Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Нормативная регламентация службы делопроизводства



В числе организационных задач, решаемых в процессе созда­ния службы делопроизводства, стоит и задача нормативной рег­ламентации работы самой службы. Структура, функции, задачи службы закрепляются в ряде внутренних документов — положе­нии, инструкциях, правилах, структуре и штатной численности, штатном расписании, приказах о распределении обязанностей.

К числу важнейших организационных документов, закреп­ляющих правовой статус работников службы делопроизводства, относятся Положение о службе делопроизводства и должностные инструкции. Они должны разрабатываться на основе действую­щего законодательства, государственных нормативно-методичес­ких документов и организационных документов, определяющих деятельность самой организации (устав, учредительный договор). Создание положения и должностных инструкций направлено на распределение функций и обязанностей, а также на регламента­цию принятой технологии работы с документами.

В регламентации деятельности делопроизводственной служ­бы значительную роль играет Устав организации — правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организа­ции, ее функции, задачи, порядок работы (см. § 7.1).

Разработка устава влияет на общую постановку делопроиз­водства, так как конкретно определенные задачи, отражаю­щие направления и специфику деятельности организации, порядок утверждения структуры, штатов руководства и т.д. создают изначальную организационную основу документо­оборота учреждения. Разграничение в уставе функций и обя­занностей руководителей организации способствует регламен­тации информационных связей, возникающих в процессе вы­полнения этих функций, и позволяет определить реальный круг документов, которые будут создаваться в аппарате управ­ления. Заложенное в уставе организационное построение дает возможность определить комплексы документов, которые бу­дут использоваться в управленческой деятельности. Раздел устава, посвященный порядку управления организацией, дает первоначальное представление о распорядительной докумен­тации, издаваемой руководством, влияет на упорядочение процессов документообразования, определяет параметры ин­формационных потоков и документооборота.

Подобную роль играют и положения о структурных подразде­лениях, где закрепляются задачи и функции, права и обязанно­сти, выполняемые в процессе деятельности конкретного струк­турного подразделения. На основе разграничения функций структурных подразделений могут быть установлены основные виды документальных связей: все основные виды документов, создаваемых в структурных подразделениях, их содержание (во­просы), сроки подготовки. Это позволяет планировать объемы документной информации, оценивать ее с точки зрения доста­точности для принятия управленческих решений.

Положение о службе делопроизводства создается с той же це­лью, что и положения о других структурных подразделениях. Вопросы организационной деятельности в сфере документационного обеспечения аппарата управления тесно связаны с об­щими задачами организации (учреждения).

Положения о службе делопроизводства разрабатываются на основе типовых, которые содержат максимальный набор функ­ций службы. При разработке индивидуальных положений кон­кретизируется состав задач и функций службы в зависимости от реальных условий ее деятельности. Например, к типовым техно­логическим функциям могут быть добавлены функции прогно­зирования развития документационного обеспечения, унифика­ции документов, методического руководства постановкой дело­производства в структурных подразделениях и др. И наоборот, в конкретном положении возможно исключение из типовых функций тех, которые в данной организации не выполняются делопроизводственной службой или закреплены за другими структурными подразделениями.

Формуляр положения и структура текста унифицированы в УСОРД. Первый пункт раздела «Общие положения» устанавли­вает точное название службы делопроизводства, ее место в ор­ганизационной структуре организации, степень самостоятельно­сти службы. Рассмотрим две формулировки этого пункта:

1. «Канцелярия является самостоятельным структурным под­разделением АО и подчиняется непосредственно генеральному директору».

2. «Канцелярия входит в состав общего отдела АО и подчи­няется его начальнику».

В первом случае закреплена самостоятельность канцелярии, во втором — ее вспомогательное значение.

Далее в Положении указываются наименование должности руководителя службы — начальник, заведующий, управляющий; порядок назначения и освобождения его от должности, требова­ния к его квалификации и стажу практической работы.

Следующим пунктом дается перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных документов, кото­рыми служба делопроизводства руководствуется в своей работе. Вначале перечисляются законодательные и общегосударственные нормативно-методические и нормативно-технические документы, затем — внутренние организационные и распорядительные.

Если канцелярия имеет свою печать (печати), в Положении даются ее описание, условия ее хранения и использования.

Второй раздел Положения формулирует общую цель и ос­новные задачи службы делопроизводства. При формулировке задач службы их нельзя сужать до задач его руководителя.

Третий раздел Положения основной. Он содержит всесто­роннюю характеристику деятельности службы делопроизводст­ва и называется «Функции». Их описание должно иметь четкие формулировки и включать все функции, выполняемые службой делопроизводства. При наличии в службе структурных подраз­делений в раздел «Функции» вводятся соответствующие их на­званиям подразделы, а описание функций дается для каждого структурного подразделения. Тем самым закрепляется объем ответственности каждого структурного подразделения за опре­деленный участок работы. При этом необходимо продумать тщательное разграничение функций службы между отдельными звеньями или участками, для того чтобы избежать дублирова­ния и параллелизма в работе, а также «утраты» или пропуска какой-то из функций, невключения ее в Положение. При со­ставлении этого раздела принято оговаривать, какие функции подразделение выполняет целиком, а в каких принимает уча­стие и в какой форме.

Четвертый раздел Положения «Права» содержит перечисле­ние прав, которые закрепляются за службой в целом для реали­зации возложенных на нее задач и функций. В права службы делопроизводства включают право проверять организацию рабо­ты с документами в структурных подразделениях, требовать от исполнителей доработки документов в случае нарушения правил их составления, запрашивать у структурных подразделений ин­формацию, необходимую для выполнения своих функций, и т.д. Значительное влияние на состояние работы с документами мо­жет оказать наделение службы делопроизводства правом не принимать к регистрации и отправке внутренние и исходящие документы, оформленные с нарушением установленных требо­ваний (например, с отсутствием необходимых виз или подписей, с просроченными сроками и т.д.).

Для того чтобы установить разграничение прав службы и ее руководителя, в разделе устанавливают персональные права ру­ководителя службы делопроизводства. В их числе обычно есть право устанавливать круг ответственности своих заместителей, подписывать, утверждать, визировать определенные документы, издавать распоряжения по определенному кругу вопросов, на­значать и освобождать от занимаемых должностей работников службы делопроизводства (или представлять документы для этих процедур), применять меры поощрения или взыскания и т.д.

Должностные обязанности руководителя службы делопро­изводства не регламентируются отдельным документом (должностной инструкцией), поэтому в Положение вводят раздел «Руководство», где в числе обязанностей указывают функцию координации деятельности службы делопроизводст­ва, планирование ее работы, контроль за работой сотрудни­ков, совершенствование организационной структуры, созда­ние или участие в разработке нормативно-методического обес­печения деятельности службы.

Раздел «Ответственность» выделяется в самостоятельный или включается в раздел «Руководство» и содержит перечисление основных позиций, по которым руководитель несет персональ­ную ответственность за выполнение задач службы, за состояние документации, ее соответствие требованиям правовых и норма­тивных документов, достоверность информации, ее утечку, ор­ганизацию работы службы, работу с кадрами и т.д.

Иногда в Положении раздел «Руководство» делится на три подраздела: руководитель службы делопроизводства обязан (пе­речисление обязанностей), руководитель службы делопроиз­водства имеет право (перечисление прав), руководитель службы делопроизводства несет ответственность (персональная ответ­ственность).

Раздел «Взаимоотношения с другими структурными подраз­делениями» должен отражать наличие и характер взаимосвязей службы делопроизводства с другими структурными подразделе­ниями, возникающими в ходе выполнения ее задач и функций, взаимные обязательства, состав и характеристику документов, разрабатываемых службой делопроизводства совместно с други­ми структурными подразделениями, сроки их представления, периодичность обмена информацией. Как правило, в этом раз­деле фиксируются отношения с отделом кадров, секретариатом коллегиального органа, функциональными структурными под­разделениями, юридическим отделом. В разделе перечисляются виды деятельности, которые служба делопроизводства проводит по согласованию с другими подразделениями.

Правовая значимость Положения как организационного до­кумента повышается при включении в него разделов, устанавли­вающих порядок и контроль за использованием материальных ресурсов, критериев оценки работы структурного подразделе­ния, порядка стимулирования и мер ответственности работни­ков за выполнение возложенных функций, а также сроки дейст­вия Положения и порядок его пересмотра. Эти разделы не отно­сятся к числу обязательных, но значительно повышают роль Положения как организационного документа.

Положение разрабатывает и подписывает руководитель службы делопроизводства, утверждает руководитель организа­ции. Оформляется Положение на общем бланке организации и согласовывается с руководителями тех структурных подразделе­ний, с которыми в нем закреплены взаимосвязи.

Пересмотр Положения проводят при изменении структуры организации, переподчинении службы делопроизводства, изме­нении ее внутренней организационной структуры, внедрении новых форм и методов организации труда, а также внедрении новой технологии, так как при этом происходит перераспреде­ление функций между структурными подразделениями.

Основной организационный документ, регламентирующий разграничение обязанностей и прав между сотрудниками, слу­жащий основой для устранения параллелизма и дублирования в выполнении отдельных операций, установления взаимосвязей отдельных должностей — должностная инструкция (см. § 7.1). Служебная должность является первичным элементом управ­ленческой структуры. Формирование системы должностей зави­сит от объема, состава, характера функций, выполняемых в структурном подразделении, от разделения и кооперации труда. Должностная инструкция — действенное средство управления, выполняющее организационную, регламентирующую и регули­рующую роль. Кроме того, должностные инструкции позволяют объективно оценивать деятельность каждого работника службы, объективно применять меры воздействия.

Первым источником для разработки должностных инструк­ций является такой нормативный документ, как Квалификаци­онный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который содержит регламентированный пере­чень требований к квалификации специалистов различных категорий. Формуляр должностной инструкции и структура текста закреплены в УСОРД и Основных положениях ГСДОУ*.

 
 


* Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. — М., Минтруд РФ, 1998; Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. — М., 1991, с. 73.

 

Второй источник при составлении должностных инструкций — типовые должностные инструкции. Их разрабатывают для от­дельных категорий служащих однотипных учреждений или структурных подразделений (например, секретарей структурных подразделений). Наличие типовых инструкций значительно об­легчает составление индивидуальных, но не заменяет их. Так как должностные инструкции являются документом, регламен­тирующим организационно-правовое положение работника, то необходимо их составление для каждой должности, предусмот­ренной штатным расписанием.

Третьим документом, который используется при разработке должностных инструкций, является Положение о структурном подразделении. Должностные инструкции регламентируют зада­чи и функции, устанавливают их распределение между работни­ками структурных подразделений, определяют содержание, ха­рактер и порядок деятельности каждого работника. Положение и должностные инструкции — взаимосвязанные и взаимодопол­няемые документы, так как обязанности каждого работника ус­танавливаются исходя из распределения всего комплекса функ­ций, выполняемых службой делопроизводства, вытекают из за­дач и функций всей службы в целом.

К тексту должностной инструкции предъявляются требова­ния полноты определения задач, функций, обязанностей. Не­четкое и неполное определение деятельности каждого работника ведет к нестабильности и несогласованности действий отдель­ных работников. При закреплении в формулировках должност­ной инструкции общих, неконкретных, обтекаемых обязанно­стей создается чисто формальный документ, который не выпол­няет своего назначения. Все пункты должностной инструкции должны исключать возможность различного толкования ее со­держания, конкретизировать обязанности и виды работы. Глаго­лы, выражающие действие, следует употреблять в изъявительном наклонении: «Инспектор выполняет», «Секретарь организует», «Референт составляет» и т.д. и при этом должна быть точно отражена степень самостоятельности в выполнении работы: «прини­мает участие...», «совместно с...», «организует визирование», «обеспечивает выполнение».

В разделе «Основные задачи и обязанности» формулируется основная задача работника данной должности, предмет его ве­дения, участок работы. Далее идет перечисление конкретных должностных обязанностей, из которых складывается выполне­ние основной задачи. Например, основная задача работника — регистрация документов; в разных организациях эта задача мо­жет предусматривать выполнение таких работ, как ведение од­ного или нескольких журналов, заполнение регистрационных или регистрационно-контрольных карточек, ведение компью­терной базы данных, передача информации, составление и ве­дение справочных картотек, обслуживание запросов специали­стов аппарата управления и т.д. При формулировке обязанно­стей исходят из принятой в организации технологии работы с документами, из наличия технических средств. В этом же разде­ле формулируются особенности подготовки и передачи доку­ментов, доступа работника к определенной информации, прави­ла обработки и передачи документов, методы и сроки выполне­ния обязанностей, порядок исполнения отдельных поручений и этические нормы, которые необходимо соблюдать в коллективе.

В раздел «Права» вносят такие права работника делопроиз­водственной службы, как: принятие решений, получение ин­формации для выполнения своей работы, право визирования определенных видов документов, право контроля, право возвра­та документов на доработку и т.д. Четкая формулировка прав работника позволяет сформулировать его ответственность, кото­рая выделяется в отдельный раздел. В разделе «Ответственность» формулируются содержание и формы ответственности должно­стного лица за результаты и последствия своей деятельности, а также за непринятие своевременных мер или действий, относя­щихся к его обязанностям. Ответственность может быть уста­новлена дисциплинарная и материальная, но обязательно в со­ответствии с действующим законодательством и учетом специ­фики работы организации.

Два последних раздела тесно взаимосвязаны и позволяют ус­тановить критерии оценки труда.

Инструкция по делопроизводству (документационному обес­печению управления) — основной нормативный акт, регламентирующий технологию работы с документами в учреждении, правила, приемы, процессы создания документов, порядок ра­боты с ними, узловые организационные моменты. Практически инструкция закрепляет систему делопроизводства, сложившуюся в той или иной конкретной организации.

Инструкции составляются в каждом учреждении с учетом специфики его работы. Основой для их составления служат Ти­повые инструкции, а также действующие государственные нор­мативно-методические документы.

Структура Инструкции включает общие положения, темати­ческие разделы и приложения.

В разделе «Общие положения» устанавливают сферу распро­странения Инструкции (например, «Инструкция распространя­ется на все документы», «... на административные документы», «....кроме конфиденциальных документов» и др.), ответствен­ность за ее несоблюдение, подразделение, которое отвечает за единый порядок документирования и организацию работы с до­кументами в учреждении в целом и в ее структурных подразде­лениях, их административную и методическую подчиненность, нормативно-методическую базу.

Тематические разделы, как правило, начинаются с раздела «Документирование», где определяются:

• вопросы деятельности данной организации, подлежащие обязательному документированию;

• виды и разновидности документов, используемые для до­кументирования распорядительной, организационной, информационной деятельности;

• общие правила подготовки и оформления документов;

• правила подготовки отдельных видов распорядительных документов, включая порядок визирования, согласования, утверждения и подписания;

• порядок изготовления и размножения документов;

• правила оформления и заверения копий и приложений;

• порядок использования и хранения бланков, печатей, штампов;

• порядок работы исполнителей с документами. Содержание этого раздела может быть значительно расширено за счет включения отдельных подразделов, устанавливающих пра­вила подготовки документов коллегиального органа, а также за­местителей руководителя. Некоторые организации выделяют все перечисленные вопросы в самостоятельный организационный документ типа Правил (или Регламента) подготовки и оформле­ния документов.

Раздел «Организация документооборота» включает:

• порядок приема, обработки, распределения входящих до­кументов;

• организацию их транспортировки и передачи из одного структурного подразделения в другое;

• основные инстанции движения документов;

• порядок подготовки и отправки исходящих документов;

• порядок учета объема документооборота.

Раздел «Регистрация документов» устанавливает организа­цию регистрации входящих, исходящих и внутренних докумен­тов, сроки, формы и методы регистрации, дает описание приня­той технологии и порядок индексации документов.

В разделе «Организация справочной работы» устанавливают­ся принципы построения информационно-справочной работы в организации, даются описание справочных массивов, их дос­тупности для различных категорий служащих и различных структурных подразделений, порядок систематизации и класси­фикации справочной информации, технология информационно-поисковой работы.

Раздел «Организация контроля за исполнением докумен­тов» устанавливает категории документов, подлежащие обяза­тельному контролю, порядок постановки на контроль, техно­логию контроля, обязанности исполнителей, типовые сроки исполнения, порядок обобщения данных по контролю за ис­полнением документов, порядок информирования руководите­лей об исполнительской дисциплине, использование форм и отметок на документах.

Раздел «Оперативное хранение документов» содержит прави­ла хранения документов в службе документации, в структурных подразделениях и устанавливает ответственность за сохранность документов, правила формирования в дела отдельных категорий документов, порядок разработки и использования номенклатуры дел, порядок систематизации и индексации дел.

В раздел «Подготовка документов к сдаче в архив» включены порядок и организация проведения экспертизы (отбора документов для хранения и уничтожения), правила подготовки дел к хране­нию, требования к описанию дел, порядок передачи дел в архив.

Состав тематических разделов может изменяться и дополняться в зависимости от условий работы и принятой технологии. В Инст­рукции могут быть разделы по работе с обращениями граждан, с документами с ограниченной сферой распространения (ДСП), по техническому обеспечению подготовки документов (печатание, звукозапись, стенография, факсимильная связь и т.д.).

Приложения к инструкции должны содержать максимум справочно-иллюстративного материала, систематизированного в порядке расположения разделов, в каждом из которых делаются соответствующие ссылки. В приложения помещают схемы до-кументопотоков, оттиски печатей и штампов, образцы бланков, образцы заполнения форм документов, примеры оформления отдельных видов документов, перечни контролируемых доку­ментов, формы их учета, формы номенклатуры дел и др.

Инструкция должна отражать весь процесс работы с доку­ментами, все технологические операции в их логической после­довательности. Инструкция — регламентирующий документ не только для службы делопроизводства, но и для всех специали­стов аппарата управления.

Подготовку Инструкции осуществляет служба делопроизвод­ства при участии архива, юридической службы. Инструкция ут­верждается руководителем организации и вводится в действие его приказом, после чего рассылается во все структурные под­разделения для использования в работе.

В числе организационных документов делопроизводства с на­чала 1980-х годов применяется и такой нормативный документ, какТабель форм документов по типовым управленческим ситуаци­ям. Это перечень документов, необходимых и достаточных для реализации управленческой деятельности конкретной управлен­ческой структуры, содержащий характеристику каждого докумен­та, его юридического статуса и этапов документирования. Табель является способом нормативного закрепления как состава при­меняющихся в аппарате документов, так и процедуры их подго­товки. В табель включаются только документы, создание которых необходимо, правомерно, периодически повторяется.

Методика разработки табеля создана ВНИИДАД*. Она включает:

 
 


* Вялова Л.М. О введении табеля документов, реализующих функции управления// — Документоведение, документационное обеспечение управления. — 1985. — № 1(15), с. 10-14.

 

• предпроектное обследование, в ходе которого изучаются состав применяемых документов, состав управленческих функций и ситуаций, подлежащих обязательному доку­ментированию. На этом этапе работы изучаются дейст­вующие государственные законодательные акты и норма­тивно-методические документы, регламентирующие про­цедуры документирования; организационные документы (устав, положения и др.), закрепляющие компетенцию должностных лиц и порядок работы с документами в ор­ганизации (учреждении);

• определение структуры табеля. Как и любой классифика­ционный справочник, применяющийся в делопроизводст­ве, табель может быть построен по функциональному или структурному принципу. В первом случае разделами табе­ля будут управленческие функции, подразделами — зада­чи, свойственные аппарату управления, во втором — на­звания структурных подразделений. Внутри разделов до­кументы систематизируют либо по степени важности, ли­бо по алфавиту наименований;

• выбор формы табеля. Табель представляет собой таблицу, в которой по горизонтали располагаются названия доку­ментов, а каждая вертикальная графа содержит ту или иную характеристику процедуры документирования. На­пример, табель может иметь такие графы:

код формы документа,

наименование законодательного или нормативного акта, являющегося основанием для применения или издания документа,

наименование структурного подразделения, ответствен­ного за подготовку, периодичность составления,

согласование (внутреннее и внешнее) — указываются ор­ганизации или структурные подразделения или должност­ные лица, участвующие в этом процессе,

подпись (должность лица, которое подписывает документ),

утверждение (должность руководителя или наименование органа, который утверждает документ),

печать (необходимость удостоверения документа печатью),

адресат — организация (структурное подразделение, в ко­торое предоставляется документ).

Кроме того, в табель можно внести сведения о месте изго­товления текста документа, его регистрации, количестве созда­ваемых экземпляров, тираже рассылки, месте хранения подлин­ника и др.

Процесс составления табеля позволяет делопроизводственной службе проанализировать все операции с документами (должно­сти исполнителей и руководителей, принимающих участие в со­ставлении, подписании, визировании, утверждении, периодич­ность создания документа, характеристика применяемых техниче­ских средств создания, пересылки). После утверждения руководи­телем организации табель становится средством нормативного закрепления этапов подготовки документов. Поддержание табеля в рабочем состоянии (ведение) осуществляет делопроизводствен­ная служба. Ведение предусматривает своевременное внесение в табель изменений в документировании — внедрение новых форм федеральными органами, отмена ранее действующих, а также контроль за порядком использования.

Применение табеля позволяет:

• исключить возможность неоправданного создания новых форм;

• установить единую классификацию документов организа­ции в соответствии с управленческими функциями и зада­чами;

• учесть количество видов и форм документов.

Условия труда

Условия труда работников службы делопроизводства — это совокупность трудовых, санитарно-гигиенических и эстетиче­ских факторов, обусловливающих психофизиологическое воз­действие на организм человека в процессе труда.

Трудовые факторы — регламентация режима работы: чередо­вание периодов труда и отдыха на протяжении рабочего дня. При разработке внутреннего трудового распорядка необходимо учитывать уплотненность рабочего дня, характер труда, нервно-эмоциональное напряжение, санитарно-гигиеническую обста­новку. Исходя из этого надо устанавливать начало и конец ра­бочего дня, перерыв на обед, дополнительные перерывы. Режим труда и отдыха должен строиться с учетом физиологических за­кономерностей приспосабливаемости организма человека к условиям трудовой деятельности, особенностям конкретного про­изводственного процесса и условий труда.

Работоспособность человека в течение дня не остается оди­наковой. С утра необходим какой-то период врабатываемости, который переходит в период максимальной устойчивой работо­способности. Через три часа наступает спад, утомление. После обеденного перерыва опять необходим период врабатываемости, а ближе к концу рабочего дня появляется более глубокое утом­ление, чем перед обедом. Для большинства работников службы делопроизводства характерны ограничение двигательной дея­тельности, работа в сидячем положении. Часть персонала испы­тывает физические перегрузки (работники экспедиций, архива), на работников машинописных бюро влияют повышенный уро­вень шума, в копировальных службах — пыль, химические ве­щества, на тех, кто работает за компьютером — электромагнит­ное излучение. Поэтому для каждой отдельной категории необ­ходимо предусматривать свой собственный режим работы, но с учетом выполнения общей задачи функционирования службы.

К санитарно-гигиеническим факторам относят световой ре­жим, который включает освещенность помещения и освещен­ность рабочего места. Создание оптимальных акустических ус­ловий, т.е. устранение излишних шумов, предусматривает тех­нические мероприятия (звукоизоляцию средств механизации), а также организационные мероприятия (перепланировку помеще­ний с целью отделить рабочие комнаты от приемных помеще­ний, исключить разговоры в служебных помещениях, ограни­чить селекторную связь). На производительность труда воздей­ствует оформление интерьера. Благоприятным фактором являет­ся озеленение помещений, так как растения не только улучшают состав воздуха, но и выполняют декоративную функцию. Тем­пературный режим, влажность воздуха, его состав — также важ­нейшие факторы, влияющие на работоспособность человека.

Значительное влияние на работоспособность человека ока­зывает оборудование рабочих мест. Оно включает мебель и орг­технику. Конкретный набор мебели выбирается с учетом: вы­полнения возложенных на работника функций и возможности помещения (его размеров, площади и конфигурации). В обору­дование рабочих мест входит и снабжение рабочих мест основ­ными и вспомогательными материалами, канцелярскими при­надлежностями, а также организация ремонта и наладки обору­дования, его сервисного обслуживания.

Размещение службы делопроизводства в здании, которое за­нимает организация, должно отвечать нескольким условиям. Ра­бочие комнаты и кабинеты основного назначения должны распо­лагаться на одинаковом расстоянии от других структурных под­разделений, так как в эту службу ходят все сотрудники организа­ции. Вспомогательные службы (экспедиция, копировальное бю­ро, архив, складские помещения) можно располагать в цокольных этажах здания, в подвалах. Планировка помещений должна по­зволять рационально разместить мебель и оборудование и сокра­тить затраты времени на перемещение сотрудников, создать усло­вия для уменьшения напряженности и утомляемости.

Контрольные вопросы

 

1. Укажите возможные формы организации работы с документа­ми. В чем достоинства и недостатки каждой из них?

2. Укажите типовые организационные структуры службы дело­производства.

3. Каковы цели и задачи службы делопроизводства?

4. Какие основные функции выполняет служба делопроизводства?

5. Каков должностной и численный состав службы делопроиз­водства, как он рассчитывается?

6. Какими нормативными документами регламентируется дея­тельность службы делопроизводства?

7. Какие требования предъявляются к Положению о службе де­лопроизводства? Какова структура текста Положения?

8. Что закрепляется в должностных инструкциях работников службы делопроизводства? Какова структура текста должно­стной инструкции?

9. Каковы требования к инструкции по делопроизводству и струк­тура ее текста?

10. Для чего разрабатывается табель форм документов, какова методика его составления?



Просмотров 942

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!