![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Периодическая пресса и публицистика
В повышении национального самосознания грузинского народа, в его борьбе за свое спасение огромную роль выполняла периодическая пресса – газеты и журналы. На страницах периодических изданий находили отражение те или иные явления и процессы, происходившие в общественной жизни Грузии и за рубежом, обсуждались жизненно важные для грузинского народа вопросы.
В 50-х годах XIX века единственным грузинским периодическим изданием был журнал «Цискари», основанный Г.Эристави в 1852 году. С конца 1853 года журнал прекратил свое существование. В 1857 году издание журнала возобновил И.Кереселидзе и редактировал его до последнего выпуска. Журнал являлся литературным органом, не имевшим определенной политической направленности.
В 1863 году И.Чавчавадзе издавал журнал «Вестник Грузии», но после двенадцатого номера журнал был закрыт. «Вестник Грузии» был первым печатным органом шестидесятников («Тергдалеулни»).
Значительное явление представлял собой выпуск газеты «Дроэба» (1866-1885), первым редактором которой был Георгий Церетели. Газета была поставлена на службу национальному движению и до последнего выпуска не изменяла своему назначению.
В новой истории Грузии заметный след оставила газета «Иверия». Первый номер газеты вышел в 1877 году. Ее основателем и редактором являлся Илья Чавчавадзе. Первоначально «Иверия» выходила еженедельной газетой, а с 1886 года – была переделана в ежемесячный журнал. Газета «Иверия» была первым печатным органом национального движения. В течение четверти века газета выполняла роль координатора общественно-политической жизни в стране, направлявшего ее русло к борьбе за выживание и спасение грузинской нации.
Из изданий 60-70-х годов XIX века следует отметить «Сельскую газету». Наряду с грузинскими изданиями, делу национального движения преданно служили русскоязычные издания «Обзор» и «Новое обозрение», выходившие в 70-90-х годах XIX века.
Новый этап в истории грузинских периодических изданий начался изданием газеты «Квали» («Борозда», 1893), журнала «Моамбе» («Вестник», 1894) и газеты «Цнобис пурцели» («Газета новостей») в 1896 году. С 80-90-х годов XIX века начали издаваться первые грузинские детские журналы «Нобати» («Дар») и «Джеджили» («Нива»).
Наряду с прессой развивалась и грузинская публицистика. У ее истоков стояли, направляя ее развитие: Илья Чавчавадзе, Нико Николадзе, Георгий Церетели, Сергей Месхи. На их традициях выросло новое поколение грузинских публицистов.
В период революции 1905-1907 годов, а также в последующий период в Грузии издавалось множество легальных и нелегальных газет и журналов, выражавших интересы различных общественно-политических течений и политических партий. Известными публицистами этой эпохи являлись: Арчил Джорджадзе, Ноэ Жордания, Георгий Гвазава, Кита Абашидзе и другие.
Грузинская литература Вторая половина XIX века – важнейший период в истории грузинской культуры, в частности, в истории художественного слова. К этому времени на литературную арену выходит новое поколение писателей, творчество которых отображало грузинскую действительность вплоть до 10-х годов XX века. Примечательно, что именно эта плеяда грузинских писателей утвердила реалистический метод в грузинской литературе.
Неоценим вклад И.Чавчавадзе в дело обновления и возрождения грузинского языка и литературы. Он является реформатором грузинского литературного языка.
Главное в творчестве писателя – национальный мотив. Все художественное творчество Ильи Чавчавадзе проникнуто идеями борьбы за спасение грузинского народа от вырождения, за сохранение национальной самобытности и единства нации, за повышение национального самосознания.
Сокровищницу грузинской литературы обогатили неувядаемые шедевры, созданные Ильей Чавчавадзе. Это: «Записки путника», «Мать грузина», «Славная Родина», «Видение», «Рассказ нищего», «Отарова вдова», «Человек ли он?» и другие.
Произведения Ильи Чавчавадзе, проникнутые горячей любовью к родине и призывом к национальной борьбе, долгое время служили духовной пищей борцам за свободу и независимость грузинского народа. Он указал грузинскому народу тот единственный путь, который вел к достижению заветной цели – восстановлению утерянной государственной независимости.
Поэзия Акакия Церетели проникнута безграничной любовью к родине и идеями национального движения, о чем свидетельствуют его многочисленные произведения: «Седина», «Чонгури», «Горькая моя судьбина», «Весна», «Сулико», «Рассвет», «Воспитатель», «Торникэ Эристави», «Баши-Ачуки» и другие.
Оптимистические произведения Акакия Церетели, пронизанные верой в будущее грузинского народа, сыграли большую роль в утверждении и повышении его национального самосознания.
Якоб Гогебашвили (1840-1912). Совершенно особое место в истории грузинской литературы и вообще в истории грузинской культуры занимает деятельность выдающегося деятеля грузинского национального движения, великого педагога и детского писателя Якоба Гогебашвили.
Создание им учебников «Дэда эна» («Родная речь», 1876), «Грузинская азбука – первая книга для чтения учащимися» (1876), среди явлений XIX века следует считать фактом особого значения. Якоб Гогебашвили – автор многочисленных детских рассказов патриотического содержания, среди которых выделяются: «Что сделала Иавнана?», «Царь Ираклий и ингилойка», «Самоотверженные грузины» и другие. Эти рассказы служили пробуждению и усилению патриотического сознания в детях.
Лаврентий Ардазиани (1815-1870) в романе «Соломон Исакич Меджгануашвили» изобразил процесс становления грузинской буржуазии. Это была совершенно новая тема в грузинской литературе.
Рафиэл Эристави (1824-1901). Творческая деятельность Рафиэла Эристави начинается с 50-х годов XIX века. В его творчестве значительное место занимает патриотическая тематика. Этой теме посвящено его известное стихотворение «Родина хевсура», признанное шедевром грузинской поэзии.
Георгий Церетели (1842-1900). Творчество Георгия Церетели – примечательное явление в истории грузинской литературы, журналистики и публицистики, а также в истории развития политического мышления в Грузии. Мировоззрение писателя определяют патриотические мотивы, борьба за национальную свободу и социальное равноправие.
В своих произведениях: «Цветок нашей жизни», «Тетушка Асмат», «Серый волк», «Первый шаг» Георгий Церетели нарисовал интересную картину жизни пореформенной и последующей эпох Грузии. Его творчество служило утверждению критического реализма в грузинской литературе.
Александр Казбеги (1848-1893). Писательское дарование и гражданская мужество Александра Казбеги особенно ярко проявились в его творческой деятельности 80-х годов XIX века. В его романах и рассказах с большой художественной силой передан внутренний мир героев, их чувства и переживания.
Александр Казбеги правдиво изобразил жестокость российских поработителей и тяжелое положение грузинского народа под гнетом колониального режима царского самодержавия. Трагические картины жизни угнетенного народа и его безудержное стремление к свободе и независимости с большим художественным мастерством изображены в произведениях: «Хевисбери Гоча», «Наставник», «Элгуджа», «Элисо» и другие.
Важа-Пшавела (1861-1915) – псевдоним великого грузинского поэта Луки Разикашвили. В поэзии Важа-
Венцом поэзии поэта являются его поэмы: «Змееед», «Бахтриони», «Гоготури и Апшина», «Алуда Кетелаури», «Гость и хозяин». Можно сказать, что после Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели именно патриотическая поэзия Важа-Пшавела оказала огромное влияние на подъем и развитие грузинского национального самосознания.
Эгнатэ Ингороква (1859-1894) в грузинской литературе известен под псевдонимом «Ниношвили». В творчестве Эгнатэ Ниношвили отражены жизнь и быт родного края (Гурии). На фоне нищенского существования крестьян в пору утверждения капитализма в Грузии писатель показывает социальные противоречия, существующие между различными слоями грузинского общества. Именно этой теме посвящены рассказы «Гогиа Уишвили», «Мосэ, сельский писарь», «Симона».
Восстанию 1841 года в Гурии посвящено его произведение «Бунт в Гурии». Авксенти Цагарели (1857-1902) – известный драматург, поборник обновленного грузинского театра. Художественные фильмы «Кето и Котэ», «Иные нынче времена» сняты по сюжетам его неувядающих комедий.
В грузинской литературе второй воловины XIX века нашли отражение народнические идеи. С этой точки зрения интерес представляют произведения Антона Пурцеладзе (1839-1913), Екатерины Габашвили (1851-1938), Софрома Мгалоблишвили (1851-1925) и Нико Ломоури (1852-1915).Увлеченных народническими идеями писателей в то время называли «поклонниками простолюдин». Перу писателей-народников принадлежат популярнейшие произведения: «Лурджа Магданы», «Каджана», «Маци Хвития».
В конце XIX и начале XX веков на литературном поприще выступило новое поколение грузинских писателей, среди которых, в первую очередь, следует отметить Шио Дедабришвили (Арагвиспирели), Давида Клдиашвили, Василия Барнавели (Барнова), Кондратэ Татарашвили (Безоружный), Чолу (Бикенти) Ломтатидзе и Шалву Дадиани.
Шио Дедабришвили (1867-1926) в грузинской литературе известен под псевдонимом «Арагвиспирели». Главной темой его творчества являются взаимоотношения человека и общества.
Давид Клдиашвили (1862-1931) – блестящий летописец жизни грузинского мелкопоместного дворянства, лишившегося экономической почвы и привилегий в пору утверждения буржуазных отношений. Писатель с непрезвойденным мастерством и тонким юмором показывает трагедию обедневших дворян, некогда гордившихся своим привилегированным положением и дошедших до полного обнищания.
В произведениях Давида Клдиашвили: «Соломон Морбеладзе», «Мачеха Саманишвили», «Невзгоды Дариспана» попавшие в комическую ситуацию герои становятся жертвами трагической участи.
Василий Барнов (1856-1934) в грузинской литературе возродил жанр исторического романа. Его исторические романы «Заря Исани», «Мученическая любовь», «Разрушение Армази» покоряют читателя глубоким патриотизмом и возвышенной любовью.
Кондратэ Татарашвили (1872-1929) («Безоружный») в своем произведении «Мамлук» на фоне трагической судьбы двух людей показывает одно из самых чудовищных явлений, имевших место в Грузии XVIII веке – купли-продажи пленных.
Чола (Бикенти) Ломтатидзе (1878-1915) внес в грузинскую литературу тему ужасов тюремной жизни. Наиболее известные его произведения, посвященные этой теме: «Перед виселицей» и «В тюрьме».
Шалва Дадиани (1874-1959) обогатил грузинскую литературу своим драматическим произведением «Вчерашние» и историческим романом «Георги Руси», посвященном эпохе царицы Тамар.
В начале XX века свою творческую деятельность начинают будущие мастера художественного слова: Михаил Джавахишвили,
Нико Лордкипанидзе, Лео Шенгелаиа (Канчели), Александр Чочиа (Абашели), Галактион Табидзе, Тициан Табидзе, Иосиф Мамулашвили (Гришашвили) и др.
Михаил Джавахишвили (1880-1937) свою литературную деятельность начал в начале XIX века. Он активно участвовал в национальном движении. Его первые рассказы («Чанчура», «Сапожник Габо» и др.) реалистичны и проникнуты идеями гуманизма.
Нико Лордкипанидзе (1880-1944) свои первые произведения написал под влиянием импрессионизма («Сердце», «Ненаписанный рассказ», «К луне» и др.). Его новеллы проникнуты чувством разочарования в жизни, вызванном ее серостью и жестокостью.
Из ранних произведений Лео Киачели (1884-1963) самым значительным является блестящий образец грузинской прозы роман «Тариэл Голуа», в котором социальная борьба нашла свое реалистичное отображение.
Тициан Табидзе (1895-1937) являлся одним из самых типичных представителей грузинского символизма. В его творчестве ощущается связь грузинской поэзии с романтико-патриотическими традициями.
Иосиф Гришашвили (1889-1964) вошел в грузинскую литературу своими оптимистическими, патриотическими стихами. В его творчестве помимо темы любви к Родине, ведущее место занимают экзотические виды древностей Тбилиси. Грузинская литература второй половины XIX и начала XX веков заняла достойное место в сокровищнице достижений мировой культуры.
Искусство
![]() |