![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Двухступенчатая модель понимания справедливости
Функциональный подход в наиболее радикальном виде предполагает, что основные принципы справедливости кодифицируются в качестве обязательных норм во всех обществах, в которых распределение ресурсов происходит за пределами семьи. Моррис и Лейнг (Leung & Morris, 2001; Morris & Leung, 2000; Morris, Leung, Ames & Lickel, 1999) предложили модель вынесения суждений, касающихся справедливости, которая разграничивает абстрактные принципы справедливости и конкретные установки, связывающие абстрактные принципы с определенными социальными ситуациями. Чтобы наглядно продемонстрировать эту модель, рассмотрим проблему распределения ресурсов. Абстрактные принципы, применимые к нормам распределения, судя по всему, присутствуют во всех культурах. Например, нормы права справедливости, которые предписывают соразмерное соотношение между вкладом и результатом, по-видимому, носят культурно-универсальный характер. Однако существуют специфические установки, которые определяют применение норм права справедливости, и в этом отношении культуры отличаются друг от друга. Например, хорошо известно, что японцы чаще, чем американцы, рассматривают старшинство как форму вклада при определении доли члена группы в вознаграждении (например, Ouchi & Jaeger, 1978). Схематически эта модель представлена на рис. 19.1. Когда люди действуют в определенном социальном контексте и должны решать, что в данном контексте является справедливым, они прежде всего оценивают социальную ситуацию, что позволяет им определить адекватные принципы справедливости. При этом они исходят н:н определенных критериев применимости данных принципов в конкретных обстоятельствах. Функциональный взгляд на справедливость предполагает, что общие принципы справедливости присутствуют во всех культурах, тогда как критерии их применения в разных культурах могут быть различными. В соответствии с этой моделью, культура оказывает воздействие на интерпретацию социальной ситуации, на выбор принципов справедливости и на критерии применимости этих принципов. Рис.19.1. Общая модель понимания справедливости Данная схема будет использоваться на протяжении воей главы, играя организующую роль в ходе нашей дискуссии. Трехчастная концепция справедливости Трехчастная концепция справедливости получила широкое распространение в литературе. Три основных вида справедливости включают: справедливость распределения, процессуальную справедливость и карающую справедливость. Справедливость распределения связана со справедливым распределением результатов труда; под процессуальной справедливостью понимается справедливость процедуры принятия решений; а карающая справедливость предполагает справедливость определения наказания, применимого к правонарушителям. Далее мы рассмотрим влияние культуры на каждый вид справедливости. Справедливое распределение Принятие решений о справедливом распределении ресурсов зависит главным образом от трех моментов. Во-первых, поскольку в основе вынесения суждении о справедливости распределения лежит процесс социального сравнения, индивид Должен определить для'себя референтную группу, которая является базой сравне- ния при определении размера причитающейся ему доли (например, Adams, 1965). Во-вторых, дли определенного вида ресурсов должны быть выбраны соответствующие нормы распределения. В-третьих, необходимо принять обоснованное решение о соотношении вклада и вознаграждения (Komorita & Leung, 1985).
![]() |