![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Эффективность и качество функционирования разновидностей СМО
Одноканальная СМО содержит один канал (n = 1), и на ее вход поступает пуассоновский поток заявок Пвх , интенсивность (среднее число событий в единицу времени) которого inПвх = l. Так как интенсивность входящего потока может изменяться во времени, то вместо l записывают l(t). Тогда время обслуживания каналом одной заявки Тоб распределено по показательному закону и записывается в виде: f(t) = l . el-1 , где l - интенсивность отказов. Состояние СМО характеризуется простаиванием или занятостью ее канала, т.е. двумя состояниями: S0 - канал свободен и простаивает, S1 - канал занят. Переход системы из состояния S0 в состояние S1 осуществляется под воздействием входящего потока заявок Пвх , а из состояния S1 в состояние S0 систему переводит поток обслуживания Поб: если в данный момент времени система находится в некотором состоянии, то с наступлением первого после данного момента времени СМО переходит в другое состояние. Плотности вероятностей перехода из состояния S0 в S1 и обратно равны соответственно l и m. На рисунке 3.2 приведен граф состояний подобной СМО с двумя возможными состояниями.
Для многоканальной СМО с отказами (n > 1)при тех же условиях состояния системы обозначим по числу занятых каналов (по числу заявок, находящихся в системе под обслуживанием, так как каждый канал в СМО либо свободен, либо обслуживает только одну заявку). Таким образом, подобная СМО может находиться в одном из следующих (n + 1) состояний: S0 - все n каналов свободны; S1 - занят только один из каналов, остальные (n - 1) каналов свободны; Si - заняты i каналов, (n - i) каналов свободны; Sn - заняты все n каналов. Граф состояний такой СМО приведен на рисунке 3.3.
Характеристики эффективности функционирования одноканальной СМО приведены в таблицах 3.1 и 3.2.
Таблица 3.1 Характеристики эффективности функционирования одноканальной СМО с отказами
Таблица 3.2 Предельные характеристики эффективности функционирования одноканальной СМО с отказами
Рассмотрим примеры применения СМО с отказами для оценки эффективности деятельности субъектов рынка на ряде следующих примеров. Пример 3.1. Пусть на телефонную линию филиала банка производительностью m = 0,8 вызовов/мин и простейшим потоком обслуживания поступает простейший поток вызовов клиентов с интенсивностью l = 0,9 вызовов/мин. Определить предельные значения относительной пропускной способности Q, абсолютной пропускной способности А и вероятности отказа ротк телефонной линии, влияющие на итоговый доход филиала. Определить также среднее время обслуживания одного вызова, среднее время простоя канала и вероятность того, что канал свободен или занят. Решение: Так как математической моделью телефонной линии является одноканальная СМО с отказами, характеризующаяся параметрами - интенсивностью входящего потока inПвх = l = 0,9 и интенсивностью потока обслуживания inПоб = m = 0,8, то можно по формуле из таблицы 3.2 определить предельную вероятность отказа так: ротк = l/(l+m) = 0,9/(0,9+0,8) = 0,9/1,7 = 0,529, или 52,9 %. Т.е., в установившемся предельном режиме их каждых 100 заявок в среднем 3 получают отказ. Далее определим предельное значение относительной Q и абсолютной А пропускной способности СМО, используя формулы таблицы 3.2: Q = 1 - ротк = 1 - 0,529 = 0,471; А = l , Q = 0,9 , 0,471 = 0,424. Итак, из расчета следует, что случайный характер поступления телефонных вызовов и случайный характер длительности разговоров порождают ситуацию, что абсолютная пропускная способность А = 0,424 разговора/мин почти в два раза меньше производительности телефонной линии m = 0,8 вызовов/мин (0,8 : 0,424 = 1,88). Определим: а) среднее время обслуживания (в мин) Тоб: Тоб = 1/m = 1/0,8 = 1,25 мин; б) среднее время простоя канала Тпр (в мин): Тпр = 1/l = 1/0,9 = 1,11 мин; в) вероятность того, что канал свободен: р0 = Тпр/(Тоб + Тпр) = 1,11/(1,25 + 1,11) = 0,47, или р0 = m/(l + m) = 0,8/(0,9 + 0,8) = 0,47; г)вероятность того, что канал занят р1: р1 = 1 - р0 = l/(l + m) = 0,529, или р1 = Тоб/(Тоб + Тпр) = 1,25/(1,25 + 1,11) = 0,529. Таким образом, вероятность того, что канал занят, больше вероятности того, что канал свободен, т.е. р1 > р0 , и этого следовало ожидать, так как интенсивность входящего потока l = 0,9 больше интенсивности производительности канала m = 0,8.
Пример 3.2. Пусть банк принимает решение об открытии своего филиала в городе N, рассматривая его как многоканальную СМО с отказами и равномерной взаимопомощью между каналами, на вход которой поступает простейший поток заявок с интенсивностью l. Производительность каждого канала равна m. Обслуживание одной заявки (клиента) приносит средний доход С1. Создание одного канала обслуживания (оператора) требует средних издержек С2, а эксплуатация одного канала в единицу времени - С3. Требуется определить время t, через которое филиал банка (система) начнет приносить прибыль.
Решение: Пусть случайный процесс, протекающий в СМО, перешел в предельный стационарный режим. Тогда СМО начнет приносить доход лишь в случае, если средний доход от обслуживания заявок одним каналом в единицу времени превысит средние издержки эксплуатации одного канала в единицу времени. Из условия задачи это условие имеет вид: С1 , m > С3. Средний доход, приносимый СМО за время t ее эксплуатации в предельном режиме, можно определить как А , С1 , t, где А - абсолютная пропускная способность СМО (среднее число заявок, обслуживаемых за время эксплуатации t. Абсолютная пропускная способность А определяется по формуле: А = m , Кср, (3.1) где: Кср - среднее число занятых каналов. Средний доход D(t) за время t составит: D(t) = С1 , m , Кср , t, t ³ 0. (3.2) Если использовать графическую интерпретацию задачи (рис.3.1), то график D(t) представляет собой прямую (1), проходящую через начало координат под углом a, причем tg(a) = С1 , m , Кср.
Средние издержки за это же время Сср(t), состоящие из издержек (C2n) на создание n каналов и средних издержек (C3 . Кср . t) на их эксплуатацию за время t, соответственно составят:
Сср(t) = С3 , Кср , t + С2 , n . (3.3)
На графике средние издержки Сср(t) от СМО представляют собой прямую (2), проходящую через точки A(0;C2 . n) и В(1;С3 , Кср + С2 , n) под углом b, причем tg(b) = C3 . Kср. Так как tg(b) < tg(a) и, следовательно, b < a, то прямые (1) и (2) пересекутся между собой в первом квадранте. Абсциссу t0 точки пересечения В, в которой средний доход равняется средним издержкам, можно определить из равенства: D(t0) = Сср(t0), т.е.:
С1 , m , Кср , t0 = С3 , m , Кср , t0 + С2 , n . (3.4) Откуда получаем:
Таким образом, точка В выступает точкой безубыточности, т.е. через время t0 СМО начнет приносить среднюю прибыль Рср, равную: Рср(t) = Dср(t) - Сср(t) = (С1 , m - С3) , Кср , t - С2 , n . (3.6) Если прямая средней прибыли (прямая 3) пересекается с прямой средних издержек (прямой 2), то абсцисса t1 точки пересечения Е определяется из равенства: Рср(t1) = Сср(t1) (3.7)
или С1 , m , Кср , t1 - С3 , Кср , t1 - С2 , n = С3 , Кср , t1 + С2 , n , (3.8) откуда:
Так как t1 > 0, то из вышеприведенного соотношения имеем: С1 , m - 2 . С3 > 0, откуда С1 , m > 2 . С3 . Сравнив ординаты точек В и Е, получим, что в момент времени t1 средний доход вдвое больше средних издержек. Если же условие С1 , m > 2 . С3 не выполняется, т.е. С1 , m £ 2 . С3 , то прямые (2) и (3) в первом квадранте не пересекаются. Если С1 , m = 2 . С3, то эти прямые параллельны.
Задание 3.1. Пусть на телефонную линию филиала банка производительностью m вызовов/мин и простейшим потоком обслуживания поступает простейший поток вызовов клиентов с интенсивностью l вызовов/мин. Разработать имитационную модель для исследования характеристик эффективности функционирования системы массового обслуживания в зависимости от параметра - время. Построить графические зависимости характеристик эффективности функционирования системы массового обслуживания - телефонной линии (исходные данные в таблице 3.1). Определить предельные значения относительной пропускной способности Q, абсолютной пропускной способности А и вероятности отказа ротк телефонной линии, влияющие на итоговый доход филиала. Определить также среднее время обслуживания одного вызова, среднее время простоя канала и вероятность того, что канал свободен или занят.
Таблица 3.1 Исходные данные к заданию 3.1
Задание 3.2
Разработать имитационную модель многоканальной системы массового обслуживания банка (n - количество каналов), открывающего филиал в другом городе. На вход СМО поступает поток заявок (Kср - среднее число занятых каналов). Производительность каждого канала равна m. Обслуживание одной заявки (клиента) приносит средний доход С1. Создание одного канала обслуживания (оператора) требует средних издержек С2, а эксплуатация одного канала в единицу времени - С3. С использованием имитационной модели определить время t, через которое филиал банка (система) начнет приносить прибыль. Представить графическую интерпретацию задачи и определить пути повышения эффективности функционирования СМО банка. Исходные данные представлены в таблице 3.2. Таблица 3.2 Исходные данные к заданию 3.2
![]() |