Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 



Главный вопрос, на который он пытается ответить – как влияют религиозно-этические установки на характер и формы мотивации экономической деятельности



Вебер полагал, что:

· такие сложные понятия как капитализм, религия, государство могут быть глубоко осмыслены только на основе анализа поведения индивидов;

· социологу необходимо исследовать:

- мотивы поступков людей;

- значения, которые они придают собственному поведению и действиям других.

Веберовская теория социального действия создает идеально-типические конструкции, определяемые «интересами эпохи» - традиционностью, харизматичностью и рациональностью.

В своих исследованиях он акцентировал свое внимание на поведении индивида:

· предметом социологии – все, что обуславливает поведение человека;

· элементарной частицей поведения индивида в обществе является социальное действие - составляет систему взаимоотношений между людьми. Социальное действие – такое действие, которое соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

· Вебер сконструировал систему из четырех идеальных типов социального действия на основании 4-х типов мотивации:

1. целерациональное – в основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей;

2. ценностнорациональное – основано на вере в ценность (самоценность) определенного поведения;

3. аффективное – обусловлено аффектом или эмоциональным состоянием индивида;

4. традиционное.

· По Веберу, для достижения собственных целей индивиды вступают в социальные отношения – поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность.

· Поскольку, индивидуальные цели человека лучше всего достигаются с помощью совместных действий, то люди создают социальные институты (семья, церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества).

· На основе доминирующих типов социального поведения М. Вебер выделил типы общества. Последовательно сменяющие друг друга:

1. традиционное, в котором преобладают традиционные и аффектные действия;

2. современное (индустриальное), основанное на целерациональном и ценностно-рациональном поведении индивида.

Теория социального действия М. Вебера оказала решающее влияние на экономическую социологию 20 столетия.

В концепции М. Вебера выявляется социокультурный механизм становления и развития «духа капитализма», формируемый этическими и религиозными институтами, и особенно – институтом протестантизма как активной религии, «подвигающей на труд как на призвание».

 

4. Монетарный анализ экономического поведения Г. Зиммеля.В своем труде «Философия денег» он концентрирует внимание на элементарных человеческих взаимодействиях, которые он рассматривает как обмен.

Деньги как квинтэссенция всего экономического, наряду с интеллектом и законом, становится универсальным посредником в мире современной культуры.

Деньги – это субстанция экономического обмена, которая представлена в двух самостоятельных проектах. С одной стороны, нет ничего проще денежного механизма, который осваивают все, кто включен в экономическую жизнь и используют это для реализации своих целей. С другой стороны, деньги – это абстрактная институциональная система высшей степени сложности, понимание механизмов которой полностью не доступно никому, некий фетиш.

По Г. Зиммелю, любое экономическое действие – рационально не столько потому, что оно разумно, сколько потому, что его рациональность определяется монетарным фактором.

Денежный механизм связывает в функциональное единство, с одной стороны субъективный мир человеческих притязаний и интересов, а с другой стороны – объективную силу экономического обмена.

Деньги – это не только единица обмена, это социальный институт интегрирующий действия миллиона людей по единым правилам и законам.

Из этой нейтральности денег и интеллекта рождаются экономический индивидуализм и эгоизм, которые теперь попросту отождествляются с рациональным поведением.

Таким образом, Г. Зиммель подчеркивает культурно-символическое значение экономических процессов.

 

5. Эволюция социального устройства Т. Веблена. В трактовке Т. Веблена «эволюция социального устройства» предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов. Развитие социальных институтов и природы человека сводится к естественному отбору наиболее приспособленного образа мыслей и адаптации к окружению.

Социальные институты представляют собой способ существования общества с его системой общественных отношений. Согласно Т. Веблену, институты определяют непосредственные цели, руководящие поведением людей, а когда функционирование и развитие институтов приводит к достижению конечных целей, то обязательно складываются удовлетворительные социальные и экономические условия.

Главным фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т. Веблен считал технико-технологическое поведение, ибо образ мыслей людей определяется образом их жизнедеятельности. Но концепция Веблена предполагает также и влияние многих нетехнических факторов, связанных по преимуществу с потребительским поведением и образом мысли.

Т. Веблен сформулировал тезис о том, что экономическая наука должна стать наукой о поведении людей в их отношениях к материальным средствам существования. Сферой своих исследований ученый сделал потребительское поведение разных социальных групп, сосредоточив свое внимание на проблеме мотивации основных типов поведения – «демонстративного» и «подставного» - как непосредственного выражения потребительского образа жизни.

Таким образом, Концепция Т. Веблена показывает основные механизмы функционирования и развития общества в контексте капиталистического способа производства, а эволюция социальных институтов и природы человека рассматривается как естественный отбор наиболее приспособленных образа мысли и типа поведения людей.

 



Просмотров 1014

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!