Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие “дезенфекция”. Виды и методы



Лечебно-охранительный режим - это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на уход, лечение и возвращение пациентов обществу в качестве его полноценных членов, освоивших более целесообразный для сохранения здоровья образ жизни.

Среда лечебного учреждения должна обеспечить пациенту психический и физический покой, способствующий преодолению неблагоприятных факторов госпитализации: страха и беспокойства перед исследованиями, лечением, переживаний от расставания с привычной домашней обстановкой трудностей приспособления к новой среде, окружающему медицинскому персоналу и соседям по палате. Среда лечебного учреждения многосторонне влияет на пациента. Поэтому, обстановка больницы должна отвечать не только гигиеническим, но и эстетическим требованиям.

Эргономика - научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств).

 

  1. Внутрибольничная инфекция. Проблемы ВБИ. Профилактика ВБИ.

Внутрибольничные инфекции — согласно определению ВОЗ, любые клинически выраженные заболевания микробного происхождения, поражающие больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, либо в течение 30 дней после выписывания из больницы (например, раневая инфекция), а также больничный персонал в силу осуществления им деятельности, независимо от того, проявляются или не проявляются симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в стационаре[1].

Инфекция считается внутрибольничной, если она впервые проявляется через 48 часов или более после нахождения в больнице, при условии отсутствия клинических проявлений этих инфекций в момент поступления и исключения вероятности инкубационного периода.

Проблемы:

- смертность от ВБИ выходит на 1 место
- инфекция полученная пациентом в стационаре значительно удорожает его лечение
- инфекция основная причина болезни и смертности новорожденных
- потеря трудоспособности в связи с ВБИ

В системе мероприятий по профилактике ВБИ существует три основных направления: снижение риска заражения, уменьшение риска и создание специфического иммунитета. Снижение риска заболевания предусматривает неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний и обеспечивается соблюдением санитарных правил, правил устройства и эксплуатации ЛПО, проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий. При проведении неспецифической профилактики ВБИ необходимо: свести до минимума возможность заноса инфекции в стационар, исключение выноса возбудителей за пределы ЛПО, максимальное снижение риска внутрибольничного заражения.

Вторым направлением профилактики является выявление иммунодефицитных состояний и проведение адекватной иммунологической коррекции. Третьим направлением профилактики является использование ее в комбинации с антибактериальными средствами специфических сывороток, анатоксинов и бактериофагов.

Ответственность за организацию и проведение профилактических мероприятий несет заместитель главного врача по медицинской части — начмед. Он же является председателем комиссии по профилактике ВБИ. Непосредственно всю работу по профилактике ВБИ проводит и координирует врач-эпидемиолог, заместитель начмеда. Приказом главного врача в данную комиссию входят зав. отделениями, старшие медсестры. Комиссия по профилактике ВБИ работает по утвержденному плану с ежеквартальными отчетами. Врач-эпидемиолог координирует свою деятельность с ЦГЭиОЗ. Ретроспективный анализ выявляет причины и условия возникновения, пути распространения инфекционных заболеваний. Оперативный анализ предусматривает раннее выявление больных и санитарно-эпидемическое обследование очагов ВБИ, лабораторное слежение за циркуляцией возбудителей инфекционных заболеваний. Информационное обеспечение — сбор, обработка и анализ о ВБИ, эффективность мероприятий.

Ну у меня немного другое:
-правильная организация приёма пациентов
-повышение квалификации мед сестёр
-контроль за состоянием мед персонала
-своевременная изоляция больных

3. Понятие ”инфекционный процесс”. Цепочка инфекционного процесса. Пути передачи.

Инфекционный процесс - сложный процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определённых условиях внешней и внутренней среды, включающий в себя развивающиеся патологические защитно-приспособительные и компенсаторные реакции.

Инфекционный процесс возникает при наличии трех компонентов:

- возбудитель,
- фактор передачи инфекции от заражённого организма к здоровому,
- восприимчивый макроорганизм (пациент).

4. Понятие об асептике, антисептике. Способы и методы стерилизации.

Асептика — система мероприятий, направленных на предупреждение внедрения возбудителей инфекции в рану, ткани, органы, полости тела больного при хирургических операциях, перевязках и диагностических процедурах.

Антисептика — комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, другом патологическом образовании или организме в целом.

Физический метод стерилизации

К способам физического метода стерилизации относятся высушивание, сжигание и прокаливание, кипячение, пастеризация и тиндализация, горячий воздух (сухой жар), ультразвук, ультрафиолетовое и радиоактивное излучение, ток высокой частоты, солнечный свет.

Режимы стерилизации:

1-й режим (основной) – t 1320, 2 атм., 20` - предназначен для изделий из бязи, марли, стекла, включая шприцы с пометкой «2000С», изделий из коррозийно-стойкого металла.

2-й режим (щадящий) – t 1200, 1,1 атм., 45` - рекомендуется для изделий из тонкой резины, латекса, полиэтилен высокой плотности.

Механический метод стерилизации

Механические способы стерилизации позволяют удалить микробы с поверхности предметов. К ним относятся обмывание, вытряхивание, подметание, влажное протирание, проветривание, вентиляция, обработка пылесосом, стирка.

Химический метод стерилизации

Поэтому для стерилизации изделий из пластмасс используют газовый и радиационный методы, а также растворы химических препаратов:

1) Галоидо содержащие.

2) Кислородо содержащие.

3) ПАВ

4) Гуанидины.

5) Альдегидо содержащие.

6) Спирты.
Финоло содержащие.

Понятие “дезенфекция”. Виды и методы.

1. Механический — предусматривает удаление заражённого слоя грунта или устройство настилов.

2. Физический — обработка лампами, излучающими ультрафиолет, или источниками гамма-излучения, кипячение белья, посуды, уборочного материала, предметов ухода за больными и др. В основном применяется при кишечных инфекциях.
Кипячение используется для обработки белья (кипятят в мыльно-содовом растворе в течение 2 часов), посуды (в 2 % содовом растворе в течение 15 минут), питьевой воды, игрушек, пищи. Паровоздушная смесь является действующим началом в пароформалиновой дезинфекционной камере; в дезинфекционных камерах обеззараживают вещи больного и постельные принадлежности. Ультрафиолетовое облучение используется для обеззараживания воздуха помещений в лечебных и других учреждениях (лампа БУВ-15 или БУВ-30).

3. Химический[1] (основной способ) заключается в уничтожении болезнетворных микроорганизмов и разрушении токсинов антисептиками и дезинфицирующими веществами.

4. Комбинированный — основан на сочетании нескольких из перечисленных методов(например, влажная уборка с последующим ультрафиолетовым облучением)

 

Различают виды дезинфекции:

v Очаговая (текущая и заключительная);

v Профилактическая.

 

Очаговая дезинфекция предназначена для проведения в центре эпидемии. Ее целью является предупреждение заражения лиц, которые находятся в контакте с больными, и предупреждение выноса инфекционного возбудителя за пределы эпидемического очага. В зависимости от имеющихся условий для проведения обработки очаговая дезинфекция делиться на:

o Текущую — проводят непрерывно у постели больного, в лечебных учреждениях или изоляторах медицинских пунктов на протяжении всего заразного периода. Заключается в многократном, систематическом обеззараживании белья, посуды, окружающей обстановки, выделений больного или уничтожении возбудителей, которые попали иным путем в окружающую среду.

o Заключительную — проводят однократно после переезда больного в иное место жительства, перевода в другое место лечения, после его выздоровления или летального исхода. Этот вид дезинфекции проводится в очагах таких инфекций, возбудители которых в окружающей среде очень устойчивы (холера, чума, тифы, сибирская язва, чесотка, гепатит А, менингококковая инфекция и др.). Основной задачей заключительной дезинфекции является достижение полного обеззараживания всех объектов внутри очага путем грамотных и своевременных мероприятий.

 

Профилактическая дезинфекция служит для предотвращения появления инфекции в местах, где она на данный момент не выявлена, но вероятность ее появления довольно высока. Такую процедуру целесообразно регулярно проводить в помещениях с большой проходной способностью, местах общего пользования, детских и лечебно — профилактических учреждениях. Целью профилактической дезинфекции квартиры является уничтожение или снижение обсемененности объектов во избежание появления инфекции, ее дальнейшего распространения.

6. Современные средства дезинфекции. Меры предосторожности при работе с дез. сред.

ü ПЕТРОСПИРТ

Uuml; УЛЬТРА СОФТ

Uuml; ЛИЗАНОЛ

Uuml; ЛИЗАНИН

Uuml; ЛИЗАФИН

Uuml; ХЛОРАПИН

Меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами.

  1. К работе с дезсредствами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и соответствующий инструктаж по технике безопасности, мерам предосторожности и профилактике случайных отравлений.
  2. Отстраняются от работы с ними лица с повышенной чувствительностью к применяемым химическим средствам, беременные и кормящие матери.
  3. Медперсонал, работающий с дезсредствами, проходит предварительные и периодические (1 раз в год) медосмотры.
  4. Все работы по дезинфекции оборудования и инструментария проводят в специально отведённом для этого месте, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией. Хранят растворы и выдерживают в них инструментарий и оборудование в плотно закрывающихся ёмкостях.
  5. Персонал, готовящий раствор, должен работать в спецодежде: халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, а если есть указания, то и респиратор определённой марки и защитные очки.
  6. После окончания работы руки необходимо вымыть и смазать смягчающим кремом.

7. Дезинфекция изделий медицинского назначения. Приказы, регламентирующие способы, режимы и средства для дезенфекции, псо и стерелизации.

Основные правила этапа дезинфекции медицинского инструментария с использованием дезинфектантов:

1. в качестве средств стерилизации используют только разрешенные физические и химические средства (в настоящее время - 57 наименований).

2. при выборе средств следует учитывать рекомендации изготовителей изделий, касающиеся воздействия конкретных средств (из числа разрешенных в нашей стране для этой цели) на материалы этих изделий.
При проведении дезинфекции допускается использование только того оборудования, которое разрешено в установленном порядке к промышленному выпуску и применению.

3. Дезинфекцию с использованием химических средств проводят способом погружения изделий в раствор в специальных емкостях из стекла, пластмасс или покрытых эмалью БЕЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ. Наиболее удобно применение специальных контейнеров, в которых изделия размещают на специальных перфорированных решетках. Емкости с растворами дезинфицирующих средств должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации и т.д.

4. Промывка изделий под проточной водой до дезинфекции НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, т.к. аэрозоль, образующийся в процессе мытья, может инфицировать лиц, занимающихся обработкой, а также поверхности помещений.
Однако при применении многих альдегидосодержащих дезинфектантов очистка медицинских изделий от загрязнения является обязательной, так как эти дезинфектанты фиксируют белковые загрязнения, что затрудняет процесс дезинфекции. Такая очистка должна проводиться с соблюдением противоэпидемических принципов, в специальной емкости; промывные воды, салфетки, использованные для очистки, обеззараживаются одним из хлорсодержащих дезинфектантов.

5. Медизделия погружаются в дезраствор сразу же после применения таким образом, чтобы дезраствор полностью покрывал инструменты. Изделия сложной конфигурации дезинфицируют в разобранном виде. Каналы и полости изделий заполняют дезинфицирующим раствором так, чтобы в них не содержалось пузырьков воздуха.

6. Значительно загрязненные инструменты подвергают предварительной, а затем собственно дезинфекции.

7. Хлорсодержащие средства применяют в основном для дезинфекции изделий медицинского назначения из стекла, пластмассы, резины, коррозионно-стойкого материала (хлорамин Б, «Клорсепт» и др.)

8. По окончании дезинфекционной выдержки изделия промывают. Оставшиеся загрязнения тщательно отмывают с помощью механических средств (ерши, щетки, салфетки марлевые или бязевые и др.) проточной питьевой водой.

9. Ершевание резиновых изделий не допускается.

Необходимо помнить, что для проведения стерилизации, необходимо знать и уметь применять законы, инструкции, правила и др. инструктивно-методические документы в области инфекционной безопасности. В настоящее время действует отраслевой стандарт (ост. 42-21-8-85, определяющий методы, средства и режимы стерилизации и дезинфекции изделий мед.назначения, который дополнен приказом №408 «Методическими указаниями по дезинфекции, ПСО и стерилизации, предметов медицинского назначения», утвержденный МЗ России 30 декабря 1998г. №МУ-287-113. Эти документы являются обязательными и определяющими для всех ЛПУ и дают возможность широкого выбора средств и методов наиболее подходящих в условиях данного ЛПУ. Стерилизации подвергаются все изделия, соприкасающиеся с раневой поверхностью, контактирующие с кровью или инъекционными препаратами и отдельные виды мед.инструментов, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистыми оболочками могут вызвать их повреждения. «Стерильность» - состояние медицинского изделия, когда оно не содержит жизнеспособных м/о.

8.Предстерилизационная очистка. Моющий раствор, приготовление, критерии использования.

Этапы предстерилизационной очистки

1. Замачивание изделий в моющем растворе на время определенное инструкцией к каждому конкретному раствору или кипячение в растворе (или использование механизированного метода с применением ультразвука);


2. Мойка каждого изделия в моющем растворе при помощи ерша, щетки, ватно-марлевого тампона - 0,5 минут на изделие (при ручной обработке);

3. Ополаскивание под проточной водой до исчезновения щелочности - от 5 до 10 минут;

4. Ополаскивание (обессоливание) в дистиллированной воде из расчета: на 2 набора инструментов - 1 литр дистиллированной воды;

5. Сушка горячим воздухом при температуре 85-90°.

Приготовление моющего раствора.

Моющее средство 5 г, пергидроль 27,5% — 17 г, 33% — 16 г. Можно использовать перекись водорода 6% 85 г, 3% — 170 г, вода до 1 л (978 г).

Контроль качества ПСО.

По окончании ПСО проводится контроль качества проведенной очистки.

Контролю подвергаются 1% одновременно обработанных изделий, но не менее 3-5 изделий. Для ЦСО 1% берется от изделий одного наименования. Изделия для проведения проб на качество ПСО должны быть сухими, комнатной температуры.

Контроль качества ПСО проводится путем постановки амидопириновой, фенолфталеиновой, азопирамовой проб. В настоящее время предпочтение отдается азопирамовой пробе, т.к. она позволяет одномоментно выявить остатки активного хлора, крови, составляющих моющих веществ, пероксидазы, остатки кислот и ржавчину.

Для приготовления 1 литра готового раствора Азопирама берут 100г. Амидопирина и 1,0-1,5 г. Солянокислого анилина, смешивают в сухой емкости и доводят до объема 1 литр 95% этиловым спиртом. Смесь тщательно перемешивают и хранят в плотно закрытом темном флаконе. При комнатной температуре готовый раствор азопирама можно хранить в течение 1 месяца, в холодильнике – 2 месяца.

Вопрос 10,11. Стерилизация: понятие, методы и режимы. Стерилизаторы: паровой. Способы контроля стерилизации, виды упаковки медицинского инструментария.

Азопирамивая проба
Цветные реакции на кровь. На 1 литр раствора отвешивают 100 г амидопирина и 1,0-1,5 г солянокислого анилина. Вещества смешивают в сухой посуде и заливают 95% этиловым спиртом до объема 1,0 л. смесь тщательно перемешивают до полного растворения ингредиентов. Готовый раствор может храниться в плотно закрытом флаконе в темноте при 4°С; в холодильнике - 2 месяца; в темноте при комнатной температуре (18-23°С) - не более 1 месяца. Умеренное пожелтение реактива в процессе хранения без выпадения осадка не снижает его рабочих характеристик. Непосредственно перед постановкой пробы готовят рабочий раствор, смешивая равные объемные количества азопирама и 3% перекиси водорода. Помните: рабочий раствор азопирама должен быть использован в течение 1-2 часов, иначе может появиться спонтанное розовое окрашивание. При температуре 25° С раствор розовеет быстро, поэтому его используют в течение 30-40 минут. Нельзя подвергать проверке горячие инструменты, а также держать раствор на ярком свету, при повышенной температуре (возле нагревательных приборов). Пригодность рабочего раствора азопирама проверяют в случае необходимости: 2-3 капли наносят на кровяное пятно. Если не позже, чем через 1 минуту появляется фиолетовое окрашивание, переходящее затем в сиреневый цвет, реактив пригоден к употреблению (может появиться буроватое окрашивание); Если окрашивание в течение 1 минуты не появляется, реактивом пользоваться нельзя.
Фенолфталеиновая проба

 

 

Цветные реакции на кровь. Готовится спиртовый раствор 1% фенолфталеина, который хранится во флаконе с притертой крышкой в холодильнике в течение 1 месяца. Методика постановки проб. Контролируемое изделие протирают марлевой салфеткой, смоченной реактивом, или 2-3 капли реактива с помощью пипетки наносят на изделия. В шприцы вносят 3-4 капли рабочего раствора и несколько раз продвигают поршнем для того, чтобы смочить реактивом внутреннюю поверхность шприца, особенно места соединения стекла с металлом, где чаще всего остается кровь; реактив в шприце оставляют на 0,5-1 минуту, после чего вытесняют на марлевую салфетку. При проверке качества очистки игл реактив набирают в чистый, не имеющий следов коррозии шприц, и, последовательно меняя иглы, пропускают реактив через них, выдавливая на марлевую салфетку 3-4 капли. При проверке качества очистки катетеров и других полых изделий реактив вводят внутрь с помощью чистого шприца или пипетки. Реактив оставляют внутри изделия в течение 0,5-1,0 минуты, после чего его сливают на марлевую салфетку. Количество реактива, вносимого внутрь изделия, зависит от величины изделия.

10. Стерилизация: понятие, методы и режимы. +11

Стерилизация – полное освобождение какого-либо вещества или предмета от микроорганизмов путем воздействия на них физическими или химическими факторами.

Стерилизацию изделий медицинского назначения проводят с целью умерщвления на них всех патогенных и непатогенных микроорганизмов, в том числе их споровых форм.

Стерилизация изделий медицинского назначения должна обеспечить гибель микроорганизмов всех видов на всех стадиях развития. Поскольку к преобладающему большинству средств стерилизации (за исключением ионизирующего излучения) наибольшую устойчивость проявляют споры микроорганизмов, то стерилизующими являются методы, обладающие спороцидным действием.

Используются следующие методы стерилизации:

• термические: паровой, воздушный, гласперленовый;

• химические: газовый, химические препараты;

• радиационный (установки с радиоактивным источником излучения для промышленной стерилизации изделий однократного применения);

• плазменный и озоновый (группа химических средств).

Выбор того или иного метода стерилизации конкретных изделий зависит от свойств объекта и самого метода — его достоинств и недостатков.

Изделия в упаковке стерилизуют при децентрализованной или централизованной системах, а также на промышленных предприятиях, выпускающих изделия медицинского назначения однократного применения. Изделия без упаковки стерилизуют только при децентрализованной системе в ЛПУ.

Паровой и воздушный методы стерилизации — самые распространённые в ЛПУ.

Паровой метод — надёжный, нетоксичный, недорогой, обеспечивает стерильность не только поверхности, но и всего изделия. Его осуществляют при сравнительно невысокой температуре, он обладает щадящим действием на обрабатываемый материал, позволяя стерилизовать изделия в упаковке, благодаря чему предупреждается опасность повторного обсеменения микроорганизмами.

Стерилизующий агент при этом методе — водяной насыщенный пар под избыточным давлением.

Стерилизацию осуществляют в паровых стерилизаторах – автоклавах.

Стерилизацию проводят при следующих режимах:

• При температуре 132 С давлении 2 АТМ экспозиция -20 минут;

• При температуре 120 С давлении 1,1 АТМ экспозиция -45 минут;

в паровых стерилизаторах нового поколения:

• 141± 1°С под давлением 2,8 Бар — 3 мин;

• 134±1 °С под давлением 2,026 Бар — 5 мин;

• 126±1 °С под давлением 1,036 Бар — 10 мин.

Паровым методом стерилизуют изделия из коррозионно-стойких металлов, стекла, изделия из текстильных материалов, резин, при температуре 1200С изделия из резин, латекса, отдельных видов пластмасс.

В качестве упаковки используют стерилизационные коробки (биксы), пергамент, обёрточные бумаги (мешочную непропитанную, мешочную влагопрочную, упаковочную высокопрочную, двухслойную крепированную).

Срок хранения стерильного материала зависит от вида упаковки.

Срок сохранения стерильности изделий, простерилизованных

- в стерилизационной коробке без фильтра, в двойной мягкой упаковке - 3 суток,

- в пергаменте, бумаге мешочной непропитанной, бумаге мешочной влагопрочной, бумаге упаковочной высокопрочной, бумаге крепированной, стерилизационной коробке с фильтром - 20 суток.

Кратность использования пергамента, бумаги мешочной непропитанной, бумаги мешочной влагопрочной и бумаги крепированной - 2 раза, бумаги упаковочной высокопрочной - 3 раза.

Чтобы пар хорошо проникал в различные точки стерилизационной камеры, между изделиями и внутрь изделий из текстиля, очень важно соблюдать нормы загрузки как стерилизатора, так и бикса.

Паровой метод имеет и существенные недостатки, как-то: вызывает коррозию инструментов из нестойких металлов; превращаясь в конденсат, увлажняет стерилизуемые изделия, тем самым ухудшая условия их хранения и увеличивая опасность повторного обсеменения микроорганизмами.

Воздушный метод. Стерилизующий агент — сухой горячий воздух. Отличительная особенность метода — не происходит увлажнения упаковки и изделий, и связанного с этим уменьшения срока стерильности, а также коррозии металлов. Недостатки метода:

- медленное и неравномерное прогревание стерилизуемых изделий;

- необходимость использования более высоких температур;

- невозможно использовать для стерилизации изделий из резины, полимеров;

- неосуществимость использовать все имеющиеся упаковочные материалы.

Воздушным методом стерилизуют медицинские инструменты, шприцы с пометкой 2000С, изделия из силиконовой резины (изделия из металла, стекла и резины на основе силиконового каучука).

Режимы воздушной стерилизации на новых типах аппаратов:

1) температура 200±3°С, время 30 мин;

2) температура 180±30С, время 40 мин;

3) температура 160±30С, время 120 мин.

на старых типах аппаратов:

1) температура 180±20С, время 60 мин;

2) температура 160±20С, время 150 мин.

Изделия, подлежащие стерилизации, загружают в количестве, допускающем свободную подачу воздуха к стерилизуемому предмету. Изделия укладывают в один слой. Загрузку и выгрузку изделий проводят при температуре в стерилизационной камере 40-50 0С. Отсчет времени стерилизации следует проводить с момента достижения температуры стерилизации, в зависимости от выбранного режима.

Эффективность воздушной стерилизации во многом зависит от равномерного проникновения горячего воздуха к стерилизуемым изделиям, что достигается принудительной циркуляцией воздуха со скоростью 1 м/с и соблюдением норм загрузки стерилизатора.

Срок сохранения стерильности изделий, простерилизованных в бумаге мешочной влагопрочной, бумаге упаковочной высокопрочной, бумаге крепированной - 20 суток. Кратность использования бумаги мешочной влагопрочной, бумаги крепированной - 2 раза, бумаги упаковочной высокопрочной - 3 раза.

Изделия, простерилизованные без упаковки должны быть использованы непосредственно после стерилизации в течение одной рабочей смены (6 часов) в асептических условиях.

Паровой и воздушный методы стерилизации экологически чистые.

Газовый метод проводят при 18—80 °С. Изделия стерилизуют в упаковках.

При газовой стерилизации используют этилен-оксид и его смеси, формальдегид.

В газообразном состоянии этилен-оксид не вызывает коррозии металлов, не портит изделий из кожи, шерсти, бумаги, пластмасс. Он является сильным бактерицидным, спороцидным и вирулицидным средством. Газ хорошо приникает в обрабатываемый мате­риал.

Недостаток этилен-оксида — его токсичность для персонала и взрывоопасность при нарушении техники безопасности. Процесс стерилизации имеет продолжительный цикл. Он редко используется в ЛПУ.

Формальдегид по своим качествам не уступает, а по некоторым показателям превосходит этилен-оксид. Для стерилизации, как правило, используют пары 40% спиртового раствора формалина. Стерилизующим агентом может быть формальдегид, испаряющийся из формалина.

Стерилизацию газовым методом осуществляют в стационарных газовых стерилизаторах, разрешенных к применению в установленном порядке в соответствии с метод. указаниями.

Гласперленовый метод.

Стерилизация в среде нагретых стеклянных шариков.

В стерилизаторах, стерилизующим средством в которых является среда нагретых стеклянных шариков до 190-250 0С (гласперленовые шариковые стерилизаторы), стерилизуют изделия, применяемые в стоматологии (боры зубные, головки алмазные, дрильборы, а также рабочие части гладилок, экскаваторов, зондов и др.). Изделия стерилизуют в неупакованном виде по режимам, указанным в инструкции по эксплуатации конкретного стерилизатора, разрешенного для применения.

После стерилизации инструменты используют сразу по назначению.

Стерилизация растворами химических средств — вспомогательный метод, который применяют при невозможности использования других. Данный метод применяют для стерилизации изделий, в конструкцию которых входят термолябильные материалы. Она имеет следующие недостатки: изделия стерилизуются без упаковки; их необходимо промывать после стерилизации, что может привести к повторному обсеменению микроорганизмами. Преимущества — повсеместная доступность, лёгкость в исполнении и др.

Изделия, стерилизуемые растворами, свободно раскладывают в ёмкости. При большой длине изделие укладывают по спирали, каналы и полости заполняют раствором.

Для стерилизации используют:

6% р-р перекиси водорода при температуре 50 0С – экспозиция 180 минут;

6% р-р перекиси водорода при температуре 18-20 0С – экспозиция 360 минут;

1% р-р «Дезоксон-1» при температуре 18-20 0С - экспозиция 45 минут и др. разрешенные для применения средства.

Температура раствора в момент погружения в него изделий, в процессе стерилизации указанную температуру не поддерживают.

После окончания стерилизации предметы трижды (при стерилизации перекисью водорода дважды) погружают на 5 мин в стерильную воду, каждый раз меняя её, затем стерильным корнцангом их переносят в стерильную ёмкость, выложенную стерильной простынёй.

Поскольку изделия стерилизуют растворами без упаковки, этот метод может быть использован только при децентрализованной системе. По окончании стерилизации изделия используют сразу по назначению или помещают на хранение в стерильную стерилизационную коробку, выложенную стерильной простынёй, на срок не более 3 суток.

Радиационный метод необходим для стерилизации изделий из термолабильных материалов. Стерилизующим агентом являются ионизирующие гамма и бета-излучения. Для индивидуальной упаковки, помимо бумажных, используют пакеты из полиэтилена. В такой упаковке стерильность сохраняется годами, но и он ограничен. Срок годности указывают на упаковке.

Радиационный метод — основной метод промышленной стерилизации. Его применяют предприятия, выпускающие стерильные изделия однократного применения.

2. Способы контроля стерилизации.

Контроль качества стерилизации. Он предусматривает определение её эффективности и параметров.

Надёжность воздушной стерилизации зависит от конструкции стерилизатора, его исправности, схемы и объёма загрузки, используемой защитной упаковки, применяемых методов оперативного и периодического контроля, подготовки обслуживающего персонала.

Проблема надёжности особенно актуальна при эксплуатации аппаратов устаревших типов, при отсутствии доступных методов проверки стерилизации.

Контроль эффективности стерилизации осуществляют бактериологическим методом и химическими термовременными индикаторами.

Бактериологический метод контроля в воздушном стерилизаторе проводят с помощью биотеста — объекта из определённого материала, обсеменённого тест-микроорганизмами. В качестве носителей используют небольшой флакон, содержащий споры B.Licheniformis. Контроль проводят в соответствии с утверждённой методикой. Существуют и готовые сертифицированные тесты со спорами B.Licheniformis и цветными питательными средами, позволяющими провести бактериологический контроль непосредственно в ЦСО при наличии в нём термостата.

Контроль воздушной стерилизации химическими термовременными индикаторами проводят для оперативной проверки её качества с помощью химических веществ, точка плавления которых соответствует температуре стерилизации. Этот метод не очень надёжный, ибо не даёт представления о времени воздействия горячего воздуха на изделие. Он носит ориентировочный характер и не гарантирует достижения стерильности.

Надежность оперативного контроля существенно повышается при использовании индикаторов интегрированного действия, в частности индикаторы фирмы «Винар» ИС-160 и ИС-180, изменяющих окраску до цвета эталона только при воздействии на них температуры стерилизации в течение всей стерилизационной выдержки. Полоски индикатора закладывают в контрольные точки стерилизатора при каждом цикле обработки. Если его окраска после стерилизации в какой-либо точке светлее эталона, все изделия считаются нестерильными.

Пакеты из пергаментной бумаги, используемые для упаковки, при стерилизации в современной аппаратуре имеют подобный индикатор, нанесённый в фабричных условиях.

Надежность паровой стерилизации зависит от нескольких факторов: соблюдения условий эксплуатации, точности контрольно-измерительных приборов, установленных на стерилизаторе, полноты удаления воздуха из стерилизуемых изделий, герметичности камеры стреилизатора.

Определение эффективности бактериологическим методом в паровом стерилизаторе осуществляется тестами, содержащими споры Bacillus stearothermophilus в соответствии с методикой, утвержденной МЗ РФ. Оперативный контроль паровой стерилизации проводят химическими индикаторами интегрированного действия (термовременными). Индикаторы плавления (тиомочевина, бензойная кислота и др.), которые всё ещё используются в некоторых ЛПУ, не могут быть индикаторами стерильности, поскольку регистрируют только температуру, но не учитывают время стерилизации. Индикаторы фирмы «Винар» (ИС-120 и ИС-132) изменяют окраску до эталона только при воздействии на них заданной температуры в течение всей стерилизационной выдержки. При каждом цикле полоски индикатора закладываются в контрольные точки стерилизатора. Если его окраска в какой-нибудь точке светлее эталона, все изделия считаются нестерильными.

3. Устройство и функции ЦСО.

Стерилизация проводится в специальном отделении, которое называется центральным (централизованным) стерилизационным отделением (ЦСО).

Задачи стерилизационного отделения.

1. Полноценная стерилизация инструментов и материалов с помощью современных методов очистки и стерилизации.

2. Обеспечение всех отделений необходимым количеством стерильных материалов и инструментарием.

Структура стерилизационного отделения

I. Нестерильная зона.

1. Прием использованных инструментов;

2. Разборка, сортировка, учет инструментов, материала поступивших из отделений.

3. Моечная (очистка инструментов и изделий медицинского назначения).

4. Упаковочная.

II. Стерильная зона.

1.Стерилизационное помещение.

2. Помещение для стерильных материалов.

III. Вспомогательные помещения.

1.Мастерская по ремонту и заточке инструментов.

2. Подготовка биксов с бельем и перевязочными материалами.

3.Помещение для хранения уборочного инвентаря.

4. Помещение для хранения инвентаря, реактивов и т.д.

5. Помещение для персонала.

6. Санузел и душевая.

Помещения ЦСО должны быть разделены на три зоны – грязная, чистая и стерильная. К грязной зоне относятся помещения приема и очистки изделий медицинского назначения, к чистой зоне относятся помещения упаковки, комплектации и загрузки в стерилизаторы. К стерильной зоне относятся: стерильная половина стерилизационной - автоклавной, склад стерильных материалов и экспедиция.

Внимание! Сотрудники ЦСО д.б. обеспечены спец. одеждой и обувью в соответствии с нормативами.

Перед выемкой материала д.б. включена бактерицидная лампа на 30 минут.

Для выемки стерильного материала необходимо иметь чистый, сменяемый не реже 1 раза в смену комплект спец. одежды:

А) халат;

Б) матерчатые перчатки;

В) хирургических перчаток и резиновых изделий и т.д.

В ЦСО проводятся:

1. Предстерилизационная очистка мед. инструментария.

2. Стерилизация изделий медицинского назначения, белья, перевязочного материала.

Преимущества стерилизации в ЦСО: постоянный контроль качества стерилизации, современная аппаратура, механизация предстерилизационной очистки.

Недостатки при стерилизации вне ЦСО: отсутствие постоянного бактериологического контроля, ручная предстерилизационная очистка. Неполный цикл контроля качества предстерилизационной очистки.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря в ЛПУ.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

1) Все помещения, оборудование, мед. инвентарь должны содержать в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2-х раз в сутки с применением моющих и дез. средств. Протирка оконных стекол должна проводиться не реже одного раза в 3 месяца изнутри, не реже одного раза в 6 месяцев снаружи.

2) Генеральная уборка палат должна проводиться не реже одного раза в месяц с тщательным мытьем стен, полов, протирается мебель.

 

Проветривание палат.

Для поддержания постоянной температуры и обеспечения чистоты воздуха палату необходимо регулярно проветривать: открывать форточки, фрамуги, а в летнее время окна.

 

Освещение палаты.

В вечернее время освещение палаты электрическое. Свет должен быть не ярким, чтобы не раздражать пациентов. При вызове в ночное время медсестра зажигает ночник, который имеется у каждой пастели, чтобы не нарушать сон пациентов.

 

Температура воздуха в палате.

На внутренней стене палаты укрепляют термометр, который показывает температуру воздуха, температура воздуха должна быть 18-200С. Для поддержания постоянной температуры и обеспечения чистоты воздуха палату необходимо проветривать.

Контроль за состоянием прикроватных тумбочек.

В палате возле каждой кровати пациента имеется прикроватная тумбочка, в которой хранится небольшой запас продуктов (сухих продуктов: печенье, конфеты, чай), скоропортящиеся продукты хранятся в целлофановых пакетах, в холодильнике, с указанием фамилии пациента и номера палаты на пакете. Личные вещи и предметы гигиены хранятся в верхнем ящике тумбочки. Продукты принимаются в пределах разрешенного врачом ассортимента и количества. Не разрешается принимать соления, копчености, торты. В обязанности палатной медсестры входит ежедневный контроль за состоянием тумбочек, чтобы не было накоплении и порчи продуктов. Медсестра следит за тем, чтобы палатная санитарка ежедневно протирала тумбочки, а после выписки пациента обрабатывала их 1% раствором хлорамина (пр. №288).

Требование к постели пациент.

В связи с тем, что пациент большую часть времени находится в постели, важно чтобы она была удобной и опрятной с ровной поверхностью. Матрац должен быть без бугров, впадин. Поверх матраца одет наматрацник. Наматрицник следует чаще чистить и проветривать, чтобы удалить неприятные запахи, а при необходимости дезинфицировать. Для пациентов, страдающих недержанием мочи и кала, на наматрацник по всей ширине кладут клеенку и хорошо подгибают ее кроя для предупреждения загрязнения пастели. Женщинам при обильных выделениях из половых органов подкладывают клеенку, а сверху подстилку, которую меняют по мере надобности, но реже одного раза в 2-3 дня.

На наматрацник кладут чистую простынь, кроя которой кладут под матрац, чтобы она не скатывалась и не собиралась в складки. Подушек должно быть две. Их кладут таким образом, чтобы нижняя лежала прямо и выдавалась немного из под верхней, а верхняя упиралась в стенку кровати. Одеяло должно быть в пододеяльнике. Для тяжело больных, нуждающихся в возвышенном положении, пользуются функциональными кроватями, состоявшими из трех секций, с помощью которых можно плавно и бесшумно придавать пациенту удобное положение в постели.

 

Сан — эпидемиологический режим приемного отделения ЛПУ.

1. Врач осматривает поступивших в приемное отделение больных и при выявлении инфекционных, их немедленно изолируют или переводят в соответствующую больницу или отделение.

2. Осмотр проводят на кушетке, накрытой клеенкой. Клеенка после каждого больного дезинфицируют, протирая ее ветошью смоченной в 1% р-ре хлорамина или 0,5% р-ре хлорной извести два раза через 15 минут.

3. В приемной отделении осматривают: волосистые части тела, зев, кожные покровы, измеряют температуру тела.

4. Если выявлен больной в подозрением на инфекционное заболевание, то мебель и предметы, с которыми соприкасался больной, помещение — где он находился – подвергают дезинфекции.

5. При наличии педикулеза у больного, информацию о нем передают в СЭС и заносят в журнал экстренных извещений. На истории болезни ставят отметку педикулез (Р+), ставят подпись и дату.

6. Санитарная обработка больного проводят в специальном помещении – санпропускнике или ванной комнате.

7. После обработке больного, его вещи складывают в клеенчатый мешок и отправляют в дез камеру.

8. В приемном отделении должно быть достаточное количество мыла, противовшивых средств, дезинфицирующих растворов, а также мочалки, посуда. Для хранения чистых и грязных мочалок машинка для стрижки волос, безопасный бритвенный набор, ножницы.

9. Влажная уборка в приемном отделении проводится 2 раза в день с дезинфицирующем раствором и по мере загрязнения.

Дезинфекция процедурного кабинета. Пр. МЗ №720, 408.

В процедурном кабинете работают в чистом халате, колпаке, маске, перчатках.

Текущая дезинфекция проводится 3 раза в смену. Генеральная уборка — 1 раз в неделю.

Кварцевание: при текущей дезинфекции — 3 раза по 1 часу, при генеральной уборке — по 2 часа ч/з 4 часа.

Кватцевание и генеральные уборки проводят по графику и отмечают в журнале.

Текущая дезинфекция процедурного кабинета:

Проводить влажную уборку 0,5% хлорной известью 3 раза в день и по мере загрязнения. Кварцевание после уборке — 1час.

Уборочный инвентарь для процедурного кабинета промаркирован и хранится в процедурном кабинете. Можно использовать дез. растворы: аналит, 1% хлорамин

Генеральная уборка процедурного кабинета:

1. Мебель сдвинуть на середину процедурного кабинета и накрыть.

2. Промыть стены, пол, батареи 5% хлорной известью / можно использовать аналит, 0,2% септабик / или 6% Н2О2 — 0,5% моющего средство.

3. Закрыть окна, двери — экспозиция 2 часа.

4. Открыть окна, двери.

5. Промыть стены, пол, батареи, мебель мыльно-содовым раствором: 50 гр. пор. — 50 гр. соды на 10л воды.

6. Промыть все водой и протереть мебель, расставить на свои места.

7. Включить кварц на 2 часа.

— Генеральная уборка проводится в спец. одежде: резиновая обувь, перчатки, спец. халат, косынка, очки, маска.

— Уборочный инвентарь д.б. отдельным и промаркированным. Дезинфицируется в 0,5% р-ре хлорной извести, прополоскать и высушить.

Особенности текущей дезинфекции в буфетных отделениях.

В буфетных отделениях должно быть предусмотрено два раздельных помещения (не менее 9 кв.м.) и моечная посуды (не менее 6 кв. м.) с установкой 5-гнездовой ванны — 3 секции для столовой посуды и две секции — для посуды для 3-х блюд (стаканы, кружки) и столовых приборов.

При выборе режима для мытья посуды в буфетных отделениях следует руководствоваться Санитарными правилами устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных заведений (Сан ПНМ 5179-90).

Порядок мытья столовой посуды.

1. Удаление остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой в специальные бочки для отходов.

2. Мытье в воде с температурой 50гр.С с добавлением моющих средств в первой секции ванны.

3. Мытье во второй секции ванны с температурой не ниже 40 гр и добавлением дезинфицирующих средств: 3% р-р хлорамина в течении 60 мин, 2,3% (по препарату) р-ра дезеффекта в течении 30 мин, 0,1% р-р ДП-2 в течении 60 мин, 11,4% р-р ПВК в течении 30 мин или другими средствами, разрешенными для этих целей.

4. Ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 гр.С

5. Просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.

Порядок мытья посуды для третьих блюд и столовых приборов:

1. Удаление остатков пищи, механическая чистка.

2. Мытье в первой секции ванны в воде с температурой 50гр с добавлением моющих средств, затем вода сливается и проводится обеззараживание 0,5% р-ром хлорамина в течении 30 минут, 1 р-ром ДП-2 в течении 15 мин, 1,7% р-ром ПВК в течении 30 мин.

3. Ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65гр с помощью душевой насадки.

4. Просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах

Чистые столовые приборы хранят в специальных ящиках -кассетах ручками вверх, хранение россыпью на подносах не разрешается. Кассеты для столовых приборов ежедневно подвергают санитарной обработке.

По окончанию работы подносы промывают горячей водой с добавлением моющих средств, 1% осветленный р-р хлорной извести, 0,5% р-р хлорамина, 0,1% р-р ДП-2, 2,5% р-р средства ПВК и др., ополаскивают теплой водой и высушивают. Чистые подносы хранят отдельно от использованных.

После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку буфетной и столовой с применением дезинфицирующих средств, ежедневно с применением моющих и дезинфицирующих средств проводят мытье стен, осветительной аппаратуры, очистку стекол от пыли и копоти. Для этого применяют: 1% р-р аламинола, 0,015% по активному хлору р-р пресепта, 1% осветленный р-р хлорной извести, 0,5% р-р хлорамина.

Мочалки для мытья посуды и ветошь для мытья столов по окончанию уборки дезинфицируют в 2% осветленном р-ре хлорной извести или 1% р-ре хлорамина 60 мин, р-ре ДП-2 120 мин, затем просушивается.

Уборочный инвентарь для мытья полов дезинфицируется 2% осветленном р-ре хлорной извести или 1% р-ре хлорамина 60 мин, 6,8% р-ре ПВК 30 мин, р-ре ДП-2 120 мин затем просушивается, предварительно сполоснув.

В моечных отделениях вывешивается инструкция с правилами мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.

Практическое руководство по применению средств дезинфекции и стерилизации в ЛПУ под редакцией ПВ Авчиннокова.

Санитарное состояние помещений, оборудование, инвентаря.

1. Влажную уборку помещений (мятье полов, протирание мебели, оборудования, подоконников, дверей и дт.) проводят 2 раза в сутки и по мере необходимости.

2. Оконные стекла протирают 1 раз в месяц, с наружи 1 раз в 4-6 месяцев.

3. Инвентарь для уборки должен быть промаркирован с указанием помещений и видов уборочных работ.

4. Генеральная уборка помещений проводиться 1 раз в месяц.

5. Проветривание палат проводят 4 раза в сутки.

12.Педикулёз +

13. Санитароное содержание помещений….ЛПУ.

1) Все помещения, оборудование, мед. инвентарь должны содержать в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2-х раз в сутки с применением моющих и дез. средств. Протирка оконных стекол должна проводиться не реже одного раза в 3 месяца изнутри, не реже одного раза в 6 месяцев снаружи.
2) Генеральная уборка палат должна проводиться не реже одного раза в месяц с тщательным мытьем стен, полов, протирается мебель.
-Проветривание палат.
Для поддержания постоянной температуры и обеспечения чистоты воздуха палату необходимо регулярно проветривать: открывать форточки, фрамуги, а в летнее время окна.
-Освещение палаты.
В вечернее время освещение палаты электрическое. Свет должен быть не ярким, чтобы не раздражать пациентов. При вызове в ночное время медсестра зажигает ночник, который имеется у каждой пастели, чтобы не нарушать сон пациентов.
-Температура воздуха в палате.
На внутренней стене палаты укрепляют термометр, который показывает температуру воздуха, температура воздуха должна быть 18-200С. Для поддержания постоянной температуры и обеспечения чистоты воздуха палату необходимо проветривать.
Санитарное состояние помещений, оборудование, инвентаря.
Влажную уборку помещений (мятье полов, протирание мебели, оборудования, подоконников, дверей и дт.) проводят 2 раза в сутки и по мере необходимости.
Оконные стекла протирают 1 раз в месяц, с наружи 1 раз в 4-6 месяцев.
Инвентарь для уборки должен быть промаркирован с указанием помещений и видов уборочных работ.
Генеральная уборка помещений проводиться 1 раз в месяц.
Проветривание палат проводят 4 раза в сутки.

14. Пролежни.



Просмотров 1819

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!