![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЧАСТЬ I Чистоговорки для автоматизации звуков
Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей пособие для педагогов и родителей
М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.
В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания. Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции. Пособие адресовано педагогам (логопедам, воспитателям логопедических групп, гувернерам) и родителям. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 4 ЧАСТЬ I Чистоговорки для автоматизации звуков................................................ 6 СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ........................................................................................ 6 ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ......................................................................................... 10 СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «Р».......................................................................... 17 ЧАСТЬ 2 Считалки для автоматизации звуков.................................................... 21 СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ...................................................................................... 21 ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ......................................................................................... 24 СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ»...................................................... 27 ЧАСТЬ 3 Скороговорки для автоматизации звуков............................................. 33 СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «С», «СЬ».................................................................... 33 СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «З», «ЗЬ»...................................................................... 43 СВИСТЯЩИЙ ЗВУК «Ц»................................................................................. 49 ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ш»................................................................................... 53 ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ж»................................................................................... 61 ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ч».................................................................................... 67 ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Щ»................................................................................... 74 СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ»....................................................................... 77 СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Р», «РЬ»........................................................................ 96
ВВЕДЕНИЕ При систематических логопедических занятиях ребёнок может хорошо выполнять артикуляционную гимнастику, правильно воспроизводит трудные звуки, но часто пользуется старым, привычным произношением. Чтобы исправить это, необходимо закрепить поставленные звуки в речи. Любой звук традиционно сначала автоматизируется изолированно, а затем — на материале различных слогов, слов и текстов. Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей. В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение изолированных звуков и слогов с ними в авторских чистоговорках. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки, выделенные полужирным шрифтом. Хорошо, если взрослый по ходу чтения каждой чистоговорки будет схематично рисовать в тетради ребенка маленькие опорные картинки. Ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Причем первое время ребенок будет воспроизводить чистоговорку с помощью взрослого, а затем — самостоятельно. Можно писать с ребенком буквы и слоги, называя их несколько раз. Эта тренировка впоследствии поможет быстрее освоить произношение трудных звуков в словах и предложениях. Она послужит хорошим началом дальнейшей логопедической работы. Во второй части пособия детям предлагаются для повторения и заучивания забавные логопедические считалки. Введение В третьей части пособия представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания. Герои многих скороговорок — разные животные и их детеныши. Это поддерживает интерес детей к работе с текстами. Проговаривание скороговорок сначала в медленном, а затем в быстром темпе способствует быстрому закреплению правильного произношения звуков в повседневной речи. Скороговорки составлены из слов с большим количеством звуков из какой-либо одной фонетической группы. Например, слова скороговорки содержат звуки из группы шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ. Это позволяет акцентировать внимание ребенка на правильном произношении звуков данной фонетической группы и помогает ребенку ввести эти звуки в самостоятельную речь. Звуки, слоги и слова с автоматизируемым звуком нужно повторять многократно, для того чтобы закрепить новый правильный уклад органов артикуляции. Тренировки по закреплению правильного произношения звука в речи лучше всего проводить в игре. Одним из эффективных игровых приемов может стать перекладывание в момент произнесения звука (например, «С») или слога (например, «СА») мелких предметов (пуговиц, палочек, маленьких игрушек и т.п.) из одной коробки в другую. И так до тех пор, пока все предметы не окажутся в новой коробке. Буквы, обозначающие трудные звуки, выделены для удобства жирным шрифтом. Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции. ЧАСТЬ I Чистоговорки для автоматизации звуков СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
Ч — напомнит этот звук, Как вагончики спешат, Как жалеют малыша.
Ч — промчался поезд быстро, А в вагоне едет врач. Хочет врач больным помочь. Очень ждут того врача. Будут рады все врачу. Его встретят горячо.
Прочитал стихи нам грач. А стихи все о граче. Мы заслушались грача. Прилетели к нам грачи. Благодарны мы грачу. СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «Р» Л — гудящий этот звук: Пароход гудок дает,
И юла гудит, поет, Л — летают самолеты, Туча мимо проплыла. Внизу речка и село. Скачет лошадь по селу. Все предметы так малы. Самолетики вдали.
Великан в пещере жил. Он огромный очень был. Стал ему костюмчик мал. И к портному он пошел. Сшить костюм портной сумел.
Р — рокочет и рычит, Если мы мотор заводим: Если к тигру в клетку входим:
Р — мотор в горах рычит. Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р. Вот высокая гора. Вижу чью-то я нору. ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру- Тут оставлено перо, Кто хозяин у норы? Эхо тоже спросит — РЫ? Ры-ры-ры-ры-ры-ры-ры. Муравьед живет в норе,
На базар пошел Макар. Он купил себе топор. Для хозяйки — вкусный сыр. Дочке — красочный ковёр. А для бабушки — кефир. Теще — восемь пёстрых кур. Ур-ур-ур-ур-ур-ур-ур.
![]() |