Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Культура Руси в XVI–XVII вв



Самобытная московская культура зарождается еще в период возвышения Московского княжества в XIV–XV вв. В то время наиболее ярким ее представителем был знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Крупнейшими достижениями зодчества московского периода русской истории стали Московский Кремль, в окончательном виде построенный при Иване III, созданный при нем же приглашенными итальянскими архитекторами ансамбль кремлевских церквей во главе с Успенским собором (арх. А. Фиораванти), созданный при Иване Грозном собор Василия Блаженного на Красной площади, в котором сказались и восточные влияния (зодчий Барма), уникальный 22-главый храм в Кижах (Карелия) XVII в.

В целом культура и быт этого периода были типичными для традиционного общества, строго патриархальными, подчиненными влиянию церкви. Своеобразным морально-бытовым «кодексом» того времени стал «Домострой» XVI века, полный суровых назиданий и духа авторитарного подчинения народа духовной власти церкви и светской власти царя, а в семье – власти мужа и отца.

ТЕМА 4

XVIII ВЕК В ИСТОРИИ РОССИИ:

ПЕРВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И ВЕЛИКАЯ ИМПЕРИЯ

Преобразования Петра Великого (1-я четверть XVIII в.),

Их противоречия и значение

Модернизация традиционного общества сводится к его эволюции в направлении к обществу индустриальному (понятие, которое мы детально рассмотрим позднее). Первым этапом такой модернизации в России стали реформыПетра I Великого (1689–1725), под знаком которых прошла вся первая четверть XVIII века. Они затронули практически все стороны жизни общества, но наибольшее их значение – в исчезновении 3-го признака прежнего общества в его верхнем слое, а именно – в падении главенства религии, церкви и этнических традиций в культуре и сознании людей. Годы правления Петра Великого, младшего сынацаря Алексея Михайловича (после свержения его старшей сводной сестры, правительницы царевны Софьи), указаны в скобках, но реальное начало реформ можно отнести к 1698 г. (после его поездки по Европе в составе т. н. «Великого посольства» и подавления стрелецкого бунта).

На размах и проведение реформ оказала огромное влияние личность Петра Великого, но объективно они были подготовлены всем ходом истории. Основными предпосылками реформбыли:

1) тупик изолированного пути развития, выраженного в девизе «Москва – Третий Рим», имевшего следствием усиление отставания от Европы, необходимость заимствования передового опыта;

2) необходимость выхода к морям для развития экономики.

Хотя изначально реформы велись без определенного плана, а определяющую роль в их проведении играли потребности войны, в итоге они сложились в систему, содержание которой можно свести к следующему:

1. Экономика:

– усиленное строительство мануфактурных предприятий на крепостном труде (из-за нехватки свободных рабочих рук) и первых в России каналов;

как следствие – ускоренное развитие промышленности (самый яркий пример – уральские заводчики Демидовы, родоначальник которых, простой тульский кузнец, создал настоящую империю в черной металлургии) и ее новых отраслей (судостроение и др.) с усилением роли государства в экономике.

2. Социальные отношения:

– консолидация сословий и упрощение их иерархии (слияние боярства с дворянством путем закрепления за дворянами наследственной собственности на землю в 1714 г. и упразднения Боярской думы с ее привилегиями в 1711 г., упразднение сословия холопов и т.п.);

– усиление зависимости всех сословий от государства, с одной стороны (обязательная государственная служба для дворян, повышение налогов на др. сословия) и, с другой стороны, крестьянства – от дворян (замена подворной подати подушной в 1718 г., и как следствие – личная крепостная зависимость вместо поземельной, вплоть до торговли людьми), отсюда – народные восстания (Стрелецкий бунт, Астраханское восстание, восстание Булавина на Дону).

3. Государственное управление:

– модернизация всех звеньев и уровней государственного аппарата на профессиональной основе – центрального (вместо наследственной Боярской думы с 1711 г. – Сенат, комплектовавшийся по назначению из любых дворян, независимо от знатности), отраслевого (вместо громоздкой запутанной системы приказов с 1718 г. – упорядоченная система коллегий) и местного (наряду с многочисленными уездами с 1708 г. – объединявшие их губернии во главе с губернаторами);

– учреждение прокуратуры как органа надзора за исполнением законов (с 1722 г.);

– закрепление чиновно-бюрократической иерархии единой системой гражданских, военных, морских и придворных чиновТабелью о рангах 1722 г. (просуществовавшей до революции 1917 г.) с доступом к получению дворянства по выслуге чинов;

окончательное утверждение самодержавия (без Земских соборов, последний из которых созывался в 1686 г.), причем с тоталитарным оттенком, проявлявшимся во всеобщей зависимости от государства (как низших сословий, так и высших);

– разграничение понятий государя и государства как Отечества, наиболее наглядным примером которому послужило дело царевича Алексея 1718 г. (сына и наследника Петра, казненного за измену), после которого порядок престолонаследия по старшинству был заменен назначением наследника по личному выбору царя.

4. Церковь:

– подчинение церкви государству с упразднением патриаршества (1700 г.) и заменой его Синодом во главе с назначаемым царем гражданским чиновником – обер-прокурором (с 1721 г.), и как результат – окончательная утрата церковью духовной независимости (по секретному указу царя священники даже обязывались нарушать тайну исповеди в интересах государства) и падение ее авторитета и влияния (пренебрежение Петра к церкви выражалось и в снятии и переплавке сотен церковных колоколов на пушки в годы войны, и в кощунственном, по понятиям того времени, пародировании церковных обрядов в застольных шутовских заседаниях «всепьянейшего собора», и в ограничении числа монастырей и монахов).

5. Культура и просвещение:

– поворот от тупикового лозунга «Москва – Третий Рим» к курсу «учиться у Европы» с прагматическим содержанием (в противоположность современным западникам, Петр учился у Запада не ради подражания и слепого подчинения ему, а для победы над ним его же оружием); символом столь радикальной смены курса стал перенос столицы России из патриархальной Москвы в новую блестящую европейскую столицу на побережье Балтики, построенную на народных костях, – Санкт-Петербург(основан в 1703 г., столица с 1712 г.);

светский характер образования и мировоззрения, упразднение культурной монополии церкви (отчего еще более упала ее роль);

– интенсивное развитие просвещения (учреждение Академии наук с 1725 г., первых в России СМИ с 1703 г. /газет/, первые библиотеки, театры и музеи, сеть средних и средних специальных школ);

– обязательное образование для дворян (запрет жениться без экзамена);

– внедрение европейских обычаев и моды, обучения иностранным языкам;

– бытовое раскрепощение женщин по европейскому образцу.

6. Военное дело:

– создание регулярной, первоклассно вооруженной и обученной профессиональной армии на базе рекрутской воинской повинности (с 1705 г.);

– создание флота (впервые в истории России) и превращение его в один из сильнейших в мире.

 

Центральным событием внешней политикиПетра Великого стала Северная война со Швецией (1700–1721), а ее кульминацией – Полтавская битва (1709), в которой первоклассная шведская армия короля Карла XII была наголову разгромлена русской армией под личным командованием Петра Великого. Именно с этой даты ведется отсчет истории России как великой державы, с которой стал реально считаться Запад. Война окончилась в 1721 г. присоединением к России устья Невы и Северной Прибалтики (современные Латвия и Эстония). Превращение России в великую и морскую державу символизировало принятие Петром Великим наследственного императорского титула, страна стала официально именоваться Российской империей (помимо этого, Сенат присвоил ему персональный титул «отец Отечества»).

Общие итоги реформ и деятельности Петра Великого:

с одной стороны:

1) модернизация практически всех сфер жизни страны, и как результат – ускорение ее развития;

2) духовное, научно-техническое и культурное сближение с Западом («прорубил в окно в Европу», по образному выражению А.С. Пушкина);

3) превращение России в великую державу;

4) превращение России в морскую державу;

5) мощный стимул для дальнейшего территориального роста и внешнеполитического усиления;

6) переход от церковного средневековья к новому времени в области культуры и общественного сознания (правда, пока лишь в верхнем слое общества);

с другой стороны:

7) дальнейшее усиление роли государства и авторитарного деспотизма власти;

8) усиление крепостного права, и в частности, тупиковый путь развития промышленности на крепостной основе под опекой государства (как следствие зависимости реформ от военных потребностей);

9) общее усиление эксплуатации всех сословий;

10) чрезмерный упадок религии, ее нравственного влияния на народ;

11) полный отрыв дворянства (основного объекта просветительных реформ Петра) от народа, далеко идущим последствием которого стало взаимное непонимание между народом и интеллигенцией, выросшей на базе дворянской культуры в XIX веке, что в дальнейшем сыграло трагическую роль в революции 1917 года.

Противоречия эпохальных реформ отражали противоречия и масштабы самой личности Петра Великого, поражавшей иностранцев. В нем сочетались широта и глубина ума, разносторонние таланты (владел множеством профессий), исключительная энергия и несокрушимая воля – и бешеная жестокость, особенно проявившаяся при усмирении Стрелецкого бунта (когда было казнено более тысячи человек, причем царь лично принимал участие в пытках и казнях) и в казни родного сына (царевича Алексея); простота в быту (не гнушался никакой черной работой, знал несколько рабочих профессий), храбрость, чувство долга перед Отечеством – и крайний деспотизм, пренебрежение к человеческой жизни и человеческой личности; тяга к просвещению – и варварское глумление над национальными обычаями, пьянство.

Эти противоречия обусловили развернувшиеся еще в XIX веке между славянофилами и западниками и не утихающие до сих пор ожесточенные споры об исторической роли петровских реформ и их полярные оценки – от безоговорочной апологетики (сторонники западного пути развития России) до яростного отрицания (крайние приверженцы самобытного пути развития). Несомненно одно: колоссальное значение этих реформ, задавших мощную инерцию развития по крайней мере на все XVIII столетие.

4.2. Российская империя:



Просмотров 670

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!