![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Характеристика структурных частей дипломной работы
1.4.1 Общие положения.Дипломная работа должна отвечать ряду требований: • содержать четкую и актуальную формулировку целей, задач и выводов, определение предмета и объекта исследования; • отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения; • включать информацию, полученную на базе практики в организации, деятельность которой связана с делопроизводством и архивным делом; • содержать показатели научных, теоретических и практических исследований, в области документационного обеспечения управления и архивоведения, сведения, полученные из СМИ и т.п.; данные могут быть представлены в виде схем, графиков, таблиц и текста; • содержать оптимальные пути решения выбранной проблемы; • показать умение студента обосновать актуальность темы, творчески подойти к избранной теме, использовать методы научного исследования; • содержать анализ источников и литературы по теме исследования; • соответствовать всем требованиям, предъявляемым к оформлению дипломных работ. 1.4.2 Титульный лист(Приложение В). 1.4.3 Содержание(Приложение Г).Представляет собой перечень разделов и подразделов работы. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел или подраздел. Названия рубрик должны точно соответствовать заголовкам, приведенным в тексте работ. 1.4.4 Список сокращений. Принятые в дипломной работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка на отдельном листе перед структурным элементом «введение». Список сокращений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа – их детальную расшифровку. Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в дипломной работе менее трех раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непосредственно в тексте дипломной работы при первом упоминании. 1.4.5 Введение.Введение является очень важной составной частью дипломной работы. Введение раскрывает обоснование необходимости исследования выбранной проблемы и представляет схему проведения дипломного исследования. Введение дипломной работы, как правило, занимает 3-5 страниц печатного текста. Во введение должно быть отражено: 1. Обоснование выбора темы. Актуальность дипломной работы; степень разработанности исследуемой темы; проблемы. 2. Объект и предмет исследования. 3. Цель и задачи (они раскрывают путь к достижению цели). 4. Методы, используемые при написании дипломной (курсовой) работы. 5. Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы. Кратко о содержании частей введения. 1. Актуальность темы исследования. Актуальность темы дипломнойработы характеризует ее современность, жизненность, насущность, важность, значительность. Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы дипломной работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций. Актуальность дипломной работы не должна занимать более 1,5 листа введения дипломной работы. Обязательно должны присутствовать следующие слова: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем …. или актуальность дипломной работы заключается (или проявляется) в следующем…. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными. Либо просто Актуальность дипломной работы, а потом начинаете с нового предложения. После описания актуальности темы можно указать: актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области. 2. Объект исследования (что рассматривается) – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя. 3. Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя. Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта дипломной работы. Предмет во введении к дипломной работе указывается после определения объекта. Пример №1 Объектом дипломной работы является процесс формирования и описания личных дел сотрудников организации. Предметом дипломной работы является нормативно-правовая база по описанию и формированию личных дел. Пример №2 Объектом исследования является организация делопроизводства на предприятиях малого и среднего бизнеса. Предметом исследования являются нормативно-правовая база по организации делопроизводства на предприятиях малого и среднего бизнеса. Пример №3 Объектом исследования является ООО «Новый архив», основным видом деятельности, которого является предоставление услуг по описанию, хранению и уничтожению документов. Предметом исследования являются особенности проведения работ по описанию, хранению и уничтожению документов на различных носителях. Пример №4 Объект исследования – создание архива предприятия. Предмет исследования – нормативно-правовая база работы архива предприятия, состав документов, подлежащих архивному хранению. Пример №5 Объектом исследования является анализ документооборота предприятия. Предметом исследования – нормативно-правовая база организации документооборота, статистические данные документооборота. 4. Цель дипломной работы показывает то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает как необходимо достигнуть конечный результат в дипломной работе. Пример. Целью дипломной работы является рассмотрение организации документооборота на предприятии, выявление актуальных проблем, возникающих в ходе организации документооборота, а также поиск путей совершенствования документооборота. 5. Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава дипломной курсовой работы. Задачи могут вводиться словами: – выявить; – раскрыть; – изучить; – разработать; – исследовать; – проанализировать; – систематизировать; – уточнить и т.д. Количество задач должно быть 4 – 5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях. Пример. Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются: 1. Изучить нормативно-правовую базу по организации документооборота на предприятии. 2. Исследовать схему организации документооборота на предприятии. 3. Раскрыть особенности документооборота на данном предприятии. 4. Сравнить количественные показатели документооборота на предприятии за последние 3 года. 5. Дать рекомендации по совершенствованию организации документооборота на предприятии. Можно начать так: «Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: 1., 2., 3. и т.д. 6. Методы исследования.Методы – это способы, приемы познания объекта. В любой дипломной работе используется метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной, а также анализ документов, архивов и проч. В дипломной работе вы можете написать следующие используемые методы: – анализа литературы; – анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной; – изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; – сравнение; – интервьюирование; – моделирование; – синтез; – теоретический анализ и синтез, – абстрагирование, – конкретизация и идеализация, – индукция и дедукция, – аналогия, – классификация, – обобщение, – исторический метод, – специально-юридический и сравнительно-правовой. 7. Научная новизна дипломной работы формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы диплома. Научная новизна формулируется по-разному для теоретических дипломов и дипломов практической направленности. Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором – она определяется результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете и практические достижения. Практическая значимость зависит от новизны дипломной и обуславливает необходимость ее написания. Иными словами определить практическую значимость – значит определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент введения к дипломной работе. 8. Краткое описание структуры. В заключение раздела «введение» необходимо описать структуру дипломной работы. Примеры: 1. «Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматривается нормативно-правовая база по организации документооборота на предприятии. Вторая глава посвящена схеме документооборота на предприятии. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме». 2. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются понятие документооборота. Во второй главе раскрываются особенности организации документооборота на конкретном предприятии. Третья глава посвящена вопросам совершенствования системы документооборота на предприятии. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. 1.4.6 Основная часть.Дипломная работа содержит, как правило, две главы, каждая из которых делится на пункты и подпункты. Первая глава – теоретическая. Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение. Глава может содержать несколько подглав. В главе кратко рассматривается история вопроса и степень его изученности, анализируется современное состояние исследуемой проблемы. Содержание главы должно соответствовать теме исследования. Число цитируемых литературных источников (отечественных и зарубежных) должно быть достаточным для полного освещения вопроса. При описании литературных данных могут быть использованы рисунки и таблицы со ссылкой на источник. Вторая глава– практическая. Здесь с аналитический точки зрения дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. В практической части приводятся результаты исследований и наблюдений, выполненных непосредственно исполнителем. Статистически обработанные данные могут быть представлены в виде таблиц и рисунков (диаграмм, графиков, схем, фотографий и т.д.). В данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются. На основании анализа выявляются закономерности. Приводится сопоставление полученных результатов с данными других исследователей, изученных по литературным источникам, а так же на основании собственных взглядов и литературных источников объясняются выявленные закономерности. В указанном разделе целесообразно подвести итог проведенного исследования, включая теоретическую и практическую части, а так же отразить перспективы проведения дальнейших исследований. 1.4.7 Заключение.В заключение к дипломной работе студент должен подвести итоги изучения темы, обоснованно изложить свои взгляды по главным вопросам, рассмотренным в работе, сделать выводы. Выводы формулируются на основании поставленных задач и кратко отражают наиболее важные результаты работы. Выводы должны быть представлены в виде нумерованного списка, состоящего из 3 и более пунктов. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., его выводы должны логически вытекать из основного текста работы. Заключение должно отражать значимость работы, подтверждать ее актуальность в современных условия организации документационного обеспечения управления и архивоведения. 1.4.8 Список литературы. Представляет собой перечень всех литературных источников, использованных при выполнении работы. Источники располагаются в едином алфавитном порядке. Список литературы должен быть оформлен единообразно с соблюдением государственного стандарта на библиографическое описание документа (ГОСТ 7.1.-2003). Примеры описания библиографического аппарата представлены в Приложении Д. 1.4.9 Приложения.В дипломной работе обязательно должны быть приложения. Как правило, по материалам вспомогательного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К таким материалам относятся: – различные положения, инструкции, копии документов, на основе которых выполнена дипломная работа; – схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер; – методики, диагностики, которые использованы автором дипломной работы в процессе изучения явления; – иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеет место ссылка в тексте. В приложении в левом нижнем углу можно указать, на основании каких источников оно составлено. В тексте дипломной работы делается ссылка на каждое приложение. Приложения оформляются на последних страницах работы и не входят в её объем. Порядок оформления приложений см. в п. 2.4.
![]() |