Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Сравнительный анализ автобусов МАЗ 231, МАЗ 251, МАЗ 152



ВВЕДЕНИЕ

Для своего курсового проекта я выбрал автобус МАЗ 231. Уникальность перспективного МАЗ 231 заключается в возможности его применения как на междугородных, так и на пригородных маршрутах. При длине машины, составляющей 12 м, в ее салоне может быть установлено 51 сиденье. Подвеска у нового минского лайнера сделана полностью зависимой, то есть менее затратной в производстве и более простой в обслуживании (спереди установлены два, сзади – четыре пневмобаллона).

Тем не менее, новый МАЗ 231 вполне подойдет и для «дальнобойных» перевозок. Например, продемонстрированный в Москве образец был оснащен мягкими комфортабельными сиденьями с качественной отделкой, подлокотниками и регулируемыми по наклону спинками. Над головами пассажиров разместились блоки комфорта, вдоль всего салона протянулись багажные полки для небольшой ручной клади, а на окнах можно было увидеть шторки, без которых в дальних рейсах сложно обойтись. По заказу возможна комплектация автобуса с кондиционером и видеосистемой.

В то же время, салон МАЗ 231 рассчитан и на то, что на некоторых пригородных маршрутах часть пассажиров может ехать стоя. Таким образом, его общая пассажировместимость составляет 80 человек.

Хотя в России все еще продолжают выпускать и регистрировать автотехнику, удовлетворяющую экологическим нормам Евро-3, новый минский автобус изначально проектировался сразу под стандарт Евро-5, который действует сейчас в Европе. Для достижения этих норм в моторный отсек лайнера был установлен один из самых современных серийных турбодизелей – рядный 6-цилиндровый Mercedes-Benz OM926LA. С его объема в 7,2 литра конструкторам удалось снять 326 л.с. Если учесть, что вся остальная агрегатная «начинка» МАЗ 231 тоже состоит главным образом из импортных комплектующих

3
Еще один немаловажный момент: помимо входящей в базовую комплектацию 6-ступенчатой механической коробки передач ZF 6S-1701, новый минский автобус может быть оборудован и автоматической «коробкой» ZF 6HP. Подобная трансмиссия в первую очередь необходима модификациям, которым предстоит работать на пригородных маршрутах, где часть рейса приходит в условиях плотного городского трафика с частными остановками перед светофорами и в автомобильных заторах.

Внешность МАЗ 231 выполнена в полном соответствии с царящими в Европе тенденциями. Более того, экстерьер МАЗ 231 сделан в едином ключе с другими современными автобусами Минского автозавода, и в этом одна из его сильных сторон.

Рабочее место водителя скомпоновано тоже в духе современных представлений: по обе стороны от приборного щитка расположились клавиши управления различными системами, сиденье и рулевая колонка регулируются в широком диапазоне. Пол кабины на несколько сантиметров возвышается над полом остального салона, что уберегает педальный узел от потоков воды при мойке и от загрязнения в слякотную погоду. Удивляет лишь то, что рычаг коробки передач МАЗ 231 по старинке установлен рядом с водительским креслом, тогда как в Европе его сейчас все чаще размещают прямо на приборной панели, справа от руля. Да и алгоритм переключения ступеней трансмиссии, судя по схеме, не самый привычный, словно специально выполненный задом наперед. Не помешали бы автобусу и более стильные наружные зеркала заднего вида. в целом, как эргономика рабочего места водителя, так и обзорность находятся на очень высоком уровне.

4


Раздел 1.

Сравнительный анализ автобусов МАЗ 231, МАЗ 251, МАЗ 152

Автобус МАЗ-251 от Минского автомобильного завода предназначен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Туристический автобус серии 251 получил приз симпатий посетителей и был признан лучшим туристическим автобусом на международной выставке MIMS-2004. Концепция туристического автобуса МАЗ-251 основывается на применении в конструкции стеклопластиковых панелей кузова, которые значительно уменьшают массу автотранспортного средства. Применение в туристическом автобусе Минского автомобильного завода вклеенных тонированных пластиковых стёкол, которые изготовлены с использованием всех современных технологий и материалов обеспечивает герметичность пассажирскому транспорту, повышает жёсткость кузова. Общую стилистику этого туристического автобуса также определяет использование современных светотехнических приборов.

Оснащённый современным двигателем MAN D 2866 LOH 28, с классом экологической безопасности Euro 3, туристический автобус МАЗ вырабатывает мощность 360 лошадиных сил, это является отличным показателем. ОН способен развивать скорость 134 км/ч, это свойство позволяет МАЗ-251 быстрее добраться до пункта назначения. Отличные показатели скорости и мощности делают МАЗ-251 конкурентоспособным на мировом рынке. В салоне МАЗ-251 могут удобно расположиться 44-49 (в зависимости от комплектации) человек, для каждого из которых имеется комфортабельное сиденье. По оценке специалистов, автобус производства МАЗ не уступает зарубежным аналогам ни в уровне комфорта пассажиров, ни в высококачественном техническом оснащении.

Автобус МАЗ-152 является фактически единственной альтернативой на территории бывшего Советского союза устаревшим Икарус-250 для автохозяйств, занимающихся междугородними и туристическими перевозками. Автобус спроектирован с использованием большинства узлов и агрегатов, использующихся на грузовых автомобилях МАЗ.

5
Автобус выпускается в двух базовых модификациях: МАЗ-152 и МАЗ-152А – более комфортабельная версия, имеющая богатое дополнительное оснащение.
Кузов автобуса – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеет две двери выдвижного типа. На автобусе МАЗ-152А задняя дверь перенесена в колесную базу. Передняя дверь и задняя дверь оборудованы одинаковым по конструкции электропневматическим приводом. В пневмосистеме привода каждой из дверей установлен распределитель, электронный блок управления, краны аварийного открывания дверей. Давление в пневмосистемах регулируется редукционным клапаном, который установлен возле задней двери. Для обеспечения необходимой траектории движения двери установлена тяга, которая шарнирно закреплена одним концом на нижней части двери, другим - на каркасе автобуса.

На автобусах МАЗ-152 установлены мягкие сиденья с механизмом регулирования угла наклона спинки сиденья, механизмом регулирования положения подножки и механизмом поперечного смещения сиденья. Подушка и спинка сиденья закреплены на остове. Остов сиденья со стороны прохода закреплен на полу болтами. Механизм регулирования угла наклона спинки сиденья позволяет изменять угол наклона спинки в пределах 15°. Для изменения угла наклона спинки необходимо переместить до предела ручку по направлению указанному стрелкой, отклонить сиденье на желаемый угол и отпустить ручку . При отпускании ручки сиденье фиксируется в любом промежуточном положении.

В салоне автобуса МАЗ-152 расположены мягкие с подлокотниками кресла. Угол наклона спинки и расстояния между сиденьями по ширине регулируются. Салон оборудован системами индивидуального освещения и вентиляции, кондиционером, биотуалетом, холодильником, мини-кухней, аудио- и видеосистемами. Количество мест для сидения 43-47 (МАЗ-152) и 39-45 .

На автобусы могут быть установлены как двигатели ЯМЗ, так и двигатели производства MAN и Mercedes. На автобусах, эксплуатируемых в Минске, стоят двигатели ЯМЗ-7601, развивающие 300 л.с. и 1275 Н*м.

6


Сравнительная таблица технических характеристик

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЗ-231 МАЗ-251 МАЗ-152
Двигатель: Daimler OM 926LA (Евро-5) MAN D 2866 LOH 28(Евро-3), Mercedes-Benz OM 457 LA (Евро-5) Mercedes-Benz OM 501LA
Мощность двигателя, кВт(л.с.): 240(326) 265(360) 260(354)
Коробка передач: Механическая ZF 6S-1701, автоматическая ZF6HP ZF 6S-1701 BO механическая с интардером ZF
Подвеска передней/средней/задней оси: Зависимая, пневматическая, 2пневмобаллона, 2 амортизатора Независимая/зависимая пневматическая с телескопическими амортизаторами Зависимая рессорная
Ведущий мост: ZF с гипоидной главной передачей Жесткая балка с двойной разнесенной передачей
Колеса: 8,25*22,5 Дисковые 8,25*22,5 Дисковые 8,25*22,5
Шины: 295/80R22.5 Бескамерные 295/80R22.5 295/80R22.5
База, мм: 6180 6060 6000
Габаритные размеры, мм: 12000/2550/3100 11990/2550/3820 11985/2500/3323

Сравнительная таблица распределения массы и нагрузок

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ И НАГРУЗОК МАЗ-231 МАЗ-251 МАЗ-152
Полная масса, кг:
Количество мест для сидения: 43, 45, 47
Номинальная вместимость человек: 71 до 80
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг:
Допустимая нагрузка на среднюю/заднюю ось, кг:

Схема автобуса МАЗ-231

7


Опыт эксплуатации автобусов показывает, что на неровных дорогах

средняя скорость движения падает на 35 – 40%, расход топлива увеличивается на 50 - 70%, межремонтный пробег уменьшается на 35 - 40%. При этом производительность автотранспорта снижается на 32 - 36%, а стоимость перевозок возрастает на 50 - 60%. К этому следует добавить потери, обусловленные перерасходом металла, топлива, резины и добавочными затратами рабочей силы. Для уменьшения этих потерь можно или улучшать дороги, что дорого, или совершенствовать подвески автомобиля, что еще дороже, но в пересчете на тысячи автомобилей оказывается дешевле.

Все же и дороги с ровной поверхностью предъявляют к подвеске очень жесткие требования. Ведь скорости постоянно растут, а требования к управляемости и устойчивости автомобилей и автопоездов ужесточаются.

Характеристика подвески влияет на множество эксплуатационных качеств автомобиля: плавность хода, комфортабельность, устойчивость движения, долговечность, как самой машины, так и целого ряда ее узлов и деталей. В тяжелых дорожных условиях именно возможности подвески, а вовсе не мощность двигателя, определяют средние и максимальные скорости движения.

Подвески со стальными рессорами уже не всегда способны вписываться в предъявляемые к ним требования, тем временем как, пневматические упругие элементы имеют большую энергоемкость в основном рабочем диапазоне и при больших прогибах, а значит, обеспечивают снижение амплитуды колебаний, уменьшение количества энергии, поглощаемой амортизаторами, упрощают регулировку; при этом в подвесках со стальными упругими элементами прогрессивная характеристика достигается только за счет сильного усложнения конструкции; легкость автоматического регулирования жесткости и динамичного хода подвески в соответствии с условиями нагружения, что позволяет получить большую плавность хода и улучшить другие эксплуатационные качества; при одинаковых размерах упругого элемента подвеска позволяет иметь высокую степень унификации для автомобилей разной грузоподъемности со значительной разницей в величине подрессоренных масс; пневмоэлементы имеют чрезвычайно высокую долговечность, недостижимую для стальных упругих элементов.

8
Постоянное положение кузова облегчает обеспечение правильной кинематики подвески и рулевого привода, снижается центр тяжести автомобиля и, следовательно, повышается его устойчивость; при любой нагрузке обеспечивается надлежащее положение фар, что повышает безопасность движения в ночное время; для улучшения устойчивости автомобиля при торможении на пневмоподвеску часто возлагается еще одна функция: точно регулировать тормозные усилия на колесах в зависимости от изменения нагрузок на них; практически пневмоподвеска делает это более точно, чем механические системы регулирования тормозного давления и не обладает недостатком электронных систем, допускающих сбои в работе в условиях повышенной влажности; благодаря ней увеличивается срок службы автомобиля в целом.

Снижение жесткости подвески улучшает плавность хода автомобиля при низкочастотных колебаниях, наиболее заметно уменьшая ускорения кузова, а также перемещения кузова и колеса.

Опираясь на сравнительную таблицу технических характеристик автобусов МАЗ 231, МАЗ 251 и МАЗ 152 , предлагаю улучшить пневматическую подвеску автобуса МАЗ 231, что позволит увеличить такие характеристики как плавность хода, комфортабельность, устойчивость при движении, долговечность.

9


Раздел 2.



Просмотров 2632

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!