![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Комплект приборов и основные технические данные
Лабораторная работа №2 МагнитныЕ компасЫ «КМ-145-7(8)» и «КМ-145 С»
Цель работы: 1. Изучить принцип действия и устройство магнитного компаса КМ-145-7(8). 2. Изучить принцип действия и устройство магнитного компаса КМ-145 С. 3. Составить отчет о работе.
План проведения занятия
1. Ознакомление с принципом действия и устройством магнитного компаса КМ-145-7(8). 2. Ознакомление с принципом действия и устройством магнитного компаса КМ-145 С.
Теоретические положения Магнитный компас является старейшим курсоуказателем. Он уступает по точности работы таким современным навигационным системам, как гироскопические компасы, гироазимуты, инерциальные навигационные комплексы. Однако магнитный компас в полной мере соответствует названию автономного технического средства, для выработки курса нет необходимости в источниках питания. Магнитные компасы (МК) предназначены для измерения курса судна относительно магнитного меридиана, а также для пеленгования отдельных ориентиров. Все их можно разбить на две группы: · компасы, имеющие подвижный чувствительный элемент (картушку); · индукционные компасы (не имеющие картушки). Первую группу часто называют стрелочными компасами.
Комплект приборов и основные технические данные. Магнитный компас КМ-145 предназначен для установки на судах морского флота. Он определяет курс судна с передачей отсчета на репитеры. Компас КМ-145 выпускает ОАО "КИПЗ" (Приборостроительный завод г.Катав-Ивановск Челябинской обл.). Магнитный компас КМ-145 имеет несколько вариантов комплектации, в том числе с электрической дистанционной передачей курса на репитеры гирокомпасного типа. Этот компас предназначен для установки на судах морского флота. Он имеет восемь модификаций: КМ-145-1 — магнитный компас без дистанционной передачи; КМ-145-3 — магнитный компас с электрической дистанционной передачей курса на ре-питеры гирокомпасного типа; КМ-145-5 — магнитный компас с оптической дистанционной передачей курса; КМ-145-7 — магнитный компас, имеющий обе дистанционные передачи курса. Модификации КМ-145-2, КМ-145-4, КМ-145-6 и КМ-145-8 аналогичны указанным выше четырем вариантам соответственно, но дополнительно снабжены компенсаторами электромагнитной девиации. Предусмотрены следующие варианты определения курса судна: отсчет курса непосредственно по картушке основного прибора; отсчет курса с экрана оптического репитера, связанного с основным прибором при помощи стекловолоконного гибкого жгута; считывание курса судна со шкалы репитера, связанного с основным прибором дистанционной электрической передачей на сельсинах. Рассмотрим устройство и работу компаса наиболее полной модификации КМ-145-8. В этом компасе предусматриваются следующие варианты определения курса судна: отсчет курса непосредственно по картушке основного прибора; отсчет курса с экрана оптического репитера, связанного с основным прибором стекловолокнистым гибким жгутом; считывание курса судна со шкалы репитера, связанного с основным прибором дистанционной электрической передачей на сельсинах. Ниже приведены приборы, входящие в состав комплекта компаса КМ-145-8, и места их установки. Основной прибор (прибор 52) служит для определения курса судна и выработки сигнала дистанционной передачи. Он состоит из датчика курса и компенсаторов девиации (рис. 3.1). Его устанавливают на верхнем мостике судна. Центральный прибор (прибор 50) усиливает и преобразует сигнал дистанционной передачи, поступающей от датчика курса. Его устанавливают в ходовой рубке. Регулировочное устройство (прибор 3) предназначено для регулировки силы тока в обмотках компенсатора электромагнитной девиации. Его устанавливают в ходовой рубке. Приборы питания (прибор 3А, прибор 3Б) вырабатывают напряжения, необходимые для питания электрической схемы компаса. Их устанавливают в ходовой рубке. Оптический репитер (прибор 54) служит для дублирования показаний датчика курса на оптическом экране, установленном в ходовой рубке. Считывать курс судна на экране оптического репитера можно одновременно нескольким лицам. Магнитный компас КМ-145 (кроме КМ-145-С) комплектуется при оптической передаче магнитного курса - гибким стекловолоконным жгутом с длиной, кратной 1400 мм, компас КМ-145-С оснащен перископической оптической передачей (пост рулевого располагается непосредственно под компасом). Конструкция приборов комплекта магнитного компаса КМ 145 – С. Конструктивно прибор 52 представляет собой нактоуз 4 (рис. 2.2), сверху закрываемый колпаком 19 . В верхней части 9 нактоуза располагаются: датчик курса 7, компенсатор 8 электромагнитной девиации и осветитель 6. При пеленговании отвертывают винты 5, кронштейн с осветителем откидывается вниз. В осветителе применена галогенная лампа. В средней части нактоуза (внутри) размещен компенсатор 11 полукруговой и креновой девиации, который имеет три пары поворотных магнитов (продольные, поперечные и вертикальные). Ручки 14 управления магнитами выведены в сторону окна 12 в нактоузе. Под поворотными магнитами, предназначенными для точной компенсации, находятся также дополнительные продольные, поперечные и вертикальные магниты 13 для грубого уничтожения полукруговой и креновой девиации. В трубе 3 есть объектив 2, фокусирующий изображение картушки на входной торец светопровода, ввинчиваемого в нижнюю часть трубы. Патрон 1 влагопоглотителя предотвращает запотевание поверхности объектива и светопровода. С наружной стороны нактоуза крепятся: компенсаторы 18 четвертной девиации, компенсаторы 17 широтной девиации и пульт 10. На пульте расположены: переключатель «Сеть» 16 (для включения узла подсветки картушки), переключатель «Репитер» 15 (для включения осветителя 6), потенциометр «Подсветка» 20 (для регулировки освещенности картушки). Рис. 2.2 – Конструкция приборов комплекта компаса КМ 145 – С Датчик 7 курса является главным узлом основного прибора (прибора 52). Он представляет собой (рис. 2.3) заполненный жидкостью, герметичный корпус 2, закрытый сверху и снизу стеклами 5. Груз 13 позволяет сохранять отвесное положение корпуса датчика при качке. На грузе закреплен индукционный датчик 1, вырабатывающий сигнал для дистанционной передачи курса. На верхнем стекле для освещения картушки расположен узел подсветки 7. Внутри корпуса имеется экран 4, за которым находится эластичный компенсатор 3, заполненный воздухом. В нижней части корпуса закреплен подпятник 9, на который опирается шпилька 8 МЧЭ 6. Основой МЧЭ является магнитная система, состоящая из шести постоянных магнитов (стрелок) 12. Материалом для стрелок служит магнитный сплав, который после намагничивания длительное время сохраняет без изменения магнитный момент. В корпусе датчика курса имеются два отверстия, закрытые пробками. Через одно отверстие заливают жидкость, а в другом расположен клапан, предназначенный для дополнительного ввода жидкости в случае необходимости. Датчик курса устанавливается в кардановом подвесе 11 в верхней части нактоуза. Для отсчета курса судна чувствительный элемент 6 имеет круговую шкалу (картушку) 10 и курсовую черту, расположенную в диаметральной плоскости судна. Рис. 2.3 – Конструкция датчика курса компаса КМ 145 – С
В основу дистанционной оптической передачи курса положена проекционная система, состоящая из передающей и приемной частей. Изображение картушки от датчика курса через световод передается на экран оптического репитера. Дистанционная электрическая передача показаний курса основана на применении индукционного датчика, который состоит из двух ортогонально расположенных феррозондов, закрепленных на грузе 13 датчика курса.
![]() |