![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Качество как объект управления
Большой вклад в разработку теории управления качеством внесли зарубежные и отечественные ученые. Работы русских ученых П. Л. Чебышева и А. М. Ляпунова являются теоретической основой выборочного контроля качества. Большой вклад в разработку применяемых в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные ученые И. Г. Венецкий, А. М. Длин, американские ученые У. А. Шухарт, Э. Дэминг , А. Фейгенбаум. Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества. Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др. Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качестваВ современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества [4]: * система качества(Quality System); * система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System); * всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt); * обеспечение качества (Quality Assurance); * управление качеством (Quality Control); * статистический контроль качества (Statistical Quality Control); * система обеспечения качества (Quality Assurance System); * гарантия продукции (Product Assurance); * всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management); * передовой производственный опыт (Good Manufacturing Pratices); * система управления производственными условиями (Environmental Managemtnt System); * система "мы обеспокоены" (We Care); * система "обеспокоенность ответственных лиц" (Responsible Care); * всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей седы (Environmental TQM ); * всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance); * интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management); * менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement); * полное (сквозное, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management); * интегрированный менеджмент качества (Integrated Management); * система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System); * полное преобразование качества (Total Quality Transformation); * менеджмент системы качества (Quality System Management). Есть и другие концепции менеджмента качества. Мы привели только небольшую их часть, но важную для понимания качества как объекта управления. Перечисленные концепции отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества. TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами. Управляющая система начинается с руководства высшего звена. Именно руководство высшего звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее по сравнению с прошлым. В организационной структуре фирмы могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы. Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента : планирование,анализ,контроль. Современный менеджмент качества базируется на результатах исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. Это опыт таких известных фирм, как, “Хьюллет-Паккард”, и др. В 80-е годы на политику этих и ряда других фирм оказали влияние разработки Ф. Б. Кросби, У. Э. Деминга, А. В. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. М. Джурана. Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы: * заинтересованность руководства высшего звена; * образование совета по улучшению качества работы; * вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы; * обеспечение коллективного участия ; * обеспечение индивидуального участия; * создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов); * более полное вовлечение поставщиков; * обеспечение качества функционирования систем управления; * разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы; * создание системы признания заслуг. Особенно следует отметить такое направление,как обеспечение качества функционирования систем управления.Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформироваласьсистема управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм. Ф. Кросби, являющийся одним из ведущих консультантов по качеству с мировым именем обратил внимание на важность системы поощрения.Признание заслуг сотрудников и их стимулирование к достижению высоких результатов является составной частью современного менеджмента качества. В 1951 г. было разработано положение о премии Деминга, которая легла в основу модели Всеобщего (тотального) Управления качеством (TQC). Эта модель предполагает постоянный анализ информации от широкого круга экспертов и новый взгляд на качество. Премия Деминга сыграла большую роль в достижении японского качества. Позднее в США была учреждена премия имени Малкольма Балдрижа (1987 г.). Развитием модели премии М. Балдриджа стала модель Европейской премии качества, которая оценивала результаты бизнеса и влияние на общество. Более подробно о критериях оценки деятельности в области качества будет сказано ниже. Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену. Сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные преимущества на рынке. Появление сертификата на системы качества обусловлено эволюцией подходов к менеджменту качества, на которой целесообразно остановиться более подробно.
![]() |