Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Грузинская культура в первой половине XIX века



Литература


Грузинская литература первой половины XIX века является непосредственным продолжением художественной мысли и слова писателей XVIII века. Представителем переходного периода был Иоанэ Багратиони (1768-1830). В своем произведении «Калмасоба» Иоанэ Багратиони наряду с освещением многих литературно-мифологических вопросов, дает анализ поэзии и краткую характеристику грузинского стиха. Иоанэ Багратиони является также автором нескольких оригинальных сочинений.

В первой половине XIX века грузинская литература испытыват бурный расцвет. В грузинской поэзии зарождается и утверждается европейское течение – романтизм. Яркими представителями прогрессивного крыла этой литературной школы являлись Александр Чавчавадзе, Григол Орбелиани и Николоз Бараташвили.

Первым представителем грузинского романтизма стал Александр Чавчавадзе (1786-1846). Он был сыном грузинского дипломата Гарсевана Чавчавадзе. Александр получил образование в Петербурге, владел французским, русским, немецким и персидским языками. В 1804 году он был сослан в Россию за участие в восстании горных районов Картли. Был активным участником заговора 1832 года. В составе русской армии участвовал в войне против Наполеона, а также в русско-иранской и русско-турецкой войнах.

Имел звание генерал-лейтенанта. Александр Чавчавадзе занимал высокие посты в русской администрации Кавказа. С его именем связано зарождение и развитие грузинского романтизма. Все творчество поэта пронизано печалью по поводу утраты Грузией независимости.

Поэт сетует на несоответствие идеалов с действительностью, на душевное одиночество. Из его стихотворений следует отметить: «О, времена», «Гогча», «Кто желает» и другие. Творчество Александра Чавчавадзе оказало огромное влияние не только на современных ему писателей, но и на писателей последующей эпохи.

Григол Орбелиани (1804-1883) был вторым представителем великолепной тройки грузинских романтиков. Орбелиани пользовался большой популярностью. Он был сыном дочери царя Ираклия II – Хорешан. Учился в Анчисхатском училище, в Тбилисском училище для благородных детей и в Артиллерийском училище. Участвовал в русско-иранской и русско-турецкой войнах. За участие в заговоре 1832 года был арестован и отправлен в действующую армию. Активно боролся против Шамиля, был правителем Аварии, а затем Дагестана. Выполнял обязанности главноуправляющего Кавказом в течение нескольких лет, дослужился до звания генерала. Орбелиани был также крупным общественным деятелем, участвовал во всех важных начинаниях второй половины XIX века. В спорах «отцов» и «детей» занимал позицию «отцов».

Поэзия Григола Орбелиани проникнута высоким чувством патриотизма. Основными темами его творчества являются: гуманизм, любовь, природа, возвышение прошлого родины, долг и обязанности человека. Большим даром поэт признает в человеке талант. Для традиционного общественного мышления передовые идеи гуманизма Григола Орбелиани были совершенно новыми.

Из поэтического наследия Григола Орбелиани следует выделить поэму «Садгегрдзело» («Тост»), стихотворения: «Иаралис», «Мухамбази», «Лик царицы Тамар в церкви Бетаниа», «Вечер прощания» и др.

Вершиной грузинского романтизма является творчество Николоза Бараташвили (1817-1845). Он был внуком дочери Ираклия II Хорешан, сыном известного аристократа Мелитона Бараташвили. Его учителем в Тбилисской первой гимназии был Соломон Додашвили.

Из-за неимения средств Николоз Бараташвили не смог получить высшего образования, так как отец его обнакротился. Природная хромота не дала осуществиться его мечте поступить на военную службу, и его уделом стала роль обыкновенного служащего в канцелярии. В завершение ко всему Николоз Бараташвили страдал от безнадежной любви к Екатерине Чавчавадзе.

Одной из главных тем поэзии Бараташвили является утрата государственной независимости Грузии и связанная с ней глубокая печаль. Николоз Бараташвили в своем творчестве горячо пропагандирует новые гуманистические идеалы и ставит целью установление руководящих принципов для осуществления национальных стремлений грузинского народа. Главным содержанием поэзии Бараташвили является не поэтическое отражение материального мира, а изображение внутреннего мира человека, его духовной жизни. Произведения Николоза Бараташвили являются настоящими жемчужинами грузинской литературы. Это поэма «Судьба Грузии», стихотворения: «Мерани», «Сумерки на Мтацминде», «Раздумья на берегу Куры», «Одинокая душа» и др.

В истории грузинской литературы XIX века видное место занимает творчество Георгия Эристави (1813-1864) – драматурга, поэта, театрального и общественного деятеля. Георгий Эристави был осужден за участие в заговоре 1832 года. Его произведения «Тяжба», «Раздел», «Скупец» и др. реалистически изображают общественную жизнь Грузии 50-х годов.

В первой половине XIX века пополнилось и обогатилось грузинское устное народное творчество. Грузинский фольклор приобретает новое содержание. К традиционным героическим и любовным жанрам прибавилась национальная и социальная тематика. В 30-х годах был создан великолепный образец грузинского поэтического фольклора – «Поэма об Арсене», посвященная крепостному Арсене Одзелашвили, который боролся за социальную справедливость и свободу угнетенного крестьянства.

 

Искусство

Зодчество.

С первой половины XIX века развитие зодчества в Грузии связано, главным образом, со строительством городов, в частности, Тбилиси. Строительство жилых домов в то время все еще основывалось на традиционных национальных формах.

Были распространены двухэтажные дома малых размеров с балконами и плоской кровлей. В начале XIX века в Тбилиси было построено несколько зданий в стиле позднего русского классицизма (например, дворец наместника царя в его первоначальном виде). Зодчество других городов Грузии почти не претерпело никаких изменений.

Изобразительное искусство.

Наряду с традиционными видами искусства – златоваянием, вязанием, миниатюрой, резьбой и др. в первой половине XIX века получает развитие жанр профессиональной живописи – портрет. Грузинские живописцы получали художественное образование в России и за границей, в Европе. В Петербурге закончил художественную академию бывший крепостной Александра Чавчавадзе – Григол Маисурадзе (1810-1885). Он известен в основном как портретист.

Грузинская музыка.

К началу XIX века древняя грузинская музыка существовала в виде церковных песнопений и народных песен.

Древнейшие грузинские нотные знаки были преданы забвению. Засилье восточной музыки тормозило развитие грузинской национальной музыки. Однако проникновение западноевропейской музыки в первой половине XIX века преградило путь дальнейшему распространению восточной музыки в Грузии. Это явление вновь создало проблему развитию грузинской национальной музыки. Многовековая самобытная грузинская музыка нуждалась в своих национальных профессиональных музыкантах.

Театр.

Идея создания нового грузинского театра зародилась в салоне Мананы Орбелини. Театр возглавил Георгий Эристави. Он же создал постоянную артистическую труппу театра. Первый спектакль был поставлен 2 января 1850 года в здании Тбилисской гимназии. Была показана комедия Георгия Эристави «Раздел». Спектакль имел большой успех. В театре работали талантливые артисты и драматурги: Георгий Эристави, Зураб Антонов, Иванэ Кереселидзе и другие. Днём возрождения грузинского теа тра считается 2(14) января – день постановки первого спектакля.

 

 

Глава VII



Просмотров 2335

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!