Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Слово 2. Борьба против уныния, лености и расслабления



 

 

Когда сие случается, займи ум размышлением о смерти. Приди мысленно к гробу, посмотри на четырехдневного мертвеца: как он чернеет, пухнет, испускает невыносимое зловоние, червями пожирается, потеряв вид и красоту.

 

Посмотри в другом месте: тут лежат в гробу кости юных и старых, благообразных и безобразных, и рассуди: кто был благообразен или безобразен, кто был постник, воздержник и подвижник или нерадив, и принесло ли богатым пользу, что они покоились и наслаждались в мире этом.

 

Вспомни тс муки, о которых говорят священные книги, огонь гееннский, тьму кромешную, скрежет зубов, червя неусыпающего, тартары преисподней и представь себе, как грешные взывают там горькими слезами, и никто не избавляет их, рыдают, оплакивают себя, и никто не сжались над ними, вздыхают из глубины сердечной, и никто не сострадает им, умоляют о помощи, жалуются на скорбь, и никто не внимает им. Подумай, как тварь, не изменяя, в одно и то же время, служить Господу Создателю — «Я» своему. Вспомни будущую жизнь вечную и царство небесное, покой и несказанную радость. Держи и не оставляй молитвы Иисусовой. Если будешь обо всем этом вспоминать и размышлять, если все это исполнишь, тогда уныние, леность и расслабления исчезнут, и душа твоя, как бы от мертвых оживится благодатью Христовой.

 

Слово 5. О чувствах душевных и телесных, о добродетелях,

и какая добродетель от какой рождается

С рождением человека любовь Божья к человеческому роду проявилась несчетно раз. Бог даровал человеку душевные и

 


телесные чувства. Душевные чувства — суть силы: ум, рассудок, слово, мечты, чувства. Телесные чувства — это зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Посредством тех и других мы и совершаем добродетель душевную и телесную.

 

Угодно было Христу, Богу нашему, написать книги, чтобы над ними человек рассуждал и научился страху Божьему — началу духовной премудрости. Страх Божий рождает веру; вера — надежду; надежда — любовь к Богу, людям; любовь — терпение и многие другие добродетели; терпение — послушание и всякую добродетель; послушание — упование; упование — пост; пост — чистоту и безмолвие; безмолвие же рождает воздержание, молитву, слезы, бдение, плач, бодрость, трезвость и многое другое и отсекает всякое злоязычие; плач рождает нестяжание; нестяжание же рождает правду и отсекает всякий спор; молитва рождает рассуждение, трезвый ум, слезы, радость, сердечное смирение, кротость; смирение рождает смиренномудрие, уединение; смиренномудрие отсекает гордость, тщеславие и растит плод духовный. От этих добродетелей уничтожаются все душевные и телесные страсти, и мало-помалу умножается благодать. Эти добродетели необходимы для здоровых телом и одержимых плотскими страстями.

 

Слово 6. О больших и начальных добродетелях. Кто эти добродетели исполнит, тому

И прочие подчинятся. О вере

 

Первая добродетель вера, ибо верою и горы переставляют и все что хочет, получат, сказал Господь. Всякий во всех славных и дивных делах верою своей утверждается. От произвола нашего вера или уменьшается или увеличивается.

 

Слово 7. О любви

 

 

Вторая добродетель — нелицемерная любовь к Богу и людям. Любовь обнимает и связывает воедино все добродетели. Одной любовью весь закон исполняется и жизнь богоугодная совершается.

 


Любовь состоит в том, чтобы положить душу свою за друга своего, и чего себе не хочешь, того другому не твори. Любви ради Сын Божий очеловечился. Пребывающий в любви, в Боге пребывает где любовь, там и Бог.

 

Слово 8. О посте

 

 

Третья добродетель — пост. Постом называют вкушение однажды днем в малом количестве — вставать из-за стола с чувством голода, питаться хлебом и солью, пить же — воду, которую доставляют природные источники. Вот царский путь приема пищи, многие спаслись этим путем — так сказали святые Отцы.

 

Воздерживаться от пищи день, два, три. Четыре, пять и семь

— не всегда может человек, а вкушать ежедневно хлеб и пить воду

 

— так это может всегда. Только покушавший должен быть голодным немного, чтобы тело было покорным духу и к труду

 

способно, к умным движеньям чувствительно, и телесные страсти будут всегда побежденными. Пост не может умертвить телесную страсть, как умертвляет скудная пища.

 

Некоторые же временами постятся, а потом предаются сладким кушаньям, ибо многие начинают пост сверх своей силы, а потом ослабевают от неумеренности, ищут сладких кушаний и покоядля укрепления тела—так поступать,значит,сначаласоздать, а потом разорить, так как тело через скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешения, и сласти разжигают страсти.

 

Тот, кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Что касается количества пищи, нужно установить, сколько нужно для укрепления сил. а такое может сделать любое духовное тело. Кто больше того постится, тот в эти большие дни предается покою. Умеренному подвигу нет цены! Ибо некоторые и великие Отцы мира принимали пищу и во всем меру имели — в подвигах, в потребностях телесных, в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу. Поэтому святые Отцы не повелевают начинать поститься выше сил и приводить себя к слабости. Возьми себе за правило кушать не каждый день, так можно тверже воздерживаться: если

 


кто больше постится, как же тот потом удержится от объедания и перенасыщения? Никак. Такое неумеренное начинание происходит или от тщеславия, или от безрассудности: тогда как воздержание — одна из добродетелей, способствующая обузданию, обузданию плоти. Голод и жажда даны человеку на очищение тела, удерживанию от скверных помыслов. Ежедневно кушать скромно

 

— это средство к совершенству. Никогда не унизится нравственно и не понесет вреда душевного тот, кто кушает ежедневно в определенный час. Таковых хвалит святой Феодор Студийский в Поучении на пяток первой недели Великого Поста, где он приводит в подтверждение слова святых богоносных Отцов и Самого Господа. Так должно поступать и нам!

 

Господь выдержал продолжительный пост, а также Моисей и Илия. И некоторые другие иногда, прося что-нибудь у Творца, налагали на себя на некоторое время пост, сообразуясь с естественными законами и учением Божественного Писания.

 

Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым к подвигу — труду и терпению. Однако не следует ослабевать себя чрезмерным постом и проводить в бездеятельности тело свое. Если плоть распаляется по молодости, то нужно много воздерживаться; если же она немощна, то нужно сытно питаться, невзирая на других подвижников — много ли, мало ли они постятся. Смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить.

 

Каждому мера и внутренний учитель — своя совесть!

 

Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг, потому что одни сильны, другие же немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск. Итак, хорошо узнав свою меру, питайся однажды ежедневно, кроме субботы, воскресенья и владычных праздников.

 

Умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям!

 

Как со львом и лютым змеем боремся, так и нужно с врагом телесной немощи и духовной нищеты!

 

Кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, тот уменьшает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать. Как необходимо дыхание, так необходимо Воздержание, которое войдя в душу — кровь, убивает в глубине ее лежащий грех.

 


 

Слово 9. О Воздержании

 

 

Четвертая добродетель — это Воздержание — мать и союз всех добродетелей!

 

Если удержишь чрево, войдешь в рай, ибо Воздержание — это убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай благ вечных.

 

Пресыщение же лишает человека духовного дарования, потому что сытый желудок клонит ко сну и возбуждает скверные помыслы. Человек не может ни читать, ни рукоделием заниматься и никакого другого доброго дела исполнять. Легко, прекрасно, трезво удаляют голод и жажду хлеб и вода теплая, а также сухари, толокно житное и кисель. Все это быстро переваривается и особенно подходит в качестве пищи во время праздника или ужина.

 

Кто удержит чрево, не лишится райского пребывания. Кто же не удержит — тот добыча смерти; всех добродетелей лишается и бывает поруган.

 

Слово 10. О бдении

 

 

Пятая добродетель — бдение (бодрствование). Начальная мера — половину ночи бодрствовать и половину ночи до утра спать, то есть шесть часов бодрствовать и шесть или пять часов спать. Средняя мера — четыре или три часа спать, а восемь бодрствовать. Совершенная мера — один час спать, а остальные — всенощное стояние и внимательное бодрствование. Среди дня вы должны один час спать.

 

Бдение с размышлениями очищает ум от разных помыслов, делает его легким и вводит в молитву. Как чувственные глаза просвяшают тело и освещают все его члены, так неусыпное внимание и бодрствование просвящают душу духовным зрением, ибо напоминают человеку о неизреченных благах, которые уготовил Господь любящим его, показывает муки вечные, уготованные грешникам, и бодрствующий человек удивляется Творцу всегда, как сменяются день и ночь, как светят солнце, луна и звезды, как сменяются мороз, снег, зной, гром, дождь; напоминает человеку о проходящей жизни, о кончине смертной и извлекает у него обильные слезы; и как сторож на высоком месте,

 


ясно освещает духовному оку состояние человека, как он живет, — праведником или нет.

 



Просмотров 602

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!