуре, садово-парковом хозяйстве. В 1713 году в качестве главного распорядителя строительных работ в Санкт-Петербурге был приглашён немецкий архитектор Андреас Шлютер. Во время поездки по Лифляндии он заразился тифом и умер. Именно как замена Шлютеру и выступил Жан Батист Леблон. В конце 1715 года по указу Петра I в Париж на встречу с мастером отправился комиссар адмиралтейства Конон Никитич Зотов, после чего в 1716 году Леблон приехал на работу в Россию. Леблон сразу же был назначен генерал-архитектором Санкт-Петербурга с подчинением ему всех работающих здесь архитекторов и инженеров. Он привёз с собой группу инженеров и чертёжников, жили французы в своей слободе. Дома французов находились на Адмиралтейском острове, там где сейчас расположено здание Сената и Синода. Будучи генерал-архитектором, Леблон получал жалование в размере 5000 рублей в год, был обязан обучать русских мастеров своим умениям. Таким образом, именно Леблон и Трезини положили начало образованию в России мастеров архитектуры, столярного дела, скульпторов. По приезду в Санкт-Петербург мастер тут же организовал более двадцати производственных заведений: литейные, лепные, гобеленные, слесарные, резные, шпалерные и другие. Леблон первым составил генеральный план развития Санкт-Петербурга. В жизнь план Леблона воплощён не был. Пётр I посчитал этот проект излишне закрытым. Но многие идеи всё же были претворены в жизнь. Центр Санкт-Петербурга в начале развития города был организован на Васильевском острове, началась формироваться система каналов. Кроме общего плана развития города Леблон разработал планировку Летнего и Екатерингофского садов. Вместе с Доменико Трезини разрабатывал проекты типовых домов. В 1718 году Леблон создал первый проект уличного масляного фонаря для Санкт-Петербурга. Осенью того же года 4 таких фонаря были установлены около Зимнего дворца Петра I. К 1723 году благодаря работе генерал-полицмейстера Петербурга Антона Девиера на улицах города было установлено 595 фонарей. Жан Батист Леблон работал в Петергофе и Стрельне. Построил первый Петергофский дворец, перестроенный позже Ф. Б. Растрелли. Создал основы планировки фонтанного комплекса. В Стрельне архитектор создал проект дворца, но участия в строительстве не принимал. Достоверных построек Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось. Жил он в доме на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Умер Жан Батист Леблон в 1719 году, похоронен на кладбище у Сампсониевского собора. Интерьеры дворца - фрагменты из описи нескольких комнат 2-го этажа и церкви. «1728 году апреля в ... по указу Его императорского величества в Ораниебоме капитан Василей Лавров отдал капитану Никите Княжнину против описи исправно бывшия домы князя Меншикова полаты с уборы и что в них есть по описи, также и деревянное строение, сады и пруды а что чего принято порознь значит ниже сего» Полата передняя …шкаф ореховой за стеклами, в нем стеклянных полированных шеснатцать штук с веницескою посудою за печатю господина капитана Василя Лаврова …стенных два подсвешника зеркальных заморских в рамах медных посеребряных старых …во оной же полаты стены обиты шпалерам по коже навожено золотом и серебром и разными цветами, в стенах ниже окон от полу подобрано семнатцать мест да пять половинок панелей каменных столовых черных в рамах деревянных галанской работы, да промеж окошек одиннатцать штук панельных же малых …комен над ним печь убраны плитками галанскими, капители и гзымзы местами позолочены и высеребряны …во оной же полаты кресла ореховые черные резные, место обито бархатом по белой земли с травами Полата вторая: в ней образ живоначальные Троицы Сергия чудотворца и протчих, на них оклад серебряной чеканной позолочен, на них восемь венцов серебряных позолоченых …кравать дубовая, точеные ношки, над кроватью балдахин изнутри подбито объярью полосатою: желтою, белою и синею …на оной кровати бумажник стегоной желтой байки с травами красными и подушка круглая такая ж, одеяло красное камчатное стеганое на бумаги травы зеленые ожерелок объяри зеленой подбито тавтою желтой, одеяло ж холодное той же объяри полосатой, простыня белая швабского полотна, туфли парчевые золотной парчи и с позумент серебряной ветхие, другие туфли сафьянные красные, на кравати шлафор парча золотная с травами по зеленому атласу, на горностаевом меху старой, завес полосатой ж объяри четыре штуки, да два завеса в троих дверях такой же материе, около кровати стены обиты той же объярью …над кроватю гзымсы и капители резные посеребряны и позолочены над малыми дверми две каронки резные и позолочены панели и протчие штуки росписаны живописною работою в той же спални обиты стены шпалерами кожиными по коже наведено золотом и серебром и с разными цветами …кабинетец дубовой на четырех ношках, бляшки медные с пуговками такими ж, без ключей столик круглой лаковой работы …В четвертой наугольной полаты:в ней образ Пресвятые Богородицы Смоленской оклад на полях серебряной позлащен над окошком две картины живописные за стеклами в рамах золоченых резных картина ж живописная в рамах черных стены обиты шпалерами полотняными травы серебряные, а по краям золоченые, ниже шпалер убрано панелями деревянными в трех окошках шесть окончин, у окошек затворы столярные дубовыя, петли и задвижки железные, в том числе у окончин пять стекол попорчено двери створные дубовые столярные, замок и ключ аглицкой работы, петли и задвижки железные вороненые две кравати односпалные дубовые складные, окованы железом слесарской работы, в средине ростянуто парусиною, на оных краватях два пуховика кижевые, наволоки пестрые, две покрышки бемберековые желтые, по две подушки: на них наволоки камчатные красные, а сверх белые, на оных же кроватех завесы объяринные, а фалборы такие ж во оной же полаты комен убран плитками галанскими синими и красными и перед комнем белым и черным мрамором …кабинетец сосновой наведен орехом, в нем три ящика выдвижных Полата пятая к выходным сеням: потолок росписан живописною работою во оной полаты стены обиты шпалерами полотняными набой суконной красной с золотом, каймы с серебром в окошке две окончины стекляные, в нем стекол тритцать штук, затворы сосновые столярной работы, петли и задвишки железные вниз под шпалерами убрано панелями деревянными и выкрашены у оной же полаты дверцы проходные в спалню ящик сосновой выкрашен краскою красною и желтою двери сосновые столярной работы, ключ и замок аглицкой работы над дверми картина живописная, рамы росписаны под орех комен убран плитками галанскими Сени проходные в Сал и на галдарею: в окошках две окончины, в них по тритцать штук стекол …шкаф ореховой болшой на пяти точеных болших ношках, убран по сосне, капители и столбы резные в нем три полки, вниз два ящика без замка выдвижных другой шкаф сосновой росписан под арех на ношках, в нем три полки, у оного шкафу замок железной с ключем …От Сала на правой руке полата передняя:в ней образ Спасителев живописной за стеклом в рамах черных на стенах обой коженой золотной с серебром и с разными красками под шпалерами от полу убрано вкруг плитками галанскими …шкаф ореховой на ношках, в нем шеснатцать стекол болших и малых полированных, оной шкаф с фарфоровою посудою за печатю г(о)с(по)д(и)на капитана Василя Лаврова другой шкаф в нем двери створные во оных дверях стекол дватцать восемь штук простых, полок семь, оной шкаф запечатан же с фигурами печатю г(о)с(по)д(и)на капитана Василя Лаврова на стенах шандалов зеркальных три в рамах медных посеребряных …кресла дубовые на нем шито место разными шелками, местами обито позументом золотным столик маленкой четвероуголной складной на точеных ношках, в нем четыре ящика выдвижных Полата панельная:в ней образ Пресвятыя Богородицы не в окладе стены и подволока росписаны живописною работою, капители резные вызолочены и гзымзы росписаны золотом с травами (На полях: подволока в одном месте малое число повредилась) кровать аглицкая дубовая столярной работы, на кровати одеяло объяринное холодное белое складено галуном желтым шолковым по краям и по середки, над кроватью гзымзы обиты объярью малиновою и высподи выкладено галуном шелковым, над кроватью балдахин внутри обито белою объярью и галуном желтым шелковым складено, на кровати два пуховика двоеспалные, на одном наволока полосатая бумажная белая, на другом наволока белой байки, на оной же кровати простыня швабского полотна, подушка круглая, наволока байковая полосатая синея, восемь подушек на них наволоки камки красной …кабинетец маленкой о трех ящиках, над ним зеркало с шпринделем, в шпринделе звезда Андрея Первозванного, в верхнем ящике круглом ключа нет, по сторонам зеркала два столба хрусталных витых подведены желтою материею …Полата десятая науголная:в оной полаты стенных два поставца убранывеницейскою посудою …шесть круглых картин за стеклами живописной работы, вкруг рам резные позолочены две картины четвероуголных такие ж два зеркала ямбурской работы неболших, рамы синей материи …дюжина стуля пелетеных буковых, места переплетены камышем, на них подушки объяринные полосатые разных цветов вкруг голун красной шелковой з золотом, один стул черной буковой переплетен тростью Полата первая на десять: в ней образ соловецких чудотворцов …стол каменной галанской работы на ношках деревянных точеных, у стола ящик выдвижной …Полата вторая (в циркумференции): в ней образ Симеона богоприимца живописной на полотне, в рамах липовых резных белых персон князя Меншикова на полотне Калишевской баталии три картины на бумаги …Церковь во имя святаго мученика Пантелеймона: в ней иконостас деревяной липовой резной в три яруса местами вызолочен и высеребрен, во оном иконостасе семь образов на полотне живописной работы, двои двери северные на цках и на полотне живописной же работы архидиакона Стефана да Лаврентия на стенах четыре клейма резных вызолочены и посеребряны, в них поставлены апостолы живописной работы на полотне на оном иконостасе поставлено шесть апостолов резных высеребряны да четыре ангела вызолоченых, на верхнем ярусе образ снятие со креста резные вкруг сияние творенного золота и крест высеребрян налой деревянной липовой резной высеребрян на ношках точеных, перед оным налоем такарной же подсвешник и вызолочен и высеребрян образ распятие господне на полотне живописной работы в рамах резных позолоченых, сверх каронка резная вызолочена образ пресвятыя Богородицы в рамах черных на полотне живописной работы образ воскресения Христова на полотне живописной работы в рамах черных образ знамения пресвятые Богородицы живописной работы во орле в рамах черных престол, на нем два одеяния: первое парчевое серебряное по нем трав разных шелков вкруг обложено позументом золотным, другое вишневое по нем травы золотные на престоле антимис с мощми печатной по отласу белому в нем губа антимисная под ним литон тафтяной белой крест благословеной живописной работы на престоле два евангелия: первое александрийское бумаги печати московской обложено бархатом зеленым средина и четыре евангелиста и застешки серебряные и все чеканые и на исподней доски средина и наугольники серебряные и позолочены по обрезу золотом, в нем перекладка с репьем разных шелков по концам кисточки шелковые зеленые, другое евангелие в десть московской же печати обложено шпалером по кожи наведено золотом и серебром и четыре евангелиста сребряные застешки сребряные ж чеканные и позлащены на жертвеннике два одеяния как на престоле той же формы патир два блюдечка ложица звезда сребряное копие чрез два воздуха да покров парчи золотной по них трав разных шелков обложены позументом серебряном в средины кресты такие ж подложены камкою красною да один воздух штофу белого, по них травы золотные и шелковые вкруг обложено парчою золотною подложен камкою желтою крест позументу серебряного два покрова материи такой же пелена тафты белой по ней травки шелковые в средине крест позументу золотного подложена камкою желтою пелена напрестольная большая в средине парча серебряная с травками шелковыми вкруг обложена тавтою белою с травками шелковыми и обшит позументом золотным и крест в средине такой же подложено камкою красною другая пелена камчатная лазоревая в средине крест позументу золотного подложено крашениною лазоревою епатрахии штофу золотного на ней травы шелковые обложен вкруг позументом серебряным и кресты такие ж подложена камкою вишневою лахань серебряная с ручками такими ж в которой светят воду в средине вызолочена весом семь фунтов кадило серебряное на чепочках серебряных же весом один фунт шеснатцать золотников другое кадило медное полуженое весом один фунт с четвертию одни ризы да стихарь парчи золотной по них трав разных шелков вкруг обложено позументом серебряным и кресты такие ж одне парчи, штофу белого золотом и с травами шелковыми у царских двери в олтаре завес камчатной лазоревой одно зеркало осьмигранное маленькое риз красного штофу на них травы золотные и разных шелков оплечия штофу васильковаго на нем травы золотные и серебряные и разных шелков на них кресты и звезда того ж штофу в олтаре за престолом крест на нем распятие Господне живописной работы выносной образ пресвятыя отцы тихвенские в рамах сосновых на ней убрус и пелена камчатная желтой камки на ней венец с коронами и цета чеканная серебряные и вызлощены на полях оклад серебряной и позлащен образ живоначальной Троицы на них три венца басенные на полях оклад серебряной и позлащен образ успения пресвятыя Богородицы на полях оклад серебряной и позлащен глаткой образ Сергия чудотворца ввидения святые троицы на них осмь венцов басенные на полях оклад чеканной серебряной и позлащен образ преподобных отец и Засима Саватии на нем вверху образ пресвятые богородицы знамение на полях оклад чеканной серебреной и позлащен образ преображение господне на нем три венца басенные на полях оклад сребреной и позлощен преподобных отцов Засимо и Саватия с житием печатной на бумаги Книги Евангелие воскресное толковое маргарит псалтирь со следованием апостол две треоды цветная и посная два октоиха(?) перваго и пятаго гласов три минеи месячных июнь июль август, и оныя вышеписанныя книги в десть два служебника Иоанна Златоустаго да Василия Великого ермолог, и оныя по обрезу золотом требник Киево-печерский, и те вышеписанные книги в четверть требник девять минеи месяшных десятая минея общая у оных книг в четверть два венца венчальных росписаны красками, два кошелка бархотных в том числе один красной другой зеленой каторым збирают деньги на церковное строение и на гошпиталь а оныя кашельки складены позументом золотным при них две кисти два колокольчика медных укропник медной с крышкою и с ручкою весом полтора фунта два налою обиты кожею один налой четыреугольной покрыт холстиною и выкрашен краскою фанарь церковной выносной в нем шесть стекол ризы штофные красные травчетые оплечья штофу зеленого с травками золотными вкруг оплечье позументом золотной старых риз подольник белой штофавой травчетой на них крест и звезда мотерии золотной под оными ризами подкладка крашенины красной вторые ризы камчатные красные с травами зелеными оплечья старых риз красные травчетое и зарбатное, вкруг оплечья позументу золотного старых риз звезда материи золотной новая подолник отласной красной старых риз под оными ризами подкладка крашенинная синея старых риз орарь камчатной красной с травами зелеными на нем пять крестов штофавые в том числе один позумента золотнаго старой оной арарь положен отласом красным старых риз орарь ленты залотной новой в средине травы разных шелков на нем сребреных пять крестов Место Его имп. вел. обито сукном красным, подле онаго места у дверей завес тафтяной зеленой ва оной церкви в фанаре и стены росписаны живописным письмом да вверху на стенах написано четыре апостола да четыре ангела трои хоры в них болясы высеребряны и между боляс выкрашено синею краскою паникадило хрустальное сверх яблака кальцо медное вызолочено кисть шелковая красная веревка на ней плетено шелком красным к тому паникадилу хрустальных дух шеснатцеть у нижних канцов гайки медныя у верхних концов блюдичек хрустальных резных шеснатцать трубок медных позолоченых двенатцать шкаф ареховой большой шпринделем резным на точеных ношках, капители и у дверей местами резные ж, два ящика выдвижные во оной же церкви вверху двенатцать окончин в нижнем ярусе двенатцать окончин в олтаре трои двери в церкви пятеры двери в том числе у однех дверей стекол нет у оных дверей прибито пять замков медных галанской работы с ключами железными сукна красного пол трети аршина которое стелица в ноги три стула в том числе один обит сукном красным два колеру черного
![]() |