Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С-З. 4 часть



в) От слов, данных в скобках, образуйте новые слова при помощи суффикса СК.

Напишите получившиеся словосочетания. Обозначьте корень и суффикс каждом слове.

Что такое суффикс? Какое значение в речи имеют суффиксы? (При помощи суффиксов образуются новые слова).

Образец: городская улица

(завод) район, (солдат) ремень.

(флот) старшина, (словарная работа)

г) Прочитайте слова. Начертите их слоговые схемы. Впишите в схемы слоги с буквами С, Ц.

Образец: си тец. стре __ за

СВЕТЛИЦА, МЕСЯЦЫ, СЕРДЦЕ, САЖЕНЕЦ, ГУСЕНИЦА, ЛЕСТНИЦА, ПИСЬМЕЦО. (1 ученик - у доски).

Все сверяют свои записи с записью на доске.

3.Дифференциация С, Ц в словосочетаниях и в предложениях.

а) Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.

Спишите словосочетания правильно. Подчеркните буквы С, Ц разными пастами.

Ясный месяц.

Блестит кольсо.

Цветы цирени.

Цвежая водица.

Толстая гусениса.

Целый цтакан.

Пестрое платьисе.

Прочтите словосочетания.

б) Из данных слов составьте и напишите предложения, подчеркните буквы С, Ц разными пастами,

Крыльце, сидел, на, дед, старый. Семен.

Саша, пятницы, выписался, в, больницы, из.

Лариса, палец, оцарапала, спицей, сильно.

Вырастил, теплице, Сергей Сергеевич, огурцы, прекрасные.

Прочтите предложения, найдите их главные члены.

Логопедическая физминутка.

4.Дифференциация Си Ц в связкой речи. Работа с перфокартами. Вставьте нропущенные буквы.

…ила ломит все, а ум - …илу.

Слово - …еребро, молчание - золото.

По …скрету всему …вету.

Молоде... против ове… а против молодца - сам ов…а.

…ыплят по осени …читают.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чем занимались на занятии? С каной целью?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 49

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ч-Щ

Цели:

1. Сформировать у учащихся уменье различать согласные Ч-Щ в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления внимания.

Оборудование:предметные картинки: щука, часы, чулки, чайка, щавель, клещи, щенок, щетка, печь, чайник; таблицы для мнемонического приема, слоговое лото, таблица со ступеньками слов, слоговая таблица.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новой темой.

1Выделение звуков из начала слов по предметным картинкам.

Что изображено на картинке? (ЧАСЫ) Выделите первый звук, из слова. Охарактеризуйте этот звук.

Кто изображен на второй картинке? (ЩУКА). Выделите первый звук из слова. Охарактеризуйте его.

2Сравнение звуков по артикуляции.

3Сопоставление звуков с их графическим изображением.

Да, вы правильно решили: Буква Щ поможет вам,

Ч мы пишем как «четыре» Чистить зубы по утрам,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать вам нельзя.

III. Закрепление материала.

1. Дифференциация Ч-Щ.

а) в слогах.

1) Прочитайте слоги и звукосочетания. Скажите какими звуками отличаются эти пары.

ЧА-ША ЩА-ЧА АЧ-АЩ АЧА-АЩА

ЧО-ЩО ЩО-ЧО ОЧ-ОЩ ОЩО-ОЧО

ЧУ-ЩУ ЩУ-ЧУ УЧ-УЩ УЧУ-УЩУ

ЧИ-ЩИ ЩИ-ЧИ ИЧ-ИЩ ИЩИ-ИЧИ

ЧЕ-ЩЕ ЩЕ-ЧЕ ЕЧ-ЕЩ ЕЧЕ-ЕЩЕ

2) Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

АЦА, АЧА, УЩУ, УЧУ, ЕЩЕ, ЕЧО, ЕЧИ, ИЩИ, ОЧО, УЧЕ, УЩЕ

3) Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности. (Вспомните, как пишутся ЧА, ЩА).

ча-ща-ча че-ще-че ач-ащ-ач

що-чо-що ще-че-ще оч-ощ-оч

чу-щу-чу чи-щи-чи уч-ущ-уч

б) Дифференциация Ч, Щ в словах.

1) Отхлопьшанне количества слогов в словах.

ПЛЕЧИ, ВЕЩИ, ЩЕПКИ, ПЕЧНИК, ЧАС, ПТИЧНИЦА, ЗАЩИТНИК, БАБОЧКА, ТОВАРИЩ, ЧИРИКАЛИ, ТАПОЧКИ, ПЕЧНИК.

2) Слоговое лото. Составьте слова из слогов;

ЩУ, ЩЕ, ЩА, НОК, РО, КА, ГО, КА, КЛЕ, ЩИ.

Ответ: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.

3) Ступеньки слов.

а) Какая гласная пропущена?

Ч__С

Ч__Щ_

Ч__ШК__

Ч__ЙНИК

Ч__СОВОЙ (А)

б) Заполните недостающие буквы:

Ч__Б, Ч__ДО, Ч__ЛОК, Ч__ДАКИ (У)

4) Работа с картинками. Рассмотрите и назовите картинки, Обозначьте их названия одной буквой Ч или Щ. (Чулки, чайка, щавель, клещи, щенок, щетка, печь, чайник).

Сначала ученики называют все картинки, затем логопед показывает картинки по одной, ученики молча пишут буквы. После выполнения работы один ученик читает написанные буквы, остальные проверяют.

5) Закончить слова, дописав слоги ЧА, ЩИ или ЧУ. ЩУ (Перед этим вспомнить правила правописаний — ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).

РО..., ПИ..., СВЕ…, ВСРЕ..., ЗАДА…, ЧА...., КУ..., ТА…, ТО..., ПИ..., КРИ..., УГО…, ВСТРЕ..., КРУ…,ЗАЧИ....

Прочтите слова.

6) Словарный диктант. (С делением слов на слоги).

ЩЕЛЬ, ЧИСТО, ПЛАЩ, МЯЧ, РЕЧКА, ЧАЙ

ЩЕТКА, ПИЩА, ЩЕНОК, ДАЧА, ЩЕПОТКА

ЯЩИЧЕК, ЩУЧКА,. ПЛАТОЧЕК.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дифференциация Ч и Щ в предложениях

1) Спишите предложения, вставьте пропущенные слова.

Для дождливой погоды мама купила красивый ... .

Мы собирали на огороде сочные .... .

Очень вкусен копченый ... .

В лесу раздавался птичий ... .

Туристы вошли в чудесное … .

Слова для справок; плащ, овощи, лещ, щебет, ущелье, (Словарная работа). Прочтите предложения.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация Ч, Щ в связной речи.

Ответьте на вопросы полным предложением. Напишите свои ответы. Перескажите получившийся рассказ.

В роще

Куда пришли дети? (роща)

Что весело журчало? (ручеек)

Кто звонко щебетал (певчие птички)

Что собирала Олечка? (Щавель)

Кого видел Сережа под кусточком? (2 зайчонка)

Куда они ускакали? (в чащу леса).

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №» 50

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ч, Щ.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Ч, Щ в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:сигнальные карточки, магнитофонная запись, таблица с грамматической арифметикой, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков?

Игра «Доскажите словечко». Вы должны будете закончить стихотворение словами, в составе которых есть буква Ч или Щ.

У них усы не для красы, Вдоль по улице мощеной

Они показывают время Мчится вскачь

И называются... (ЧАСЫ) Арбуз .... (МОЧЕНЫЙ)

Кто же это ходит Капризные сандалии,

В каменной рубахе? Однажды мне сказали:

В каменной рубахе Боимся мы щекотки

Ходит... (ЧЕРЕПАХА) Сапожной строгой ....(ЩЕТКИ)

Заяц волка замещает, Медведица рыщет

Всех косых не ... (ЗАМЕЧАЕТ) Медвежат под ёлкой … (ИЩЕТ)

III. Закрепление пройденного материала.

1Дифференциация Ч иЩ вслогах.

а) Прослушайте, запомните, повторите.

ЧА-ЩА-ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ-ЧУ-ЩУ ЧА-ЩА-ЧА-ЩА

ЧО-ЩО-ЧО-ЩО ЧИ-ЩИ-ЧИ-ЩИЩЕ-ЧЕ-ЧЕ-ЩЕ

б) Запишите слоги и звукосочетания в две строки, в первую - с буквой Ч, во вторую – с буквой Щ.

АЧ, АЩ, ЧУ, ЩИ, ЩА, ЧА, УЧ, УЩ, ЕЧ, ОЩ, АЧА, АЩА, ЕЩЕ, УЧУ, ЕЧИ, ИЩИ, ОЧО, УЧЕ, УЩЕ.

2Дифференциация Ч, Щ в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магаитофонкой записи.

ЩЕТКА, ЧЕТКО, ЩИ, ЩАВЕЛЬ, ЧИСТЫЙ, ЩЕКИ, ЧТЕНИЕ, МЕЧ, БОРЩ, СВЕЧКА, ТРЕЩИНА, МОРЩИНЫ, КАЧЕЛИ, ВЕРЕВОЧКА, ПЕЩЕРА, НАЧАЛО.

б) Словарная работа, Я буду называть признаки предметов, а вы должны назвать предметы, о которых я говорю,

Шестьдесят минут (ЧАС) Густой частый лес. (ЧАЩА)

Хищная рыба с острыми зубами (ЩУКА)

в) Работа с таблицей.

«Грамматическая арифметика». Прочитайте текст, подумайте и ответьте.

ЧЕРЕП - П + МУХА = ? (ЧЕРЕМУХА)

ЧАСТЫЙ - ЫЙ + О + ТЕЛО - О = ? (ЧИСТОТЕЛ)

ЧАСТЬ - Ь + УШО – О + КА = ? (ЧАСТУШКА)

ЧЕРНЬ – Ь + О +СЛИВА - А = ? (ЧЕРНОСЛИВ)

ЧУДЕСА - А+НЫЙ = ? (ЧУДЕСНЫЙ)

г) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в два столбика разными пастами:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Целый день плясунья наша

Больше греться не хочу. Рада по полу плясать.

Крышка громко зазвенела: Где попляшет, где помашет.

Пейте чай, вода вскипела» (ЧАЙНИК). Ни соринки не сыскать. (ЩЕТКА)

Нет ног, а хожу, рта нет , а скажу Хвостиком виляет.

Когда спать, когда вставать, Зубасата, а не лает (ЩУКА).

Когда работу начинать. (ЧАСЫ).

Мой хвост не отличишь от головы, У меня пропал носок.

Меня всегда в земле найдете вы. Утащил его... (ЩЕНОК).

(ЧЕРВЯК)

Прочтите слова первого столбика, второго.

3Дифференциация Ч, Щ в предложениях.

а) Спишите предложения, вставьте в слова пропущенные буквы.

Была ...удесная погода. Мы вышли из. ...а...и леса.

Под деревьями росла ...ахлая трава.

Птицы хлопо...ут у своих гнезд.

Анализ предложений. Прочесть предложения.

1) Прочтите предложение, Почему в слове ЧУДЕСНАЯ после Ч пишем У?

2) Как вы написали слово ИЗ и почему; в слове ЧАЩИ, почему после Ч – А,а после буквы Щ - И?

3) В слове РОСЛА после Р пишется О, почему?

4) Как вы написали слово ХЛОПОЧУТ и почему?

Логопедическая физминутка.

б) Зрительно-предупредительный диктант.

Логопед пишет на доске одно предложение с пропущенными буквами и читает его Ученики выходят к доске и вписывают буквы мелом красного цвета, читают предложение. Затем предложение закрывается и дети пишут его под диктовку. Написанное в тетрадях предложение они затем сверяют, с написанным на доске.

Пис...ма бр...сают в по..товый я…ик.

Маленький …енок ута…ил …етку.

Мо…ный тяга… (словарная работа) та…ит вагон…ики для строителей.

Пра…ка поло…ет бел…ё в реке.

4Дифференциация Ч, Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Спишите рассказ, вставляя пропущенные буквы.

Тачка.

Вова решил сделать та…ку. Он полез на …ердак - достал до…атый я…ик. Вова взял кле…и и выта…ил изя…ика все гвозди. Получилось много до…е…ек. Из до…е...ек Вова сделал …удеснуад та...ку. На полу осталось много …епок от я…ика. Вова взял …ётку и подмел пол, а …спки кинул в пе…ку.

Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы: 1. Что решил сделать Вова? 2. Как он делал тачку? 3. Как Вова поступил с мусором?

Перескажите содержание рассказа.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 51

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ц, Ч.

Цели:

1. Формировать у учащихся умение различать согласные Ц. Ч в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, предметные картинки: огурец, палец, стручок, очки, цепь, сморчок, ножницы; перфокарты, фишки, таблицы для мнемонического приема.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеригзуйте эти звуки. В чем разница их артикуляции?

Игра «Кто больше».

Проведем игру «Кто больше». Вы должны придумать слова, сначала со звуком Ч, затем со звуком Щ. Победит тот» кто придумает больше слов и наберет больше фишек.

III. Знакомство с новой темой.

1Отгадывание загадок, выделение первых звуков в словах-отгадках.

Длинным клювом тонким - Когда лежу на месте

Схватит лягушонка, Не раскрывая рта,

Капнет с клюва капля, Во мне, скажу по чести,

Кто же это...? (ЦАПЛЯ) Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето?

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне видно от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я ... (ЧЕМОДАН).

Итак, сегодня вы учитесь различать звуки Ч, Ц.

Охарактеризуйте эта звуки.

2Уточнение артикуляции звуков. В чем различие артикуляции этих звуков?

3Сопоставление звуков, с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Первой букве Буква Ц -

В слове чтение - Внизу крючок.

Букве Ч, Точно с краником бачок.

Мое почтение.

IV. Закрепление пройденного материала.

1Дифференциация Ч, Ц в слогах.

а) Прочитайте слоговые цепочки по слоговой таблице. Повторите их,

ЧА-ЦА-ЧА ЦА-ЧА-ЦА
ЧА-ЦА-ЧА-ЦА ЦА-ЧА-ЦА-ЧА

б) Прослушайте слоги, запишите:

первую букву каждого слога:

ЧА, ЦА, ЧО, ЧУ, ЦО, ЦЫ, ЧИ, ЦЕ, ЧЕ

последнюю букву, каждого слога:

АЧ, АЦ, УЧ, УЦ, ОЦ, ЫЦ ОЧ, ИЧ, ИЦ, ЕЦ, ЕЧ.

Подсчитайте каких букв больше.

2Дифференциация Ч, Ц в словах.

а) «Буква потерялась». Найдите букву.

МОЛОДЕ..., КУЗНЕ…, СОЛН...Е, ПОСЛОВИ...А, ...ИРК, ...АШКА, БО...КА, О...КИ, ...ЕРЕПАХА, МЯ...ИК, ЗАДА...А, РУ...КА, ТУ...КА, У...ЕНИК.

б) Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено? Запишите названия картинок. Подчеркните буквы Ч, Ц разными пастами.

Картинки: огурец, палец стручочки, цепи, сморчок, ножницы.

Прочитайте слова, каких букв больше, Ч или Ц.

в) Измените слово так, чтобы полнился звук Ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица-уличный, овца-овечий (овечка).

РУКАВИЦА - ЛУКОВИЦА - ПТИЦА -

КОЛЬЦО - ЛИЦО - СИНИЦА -

ОГУРЕЦ - ВОДИЦА - ТЕПЛИЦА -

ЦВЕТОК - УЛИЦА - ЩИПЦЫ -

Прочитайте слова.

г) Прослушайте слова, Определите наличие и место звуков Ч, Ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквы Ч, Ц над нужным слогом, под схемой напишите соответствующее слово.

Образец: ___ цч __

солн, це поч, ка

Горчица, волчица, учительница, молочница, чертежница, летчица

(1 ученик у доски). Все сверяют написанное с записью на доске.

3Дифференциация Ч, Ц в предложениях.

а) Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица.

Черная курица.

Крошечная царапина.

Узорчатое полотенце.

Отличная оценка.

Прочтите предложения.

б) Работа с перфокартами. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Снесла курочка....

Летом целый день печет ....

Лисица охотилась на ....

Среди колокольчиков стрекочут ....

Аленушка печалится о .... Иванушке.

Из маленького цыпленка вырастет большая ….

Прочтите предложения. Найдите главные члены.

Логопедическая физминутка.

4Дифференциация Ч, Ц в связной речи.

Составьте рассказ по опорным словам.

ЦЕЛАЯ ОХАПКА, РЮКЗАЧКИ, УДОЧКИ, УДАЧНАЯ ПРОГУЛКА, ПЕЧЕНАЯ КАРТОШКА, ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КУЗНЕЧИКИ, БАБОЧКА.

V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №52

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ч, Ц.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Ч, Ц в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:сигнальные, карточки, матитофонная запись, предметные карточки: огурцы, туча, платочек, меч, очки; перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте их. В чем разница их артикуляций?

Игра «Превращение слов - волшебная цепочка».

Я назову слово, со звуком «Ц» или «Ч», а вы должны продолжить - придумать слово, начинающееся с того звука, которым заканчивалось слово произнесенное мной и чтобы в этом слове был звук «Ц».

на «Ц» - Цветок - красавец - цвет - танцор - рубец - царство - огурец -царевич -частица.

на «Ч» - Чижик - ключ - час - счет - ткачи.

Продолжим работу над звуками.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация звуков Ч, Ц в слогах.

а) Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последовательности:

цу-чу-цу чу-цу-цу-чу цо-чо-цо-чо

чу-цу-чу цу-чу-чу-цу чо-цо-чо-цо

б) Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой Ч, во вторую - с буквой Ц:

ЧА, ЦУ, АЧ, УЦ, ЧУ, ЧИ, ЕЧ, ЦЕ, ОЦ, ЦА, ЯЧ, ЯЦ, ЧРЕ, ЦВЕ, ЧПЕ, ЧВЕ. ЦВЕ, ЧТЕ, ЧТИ, ЧМО, АЧА, АЦА.

Подсчитайте, каких слогов больше.

2.Дифференциация Ч и Ц в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

МЯЧ, МОЛОДЕЦ, СИТЕЦ, КОЛОДЕЦ, СКВОРЕЦ, ПТЕНЕЦ, МЕЛЬНИЦА, ОТЧЕСТВО, ПЛАЧ, ГРАЧ, СВЕРЧОК, КУРОЧКА, ЧУРКА, ЦАРАПАТЬ, БОРЩ, ДВОРЕЦ, ПЧЕЛКА.

б) Закончить слова, вставляя в них слог ЧА или ЦА:

Ули..., да..., мелыни..., зада.., кру..., столи..., ку..., пти..., больни..., красави....

Прочтите слова.

в) Спишите слова, вставляя пропущенную букву Ч или Ц:

…ерта, ...епь, …веты, …ерешня, вра…, доще…ка, по…тальон, яй…о, ножни…ы, вето…ек.

Прочтите слова.

3.Дифференциация Ч, Ц в предложениях.

а) Дополнить предложения, используя картинки.

В огороде поспели ... (ОГУРЦЫ)

На солнце надвигалась темная ... (ТУЧА)

Света подарила бабушке красивый ... (ПЛАТОЧЕК)

Дети играли в ... (МЯЧ).

Дедушка, потерял... (ОЧКИ)

Прочтите предложения, найдите главные члены предложения, назовите второстепенные члены предложения.

б) Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы Ч, Ц:

волчица, играть, волчата, с кусты, из, выскочили, зайцы

цапля, переходить, кочки, с, кочку, на

пчелы, полететь, гречишное, на, поле

пчелы, садиться, цветы, акация, на

листочки, у, были, птенцы, четыре

гнездо, ласточка, на, было, чердак

Прочтите предложения. Последнее предложение разберите графически (1 ученик у доски).

Логопедическая физминутка

4.Дифференциация Ч, Ц в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

Недоу...енный хуже неу…ёного.

Хо…ешь есть кала…и - не сиди на пе…и.

Чего себе не хо…ешь, того и другому не делай.

Не разбивши яй…а, не сделаешь я…ни...у.

Поговорка - …вето…ек, послови…а - ягодка.

Прочитайте пословицы, объясните их значение. Подсчитайте количество букв Ч, Ц.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 53.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Сь, Щ.

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2.Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1.В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-ща сящ щась
сё-що сещ щось
сю-щу сющ щусь
си-щи сещ щесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ

СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ

ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2.Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.

в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.

Прочтите слова.

3.Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала ... (ЩУКА).

На лугу пасутся ... (ГУСИ).

В корзине пищит... (ЩЕНОК).

Сеня надел новый ... (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4.Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Верное средство.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»

«Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

(П Юдин)

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

Гуща Осел

Пища осина

лещи осень

тащу

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

ща-ся-ща-ся

щё-сё-сё-щё

щу-сю-щу-сю

си-щи-си-щи

ща-ся-ща-ся-ща-ся

ащ-ась-ащ-ась

ысь-ищ-ысь-ищ

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.



Просмотров 1422

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!