Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные позиции восприятия в коммуникации и взаимоотношениях



Как показывает предыдущее упражнение, на наше восприятие ситуаций и переживаний значительное влияние оказывает точка зрения или позиция, с которой мы рассматриваем их. Способность принимать различные точки зрения на ситуацию — важнейший элемент нашей «внутренней игры», связанной с конкретной ситуацией или действием. Фактически, существуют несколько основных «позиций восприятия», с которых можно рассматривать любую ситуацию или взаимодействие.

«Позиция восприятия» — это по сути конкретная перспектива, или точка зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или отношения между людьми. В НЛП выделяют несколько основных позиций восприятия конкретного опыта. Первая позиция предполагает восприятие своими собственными глазами, «от первого лица». Вторая позиция предполагает переживание чего-либо, как если бы мы «встали на место другого человека». Третья позиция предполагает восприятие своих отношений с людьми с точки зрения «стороннего наблюдателя». Понятие четвертой позиции касается чувства целой системы или «области отношений» (чувства коллективного «мы»), полученного в результате синтеза трех предыдущих позиций.

Подобно всем другим выделяемым в НЛП качествам, позиции восприятия характеризуются определенными физическими, когнитивными и лингвистическими паттернами. Эти паттерны кратко охарактеризованы в следующих описаниях.

Первая позиция — это вы, находящийся в границах вашего собственного тела, в вашей привычной позе. Когда вы полностью ассоциированы с первой позицией, вы будете использовать такие слова, как «мне» и «я» при обращении к вашим собственным чувствам, образам и идеям. В первой позиции вы переживаете коммуникацию с вашей собственной точки зрения: видя, слушая, осязая, чувствуя на вкус и обоняя все, что происходит вокруг и внутри вас. Если вы действительно находитесь в первой позиции, вы будете не видеть себя, а являться собой, глядя на мир через ваши собственные глаза, слыша собственными ушами и т. д. Вы будете полностью ассоциированы с собственным телом и вашей картиной мира.

Вторая позиция характеризуется способностью принять точку зрения другого человека в процессе взаимодействия. (Если во взаимодействии участвуют несколько человек, могут быть и множественные «вторые позиции»). Это временная позиция для сбора информации. Вы перемещаетесь в позицию восприятия другого человека, принимая его позу тела и мировоззрение, как если бы вы были этим человеком. Во время коммуникации вы видите, слышите, осязаете, чувствуете вкус

 

и запах с точки зрения другого человека, то есть вы как бы «влезли в чужую шкуру», «сидите с другой стороны стола» и т. д. Во второй позиции вы будете воспринимать мир через глаза, мысли, чувства, убеждения и т. д. другого человека. В этой позиции вы будете отделены от себя и ассоциированы с другим человеком. Вы будете рассматривать ваше «я» в «первой позиции» как «вы» (в противоположность «я» или «мне») и говорить о нем во «втором лице». Временное принятие позиции другого человека — замечательный способ оценить, насколько вы успешны с вашей стороны петли коммуникации. (После того как вы приняли точку зрения другого человека, важно убедиться в том, что вы полностью возвратились на свою изначальную позицию с информацией, которая поможет вам в дальнейшей коммуникации.)

Занимая третью позицию, или позицию «наблюдателя», вы временно оказываетесь вне петли коммуникации, чтобы собрать информацию, как если бы вы были свидетелем, а не участником взаимодействия. Ваша поза будет симметричной и расслабленной. В этой позиции вы будете видеть, слышать, осязать, чувствовать вкус и запах с точки зрения заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Вы будете говорить о людях в «третьем лице», используя слова «она» и «он» при обращении к тем, кого вы наблюдаете (включая и самого себя). Вы будете отделены от взаимодействия, занимая «ме-тапозицию».

Эта позиция дает вам ценную информацию о соотношении сил в петле коммуникации. Информацию, собранную с этой точки зрения, можно перенести в вашу первую позицию и использовать наряду с информацией, собранной во второй позиции, чтобы улучшить качество вашего состояния, взаимодействия и отношений в рамках петли коммуникации.

Четвертая позиция предполагает синтез описанных выше трех точек зрения. Это создает чувство «целой системы». Этот процесс включает идентификацию с самой системой или отношениями, в результате чего человек ощущает себя частью коллектива. Это характеризуется словом «мы» (множественное число первого лица). Четвертая позиция необходима, чтобы создать «общее мнение» или «командный дух».

Таким образом, позиции восприятия — это основные точки зрения, которые вы можете принять, рассматривая отношения между вами и другим человеком.

Первая позиция.Ассоциация с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и допущениями; видение внешнего мира своими собственными глазами — «я»-позиция.

Вторая позиция.Ассоциация с точкой зрения, убеждениями и допущениями другого человека, видение внешнего мира его глазами — «вы»-позиция.

4 Коучиш с помощью Н-'! II

Третья позиция.Ассоциация с точкой зрения вне отношений между вами и другим человеком — «они»-позиция.

Четвертая позиция.Ассоциация с точкой зрения всей системы — «мы»-позиция.

Как указывают приведенные выше описания, позиции восприятия характеризуются и выражаются ключевыми словами — «я», «вы», «они» и «мы». В некотором смысле эти ключевые слова представляют собой метасообщения, которые могут помочь вам распознавать и направлять позиции восприятия, занимаемые людьми в процессе конкретного взаимодействия. Например, человек, часто использующий слово «я», с большей вероятностью будет говорить со своей точки зрения, чем человек, использующий слово «мы», при обсуждении каких-либо идей или предложений. Человека, «застрявшего» в одной позиции восприятия, можно стимулировать изменить точку зрения с помощью ненавязчивого использования следующих языковых сигналов.

Например, человек занимается коучингом проектной команды, и один из членов этой команды чересчур критически настроен по отношению к некоторой идее или плану и говорит примерно следующее: «Я не думаю, что это вообще будет работать», — что указывает на сильную реакцию с «первой позиции». Коуч мог бы помочь этому человеку переместиться на более «системную» позицию, сказав: «Я понимаю, что вы очень беспокоитесь об успехе этого плана. Как, по-вашему, мы можем подойти к его разработке, чтобы он оказался более эффективным?»

Чтобы перевести человека в позицию наблюдателя, коуч может предложить: «Представьте, что вы консультант этой команды. Какие бы вы предложили способы повышения эффективности совместной работы?» Чтобы поощрить критически настроенного человека перейти во «вторую позицию», коуч может сказать: «Встаньте ненадолго на мое место (или на место одного из других членов команды). Как, по-вашему, я отреагировал бы на вашу обеспокоенность?»

Способность менять позиции и принимать множественные точки зрения на некоторую ситуацию или переживание — ключевой элемент «внутренней игры» выполнения работы и один из самых важных навыков коммуникации и межличностных отношений. Коуч же может помочь клиентам использовать и развить его.

Вторая позиция

Как мы установили в предыдущем разделе, вторая позиция предполагает наличие способности принимать точку зрения другого человека, или «позицию восприятия», в рамках конкретной ситуации или взаимодействия. Это включает изменение своей позиции и рассмотрение

ситуации, как если бы вы были другим человеком. Во второй позиции вы видите, слышите, осязаете, чувствуете вкус и запах с точки зрения другого участника взаимодействия; вы «влезаете в его шкуру», «становитесь на его место», «сидите с другой стороны стола» и т. д.

Вторая позиция предполагает ассоциацию с точкой зрения, убеждениями и допущениями другого человека и видение внешнего мира его глазами. В этой позиции вы отделены от самих себя и ассоциированы с переживаниями другого человека. Находясь во второй позиции, вы говорите: «Ты являешься...», «Ты выглядишь...» и т. д., обращаясь к своему собственному «я», находящемуся в первой позиции.

Способность занять вторую позицию в общении с другими людьми и воспринять их картину мира — основа сочувствия и эмпатии. Это сущность «золотого правила»: «Поступай с другими так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Вторая позиция также необходима для любого эффективного моделирования. Кроме того, временное принятие позиции другого человека — это замечательный способ оценить, насколько вы успешны с вашей стороны петли коммуникации или взаимодействия.

Умение занимать вторую позицию — важный навык для многих профессий. Хорошие менеджеры и лидеры, например, часто говорят о необходимости оказаться «в голове» своих сотрудников, или «войти в пространство чувств» других людей. В интервью журналу Speak в 1998 году адвокат по криминальному праву Тони Серра говорил:

Когда вы представляете интересы обвиняемого... вы становитесь им, чувствуете, как он, встаете на его место, видите его глазами и слышите его ушами. Вы должны полностью знать его, чтобы понимать характер его поведения. Но вы владеете «словом». То есть вы можете перевести его чувства, мысли и образ мышления как компоненты, релевантные его поведению, в юридический жаргон, в слова закона или в убедительные метафоры. Вы берете «глину» поведения человека и приукрашиваете ее, вы создаете произведение искусства. И в этом проявляется творчество адвоката.

Способность занять вторую позицию — важный навык как для коучей, так и для их клиентов.

Инструментарий обучения: построение взгляда из «второй позиции»

Процесс принятия второй позиции предполагает перенос вашего сенсорного опыта и ментальных карт на точку зрения другого человека. Это можно делать полностью или только частично. Например, если кто-то говорит: «На вашем месте я бы...», — то этот человек в действи-

тельности не находится во второй позиции. Человек, говорящий так, не принимает мировоззрение другого, а скорее проецирует свое мировоззрение на чужую ситуацию.

Высказывание: «С точки зрения этого человека, я вижу себя, стоящего там», — также указывает на то. что человек не полностью находится во «второй позиции». Упоминание «себя, стоящего там» говорит о том, что человек в большей степени идентифицируется со своей первой позицией. Это утверждение отражает вторую позицию, которая является скорее теоретической, чем воспринимаемой на уровне чувств. Для того чтобы полностью находиться во второй позиции, нужно видеть, слышать, ощущать и говорить с точки зрения другого человека (говоря: «Я вижу там этого человека», когда речь идет о вас самих).

Таким образом, можно находиться в «смешанных» или «искаженных» позициях восприятия. То есть человек может видеть и чувствовать ситуацию с его собственной первой позиции, но обращаться к себе на языке второй позиции (то есть говорить себе: «Будь осторожным, чтобы ты не допустил ошибку»). Способность сознательно полностью принимать вторую позиции или выбирать конкретные аспекты второй позиции — это навык, который можно развить посредством коучинга и практики.

Есть различные уровни и степени принятия второй позиции. Находясь у кого-то дома или на работе, вы занимаете вторую позицию на уровне окружения. Подражание действиям другого человека позволяет занять вторую позицию на поведенческом уровне. Понимание стратегий мышления другого и его ментальных карт — способ развить вторую позицию на уровне способностей. Для того чтобы занять вторую позицию на более глубоком уровне, нужно принять ценности и убеждения другого человека. Идентификация с другим человеком и принятие его личности предполагают вторую позицию на уровне идентичности.

Можно использовать следующий процесс, чтобы помочь клиентам построить полноценную вторую позицию на всех этих уровнях.

Попросите клиента выбрать человека, которого он хотел бы смоделировать или лучше понять. Выберите два физических местоположения: одно для клиента и одно для другого человека.

Предложите клиенту начать с «первой позиции». Пусть ваш кта-ент. стоя в «собственной позиции», опишет свои переживания в данном окружении, физическое состояние, мысли, убеждения, ценности, ощущение себя, своего видения и целей. Создайте якорь или «линию жизни» для этого местоположения «первой позиции».

Затем с помощью коучинга помогите клиенту начать постепенно принимать точку зрения другого человека, перемещаясь на место другого человека и предпринимая следующие шаги:

1. Представьте, что вы находитесь в том же окружении, что и другой человек. Где и когда это происходит?

2. Представьте, что вы находитесь на месте другого человека. Какие действия вы выполняете в данном окружении?

3. Представьте, что вы находитесь в сознании другого человека. Какие навыки и способности вам нужны, чтобы эффективно действовать в данном окружении?

4. Представьте, что вы находитесь в системе убеждений и ценностей другого человека. Какие у вас есть приоритеты и допущения, связанные с вашей работой?

5. Представьте, что вы приняли идентичность или роль другого человека. Как вы воспринимаете вашу миссию и самого себя как другого человека?

6. Представьте, что вы принадлежите той же системе, что и другой человек. Кто и что еще важно для достижения вашей цели или выполнения миссии ?

Когда вы закончите, попросите клиента возвратиться в его первую позицию. Для этого он должен перейти из воображаемых местоположения, физического и внутреннего состояния другого человека в свои «местоположение» и состояние. Чтобы полностью перенести клиента обратно в его собственную позицию восприятия, используйте установленный ранее якорь или «линию жизни».

Часто полезно установить нейтральную «метапозицию» или «третью позицию» между местоположением «себя» и «другого». Вы можете использовать это третье местоположение как переходное состояние между точками зрения клиента и другого человека, чтобы обеспечить хорошее разделение этих двух позиций восприятия.



Просмотров 866

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!