Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 



Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека



Раздел 1 Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики

Ранний и дошкольный периоды детства относятся к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования физических и психических его качеств, необходимых в течение всей последующей жизни, складывания свойств и особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Особенностью периодов от рождения до поступления в школу яв ляется обеспечение уровня общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.

Дошкольное детство является первым этапом становления личности, в частности периодом формирования основ личностной культуры, соответствующей общечеловеческим духовным ценностям. Формирование базиса личностной культуры связано с ориентированием в предметном мире, явлениях природы, формированием представлений о явлениях общественной жизни и отношениях между людьми, приобщением к ценностям нравственного и этического по рядков. Психологические новообразования, развивающиеся к концу дошкольного возраста, являются фундаментом для формирования учебной деятельности в школьном возрасте.

Понимание закономерностей психического развития слышащего ребенка имеет важное значение для определения содержания коррекционно-развивающей работы и выбора педагогических стратегий воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Принципиальное значение имеет положение Л. С. Выготского об общих закономерностях психического развития детей — слышащих и с нарушениями слуха. Он отмечал, что «к глухонемому ребенку, с точки зрения психологической и педагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному (1983, Т. 5, с. 53). Рассмотрение особенностей психического развития нормально слышащего ребенка в первые семь лет жизни позволяет выявить возрастные закономерности развития ребенка с пониженным слухом, а также определить те особенности психического развития, наличие которых связано с отсутствием или нарушением слуха.

В течение первых семи лет жизни ребенок проживает три основных периода развития — младенческий, ранний и дошкольный. Каждый из них имеет свое особое значение, так как создаваемые им уникальные условия не повторятся. Эти периоды неравнозначны по числу входящих в них лет. Полноценное протекание каждого из них создает условия для перехода к последующему периоду. Рассмотрение трех первых периодов жизни ребенка целесообразно соотнести с прослеживанием закономерностей психического развития и периодизацией детского развития. Периоды и стадии детского развития определяются их содержанием. «Психологический возраст — это относительно замкнутый цикл развития ребенка, имеющий свои структуру и динамику (Л. С. Выготский). Д. Б. Эльконин (1989) предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих показателей:

-социальная ситуация развития или та конкретная форма от ношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

— основной, или ведущий, тип деятельности в этот период;

— основные психологические новообразования (в каждом пери оде они могут существовать от отдельных психических процессов до свойств личности);

— кризис развития — переломный момент, отделяющий один период развития от другого и заключающийся в перестройке системы отношений между ребенком и взрослым.

Периодмладенчества — первый год жизни ребенка, характеризующийся наиболее высоким темпом развития. В этот период интенсивно развиваются сенсорные системы: зрение, слух, тактильная чувствительность. Формируются элементарные формы будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. Первое организованное и целенаправленное действие младенца — это акт хватания. На основе схватывания и удержания предметов развивается манипулятивная деятельность. Манипуляции ребенка с предметом постепенно приобретают характер предметных действий, которые обеспечивают начальные формы предметного восприятия и ориентирования на некоторые свойства предметов.

Социальная ситуация младенческого возраста характеризуется неразрывным единством ребенка и взрослого, так как жизнь и деятельность младенца являются частью жизни ухаживающего за ним взрослого. Первая потребность, которая формируется у ребенка, — потребность в другом человеке. Социальная ситуация общей жизни ребенка и матери приводит к формированию основного типа деятельности ребенка на первом году — непосредственно -эмоциональному общению со взрослыми, которое имеет огромное значение для дальнейшего психического развития малыша. «Если оно свое временно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально» (Д. Б. Эльконин, 1989, с. 46).

В течение первого года жизни ребенок овладевает прямостоянием, а к концу — и ходьбой, что существенно влияет на его отношения с окружающим миром. Овладение ходьбой знаменует важный этап в развитии ребенка первого года жизни и служит важнейшим новообразованием младенческого возраста. В акте ходьбы ценно не только то, что ребенок начинает познавать пространство вокруг себя, но и то, что он отделяется от взрослого. Помощь взрослого, совместные действия, направленные прежде всего на предмет и познание его свойств, приводят к формированию нового типа деятельности — предметной, связанной с усвоением общественно выработанных способов действий с предметами. Переход от младенчества к раннему детству связан с овладением новыми и новыми действиями с пред- метами и знаменует переход к предметной деятельности, ведущей на протяжении следующих лет.

Общение со взрослым стимулирует формирование предпосылок к овладению речью: более активное гулене и лепет, появление первых слов, которые первоначально ситуативны и многозначны, лишены постоянных значений, тесно связаны с указательными жестами. Начальное понимание обращенной речи, подражание речи взрослых, возникновение самостоятельных слов вплетается в пред- метную ситуацию. Появление автономной ситуативной речи, понятной лишь матери и узкому кругу близких, одно из новообразований младенческого возраста.

В младенческом возрасте формируется чувство доверия к окружающим взрослым, складываются предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка.

Ранний возраст — от года до трех лет. Это период активного познавательного, социального и эмоционального развития ребенка.

Социальная ситуация раннего возраста огюсредована предметным миром и складывается следующим образом: ребенок — предмет —взрослый. На втором году жизни происходит активное формирование предметных действий, основанных на усвоении функций предметов, исторически закрепленных в опыте человека. Ведущей для этого периода является орудийно-предметная деятельность, направленная на овладение общественно выработанными способами действий с предметами, которые ребенок может освоить через совместные со взрослым манипуляции. При выполнении предметных действий у ребенка возникает необходимость ориентироваться на свойства предметов и их отношения с другими предметами. Способами сопоставления предметов с применением внешних приемов (накладывания, примеривания и др.) ребенок вначале овладевает с помощью взрос- лых. Внешние приемы являются основой формирования восприятия, когда свойства начинают выступать в качестве постоянных признаков предмета, а с ними связаны способы выполнения практических действий. Становление предметного действия происходит путем перехода действия совместного в разделенное, а затем и в самостоятельное. Развитие восприятия обусловливает интенсивное накопление представлений, которые в последующем становятся основой образных форм познания.

Ранний возраст — период формирования основных компонентов мышления. Ребенок обретает возможность осуществлять решение практических задач, учитывая свойства предметов и возможности воздействия одного предмета на другой.

В начале второго года жизни малыш усваивает орудийные действия: овладевает простейшими орудиями — ложкой, совочком и др., что требует установления связей между объектом и орудием, благодаря которой происходит достижение цели действия. Наглядно-действенное мышление тесно связано с развитием восприятия, действиями с предметами и установлением связи между ними. Внешние пробы постепенно сменяются решением задач во внутреннем плане, на основе оперирования образами, что стимулирует развитие наглядно-образного мышления.

Развитие всех психических процессов в раннем возрасте тесно связано с формированием речи. Малыш от ситуативного употребления слова переходит к овладению значением на уровне предметной отнесенности. Многократно угготребляя слово в разных ситуациях, ребенок овладевает его обобщенным значением. Первоначально ребенок овладевает речью в большей степени в плане ее понимания, а затем — активного пользования. Резкий скачок в развитии словаря происходит на втором году жизни в результате практического овладения языком в совместной деятельности со взрослым. Овладение синтаксическим строем языка связано с развитием и ориентированием ребенка в фонематической системе, с практическим постижением грамматической структуры языка. По мнению А. Н. Гвоздева, к концу раннего возраста ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке. Это происходит благодаря общению ребенка со взрослыми в процессе активной предмет ной деятельности.

В начале раннего возраста ребенок слит с ситуацией и со взрослыми. К концу этого периода возникает тенденция к самостоятельной деятельности, связанной с осознанием собственных желаний, не всегда совпадающих с требованиями взрослых, возрастанием возможностей выполнять разнообразные действия без помощи взрослых. Основное новообразование этого периода — возникновение зачатков самосознания, появление у ребенка своего «Я», следствием чего становится распад прежней социальной ситуации. Кризис трех лет связан с ломкой взаимоотношений, существовавших до сих пор между ребенком и взрослым. Основное проявление кризиса — требование самостоятельности, противопоставление своих желаний и требований желаниям и требованиям взрослых.

Дошкольный возраст связан прежде всего с установлением ребенком отношений с миром взрослых. Социальная ситуация развития заключается в том, что ребенок выходит за пределы семьи и вступает в отношения с миром взрослых людей. Этот мир, в котором ребенок хочет занять свое место среди взрослых и с которыми он хочет взаимодействовать, может существовать в идеальной форме. Разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, очень велик. Деятельностью, в которой возможно смоделировать желаемые ребенком отношения со взрослыми, является сюжетно-ролевая игра. Игра — особая форма отражения действительности путем ее моделирования и воспроизведения — является ведущей формой деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, так как благодаря переносу значений у ребенка возникает возможность отвлечься от операциональной деятельности и воспроизвести смысловую ее сторону, систему отношений. Игра дает возможности ориентации во внешнем, зримом мире больше, чем любая другая деятельность. Игра сензитивна к сфере человеческих отношений, в ней воссоздаются нормы и способы взаимоотношений между людьми. Будучи важным средством овладения символизацией мышления, игра в то же время является «школой произвольного поведения». Эти два важных аспекта психического развития ребенка формируются благодаря и другим видам деятельности, к которым относятся изобразительная и конструктивная, элементарный труд. В продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ручной труд) происходит моделирование окружающей действительности, абстрагирование тех свойств, которые могут быть вычленены с помощью используемого материала.

Активное усвоение ребенком способов практической и познавательной деятельности играет существенную роль в формировании мышления. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образно му и словесному мышлению связан с изменением характера ориентировочно-исследовательской деятельности, замене более простых способов ориентирования — проб — более целенаправленной зри тельной, а затем и мысленной ориентировкой. В развитии мышления в дошкольный период важную роль играет овладение способами наглядного моделирования различных явлений, в которых воспроизво дятся их существенные связи и отношения. Наглядные модели являются важным средством формирования умственных способностей ребенка, которые развиваются в разных видах детской деятельности. В основе ориентации ребенка лежат обобщенные представления, условием сохранения которых является память, находящаяся, по мнению Л. С. Выготского, в центре сознания ребенка-дошкольника.

Дошкольный период — один из важных периодов развития личности. В этом возрасте формируется соподчинение мотивов, об думанные действия начинают преобладать над импульсивными. Личностное развитие также обусловлено усвоением первичных этических норм и правил, идеалов и норм общественной жизни. Стремление управлять своим поведением и поступками связано с произвольностью поведения, то есть его опосредованием определенными представлениями. К концу дошкольного возраста у ребенка возникают элементы самооценки и самосознания, осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Повышается критическое отношение к своим возможностям, он начинает понимать, что не все может, стремится осознать свои личностные качества. Возникновение личностного сознания лежит в основе кризиса семи лет, с которым связано возникновение новой внутренней жизни и переживаний ребенка.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие показатели положены в основу возрастной периодизации детского развития по Д. Б. Эльконину?

2. Назовите социальные ситуации, в которых оказывается ребенок младенческого, раннего и дошкольного возраста.

3. Какие ведущие виды деятельности характерны для младенческого, ран него и дошкольного периодов возраста?

4. В краткой форме охарактеризуйте основные психологические новообразования младенческого, раннего и дошкольного периодов детства.

5. С чем связано возникновение кризисов в развитии ребенка? В чем заключается их психологическая основа?

Литература

Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии /7 с соч.:

В 6 т. — М., 1982. — Т. 4.

Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии 7/ Собр. соч.: В б т. — М., 1983. — Т. 5.

Концепция дошкольного воспитания /7 Дошкольное образование в России:

сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М., 1996.

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. — М., 1997.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 1996.

Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марко вой. — М., 1980.

Смирнова Е. О. Психология ребенка (от рождения до семи лет). — М., 1997. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация /7 Избр. психологические труды. — М., 1989.

 

 



Просмотров 2569

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!