Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Роль генотипа и среды в формировании личности



Роль воспитания в формировании личности в дошкольный периодпоказана, в частности, в исследованиях И. А. Шашкова (1987).

Изучение личностных особенностей дошкольников 5–6-летнего возраста в поведенческих проявлениях проводились по двум направлениям: социальные свойства (самостоятельность, активность, общение) и индивидуальные качества (интеллектуальное развитие, черты характера, эмоциональная сфера). Все дети посещали обычный детский сад. У дошкольников 6-летнего возраста довольно часто отмечали повышенную эмоциональную возбудимость, связанную с несдержанностью и неуправляемостью в поведении (около 16% от всех детей); повышенную застенчивость, робость, неуверенность (около 17%); состояние общей эмоциональной неустойчивости и дискомфорта, сопровождающееся капризностью, плаксивостью, снижением бодрости, активности, жизнерадостности в поведении (около 20%).

Реже в поведении дошкольников встречались другие акцентуированные проявления: замкнутость, молчаливость; тревожность, эмоциональная подавленность; демонстративность, желание быть в центре внимания.

По сравнению с детьми, ежедневно посещавшими детский сад, в группах детей с круглосуточным (пятидневным) пребыванием в поведении дошкольников наиболее часто отражалось их эмоциональное состояние (общая эмоциональная неустойчивость, капризность, плаксивость, подавленность, тревожность, снижение активности и общительности).

Воспитание в условиях пятидневного пребывания в детском саду является для ряда детей фактором дополнительной психической нагрузки, связанным с эмоциональным напряжением или астенизацией.

При улучшении эмоционального состояния в поведении многих детей более отчетливо выступали акцентуированные черты характера (неуверенность в себе, тормозимость, повышенная возбудимость и др.).

Сравнительное изучение личностных особенностей детей и состояния их здоровья показало, что невротические и личностные нарушения в большинстве случаев сопровождаются отклонениями в приспособительных формах поведения (активность, самостоятельность, общение) и дезорганизацией эмоциональной сферы.

Дезорганизация эмоциональной сферы ребенка (тревожность, страхи, эмоциональная неустойчивость, капризность, возбудимость и др.) не только способствует аномальному формированию личности, но и оказывает сильное влияние на интеллектуальное развитие дошкольников.

Воспитание дошкольников в условиях недельного пребывания в детском саду приводит к понижению уровня интеллектуального развития и в 2 раза чаще коррелирует с его низким развитием.

Воспитание в условиях круглосуточной группы, оказывая отрицательное влияние на эмоциональную сферу, у многих детей тормозит нормальное интеллектуальное развитие и является фактором повышенного риска возникновения у них невротических и личностных отклонений. Степень психической зрелости и гармоничное формирование личности в дошкольном возрасте во многом зависят от эмоциональной устойчивости, отражающейся в типе поведения ребенка.

Углубленное изучение факторов, влияющих на формирование личности в дошкольном возрасте и на состояние психического здоровья детей, выявило частые неблагоприятные воздействия биологического и социального характера.

Среди негативных факторов наибольшее влияние на детей 6-летнего возраста оказывали соматические (около 50% от всех детей) и социально-психологические (около 45%) воздействия. Меньшее значение имели перинатальные вредности (около 27 %) и неблагоприятные социально-экономические условия (около 9%).

Недооценка взрослыми (воспитатели, педиатр, родители) общего состояния ребенка приводит к педагогическим ошибкам и появлению отклонений в поведении: усиливается раздражительность и плаксивость, возникает конфликтность со взрослыми и детьми, а в ряде случаев – тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, черты повышенной тормозимости, вялость, пассивность в поведении.

Изучение социальных влияний, связанных с воспитанием детей и особенностями формирования детской личности, позволило выделить три группы факторов: 1) социально-экономические; 2) психологические, отражающие семейно-бытовые условия и ситуации; 3) педагогические, связанные с непосредственным отношением к ребенку, применяемыми методами и средствами воздействия в воспитании.

Особенности формирования личностных свойств у дошкольников в большинстве случаев определяются комплексом социальных влияний, среди которых социально-экономические и семейно-бытовые условия чаще всего проявляются посредством педагогических приемов.

Личностные и поведенческие отклонения у дошкольников наиболее часто возникают при наличии в семье негативных психологических факторов и ситуаций (напряженные, конфликтные отношения, алкоголизм и пьянство, разводы родителей, неправильное воспитание в связи с противоречивыми установками или формальным, авторитарным отношением к ребенку, проживание в семье психически больных, тяжелый, деспотичный или несдержанный характер одного из родителей и др.), способствовавших длительному напряжению, накоплению отрицательных эмоций, общему эмоциональному угнетению или страданию ребенка.

Среди отрицательных явлений, связанных с используемыми в семьях методами и средствами воспитания, следует отметить применение физических наказаний, запугивание, наказание трудом, лишением прогулки, еды, дарение родителями за хорошее поведение детям дорогих игрушек, денег, подарков. Наряду с этим обращает на себя внимание частота запрещений, окриков, одергиваний, противоречивость в семейных требованиях и подходе к ребенку без учета его возможностей, необязательность в исполнении принятых решений по отношению к детям, показной характер (для людей) сверхвнимательного отношения к ребенку, не соответствующий реальному, и т. п.

Роль воспитания и условий жизни в формировании личности (нервно-психического статуса) младших школьниковизучена многими исследователями. Наблюдали 360 детей из 9 общеобразовательных школ Москвы. Было обработано свыше 100 показателей. Заключение о нервно-психическом здоровье детей составляли по данным анализа амбулаторных карт развития ребенка (форма 112/у); сведений, полученных из родительских анкет-опросников, педагогических анкет; на основе объективных данных обследования психоневрологического статуса.

Все дети по уровню нервно-психического здоровья были разделены на 3 группы. В I группу вошли здоровые дети; во II – дети с легкими функциональными отклонениями и некоторыми особенностями психического развития. III группу составили дети с выраженными нервно-психическими расстройствами.

У детей молодых родителей (до 20 лет) несколько чаще наблюдаются патологические привычки, задержка психического развития, аффективные расстройства в сочетании с вегетативно-сосудистой дистонией, что, возможно, обусловлено недостаточным вниманием молодых родителей к своим детям в раннем периоде их развития.

Влияние образовательного уровня родителей на нервно-психическое здоровье детей проявлялось лишь у детей, отнесенных к III группе. Родители этих детей в большинстве случаев не имели высшего образования, а среди родителей здоровых детей больше было с высшим образованием. Отмеченная закономерность особенно характерна для образовательного уровня матерей.

Четкое влияние на нервно-психическое здоровье детей оказывает «психологический климат» в семье. Невротические расстройства значительно чаще отмечали у детей, в семьях которых была конфликтная обстановка, у детей из неполных семей и безнадзорных. Примерно у трети детей с нервно-психическими отклонениями были чрезмерно строгие родители. У школьников II группы невротические проявления четко коррелировали с фактором «неполная семья», речевые нарушения чаше ассоциировались с безнадзорностью, а патологические привычки – с чрезмерно строгими условиями воспитания. У этих школьников влияние отрицательных факторов микросоциальной среды отражалось и на соматическом здоровье (склонность к анемизации, артериальной гипотонии, функциональным заболеваниям желудочно-кишечного тракта, дефициту массы тела).

При неблагоприятном «психологическом климате» в семье нервно-психические синдромы у детей III группы проявлялись в виде астенических и церебрастенических расстройств. Особенно следует отметить, что у детей с выраженными нервно-психическими отклонениями отцы злоупотребляли алкоголем в 3 раза чаще, чем у здоровых школьников. При систематическом употреблении алкоголя отцом и матерью у многих детей возникает повышенная судорожная готовность. Родители, дети которых страдают выраженными нервно-психическими отклонениями, в 2 раза чаще имеют вспыльчивый и замкнутый характер, чем родители здоровых детей. Прослеживается определенная связь между чертами характера родителей и клиническими проявлениями нервно-психических отклонений. У детей II группы невротические расстройства чаше коррелируют с замкнутостью отца, аффективные – со вспыльчивостью матери. Психопатоподобные расстройства у детей чаще наблюдаются в семьях, в которых родители уделяют мало внимания воспитанию ребенка. По мере ухудшения нервно-психического здоровья детей их успеваемость снижается.

Таким образом, социальные условия играют важную роль в формировании личности, в частности нервно-психического статуса, при этом вклад отдельных факторов различен.

Так, например, фактор «отсутствия отца» сказывается весьма негативно в формировании личности ребенка. Однако при наличии отца в семье воспитательное влияние его также неоднозначно. Ведущими негативными «факторами отца», способствующими возникновению выраженных нервно-психических расстройств у ребенка, являются низкий образовательный уровень отца; отрицательные черты характера (вспыльчивость, замкнутость), недостаточное внимание, уделяемое воспитанию ребенка, частое употребление алкоголя. В компенсации отрицательного воздействия среды значительную роль играют такие факторы, как высшее образование, положительные черты характера (доброта, спокойствие, уравновешенность).

У детей с функциональными отклонениями (II группа) увеличивается значимость некоторых компенсирующих факторов (доброта); значимость факторов «спокойный», «уравновешенный» по сравнению с III группой значительно снижается.

Вклад негативных «факторов матери» в формирование нервно-психического статуса ребенка несколько ниже вклада негативных факторов отца. Положительные черты характера матери (доброта, спокойствие, ответственное отношение к воспитанию ребенка) играют ведущую роль в компенсации отрицательного воздействия внешней среды и формировании личности с положительными чертами характера.

Соотносительная роль генотипа и среды в формировании личностных свойств детейисследуется с учетом состояния здоровья и темперамента самих детей и их родителей. Результаты подобных исследований свидетельствуют о важной роли обоих факторов в формировании личности. Приведем результаты подобных исследований четырех групп школьников старших классов: I – здоровые подростки; II – с легкими функциональными отклонениями, преимущественно астеноневротическими реакциями; III – с астеноневротическим синдромом, выраженными акцентуациями характера; IV – подростки преимущественно с пограничными нарушениями в виде неврозов и формирующихся психопатий. У школьников 9 –10-х классов III и IV групп (при десятилетнем образовании) выявлены склонность к ипохондрическим тенденциям, пессимизму, повышенному уровню ситуационной тревожности, чувству внутренней неудовлетворенности, демонстративности, конфликтности, внутренней дисгармоничности, сенситивности с ригидными установками, аутизации, эмоциональной холодности (у мальчиков), эмоциональной неустойчивости.

Результаты обследования родителей школьников с нервно-психическими отклонениями позволили установить, что они имели определенные личностные изменения, отличающие их от родителей школьников I группы, т.е. здоровых.

Матери школьников II группы в наибольшей мере отличались склонностью к ипохондрическим тенденциям, демонстративности, аутизации, эмоциональной холодности, конфликтности.

Отцы школьников II группы обладали в некоторой мере схожими с матерями личностными свойствами.

Матерям школьников III группы психического здоровья было присуще сочетание сенситивности, упрямства, подозрительности, ригидности мышления с тревожностью и неуверенностью в себе, что позволяет говорить о некоторой противоречивости, дискордантности их личностной структуры. Кроме того, для матерей школьников данной группы характерна наибольшая степень экстраверсии и нейротизма (эмоциональная неустойчивость).

Отцам школьников III группы свойственно сочетание относительно высокого уровня сенситивности, ригидности установок, повышенной общей активности, раздражительности с властностью, уверенностью в себе, склонностью к консерватизму. Как и матерям детей этой группы, отцам присуща наибольшая степень экстравертированности и нейротизма.

В суммарном профиле матерей школьников IV группы наблюдалась тенденция к дезадаптации, конфликтности, внутренней дисгармоничности, повышенной общей активности, импульсивности, пессимизму, тревожной мнительности, неуверенности в себе, эмоциональной холодности, замкнутости, эмоциональной нестабильности.

Отцы школьников IV группы характеризовались низкой общей активностью и низкой степенью сенситивности, т.е. пониженной эмоциональной чувствительностью, о чем также свидетельствует относительно невысокий уровень экстраверсии и нейротизма, отражающий наличие черт флегматического типа темперамента.

Таким образом, у родителей школьников с нервно-психическими отклонениями выявлены определенные особенности личности (несколько более выраженные у матерей).

Анализ усредненных коэффициентов корреляции по выборкам однополых пар («мать – дочь» и «отец – сын») по параметрам экстраверсии – интроверсии и нейротизма (различия между коэффициентами в этих выборках незначимы на всех изучаемых возрастных ступенях) и показателям наследуемости в «узком смысле» (методику расчета см.: Т. Г. Хамаганова, 1987) выявил, что доля генетической компоненты в изменчивости параметра экстраверсии – интроверсии увеличивается к 15 годам (8-й класс) и уменьшается к 16 – 17 годам (9 –10-й классы).

Для показателя нейротизма значительный вклад генетических факторов отмечается в период от 14 до 15 лет, особенно в 14 лет; в постпубертатном периоде он существенно снижается и не определяется в возрасте 17 лет(10-й класс).

Уровень нейротизма имеет тенденцию к несколько большей генетической детерминации, чем показатель экстраверсии – интроверсии, в возрасте 14 – 16 лет, но в постпубертатном периоде роль генетических факторов продолжает определяться для показателя экстраверсии –интроверсии, в то время как для параметра нейротизма в 17 лет она не выявляется. Показатель экстраверсии – интроверсии, возможно, следует считать более «устойчивым» в отношении определения его генетическими факторами. Это согласуется с мнением большинства исследователей, которые считают, что данный показатель имеет фундаментальное значение и в его детерминации принимают участие генетические факторы.

Таким образом, изучение соотносительной роли наследственных и средовых факторов в детерминации показателей темперамента выявило определенную возрастную динамику для показателей экстраверсии – интроверсии и нейротизма на протяжении пубертатного и постпубертатного периодов. Эта динамика свидетельствует, что наибольшее влияние генетических факторов в изменчивости данных показателей темперамента проявляется в пубертатный период (14 – 15 лет); в постпубертатном периоде (16 – 17 лет) возрастает роль средовых, социальных факторов.

Анализ усредненных коэффициентов корреляции по данным обследований школьников 10-го класса (17 лет) подтверждает довольно существенное значение генетических факторов в детерминации черт конфликтности, дисгармоничности и особенно аутичности, необычности склада мышления и меньшее значение их для проявлений ипохондричности и демонстративности.

Формирование ряда психологических характеристик подростков осуществляется при динамическом взаимодействии генетических и внешних социальных (в том числе семейных) факторов, при этом влияние некоторых личностных особенностей родителей неоднозначно.



Просмотров 715

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!