Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Гематрия, изопсефия и английская каббала



 

Тора чаще всего используется как источник для гематрии и сопутствующих спекуляций, однако совсем не обязательно, чтобы наши прозрения проистекали именно из нее. Однажды, чтобы проиллюстрировать гематрию, я перевел на иврит одну юмористическую книжку и сделал несколько очень интересных открытий. Алистер Кроули часто использовал гематрию для анализа собственной священной книги – Книги Закона. Проблема данного подхода заключалась в том, что Книга Закона была написана не на иврите, а на английском. В ней говорится: «Ты постигнешь порядок и значение английского алфавита; ты найдешь новые символы, чтобы соотнести их с ним» (II:55). Попытки Кроули это сделать оказались не вполне удачными. Большинство последователей Кроули использовали его метод транслитерации (а иногда перевода) значимых терминов на иврит, чтобы определить их числовые значения.

Тем не менее, даже не беря во внимание божественное откровение Книги Закона, стоит поразмыслить о гематрии применительно к английскому языку. Иврит – не единственный язык, в котором буквы имеют числовые соответствия. В греческом языке есть другой метод, именуемый изопсефией . В изопсефии каждой букве присвоено числовое значение, как и в иврите. Слова с одинаковыми числовыми значениями опять‑таки близки по семантике. Например, слова телема («воля») и агапе («бескорыстная любовь») имеют значение 93. Кроули использовал этот факт, когда назвал свою систему магии телемой . Числовое значение слов этос («орел») и пневма («дух») равно 576. Из этого можно сделать вывод, что орел является подходящим символом духа. К сожалению, поскольку греческий алфавит длиннее еврейского, слова в греческой системе имеют гораздо больший спектр числовых значений, чем в иврите. Это делает греческую изопсефию менее полезной, чем еврейская гематрия, поскольку в ней встречается меньше слов с одинаковыми значениями. Отсутствие полного изопсефического словаря[142]также не способствует росту популярности данной системы.

Несмотря на то что мало кому, кроме еврейских мистиков и оккультистов, известно об ивритской гематрии, едва ли не каждый знает один пример изопсефии. В последней книге Нового Завета читаем: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» [Откровение 13:18]. Число 666, число зверя, как утверждается, является числом человека. Это явно означает, что какой‑то важный человек обладал именем, дающим при сложении число 666, и что этот человек и есть Великий Зверь. Основанием для такого утверждения может служить тот факт, что в греческом языке, на котором написана книга, фраза то мега терион («великий зверь») равняется 666. На протяжении веков философы и толкователи Библии размышляют, кто подразумевался в этой скрытой мистической аллюзии. Кроули даже нашел варианты произнесения своего имени на иврите, дававшие число, которое позволяет получить титул Великого Зверя[143]. Возможно, в книге имеется в виду Нерон, римский император времен создания Откровения. Греческое Нерон Кесарь составляет 666.

У еврейского и греческого алфавитов есть общая черта: оба они в свое время использовались для написания цифр. Числовые значения их букв, соответственно, были закреплены традицией до появления практик гематрии и изопсефии. Однако английский алфавит сформировался уже после широкого распространения альтернативных способов обозначения чисел, из которых наиболее известным и удобным стали так называемые арабские цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Следовательно, чтобы определить числовые значения букв английского алфавита, нужно «назначить» их каким‑то не совсем произвольным образом. Было разработано немало методов. Кто‑то просто брал фонетические корреляты букв иврита и их значения.

 

 

Насколько я знаю, хотя эта система подсчета числовых значений слов иногда и используется, например в талисманной магии, в настоящей гематрии она применяется редко. Нема использует ее в сочетании с ивритской гематрией[144], но мало кто еще практикует такую систему. Конечно, можно создать систему английской гематрии, просто следуя образцам иврита и греческого, пронумеровав каждую букву последовательно до десяти, потом десятки – до ста, а затем сотни – до конца алфавита. Но и в иврите, и в греческом алфавите нумерация осуществлялась подобным образом до появления мистической практики, так что проделывать это с английским – значит действовать «с обратной силой», накладывая систему поверх уже существующего алфавита. В этом нет ничего плохого, и, возможно, таким образом вы получите интересные результаты, но я не считаю подобную практику полезной.

Однако английский алфавит имеет изначально присущую ему систему нумерации букв, которую часто не замечают из‑за ее простоты. Вспомните те ужасные времена, когда вы учились в старших классах и вас заставляли писать конспекты: тогда вы использовали разные системы нумерации для разных информационных уровней. И одной из них был алфавит, от А до Z. Соответственно, было бы вполне логично по порядку присвоить буквам английского алфавита числовые значения от 1 до 26[145]. Сделав это, мы получим интересные, если не сказать удивительные, результаты. Например, слово God («Бог») равняется 26, как и ивритский Тетраграмматон YHVH. Другие слова демонстрируют математические свойства. Допустим, слово square («квадрат») равняется 81, то есть квадрату двух совершенных квадратов.

Многие слова, имеющие одинаковые числовые значения, демонстрируют и семантическую взаимосвязь. Например, base («база») и ball («мяч») – слова, от которых образовано название baseball («бейсбол»), – равняются 27, а если взять более тривиальный пример – мифологический, то snake («змея») и apple («яблоко») окажутся равны 50. Другие соответствия, такие как blood («кровь»), sex («секс»), son («сын») и live («жизнь») – 48, – наводят на мысль о загадочных символических связях. Такие связи заслуживают размышления, даже если считать совпадения случайными. Вот еще примеры:

● 52 = earth, salt, mass («земля», «соль», «масса»);

● 45 = milk, cheese («молоко», «сыр»);

● 46 = cry, shame, body («крик», «стыд», «тело»);

● 42 = war, gun («война», «оружие»);

● 38 = fire, boil, change, death («огонь», «кипение», «изменение», «смерть»);

● 34 = cold, heat («холод», «жар»);

● 89 = complete, unity, summer, winter, memory, religion («завершать», «единство», «лето», «зима», «память», «религия»).

 

При этом можно без труда найти совпадения, кажущиеся не слишком осмысленными: 42 = boy, female («мальчик», «женщина»); 100 = hospital, writing, ornament («больница», «письмо», «украшение»); 17 = ice, acid («лед», «кислота»); 71 = soup, snow («суп», «снег»). Однако если с одной точки зрения эти совпадения бессмысленны, то с другой – они могут быть просто слишком глубокими для того, чтобы быть понятыми немедленно.

Критика каббалы основывается (и всегда основывалась) на утверждении, что каждый может найти в ней все, что пожелает. Кроули отвечает на это так: «Когда скептик ухмыляется – мол, „такими методами каждый может сделать все из ничего“, – каббалист улыбается ему в ответ и парирует: „Этими методами Единый и сделал все из ничего“»[146]. Хотя такой ответ может показаться уходом от сути вопроса, я думаю, Кроули имел в виду, что вопрос был бы адекватен и логичен в определенном контексте – а именно, в эмпирическом. На самом деле эссе, предшествующее этому комментарию, посвящено высмеиванию и критике довольно‑таки расплывчатых методов некоторых каббалистов. В другом контексте, контексте веры, вопрос о том, означают ли что‑то числа гематрии, столь же несущественен, сколь вопрос о том, действительно ли Шекспир создал приписываемые ему пьесы. В последнем, вполне земном случае у нас есть пьесы, явно написанные одним и тем же человеком, представляющие собой литературные шедевры елизаветинской эпохи. В случае с магией у меня есть бесконечное количество ассоциаций, и, сидя с ручкой за столом, я отмечаю те из них, какие захочу, и в какой‑то момент говорю «ага!», поскольку у меня внезапно появляется ощущение порядка и структуры Вселенной. Когда я содрогаюсь, слушая речь короля в день Святого Криспина в «Генрихе V», для меня неважно, кто написал эту пьесу (и вообще произносил ли Генрих V такую речь на самом деле). Когда я испытываю благоговейный трепет перед субстанцией Вселенной – исходным сознанием, наполненным цифрами и словами, – для меня не имеет значения, являются ли связи, которые я выявил, «случайными», помещены ли они в текст великими магами или кем‑то еще. Все подобные спекуляции становятся бессмысленными в момент трансцендентного благоговения.

Как человек, имеющий научную подготовку, я твердо уверен в том, что в эмпирической Вселенной, где все подлежит измерению и наблюдению, связи слов с числами в иврите, английском или греческом случайны. Никто не планировал их (за исключением, быть может, отдельных случаев в поздних ивритских текстах), поскольку ни один человек не способен в такой степени контролировать язык. Однако, будучи человеком, имеющим оккультную базу знаний, я твердо убежден, что связи слов с числами в иврите, английском или греческом не случайны, в том смысле, что они обладают значением, затрагивающим мое сознание. Поскольку ни один человек не способен был установить такие соответствия между буквами и цифрами в священных текстах, вероятно, это сделала некая высшая сущность. Я не могу убедиться в этом опытным путем. Но я могу в это верить.

Вера, в том смысле, который я придаю этому слову, не равнозначна легковерию. История письменной каббалы (в том числе и гематрии, о методах которой я кратко расскажу в следующем разделе) изобилует спорными утверждениями. Например, христианские каббалисты пытались обращать в свою веру еврейских каббалистов, находя (или создавая) доказательства мессианства Иисуса. Эти доказательства часто весьма сомнительны. Так, буквы первого слова Торы, брешит , могут быть развернуты в предложение при помощи практики, известной как нотарикон. Обычно нотарикон используется для создания сокращенного варианта длинных фраз, но иногда он применяется и в обратном направлении – для разворачивания необычного слова в предложение. Христианские каббалисты в попытках обратить в свою веру еврейских именно так и поступали с первым словом Торы. В результате получалось предложение, в сокращенном варианте дающее слово брешит . Одна из таких попыток была предпринята каббалистом, называвшим себя Проспером. Вот что у него вышло: бекори рашуни ашер шамо иешуа таубодо , то есть «ты будешь поклоняться Моему перворожденному, Моему первому, Чье имя Иисус»[147]. Матерс заявляет, что Проспер действительно с помощью этого способа обратил еврея в свою веру, и это озадачивает меня, поскольку с такой же легкостью можно создать из этого слова бесчисленное количество других предложений, в том числе совершенно бессмысленных. Например: бахоланд ра’а иммеха шалих йамма’и тумим , то есть «в Голландии твоя мама увидела посланника невинного моряка». Так что для использования письменной каббалы – при помощи гематрии и других способов – необходим метод, который поможет предотвратить такие притянутые за уши или откровенно глупые результаты.

 

Методы гематрии

 

В гематрии есть пять основных операций. Мы можем сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить. Сравнивая, мы выясняем, какие слова по числовому значению равны исследуемому. Анализируя, к примеру, слово deity (божество) в английской каббале, можно обнаружить, что оно равняется YHVH, общеизвестному способу записи имени Бога – Тетраграмматону. Обратившись к еврейской каббале, можно отметить, что названия Боаз (столб Силы) и Иахин (столб Милости) дают в сумме число 79, как и слово идех , «союз», «соединение». Из чего мы, путем сравнения, имеем возможность заключить, что двойственность каббалы – это на самом деле единство, выражающее себя в двойственности.

Сложение дает нам другой ряд чисел: мы можем сопоставить два разных числа, приплюсовав их друг к другу и получив третье. Если взять число 79, с его идеей союза, и «протестировать» его, добавив 93, число греческих слов телема (воля) и агапе (любовь), то получится число 172, равное, помимо всего прочего, глаголу бака , «резать, разделять». Выходит, что именно любовь, действуя посредством воли, разделяет противоположности, поскольку без такого деления не будет радости единения. Работая с гематрией, вы в конечном итоге наберете свой ряд «тестовых» чисел, имеющих особую значимость именно для вас.

Вычитание можно использовать так же, как и сложение, – чтобы проверять одно число другим или сравнивать два числа. Так, если мы возьмем 79 и отнимем 13 (символ любви и единения, число слов ахева и эхад , означающих «любовь» и «один»), то получится 66. Мы знаем из книги Кроули «Сефир Сефирот»[148], что число 66 – мистическое число Великого Делания, а также число клипот, каббалистических демонов. В общем, это опасное число: понять единство – значит осуществить Великое Делание. Но потенциально такой подход может привести к солипсизму. Например, слово гилгул , «колесо», также эквивалентно 66, так что можно считать его и числом магического круга. В «Сефер Йецира»[149]гилгул упоминается много раз как круговорот самого творения, и это означает, что единение, разделение на две противоположности и воссоединение понимается как цикл творения. Мы можем продолжить исследование числа, отнимая 13 от каждого предшествующего результата. В результате получится такой ряд:

● 53: ма’хева – «любящий»;

● 40: газал – «отрезать»; хавал – «связывать»;

● 27: зах – «чистота»;

● 14: давид – «возлюбленный»;

● 1: число единения.

 

Безусловно, этот ряд дает нам схему единения и разделения. В конечном итоге мы приходим к совершенному единству единицы. Мы также узнаем, что все наши противоположности объединяются любовью, хотя это и не «желудочная» любовь к куриному супу и крекерам. Это любовь, которая очищает. Это любовь, которая руководила царем Давидом (его имя происходит от слова давид , присутствующего в нашем ряду), это любовь, которая создает различия, чтобы слить их воедино. Метод вычитания часто дает результаты, приводящие к глубоким прозрениям[150].

Умножение и деление также применяются в определенных случаях. Каждое число – это результат умножения. Для некоторых чисел множителями могут выступать только они сами или единица – такие числа мы называем простыми. Все остальные числа получаются из простых чисел. Можно изучить число, разложив его на множители. Допустим, мы рассматриваем знаменитое число 666 как произведение 6 и 111 или как число сефиры Солнца (6), помноженное на 111 – число слова Алеф , названия первой буквы еврейского алфавита. Выходит, что 666 – солнечное число. Или возьмем 65 , число слова Адонай , имени Бога, и проанализируем его как 5 × 13 – пять элементов, явленных в единении и любви.

Очевидно, что каждый из этих методов будет работать и в английской каббале – по крайней мере, должен работать, если английская каббала имеет какую‑то силу. Давайте рассмотрим некоторые важные понятия письменной каббалы.

 

Нотарикон

 

Я уже упоминал о нотариконе. Сам термин происходит от латинского слова notarius , означающего «скорописец». Латинская скоропись была не похожа на нашу стенографию: вместо того чтобы вводить новые символы, римляне просто использовали большое количество сокращений и полагались на память писца. В иврите нотарикон работает двумя способами: можно взять слово и развернуть его, превратив в слово каждую его букву, а можно взять предложение и свернуть его в одно слово. Я уже приводил пару примеров применения первого метода. Что касается второго метода, то благодаря ему появился класс магических слов – таких как знаменитое Агла , имя Бога, которое образовано из ивритской фразы Ата гивор л’олам, Адонай , означающей «ты велик вовеки, Господь мой».

Рыться в словаре в поиске разных слов – неподходящий метод для развертывания слова в осмысленное предложение. Нужен еще какой‑то критерий. Например, предложение, созданное из одного слова, должно иметь числовое значение, указывающее на интересную символическую связь, – само по себе или в сравнении с исходным числовым значением данного слова. К примеру, можно развернуть первое слово Торы в предложение Брешит раа элохим шейикбело ишраэль тора , что означает «В начале Бог сказал, что Израиль примет Закон». Числовое значение предложения – 2626, или 26 × 101. Двадцать шесть – число четырехбуквенного имени Бога, а 101 – число слова млука , означающего «царство». Таким образом, первое слово Торы может быть развернуто в предложение, утверждающее план Бога – Тору – и показывающее, как он проявляется в реальности (млука ) через его божественное имя. Метод работает и в других языках: алхимики называли серу латинским названием vitriol . И разворачивали это слово в предложение: Visita interiora terrae rectificando invenies occultum lapidem , что означает «Посети недра земли и очищением обретешь Тайный Камень». Это инструкция для Великого Делания, учебник алхимии в одном слове.

Метод конденсации, то есть сжимания предложения в одно слово, чаще всего используется для скорописных ссылок на полную версию молитвы. Интересно отметить, что одно из названий Священного Писания в иудаизме, Танах , на самом деле – «аббревиатура» слов Тора (первые пять книг, устанавливающих Закон), Невиим (книги пророков) и Ктувим («Святые Писания», включающие в себя псалмы и притчи)[151]. Возможно, что слово аминь – нотарикон фразы Адонай мелех на’амон . Она означает «Господь – праведный царь». Не исключено, что само слово появилось до этой расшифровки, но такой метод сокращения широко используется даже в современном светском иврите.

Одно из преимуществ часто не отображаемой на письме системы гласных в иврите состоит в том, что можно взять цепочку согласных и без проблем подобрать для нее вполне подходящее произношение (подразумевается, конечно, что вы знакомы с системой ивритских гласных). Этот метод полезен для создания слов силы и имен духов. Например, освежив в памяти язык, а также имея в распоряжении словарь и немного времени, вы можете написать формулировку желания на иврите и свести ее в одно слово. Представьте, что вы хотите новую машину – Йеш ли мобил тов («У меня есть хорошая машина»). Взяв первые буквы слов, вы получите Йод‑Ламед‑Мем‑Тет, или слово йелмет , которое можете использовать как имя служителя или искусственного элементаля либо как магическое слово для талисмана[152]. При желании можно применять его как мантру или слово силы, повторяя до достижения гнозиса, чтобы внедрить идею в подсознание.

Этот метод будет чрезвычайно полезен, если вы хотя бы немного знаете иврит. Однако большинство из нас плохо знает этот язык и хорошо владеет английским. Так вот: метод применим и к английскому языку. Например, в бытовой сфере нотариконом является слово scuba – self‑contained underwater breathing apparatus (автономный подводный дыхательный аппарат). Правда, в английском языке такие нотариконы слишком уж мудреные, отчасти потому, что у нас, в отличие от иврита, полный алфавит. Другими словами, у нас есть буквы для обозначения гласных, поэтому, если мы берем первые буквы обычного предложения – например, I make more money (дословно: «Я делаю больше денег») или I want a new car («Я хочу новую машину»), – то получаем нечто непроизносимое вроде immm . Или, что еще хуже, произносимое, но абсурдное (распевая iwanc , вы вряд ли достигнете гнозиса, скорее, только рассмеетесь). Конечно, в совершенстве владея английским, мы можем играть с формулировками желаний, создавая произносимые имена: так, вместо злосчастного I want a new car можно взять I have a good auto – получится ihaga . Или если мы никак не можем вставить в формулировку слово, начинающееся с гласного, то просто добавляем нейтральные гласные, чтобы облегчить произнесение. Например, нотарикон фразы I make fifty thousand dollars a year («Я зарабатываю пятьдесят тысяч долларов в год») превращается при этом из imftday в imaftaday .

 

Темура

 

Слово темура означает «замена». Возможный эквивалент – анаграмма . Это метод перестановки букв в слове с целью получения нового слова. Конечно же, данный метод не столь доступен для интерпретации и использования, как нотарикон, поскольку применим лишь к немногим словам. Некоторые из устанавливаемых анаграмматическим способом взаимосвязей весьма интересны. Например, слово ани , на иврите «я», состоит из букв Алеф, Нун и Йод, которые при перестановке (Алеф, Йод, Нун) дают эйн , «ничто». Получается, что наша личность – в каком‑то смысле ничто. Разумеется, слова, выводимые при помощи темуры, будут иметь одинаковые числовые значения, если, конечно, вы не считаете конечные буквы по‑особому. В этом случае, если буква из середины станет в слове последней, сумма изменится. Так, в примере с ани /эйн Нун становится последней и вместо 50 соответствует 700. Однако, насколько я знаю, большинство людей таким вариантом счета не пользуются. Другой интересный пример – темура слов хилел («утренняя звезда»), йилела («причитание, плач») и лайла (ночь), состоящих из букв Хе, Йод и Ламед (употребленных дважды). Соответственно, при помощи темуры мы можем заключить, что существует какая‑то связь между ночью, вестником ее окончания и плачем. Преимущество иврита в том, что слова в нем состоят из трехбуквенных корней с разными префиксами и суффиксами, поэтому из любых трех букв несложно составить слово, а поменяв буквы местами, можно получить другие слова.

Английскому в этом смысле повезло меньше. Но с некоторыми изменениями темура может использоваться и в нашем языке. Наиболее очевидные примеры – такие как heart (сердце) и earth (земля) – дают богатую пищу для размышлений. Есть также неполные анаграммы, в которых каждое слово составлено из букв другого, но буквы могут повторяться. Этот метод чреват самообманом, но может выступать в качестве развлекательной игры для находящегося в медитативном состоянии, а также проливать свет на те или иные явления (хотя я всегда соблюдаю осторожность в отношении любых открытий, сделанных таким способом). Возьмем для примера имя знаменитого американского актера Клинта Иствуда (Clint Eastwood), которое представляет собой анаграмму выражения «действо на старом Западе» (old west action)[153]. Это кажется довольно осмысленным, но давайте возьмем еще пример: Авраам Линкольн (Abraham Lincoln) – «спокойный банальный носорог» (calm banal rhino). Здесь вряд ли можно разглядеть какую‑то связь с бывшим американским президентом. Точно так же чрезвычайно трудно вообразить, что Дик Чейни (Dick Cheney) – это на самом деле «нуждающийся цыпленок» (needy chick).

Гораздо более полезный вариант применения анаграмм – это создание слов, заключающих в себе всю формулировку желания. Например, можно превратить высказывание I want new car («Я хочу новую машину») в Incant raw awe («Заклинаю грубый страх») – фразу, из которой получается заклинание для достижения первоначальной цели. Другой вариант – создать бессмысленные слова силы, такие как anatwi canwer . Брат У.·. Д.·. предлагает повторять подобного рода анаграмматические слова силы вплоть до достижения транса или до полного изнеможения[154].

 

Цируф

 

Каббалисты применяли также подстановочные шифры, называемые цируф , чтобы проникнуть в суть каких‑либо слов или создать слова силы. Эти шифры обычно имеют названия, указывающие на используемый в них способ модификации ивритского алфавита. Например, один из данных шифров, Атбаш, называется так потому, что в нем берется алфавит, делится пополам и «складывается» таким образом, что Алеф (а) совпадает с Тав (т), Бет (б) – с Шин (ш), и так далее. Получается А‑т‑б‑а‑ш. Чтобы преобразовать слово, нужно заменить его буквы соответствующими буквами из другой половины алфавита. С помощью этого шифра слово Адонай , ADNY, превращается в ThQTM, в которое вставляются те же гласные; в результате выходит такотам . Из‑за особенностей структуры ивритских корней при помощи цируфа нередко можно получить другие реально существующие в языке слова, тогда как в английском языке этот метод приводит лишь к мешанине согласных. В иврите же получается новое слово, которое вместе с его числовым значением можно связать с первоначальной идеей. Но чаще всего цируф используют для выведения имен ангелов и духов. К примеру, если вы хотите узнать имя ангела любви, возьмите слово ахева , «любовь», и преобразуйте его с помощью шифра Атбаш (или любой другой аналогичной системы). Получится слово цацешац . Добавив суффикс – эль , мы получаем имя ангела – Цацешацель . Можно инвоцировать, эвоцировать или вызывать этого духа, добиваясь исполнения своих желаний. Сказано, что у каждой травинки есть свой ангел, и этот метод помогает нам узнавать ангельские имена.

Применение цируфа в английском языке затруднено из‑за гласных, но это легко исправить. Если мы последуем ивритскому методу и просто уберем гласные, а затем сложим алфавит пополам, то у нас получится таблица, эквивалентная шифру Атбаш:

 

 

Данная система, Bapcaq, не вполне удовлетворяет нашим потребностям, поскольку английский алфавит без гласных имеет нечетное количество букв. Это означает, что буква N будет оставаться неизменной. Слово love («любовь») без гласных превращается в LV, а после замены – в YH. Если мы вернем на место гласные, получится yohe . Если хотите, можете использовать все тот же суффикс – el , и у вас получится имя ангела любви на английском – Yohel .

В эстетическом отношении более совершенный метод – трехчастная таблица, в которой каждая буква заменяется находящейся под ней, а нижний ряд возвращает к верхнему.

 

 

С помощью этой системы, которую я называю Bakas, love превращается в слово силы tode и имя ангела Todel . С другой стороны, hate («ненависть») трансформируется в qace и имя ангела Qacel . Преимущество данной системы состоит в том, что, поскольку гласные остаются теми же самыми, есть шанс в некоторых случаях получить реальное английское слово, особенно если вы допускаете добавление <u> после <q>, хотя этого и не было в оригинале. Например, слово one («один») превращается в owe («страх, благоговение»), потому что мы посвящаем (owe ) наше существование идее единства. Однако некоторые другие слова все же остаются непроизносимыми, поскольку в английском языке сложные слоговые структуры – так, sleep трансформируется в какой‑то скрип тормозов: bteex !

 

 

Проверка впечатлений

 

Мудрый человек не станет воспринимать каббалистические игры слишком серьезно. Они, конечно, забавные, порой открывают нам на что‑то глаза, дают имена духов, с которыми можно работать и экспериментировать, но все равно, в конечном счете, это не что иное, как игры с буквами. Скептики относятся к таким играм с презрением, называя их «суеверной нумерологией» и утверждая, что на каждое поразительное соответствие приходятся десятки бессмысленных и еще несколько просто глупых сочетаний. Темура, нотарикон и цируф становятся объектом критики еще чаще, чем гематрия. Им не хватает хоть какого‑нибудь тормоза упорядоченности, который бы помешал им съехать в кювет абсурдности. Скептики во многом правы, и с ними согласен даже такой авторитет, как Алистер Кроули. Каббала является или, скорее, может являться собранием иррациональных, глупых словесных игр, не доказывающих абсолютно ничего. Можно с равным успехом искать высшую истину в кроссворде. Тем не менее, вслед за Кроули, множество умных и скептически настроенных людей продолжали и продолжают использовать каббалу с полной уверенностью, что она работает. Почему?

Представление о том, что гематрия, нотарикон или цируф открывают какой‑то тайный код, скрытый в слове или в тексте, – это, конечно, предрассудок, относящийся в большей степени к грубому материализму, нежели к магическому мировоззрению. В мире причинно‑следственных связей должна существовать и причина для связи между словами, для осмысленной анаграммы или подходящего числового значения. Но маг не живет в мире жестких причинно‑следственных связей. По крайней мере, он допускает возможность нематериальных причин и непредсказуемых следствий. Вместо того чтобы пытаться извлечь код, который Бог поместил в Библию, маг (и любой уважающий себя каббалист) использует манипуляции с буквами и цифрами для решения трех задач: для проверки своего восприятия, для освобождения от избитых стандартов мышления, для достижения такого состояния сознания, в котором взаимосвязь всех идей становится очевидной.

Сам Кроули, при всем его скептицизме в отношении методов письменной каббалы, высоко ценил гематрию как способ проверки собственных переживаний. Он предлагает анализировать имя любого духовного существа нумерологически, чтобы убедиться в том, что оно имеет подходящие символические ассоциации. Например, Кроули описывает астральное видение некоего существа по имени Оттилия, которое он записал как OTYLYAH[155]. В книге Кроули «Магия без слез» допущена опечатка, и вместо буквы Цаде стоит буква Айн. Числовое значение этого имени – 135, то есть произведение 3 и 45, причем оба множителя здесь напрямую связаны с Сатурном. Поскольку образы Сатурна окружали Оттилию в первом видéнии, эти числа вполне подходят и можно быть уверенным, что Оттилия – действительно сатурнианская сущность, а не плод воображения Кроули[156].

Можно также узнать кое‑что о том или ином существе, ориентируясь на его выбор слов или поинтересовавшись у него, какое число наилучшим образом отражает его природу. Однажды я спросил духа, каково его число и имя. Имя было довольно необычное, не вполне вписывающееся в ивритскую фонотактику. Поэтому я попросил духа произнести имя по буквам. Дух сделал это как‑то странно, и я поинтересовался, не подойдет ли другой, более простой вариант; однако дух его отверг. Вернувшись в обычное состояние сознания, я воспроизвел странное написание имени, и оказалось, что оно точно соответствует числу. Конечно, кто‑то может возразить, что я подсознательно выбрал имя с подходящим числом. Однако в то время я практически не знал иврита – только алфавит, да и то плохо! В последующие два года я тоже не изучал этот язык. Интересно, что ни один дух больше не давал мне столь простого доказательства. Чем искушеннее я становился в практике ивритской гематрии, тем сложнее становились доказательства, словно кто‑то выяснял предел моих возможностей, чтобы одновременно и убедить меня в достоверности информации, и расширить границы моих познаний.

Чтобы проверять свои впечатления с помощью гематрии, не нужно ни запоминать длинные перечни цифр и их значений, ни в совершенстве владеть ивритом или греческим. Сущности, с которыми вы встречаетесь, всегда выбирают понятный вам метод, если хотят с вами пообщаться. Принцип коммуникации – его называют принципом сотрудничества – гласит, что любые два человека, которые пытаются вступить в контакт, действуют исходя из того, что партнер настроен на сотрудничество, то есть пытается быть понятым. Это допущение позволяет нам понимать метафоры. Человек слышит, как кто‑то говорит: «Здесь просто зона военных действий!», – и, если на самом деле он не участвует в войне в северной части Иллинойса, думает: «Ох, наверное, на дорогах жуткие пробки». Мы предполагаем, что люди не произносят бессмыслицу или умышленную ложь, поскольку считаем, что они помогают друг другу посредством общения. Точно так же мы можем допустить, что дух не собирается в разговоре с нами использовать какие‑то запутанные и сложные коды гематрии, если их понимание за пределом наших возможностей. Попросту говоря, когда вы беседуете с кем‑то, то выбираете язык, который будет понят собеседником. Когда ангел или дух говорят с нами, они поступают так же.

Используя гематрию для проверки своих впечатлений, я понял, что стоит просить духа произнести свое имя по буквам. Иногда по какой‑то причине дух отказывается это делать – и, возможно, выбор написания становится частью головоломки. А иногда я просил духа произнести его имя на иврите, а он отвечал мне, что у него не еврейское имя. Если дух предлагает имя, не соответствующее моим впечатлением от общения с ним, то я знаю, что это происходит по одной из следующих причин.

● Я обманул себя и создал духа в своем воображении. В этом случае нужно задать себе следующий вопрос: могу ли я извлечь из этого какую‑то пользу? Самообман опасен, но все же панически бояться самообмана – это чересчур. Иногда такие «фальшивые» духи способны становиться служителями или открывать в моей индивидуальности что‑то ценное для меня, даже если при этом они являются частью меня самого.

● Дух лжет. Духи могут лгать, но они не способны использовать не принадлежащие им символы. Как мы, будучи сделанными из материи (отчасти), должны соблюдать физические законы, так и духи, состоящие из символов, должны подчиняться логике метафоры. Имя духа каким‑то образом обязательно отражает его природу, хотя в данном случае это может не быть очевидным. Если дух лжет, я могу изгнать его или исследовать его истинную природу (это более опасно, но иногда бывает полезно).

● Я просто не могу понять духа. Что‑то в нашем общении идет неправильно. По сути, общение никогда не бывает правильным. Всегда есть какой‑то уровень погрешности в любой попытке коммуникации. Возможно, дух произнес свое имя, а я неправильно расслышал. А может быть, сбой произошел по какой‑то иной причине. Лучший способ решить эту проблему – тот же, что мы применяем в земных коммуникациях: попросить об уточнении.

 

Использование гематрии для проверки своих впечатлений дает возможность уберечься от увлечения фантазиями или от обмана недобрыми сущностями. Но повторю еще раз: не стоит на этой почве превращаться в параноика.

Освобождение от устаревших стандартов мышления – второй вариант применения гематрии. Многие противоречивые или странные соответствия способны вдохновить нас на более глубокие размышления о взаимосвязи идей. К примеру, 13 – число слова «любовь», ахева , но это также и значение слова ‘ив , «ненавистный». Как же могут быть связаны любовь и ненависть? Поразмыслив, мы можем выявить такую связь. Во‑первых, и то и другое – сильные эмоции. И то и другое связано с привлекательностью: позитивной в одном случае и негативной – в другом. Мы можем также вспомнить, что Плотин, философ‑неоплатоник, утверждал, что Вселенная управляется двумя равными силами: эросом и анеросом , то есть «любовью» и «нелюбовью». Можно отметить, что тринадцатый путь Древа Жизни соединяет Тиферет и Кетер, индивидуальность и божественность. Здесь уместно напомнить вам индуистскую историю об убийце, который требовал, чтобы садху, святой, сказал ему мантру, которая сделает его всемогущим. Садху предложил мантру Мара – имя Властелина Смерти и Лжи. Удовлетворенный, убийца повторял эту мантру вновь и вновь, пока его не переполнило чувство любви и добра. Он вернулся к садху, рассерженный результатом, но неспособный что‑либо сделать с переполнявшей его любовью к Богу. Садху попросил его произнести мантру, и убийца начал повторять: «Мара‑мара‑марама‑рама‑рама‑рама… » Имя ненависти стало именем Рамы, одной из ипостасей бога Вишну, к числу которых принадлежит и Кришна. И садху объяснил, что ненавидеть Бога – это не так хорошо, как любить его, но и то и другое лучше, чем безразличие.

Мы можем использовать гематрию, чтобы научиться лучше понимать людей или признавать достоинства тех, с кем нам сложно общаться. Если вы вычислите значение имени человека, то сможете открыть его качества, которых раньше, возможно, не замечали. Например, если вы возьмете имя человека, которого многие американцы ценят не слишком высоко, в отличие, скажем, от немцев, и запишете его на иврите, у вас получится DVD HSLHVP. В сумме оно дает круглое число 200 и соответствует словам archetypal («исконный, основной») и spring («весна»). Весьма вероятно, что именно это немцы и видят в Дэвиде Хассельхофе – исконную притягательность и свежесть, тогда как американцы этих качеств не замечают. Конечно, любое имя, первоначально написанное не на английском языке, можно писать по‑разному, поскольку однозначных фонетических соответствий между ивритом и английским не существует. Но вопрос не в том, чтобы выбрать правильный вариант написания, а в том, чтобы открыть для себя новые подходы к знакомой теме, новый образ мышления.

Наконец, гематрию можно использовать для осознания взаимосвязи между идеями, поскольку она помогает преодолеть всеобъемлющие ментальные привычки. Мы начинаем замечать, что привычки – это лишь привычки, не более того. Мы мыслим схемами, к которым привыкли, но все эти схемы поддаются трансформации, особенно та, что создает иллюзию разделенности объектов во времени и пространстве. Например, я думаю, что я печатаю на этой клавиатуре, а на самом деле клавиатура – это часть меня, как и компьютер, металлы в земле, динозавры, обеспечившие нас нефтью для производства пластика, и вы – и каждый, с кем вы взаимодействуете, и деревья, из которых сделана бумага для этой книги, а значит, и Солнце, и Луна, и звезды, и Земля, и Галактика, и Вселенная. Все это связано, и я не могу осознанно утверждать, что отличаюсь от всех этих вещей в каком‑то смысле, кроме общепринятого. Гематрия помогает нам научиться принимать эту истину, отбросить заблуждения. Один из традиционных способов сделать это – найти путь, связывающий любое число с совершенным единством.

Впрочем, чистое единство – это порой нечто слишком простое. Например, любое число, делящееся на 13, – прямая дорога к единству, поскольку 13 соответствует слову эхад , «единство». Человек может просто сказать: «Ха, все числа делятся на единицу», – и изменить всю свою жизнь. Сложнее и полезнее взять две разные идеи и, не пытаясь привязать их к «единству», попробовать связать между собой. Подспорьем здесь будет ивритский словарь: можно открыть его на первой попавшейся странице, как я иногда делаю, и выбрать два слова: скажем, нистар , NSThR, «быть скрытым», и нишеш , NShSh, «чувствовать, нащупывать, отслеживать». На сей раз нам попались два семантически близких слова, тем не менее попробуем с ними поработать[157]. Число нистар – 665, нишеш – 650. О, какие большие числа! По поводу таких больших чисел «Сефир Сефирот» Кроули, скорее всего, молчит. Но давайте посмотрим: 665 – это также число идиомы бейт ха‑рахам , означающей «утроба». Идея скрытости и идея утробы – ага! Но наша цель – связать две идеи, а не просто раскрыть одну из них; мы хотим, чтобы все стало всем. Теперь посмотрим на число 650… О черт, оно совпадает лишь со словом нитер , одним из названий калийной селитры, или нитрата калия. KNO3 не особенно интересен в связи с отслеживанием или нащупыванием (хотя если кто‑то продвигается на ощупь в жаркой сухой пещере, то может и найти горстку‑другую калийной селитры – но это уже натяжка). Плохо. Поначалу все было хорошо, но пока мы ни к чему не пришли.

Разница между 665 и 650 составляет 15. Первое, что бросается в глаза, когда мы заглядываем в «Сефир Сефирот» Кроули, это что 15 – значение слова хава , «прятаться, скрываться». Получается, что, нащупывая скрытое, мы лишь прячем его еще глубже. Кроме того, 15 – число имени Бога, Йах , означающего «Он есть», так что мы можем связать две идеи как отражение того факта, что Бог одновременно скрывается и отыскивается. Но и на этом мы не остановимся. И 665, и 650 делятся на 5. Получается 133 (7 × 19) и 130 (5 × 13 × 2) соответственно. 19 – эквивалент слова хавва , которое, помимо прочего, означает «проявлять» и «Ева». Авад , «утраченный», «разрушенный», – одно из слов со значением 7. Выходит, что 133 символизирует, по одной интерпретации, утрату Евы. Пять, число человечества, указывает на связь с архетипическим состоянием человека. Кроме того, 130 = 65 × 2 = 5 × 26, и оба этих произведения указывают на связь человечества с божественным началом (в случае с 65 – это Адонай, ADNY, в случае с 26 – это YHVH). Мы можем связать эти два слова сюжетом древнего архетипического мифа о потере невинности в Эдеме и с попыткой человека прикрыть свою наготу перед Создателем. Но в этом несчастье скрывалась материнская утроба для всего человечества.

Возможны варианты. Очень важно не воспринимать подобные вещи слишком серьезно. Гематрия и письменная каббала – игра. Однако это священная игра, и в ней есть моменты, когда волосы встают дыбом и перехватывает дыхание. Ранее я говорил о Вселенной как о бескрайнем море информации или бесконечной сети отсылающих друг к другу символов. Однако гематрия учит нас другому способу видения мира: не как огромного и бесконечного моря, а как единственной монады, в которой каждое слово связано с другим словом, каждая цифра связана с другой цифрой. Она также учит нас более внимательно относиться к словам, которые мы используем, и осознавать их связь друг с другом не в семантическом или прагматическом, но в совсем ином смысле. Некоторые считают гематрию случайным приложением чисел к буквам, не более осмысленным, чем случайное тыканье пальцем в словарь. Но я задаюсь вопросом: если кто‑то делал это и обнаружил, что слова вновь и вновь дают богатую пищу для размышлений, то действительно ли случайным был его выбор? Хаос – это бессмысленность, но когда мы обнаруживаем смысл в сердце хаоса, то создаем порядок и устраняем энтропию. И это великий магический акт, который можно осуществить при помощи карандаша и бумаги на иврите, на греческом или английском языке.

 

 

Глава 8

Мантры: формулы силы

 

Во многих религиях и магических школах используется многократное распевное повторение магических слов. Общее название этой практики – мантры. В индуистской и буддийской эзотерических традициях слово мантра означает особый тип магического слова, нечто среднее между молитвой и заклинанием. Этимология слова мантра указывает на одно из предназначений данной практики в эзотерическом индуизме и буддизме. Слово состоит из санскритского корня man‑ , означающего «сознание», и суффикса – trа , значение которого – «орудие» или «инструмент». Мантра – это орудие, которым пользуется сознание (или которое применяется для изменения сознания).

Экнат Исваран сравнивает сознание со слоном, чей хобот всегда находится в движении и причиняет своему хозяину неприятности. Он отмечает, что слонам часто дают в хобот палку, чтобы занять его и предотвратить опасные действия. По словам Исварана, мантра подобна палке, которая «успокаивает сознание в любое время и в любом месте»[158]. Он считает, что мантра имеет утилитарное предназначение: это просто слово, которое человек повторяет, чтобы не отвлекаться. Так, если вы одержимы навязчивыми мыслями или тревогами, можете просто повторять мантру про себя или вслух, пока не избавитесь от них. Это рациональное, почти материалистическое представление о мантре нельзя считать общепринятым в индуизме. Мантрам приписываются гораздо большие возможности, чем просто помощь в сосредоточении: они помогают избавиться от пут, преобразуют плохую карму, привлекают удачу и т. д.

Самая известная мантра в санскритской традиции – это слог Аум , или ОМ. Аум иногда называют трехслоговой мантрой, потому что в санскритской фонотактике каждый гласный является отдельным слогом, как и нисходящий носовой звук в конце слова. В Упанишадах, собрании индуистских священных трактатов, говорится: «Суть земли – вода, суть воды – растения, суть растений – человек, суть человека – речь, суть речи – ОМ »[159]. Человечество есть речь, поскольку именно речь отличает нас от животных, но мы так же происходим из речи, как растения происходят из земли. Что значит быть человеком и иметь связь с Богом, определяется в кодах речи, источником, «семенем» которой, как говорится в «Упанишадах», является Аум :

 

Аум означает высшую реальность.

Это символ того, что было, что есть

И что будет. Аум представляет также

То, что лежит за пределами прошлого, настоящего и будущего[160].

 

Слог‑«семя» Аум – символ времени и того, что за гранью времени. Причина этого может быть для вас не вполне ясна до тех пор, пока вы не поймете, что произнесение с надлежащей интонацией Аум – это не просто вербальный, а физический жест.

Даже если вы мало интересуетесь индуизмом, попробуйте поэкспериментировать с Аум . Для начала сядьте и выпрямитесь. Кстати сказать, выпрямить позвоночник осознанным усилием – не самый простой и не самый лучший способ это сделать, поскольку сидеть прямо на самом деле означает сидеть с искривленным позвоночником. Так что представьте, что вас придерживают за макушку, и позвольте своему позвоночнику и телу самим принять естественное положение. Коснитесь языком нёба, расслабьте челюсти и поддерживайте глубокое комфортное дыхание (около 60–80 процентов от полной мощности ваших легких), задействуя диафрагму. Сделайте пару таких глубоких вдохов, а затем, с одним из них, начинайте вибрировать на очень низких тонах звук /а/, как в слове мама . Почувствуйте его как можно глубже внутри себя. Понижайте тон до тех пор, пока звук не начнет физически вибрировать под диафрагмой и в области таза. А теперь медленно переходите к звуку /у/, как в слове путь , и почувствуйте, как он скользит в направлении живота и легких. Закончите, издавая звук /мм/ и чувствуя вибрации, наполняющие вашу голову. Возможно, вас охватит ощущение открытости, более глубокого понимания окружающего мира или чувство покоя. Я часто использую мантру Аум в начале дня, и не только для того, чтобы отдать дань уважения изначальному сознанию реальности, но и по той причине, что успеваю сделать это, пока варится кофе, причем Аум будит меня, как глоток эспрессо.

Понимание Аум (и любой другой мантры) как физического жеста подчеркивает характер взаимосвязи языка и тела и указывает на то, как язык формирует мост между материей и сознанием. В большинстве индуистских высказываний о мантрах раскрывается идея вибрирования различных звуков, которую, как мне кажется, многие понимают неправильно. Этот акцент на вибрации не является предвестником современного научного понимания частот – он есть признание эффекта, оказываемого различными звуками на наше тело. Каждый гласный, например, обладает собственным тоном, и это один из признаков, при помощи которых мы различаем звуки. Говоря с довольно спокойной интонацией (все тонкости, связанные с интонационными контурами и тому подобным, мы разбирать не будем), вы произносите звук /и/ более высоким тоном, чем /а/. Это общее правило: чем меньше пространства вы оставляете у себя во рту, тем выше будет тон. Поэты используют этот принцип, чтобы включать в свои стихи едва уловимые мелодии, а мистики учитывают его при создании мантр.

Однако мантры – это не звуки в чистом виде, они что‑то означают. Например, Аум иногда применяется как аффирматив или выражение согласия в диалогах «Упанишад» (примерно так, как мы используем слово «аминь»). Многие мантры имеют перевод. Знаменитое Аум Мани Падме Хум содержит два слова, которые можно перевести как «драгоценный камень, сокровище» и «лотос». Люди часто переводят эту мантру так: «О, приветствую тебя, драгоценность в лотосе». Мантра балансирует на грани чистого звука и смысла. Она также указывает на определенные отношения с сущностью, которой посвящена, то есть с Бодхисатвой Авалокитешварой (Бодхисатвой Сострадания). Предполагается, что, произнося эту мантру, мы привлекаем его внимание, и он избавляет нас от страданий. Наименование «драгоценность в лотосе» может относиться к Будде, и в то же время обозначать прекрасную природу реальности. Лотос с корнями, уходящими в ил, и цветами, покоящимися на воде, – это символ мира дуальности, тогда как драгоценный камень в индуистской и буддийской символике означает совершенную и магическую природу сознания. Если помнить об этих символах, мантра будет выражать чудо сознания в мире дуальности. Аум , как и лотос, уходит корнями в ил нашего таза, а его цветы покоятся в нашем черепе, тогда как Хум вибрирует в глотке, лице и мозге, который во многих культурах считается центром сознания[161]. Так что вся мантра символизирует подъем снизу, то есть от физического жеста Аум и символического лотоса, вверх, то есть к расцвету в сознании, к физическому жесту Хум и символу – драгоценному камню. В процессе мы можем видеть работу космического Сострадания. Это прекрасная поэма в двух словах и двух жестах, песня и танец звука.

Многие мантры, в частности Аум и Хум , содержат звуки, не имеющие языкового значения. Это так называемые бийя , или «семенные слоги», – звуки, вызывающие определенные физические ощущения, которые отвечают смыслу и предназначению мантры. Но не каждая мантра достигает максимума своей силы только за счет этих звуков. В тантрической традиции многие мантры должны быть активированы просветленным учителем, и только после этого могут приносить пользу. Такая активация требуется и в буддийской, и в индуистской тантре.

Тантра – это йогическая традиция, направленная на единение с Богом и несколько отличающаяся от основных школ йоги. Существуют как буддийские, так и индуистские тантрические практики. Нередко тантра требует систематического нарушения запретов, и поэтому на Западе ее часто считают сексуальной йогой[162]. На самом деле это сложная система практик, требующая дисциплины и тщательно продуманной подготовки, и только некоторые из ее упражнений связаны с сексуальным поведением. Многие тантрики вообще соблюдают обет безбрачия. Я думаю, что человек, не принадлежащий к культурным традициям, в рамках которых развивалась тантра, не может оценить ее в полной мере – хотя попытаться, конечно, можно.

Мантра в тантрической традиции является результатом инициации. Гуру дарует чела , ученику, активированную мантру. Сами мантры традиционны, но при этом часто обладают различимой структурой и смыслом. Например, иногда в них присутствуют аллитерации или повторяются начальные звуки. Бийя, или «семенной слог», может быть выбран только потому, что аллитерирует с именем божества. А в некоторых случаях имя божества видоизменяют примерно так же, как это делают каббалисты с именем Бога. Например, мантра бога дождя Херука представляет собой комбинацию слогов его имени: Хе‑хе‑ру‑ру‑ка [163]. Встречаются и палиндромы[164], а некоторые мантры напоминают заклинания, то есть представляют собой поэтические высказывания, отсылающие нас к историческим или мифологическим событиям. После инициации ученик должен активировать мантру для себя – повторить ее установленное количество раз, обычно несколько тысяч. После активации мантру можно использовать не только для достижения определенных состояний сознания, но и для воздействия на реальность.

С лингвистической точки зрения, ментальный эффект от многократного повторения слова или звука заключается в том, что мы получаем ключ к пониманию функции мантры. Любой ребенок знает, что, если мы возьмем слово и будем повторять его много раз, оно как бы утратит свое значение. Этот феномен изучался лингвистами и психологами, и они назвали его семантическим пресыщением . Никто не может точно сказать, чем обусловлено семантическое пресыщение. Некоторые считают, что оно наступает из‑за разрыва с контекстом. Однако мне это объяснение кажется не слишком убедительным: если я ни с того ни с сего произнесу фразу «водитель грузовика», вы все равно поймете, что означают эти слова, даже если сочтете мое высказывание странным из‑за отсутствия контекста. Почему многократное повторение вырывает слово из контекста, объяснить трудно. Более того, тот же феномен наблюдается и при письме. Я предполагаю, что это – результат Verfremdungseffekt , «эффекта отчуждения», когда обычные вещи начинают казаться странными. Но по какой причине повторение вызывает такой эффект, я точно сказать не могу.

Исследовать эффект отчуждения на себе несложно: нужно выбрать какое‑нибудь слово и повторять его вслух снова и снова с одинаковой интонацией. Я рекомендую брать слово из одного или двух слогов, но это необязательно – можете использовать даже свое имя, хотя не исключено, что результат подобного эксперимента кого‑то встревожит. Не доводите себя до состояния транса, просто сфокусируйтесь на как можно более быстром произнесении слова. В какой‑то момент вы обнаружите, что слово стало просто движением ваших губ и языка. Оно начинает звучать странно и чуждо. Интересно, что того же результата можно достигнуть, если набрать слово на компьютере, распечатать и смотреть на него в течение длительного времени.

Как ни странно, повторение слов иногда дает и обратный эффект, именуемый порождением смысла. Если человек много раз повторяет бессмысленный набор звуков, то в конце концов это псевдослово начинает казаться ему настоящим словом, которое наделено смыслом. Например, представьте, что вы учите испанский язык и первым услышанным вами словом стало cuchillo , «нож». Когда вы впервые сталкиваетесь с ним, для вас оно является бессмысленным набором звуков. Можно механически заучить, что это слово означает «нож», но тогда вы просто переведете его с одного кода на другой. Однако на каком‑то этапе изучения испанского, общаясь с носителями языка и слушая их речь, вы поймете, что слово cuchillo больше не кажется вам бессмысленным. И вместо того чтобы думать: «Cuchillo – этот набор звуков на испанском означает то же, что нож на английском», – вы, услышав это испанское слово, автоматически подумаете о ноже. Вы можете знать определение значения слова, но именно повторение придает ему смысл. Точно так же, если достаточно долго повторять бессмысленный набор звуков, он перестает звучать странно и у вас появляется субъективное ощущение, что в нем есть смысл, даже если на самом деле это не так. Вы можете даже начать приписывать ему определенное значение.

По сути, все слова, которые вы знаете, имеют свои значения только благодаря повторению. Смысл в языке базируется на цитировании: когда я говорю кресло , то ссылаюсь на все прочие случаи употребления этого слова. А поскольку вы всегда слышите его применительно к определенному физическому объекту, вам понятно, какой именно предмет мебели я имею в виду. Дети посредством формальных определений усваивают лишь немногие слова. Большинство слов они узнают, слыша их неоднократно в контексте и устанавливая семантические связи. Иногда ошибки, которые они допускают, обнажают этот механизм. Например, дети редко слышат слова «да святится» вне молитвы «Отче Наш», поэтому многие думают, что так зовут Бога.

Получается, что повторение и создает, и разрушает смысл. Побочные эффекты семантического отчуждения и эффекта цитирования важны в контексте нашего разговора о мантрах и формулах силы. Испытывая отчуждение смысла, вы можете также заметить, что ваше сознание замедляется и освобождается от других мыслей. Такое состояние сознания важно для магии – ведь это один из признаков гнозиса. С семиотической точки зрения, вы полностью лишаете слово его значения. Делая это, вы на какое‑то мгновение расплетаете семиотическую сеть – словно вытянув нитку из свитера, вы разрушаете полотно, то есть смысл. Затем, когда смысл возвращается – а это происходит неизбежно, – он начинает срастаться вокруг повторяемого слова. Оно снова обретает значение, а семиотическая сеть сплетается вокруг него. Как я уже говорил в главе 1, можно считать, что в данном случае перед нами теория, объясняющая действие магии. Повторяя мантру, мы разбираем сложный мир и строим его заново вокруг идеи, выраженной в данной мантре.

Древние грамматисты санскрита обладали глубокими знаниями о символической природе мантр. Например, грамматист Бхартрари в VII веке утверждал, что мантры, которые могут казаться бессмысленными, на самом деле являются символами. Он делил мантру на звук и смысл и предполагал, что и то и другое указывает на спхота (это слово не имеет точного перевода, но означает нечто вроде «то, из чего рождается смысл»[165]). Когда человек повторяет слово вновь и вновь, и звук и смысл возвращаются в спхота, а переживание спхота ведет к Сабдабрахману, или божественной истине.

Большинству из нас не хватает учителей, которые могли бы научить нас активировать мантры. В главе 2 я говорил о символике звука. Подобные звуки‑символы можно использовать для создания оригинальных мантр. К примеру, вы можете создать набор мантр для четырех стихий:

Огонь – Си

Вода – Лу

Воздух – На

Земля – Ке

 

После самостоятельной (ведь у вас, вероятно, нет гуру) их активации вы можете применять эти мантры для общения со стихиями (элементами). Если вы предпочитаете использовать более традиционные мантры для элементов, то «Золотая Заря»[166]предлагает следующие:

Огонь – Рам

Вода – Вам

Воздух – Вам

Земля – Лам

Дух – Хам

 

Активация мантры

 

Ключ к активации мантры – повторение. Оно помогает воспринимать сам звук как нечто разумное, с чем вы пытаетесь общаться. Если эта идея кажется вам сложной для понимания, просто примите ее на время. Как и большинство магических теорий, она, для того чтобы быть полезной, не должна быть абсолютно и безоговорочно истинной. Чтобы воспринимать звук как нечто осмысленное, нужно повторять его, пока к вам автоматически не придет мысль, что вы пытаетесь установить с ним связь. Например, работая с элементальными мантрами, повторяйте слог лам до тех пор, пока, произнося его, не станете автоматически думать обо всех атрибутах Земли. С этого момента продолжайте повторять слово, пока не испытаете отчуждение смысла. Практически невозможно почувствовать отчуждение смысла, произнося бессмысленный набор звуков, поэтому вы должны придать ему смысл, прежде чем этот смысл потерять. Испытав отчуждение смысла, вы в достаточной степени распустите семиотическую сеть, а значит, и реальность, чтобы потом вновь сплести ее вокруг этого нового символа.

Весь этот процесс может потребовать тысяч повторов. Иногда бывает полезно отсчитывать повторения при помощи какой‑нибудь простой ручной процедуры – не потому, что вам обязательно нужно знать, сколько раз вы произнесли мантру, а потому, что это помогает занять руки и достичь цитатного смысла, а затем смыслового отчуждения. Один из традиционных и достаточно приятных способов считать мантры – использование малы. Мала – это нить с нанизанными на нее деревянными, костяными, каменными или даже пластиковыми бусинами. Обычно на полноразмерной мале 108 бусин, но иногда их бывает и всего 27 (четвертая часть от 108). Число 108 считается значимым и в индуизме, и в буддизме[167]. В других религиозных практиках, использующих повторение мантр или молитв, есть свои малы разных размеров. Например, в католических четках 50 бусин, и они используются для подсчета молитв и сосредоточения на последовательности таинств. Вы можете без труда сделать собственную малу с числом бусин, значимым лично для вас. Я использую буддийскую малу из сандалового дерева, поскольку мне нравится его запах и вызываемые им тактильные ощущения. Повторяя мантры, вы ведете счет, передвигая бусины указательным пальцем. В конце, доходя до большой бусины, вы переворачиваете малу и начинаете считать в другом направлении, так что через центральную бусину никогда не переходите.

Не исключено, что подсчет мантр покажется вам бесполезным занятием. В этом случае вы, возможно, захотите включить в процедуру какие‑то другие физические движения. Я нахожу, что во время произнесения мантр очень успокаивает покачивание. В индуистской практике эта техника не принята, а вот для еврейской молитвы традиционна. Повторяя мантру или молитву, медленно покачивайте корпусом взад и вперед. Делайте это мягко – во время молитвы не следует изображать из себя рок‑музыканта. Может быть, вы предпочтете двигать руками, как это делают некоторые суфии, произнося мантру‑дхикр: «Нет бога, кроме Аллаха». Физическое движение помогает занять тело и напомнить сознанию, что вы собираетесь использовать слова как мост между материей и разумом.

 

Магические формулы

 

Создание, активация и использование собственных мантр – вековая традиция западной магии. Алистер Кроули, к примеру, открыл Слово Эона – Абрахадабра (обратите внимание на написание: в этой версии в середине стоит буква «Х», поскольку Хад , по Кроули, имя одного из начал реальности). Он заявил, что это слово выражает само Великое Делание. Объяснение, данное Кроули по поводу того, как работает данная формула, выглядит, в лучшем случае, не вполне вразумительным. Вероятнее всего, такие вещи – по крайней мере, отчасти – индивидуальны. Нема, например, открыла другие слова своего Эона, Эона Маат. Одно из этих слов, Ипсос , она советует использовать как мантру[168]. Но откуда эти маги черпали идеи для своих формул? Все просто – они брали их из греческой магической традиции, которая дала нам так называемые voces magicae – магические слова. Я подразделяю эти слова на две категории: первая и наименее интересная – это просто результат грубой транслитерации ивритских или коптских слов. Слова, относящиеся к данной категории, заимствуются и записываются, насколько это возможно, греческими буквами. Так, ивритское Адонай («мой Господь») превращается в «Адонаос» или «Адонаэль». Саваоф («Господь воинств») нередко встречается в вариантах «Сабао» или «Сабаоф». Вторая категория, более интересная для меня, включает длинные цепочки гласных или, реже, согласных. Граница между двумя типами магических слов не всегда четкая. Коптские слова часто включают ряды гласных, и не исключено, что самый известный из них – IAO – это транслитерация ивритского YHVH. Тем не менее, вторую категорию можно использовать примерно так же, как индуистские бийя. Это «семенные слоги», символизирующие идеи, которые нельзя выразить обычным языком.

Как математическая формула может выразить сложную идею более эффективно, чем объяснение той же идеи на английском языке, так и магические формулы выражают невыразимое. Можно попытаться их расшифровать, и Кроули, как и некоторые другие маги, считал это важным занятием. Однако любое значение, которое при этом получится (если получится вообще), скорее всего, будет индивидуальным. Например, имя IАО было расшифровано в «Золотой Заре» следующим образом.



Просмотров 1030

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!