Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Quot;Павловская" реформа



Почти сразу же после этих событий, 24 января 1991 г., буквально "как снег на голову", обрушилась денежная реформа. Согласно реформе, обмен 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 г. предполагалось провести в 3 дня. На выдачу наличных вкладов в Сбербанке были установлены ограничения в 500 руб. Страну охватила всеобщая паника, перед сберкассами люди устраивали буквально столпотворения. В результате реформы, проходившей под лозунгом премьер-министра Павлова "нанести смертельный удар по теневой экономике", удалось изъять из обращения от 5 до 10% предполагаемой избыточной денежной массы. С точки зрения социальных последствий в ситуации постоянной нехватки продуктов и элементарных товаров повседневного спроса, инфляции и общих тревожных ожиданий, трудно было придумать более дикую, нелепую и варварскую акцию. Озлобление людей достигло высшей точки, видимо, в эти дни они окончательно поняли, что от центра ничего хорошего ждать уже нельзя.

В этой обстановке союзное правительство объявило о введении с 1 февраля 1991 г. совместного патрулирования милицией и военными улиц крупных городов.

"Война законов"

После одностороннего перехода правительства РСФСР к программе рыночных преобразований, между центром и республикой началась "война законов". Она буквально парализовала всю конструктивную деятельность, экономический кризис углублялся, на местах из двух соперничавших структур получали порой взаимоисключающие распоряжения. Аналогичная ситуация сложилась почти во всех союзных республиках.

Идея заключения нового Союзного договора муссировалась Горбачевым с конца 1980-х годов. Она получила особую актуальность во время I Съезда народных депутатов и поначалу опиралась на концепцию максимально широкого республиканского хозрасчета. Апологетами этой идеи были республики Прибалтики, а настороженность к ней проявляли в Средней Азии, где республики регулярно и в значительных объемах дотировались из центра. В конце августа 1990 г. на совместном заседании Президентского совета и Совета Федерации Верховного Совета СССР было принято, наконец, решение о создании Подготовительного комитета по разработке нового Союзного договора из представителей республик и их руководителей при участии Президента СССР.Обсуждалось два основных варианта договора. Первый исходил из сохранения существующей союзной вертикали власти при ее существенном реформировании и представлял собой некий обновленный вариант федерации. Второй предполагал ликвидацию союзных органов, установление горизонтальных связей между республиками, которые и должны были стать условием функционирования нового Союза на конфедеративной основе. 23 ноября все республики, за исключением Прибалтики и Грузии приступили к обсуждению нового Союзного договора. В тексте документа речь не шла о социализме, вместо СССР страну предлагалось назвать "Союз Советских Суверенных Республик". Однако влияние центра, который продолжал настаивать на федеративном устройстве, ощущалось буквально к каждой статье. Зная о недостаточно радикальном характере нового Союзного договора и его общей непривлекательности для республик, Ельцин предпринял ряд самостоятельных усилий в этом направлении. Упредив действия Горбачева на три дня, он 20 ноября 1990 г. заключил двухстороннее соглашение с Украиной, по которому обе республики признавали суверенитет друг друга и декларировали необходимость экономического сотрудничества без участия союзного центра. Аналогичный документ спустя два дня был подписан между Россией и Казахстаном, а по итогам подписания Ельцин заявил, что это соглашение и закладывает модель нового Союза, формирует стержень, вокруг которого он будет построен. Эти действия Ельцина делали обсуждение представленного текста нового Союзного договора, по меньшей мере, запоздалым политическим шагом. В декабре 1990 г. IV Съезд народных депутатов обсудил идею Союзного договора и принял решение о проведении референдума по вопросу о сохранении Союза ССР.

После событий в Прибалтике настороженность в республиках по поводу собственного суверенитета и тех мер, на которые способен пойти центр по его ограничению, резко возросла. Эти события стали поводом для заявления Ельцина о необходимости создания своей, российской армии. В феврале республики еще больше дистанцировались от центра, а тенденция к интеграции и сохранению единого пространства постепенно переходит на уровень заключения межреспубликанских соглашений без горбачевского центра. 14 января 1991 г. Ельцин публично заявил о желании России, Украины, Белоруссии и Казахстана заключить четырехстороннее соглашение еще до нового Союзного договора. Горбачев, продолжавший, вопреки здравому смыслу, действовать в кризисных ситуациях напролом, заранее отказался признать результаты референдума о независимости Литвы, объявив его антиконституционным. 10 февраля 1991 г. в республике состоялся референдум. 90% принявших участие в голосовании высказалось за независимость Литвы.

Политическое и правовое противостояние между Москвой и союзными республиками продолжалось до "замирения " в Ново-Огарево 23 апреля 1991 г.

Мартовский референдум

Кризис федеративных отношений при отсутствии четкой политической линии центра, постоянных колебаниях Горбачева грозил переходом центробежных тенденций на качественно новый уровень. После референдума о независимости Литвы процесс выхода республик из СССР мог начаться в любой момент. Авторитет центра падал буквально день ото дня, а после социального недовольства павловской конфискацией и вильнюсских событий оказался практически на нулевой отметке. Поправить ситуацию в этом отношении, найти хоть какой-то временный баланс между центром и республиками, оттянуть, наконец, время должен был референдум о сохранении СССР.Идея референдума стала предметом обсуждения 16 января 1991 г. на Верховном Совете СССР.На референдуме, назначенном на 17 марта 1991 г., гражданам СССР предлагалось ответить на вопрос: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" Сама постановка вопроса изначально превращала референдум в объект политических манипуляций. Действительно, что могли означать слова "обновленная федерация", как конкретно предполагалось гарантировать в ней "права и свободы человека любой национальности"? И наконец, можно ли вообще спрашивать граждан страны о том, считают ли они необходимым сохранение собственно государства? Кроме того, референдум проходил в каждой республике по своим правилам; дополнительно к основному, гражданам предлагалось ответить одновременно и на другие "уточняющие" вопросы. В некоторых республиках референдум не проводился вообще. Тем не менее в голосовании приняло участие 148,6 млн. человек, или около 80% имевших право голоса граждан СССР. 113,5 млн человек, или 76,4% высказались за сохранение СССР.Вместе с тем 80% россиян, отвечая на "дополнительный" вопрос", поддержало проведение всеобщих выборов президента РСФСР.

Как и следовало ожидать, итоги референдума носили двусмысленный характер, не внесли ясности в ситуацию с федеральными отношениями, что только усилило неразбериху на местах. 28 марта собрался Чрезвычайный съезд народных депутатов РСФСР, решительный настрой которого испугал союзное руководство, и оно предприняло очередную "примерку" силовой политики. В день открытия съезда в столицу были введены войска, центр Москвы был взят в кольцо. Эти действия вызвали бурный протест депутатов, которые приостановили работу съезда до вывода войск из города. Все это вело только к усилению политической поляризации. Среди коммунистической части депутатов на съезде произошел раскол. Группа коммунистов во главе с А.Руцким заявила о своей поддержке Ельцина и создании фракции "Коммунисты — за демократию". Ельцина поддержали и шахтеры Кузбасса, принявшие в его поддержку ряд радикальных резолюций. В этой ситуации съезд предоставил Ельцину дополнительные полномочия и согласился на проведение в июне 1991 г. всенародных выборов Президента РСФСР.



Просмотров 688

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!