![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
УСЛОВИЯ ПОКАЯНИЯ И ЕГО ДОПОЛНЯЮЩИЕ
Мухаммад Салех аль-Мунаджжид
Я хочу покаяться, Но...
Перевод Кулиева Э. Р.
Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Милостивому, Принимающему покаяние, Наставляющему на прямой путь, Прощающему грехи и Суровому в наказании! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, Царя, Дарующего, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник, да благословит его Аллах и ниспошлёт мир ему, его роду и сподвижникам. Я прочёл этот труд, посвящённый покаянию и нашёл его ценным и полезным. Автор разъяснил в ней условия покаяния, доказательства этого, состояния кающихся и многие грехи, которые обязывают человека принести покаяние. Поэтому мы советуем всем, кто совершает грехи, а также всем нам действовать, руководствуясь этими знаниями, спешить принести искреннее покаяние, готовиться к тому, что Всевышний Господь принимает покаяния Своих рабов и прощает грехи, надеяться на милость Господа, верить в то, что Всевышний Аллах наставляет на благие деяния и помогает связать жизнь раба с его Господом, оставить неповиновение Ему и отдалиться от грешников. Да наставит нас Аллах на полное благо, вознаградит нашего брата, автора этой книги, и поможет мусульманам извлечь из неё пользу! Да благословит Аллах и ниспошлёт мир Мухаммаду, его роду и его сподвижникам!
? Абдуллах ибн Абд ар-Рахман аль-Джибрин 11.07.1410 г. х.
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем и просим о помощи. Кого Аллах наставит на прямой путь того никто не введёт в заблуждение, а кого Аллах собьёт, того никто не поведёт прямо. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и посланник. А затем...»[1] Всевышний Аллах повелел всем верующим приносить покаяние и сказал: «Кайтесь пред Аллахом, о верующие, — может быть, вы окажетесь счастливыми!» (ан-Нур 24:31). Рабы Аллаха делятся на кающихся и несправедливых, и нет помимо этих двух третьей группы. Аллах, Велик Он и Могуч, сказал: «А кто не кается, те — несправедливые» (аль-Худжурат 49:11). В наше время многие люди удалились от религии Аллаха, среди них распространились неповиновение Аллаху и безнравственность, и не осталось никого, кто бы не был испачкан дурным поступком, кроме тех, кого сохранил Аллах. Но Аллах не желает, чтобы погас свет Его религии, Он пробуждает многих от беспечности и сна, и они осознают свои упущения в исполнении обязанностей пред Аллахом, каются в собственной халатности и неповиновении и обращаются к светочу покаяния. Иные же продолжают питать отвращение к тяжкой жизни, полной лишений, и блуждают в поисках выхода из тьмы к свету. Однако некоторая группа из этого «шествия» встречает на своем пути препятствия, полагая, что они мешают принести покаяние. Этими препятствиями являются искушения души и окружающая действительность. В связи с этим я написал эту статью, надеясь, что она разъяснит неясности и развеет сомнения, объяснит постановления Всевышнего и разрушит замыслы шайтана.[2] Эта статья состоит из введения об опасности пренебрежения грехами, в котором раскрывается смысл условий покаяния, за ним следуют советы по исцелению души, фетвы[3] для кающихся, подкреплённые доказательствами из Священного Корана и Сунны, высказывания ученых и заключение. Я прошу Аллаха, чтобы я и мои братья-мусульмане смогли извлечь пользу из этой статьи, и довольствуюсь их праведными молитвами и искренними наставлениями. Да примет Аллах наши покаяния! ? Мухаммад Салех аль-Мунаджжид
ВВЕДЕНИЕ ОБ ОПАСНОСТИ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ГРЕХАМИ
Узнай, да смилостивится Аллах надо мной и тобой, что Аллах, Велик Он и Могуч, повелел Своим рабам обязательно искренне каяться пред Ним. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Кайтесь пред Аллахом искренним покаянием» (ат-Тахрим 66:8). Аллах даровал нам отсрочку для покаяния, прежде чем благородные ангелы записывают наши грехи. Посланник Аллаха сказал: «Обладатель левой книги[4] поднимает своё перо от (книги — Прим. пер.) согрешившего раба-мусульманина на шесть часов, и если он покаялся и попросил прощения, то он отбрасывает этот грех, а иначе — записывает одно плохое деяние».[5] Беда многих людей сегодня состоит в том, что они не боятся могущества Аллаха и грешат днем и ночью. Среди них есть такие, кто поражен умалением грехов. Ты видишь, что один из них в душе презирает мелкие грехи и говорит: «Чем может навредить взгляд и рукопожатие с чужой женщиной!?» Они развлекаются, рассматривая запрещенные картины в журналах, а некоторые из них, когда узнают о запрете на это, пренебрежительно спрашивают, какова величина этого греха? Велик он или мал? И когда ты узнал об этих фактах, имеющих место сегодня, сравни их со следующими текстами из «ас-Сахиха» имама аль-Бухари, да смилостивиться над ним Аллах: 1) Анас сказал: «Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена посланника Аллаха мы считали их смертными грехами». 2) Ибн Мас‘уд сказал: «Верующий смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадёт на него. Распутник же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом», — и он провёл рукой, будто бы отгоняя муху. Смогут ли они оценить опасность этого после того, как прочитают хадис посланника Аллаха: «Берегитесь маленьких грехов. Поистине, маленькие грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришёл с куском дерева, затем другой пришёл с куском дерева, пока они не собрали дрова на костёр, на котором приготовили себе еду. Поистине, маленькие грехи, когда они скапливаются в большом количестве, губят раба». В другой ривайе сказано: «Берегитесь маленьких грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека».[6] Учёные считают, что малые грехи сочетаются с отсутствием стыда, безразличием и отсутствием страха перед Аллахом. Вместе с этим раб пренебрежительно смотрит и на великие грехи, которые следуют за малыми, и ставит их на одну ступень. Поэтому нет малых грехов, если раб упорствует в них, и нет великих грехов, если раб просит прощения. Мы говорим каждому, кто находится в таком положении: смотри не на незначительность греха, а на того, кто его совершает. Из этого извлекут пользу искренние и верные рабы Аллаха, которые осознают свои грехи и упущения, не погрязли в обольщении и не упорствуют в своей несправедливости. Они уверовали в слова Всевышнего: «Возвести рабам Моим, что Я — Прощающий, Милостивый» (аль-Хиджр 15:49), — как и уверовали в Его слова: «И что наказание Моё — наказание мучительное!» (аль-Хиджр 15:50).
УСЛОВИЯ ПОКАЯНИЯ И ЕГО ДОПОЛНЯЮЩИЕ
Слово «покаяние» — великое слово, оно имеет глубокий смысл в отличии от того, что думают о нём многие. Покаяние приносится языком, но человек сожалеет о своём грехе и размышляет над высказыванием Всевышнего: «Чтобы вы просили прощения у вашего Господа, а затем покаялись пред Ним» (Худ 11:3). Осознай, что покаяние нечто большее, чем мольба о прощении. Как и у всякого великого деяния, у покаяния есть условия. Учёные назвали несколько условий покаяния, взятых из стихов Корана, аятов, и хадисов. Вот некоторые из них: 1) Немедленное оставление греха. 2) Раскаяние в содеянном. 3) Твёрдое намерение не повторять это. 4) Возмещение прав тех, кого ты обидел, или просьба их о прощении. Некоторые ученые относят к условиям покаяния также искренность и совершенство, при которых: 1) Раб оставляет грех ради Аллаха, а не ради чего-либо иного, например, в связи с неспособностью совершать либо повторять его или из-за страха перед порицанием со стороны людей. Не называется покаявшимся тот, кто оставил грехи ради сохранения здоровья и пропитания, кто оставил прелюбодеяние и распутство из-за боязни смертельных инфекционных заболеваний или из-за того, что это ослабляет его тело и память. Не называется покаявшимся тот, кто отказался ограбления, потому что он не смог попасть в дом, или не смог вскрыть кассу, или испугался охранника или полицейского. Не называется покаявшимся тот, кто бросил пить вино и употреблять наркотики по причине материальной несостоятельности. Также не называется покаявшимся тот, кто не в состоянии совершать греховное деяние против своей воли, например, лгун, которого парализовало, и он потерял речь; прелюбодей, который лишился способности совершать половой акт; вор, который попал в происшествие и лишился рук. Покаяние непременно должно сопровождаться раскаянием, отказом от желания совершить грех и сожалением о содеянном. Об этом сказал пророк: «Раскаяние — это покаяние».[7] Аллах поместил человека, неспособного совершить деяние, но выражающего пожелания этого на словах, на одну ступень с совершившим его. Пророк сказал: «Поистине, ближняя жизнь достаётся четырём: рабу, которого Аллах наделил богатством и знанием, и он боится своего Господа, поддерживает родственные связи и признаёт свои обязанности перед Аллахом — он находится на высшей ступени; рабу, которого Аллах наделил знанием, но не наделил богатством, и он искренен в своём намерении, когда говорит: «Если бы у меня было богатство, то я бы поступил, как такой-то», — и стремится к этому — вознаграждение этих двоих равно; рабу, которого Аллах наделил богатством, но не наделил знанием, и он расходует богатство без знания и не боится своего Господа, не поддерживает родственные связи и не признает обязанностей перед Аллахом — это самый скверный человек; и рабу, которого Аллах не наделил ни богатством, ни знанием, и он говорит: «Если бы у меня было богатство, то я бы поступил, как такой-то», — и стремится к этому — эти двое равны в грехе».[8] 2) Раб осознаёт скверность греха и его вред. Это означает, что подлинное покаяние не совместимо с удовлетворением и радостью при воспоминании о прошлых грехах либо с желанием повторить их в будущем. Ибн аль-Каййим, да смилостивиться над ним Аллах, в своих книгах «ад-Да’ ва ад-Дава’» («Недуг и лекарство») и «аль-Фава’ид» («Польза») перечислил многочисленный вред от грехов. Раб теряет знания, испытывает беспокойство в душе, трудности в делах, слабость в теле, лишается покорности, благословения, счастья, ощущает стеснение в груди. Грехи начинают порождать грехи, входят в привычку, и грешник позорится пред Аллахом и позорится пред людьми, на него обращаются проклятия животных, он облекается в одежды унижения. Аллах накладывает печать на его сердце, и он попадает под проклятие Аллаха, а его мольба остаётся безответной. Он распространяет порок на суше и в море, теряет честь, стыд, лишается милости. Его постигает наказание в мирской жизни, в его сердце вселяется страх, он попадает в плен шайтана. Грешника постигает плохой конец и наказание в будущей жизни. Знание рабом подобного вреда, причиняемого грехами, заставляет его отдалиться от грехов целиком. Однако некоторые люди по различным причинам впадают из одного греха в другой: а) раб считает, что это более незначительный грех; б) душа больше склоняется к этому греху, и страсть к нему ощущается сильнее; в) условия совершения этого греха проще и не требуют подготовки, в отличие от другого греха, не имеющего готовых многочисленных путей к нему; г) друзья и приятели человека совершают этот грех, и ему трудно разниться с ними; д) определённый грех обеспечил человеку высокое положение и сан среди окружения, ему тяжело лишиться этого положения и он продолжает совершать этот грех. Например, некоторые руководители сегодня не могут избавиться от своих злостных и порочных банд. Приведу вам другой пример: когда поэт-проповедник Абу аль-Атахийа порицал поэта-циника Абу Навваса за распущенность в грехах, Абу Наввас воспевал:
О Атахи! Ты считаешь, что я оставлю эту забаву? Разве стану я благочестием разрушать в народе свою славу?
3) Раб должен стремиться к покаянию, поскольку отсрочка покаяния в сущности является грехом и тоже требует принесения покаяния. 4) Раб должен опасаться недостатка в своём покаянии и не быть уверенным в том, что оно уже принято, не должен полагаться на себя и чувствовать себя в безопасности от хитрости Аллаха. 5) Он должен восполнить упущенные обязанности перед Аллахом, если это возможно, например, выплатить обязательное ежегодное пожертвование, закят, который он удержал в прошлом, а также исполнить обязательства перед нуждающимися.[9] 6) Он должен избегать мест и обстоятельств прегрешения, если же он останется в прежних условиях, то может вновь впасть в грех. 7) Он должен избегать тех, кто содействовал его прегрешению. Это и предыдущее условия являются выводами из хадиса о том, кто убил сто человек, и вскоре мы приведём его. Аллах сказал: «Друзья в тот день станут врагами друг другу, кроме богобоязненных» (аз-Зухруф 43:67). В День воскресения друзья в плохом будут проклинать друг друга. В связи с этим, о покаявшийся брат, ты должен избегать их, порвать с ними, остерегаться их, если ты не в состоянии призвать их на прямой путь. Остерегайся, чтобы шайтан не притянул тебя и не приукрасил для тебя возвращение к ним под видом призыва их к истине, если ты знаешь, что слаб и не сможешь сопротивляться искушению. Многие люди возвращаются к грехам, когда возобновляют отношения со старыми друзьями. 8) Уничтожение запретных предметов, имеющихся при себе, например, спиртных напитков, музыкальных инструментов: лютни, кларнета, трубы и других — запретных фильмов, циничных рассказов и им подобного. Их следует сломать, уничтожить или сжечь. Проблема уничтожения всех одеяний времен невежества на пороге прямого пути также требует непременного разрешения. Сколько же случаев известно, когда сохранение подобных запретных вещей у покаявшихся являлось причиной их отвращения от покаяния, причиной их заблуждения после наставления на прямой путь. Мы просим у Аллаха твёрдости! 9) Следует выбирать для себя праведных товарищей, отказаться от дурных спутников, стремиться в круг праведных верующих, на научные религиозные собрания и проводить время в полезных занятиях, чтобы шайтан не нашёл свободного времени для напоминания о прошлом. 10) Следует обратиться к своему телу, направить все свои силы на подчинение Аллаху и придерживаться только дозволенного Аллахом, пока не построится здоровое тело. 11) Покаяние должно быть принесено до предсмертного хрипа и до восхода солнца на западе.[10] Предсмертный хрип — это звук, выходящий из горла при извлечении ангелами души. Покаяние же должно быть принесено раньше малого и великого воскресения, о чём сказал посланник Аллаха: «Аллах принимает покаяние того, кто принёс его до посмертного хрипа».[11] Он также сказал: «Аллах принимает покаяние того, кто принёс его до восхода солнца на западе».[12]
ВЕЛИКОЕ ПОКАЯНИЕ
Мы приведём пример покаяния первенцев нашей общины — сподвижников посланника Аллаха. Бурайда рассказывал, что Ма‘из ибн Малик аль-Аслами пришёл к посланнику Аллаха и сказал: «О посланник Аллаха! Я был несправедлив с собой и совершил прелюбодеяние, и теперь я хочу, чтобы ты очистил меня». Пророк отослал его. На следующий день он вновь пришел к нему и сказал: «О посланник Аллаха! Я совершил прелюбодеяние». Он отослал его во второй раз. Затем посланник Аллаха послал людей за его родственниками и спросил их: «Наблюдали ли вы за ним расстройство рассудка? В себе ли он?» Они ответили: «Мы всегда видели его в здравом уме и знаем его как одного из наших праведников». Затем он пришел к нему в третий раз, и он (пророк — Прим. пер.) вновь послал за ними и поинтересовался о нем. Они вновь сообщили ему, что он и его рассудок в порядке. Когда он пришел в четвёртый раз, для него вырыли яму, и с повеления посланника Аллаха его забросали камнями. Затем к нему (пророку — Прим. пер.) пришла аль-Гамидия и сказала: «О посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня». Он отослал её. На следующий день она сказала: «О посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Ма‘иза. Но — клянусь Аллахом! — я беременна». Он сказал: «Нет! Уходи, пока не родишь ребёнка». Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, укутанном в кусок материи. Он сказал: «Уходи и корми его, пока не оторвёшь от груди». Когда она оторвала его от груди, то пришла к пророку с мальчиком, держащим в руках ломоть хлеба, и сказала: «Вот, о посланник Аллаха, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест. Он передал мальчика (на воспитание — Прим. пер.) одному мусульманину, и приказал вырыть для неё яму по грудь, а затем повелел людям забросать её камнями. Халид ибн аль-Валид взял камень и бросил его в её голову. Кровь брызнула в лицо Халиду, и тогда он обругал её. Пророк Аллаха услышал, как он обругал её, и сказал: «Тише, о Халид! Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, она принесла такое покаяние, что если бы его принёс сборщик налогов, Аллах бы простил его».[13] Затем он повелел приготовить тело и совершил погребальную молитву, и её похоронили». В другой ривайе говорится, что Умар сказал: «О посланник Аллаха! Ты забросал её камнями, а теперь совершаешь погребальную молитву по ней?» Он сказал: «Она принесла такое покаяние, что если его разделить между семидесятью жителями Медины, оно бы охватило их. Знаешь ли ты что-либо лучше, чем пожертвовать собой ради Аллаха, Велик Он и Могуч».[14]
![]() |