![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Требования к оформлению выпускной квалификационной работы
Структура ВКР должна включать следующие составные части и разделы: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Обзор литературы по проблеме исследования (глава 1) 5. Организация и методика исследований (глава 2) 6. Результаты исследований и их анализ (глава 3) 7. Заключение (выводы) 8. Список литературы 9. Приложения Титульный листсодержит указание на министерство, к которому относится вуз; название университета, факультета и кафедры, на которой выполнена работа; Ф.И.О. студента (полностью), курс, группа; название работы, вид работы (выпускная квалификационная работа); данные о научном руководителе (Ф.И.О., ученое звание, степень); город и год выполнения работы (см. прил. 1). Оглавление - это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовок работы с указанием страниц (начала раздела) и расположенных на полосе так, чтобы можно было судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, разделы, параграфы). Правильно выстроенная структура работы - это очень подробное оглавление, т.к. именно развернутый план исследования позволяет увидеть ход мысли, основные принципы, выводы, к которым пришел автор. Оглавление пишется ступенчатообразно (см. прил. 2). Левее располагаются названия глав, которые пишутся прописными (заглавными) буквами; несколько правее – названия разделов и еще правее – подразделов. Названия разделов и подразделов пишутся строчными буквами. Введение –это описание всей работы в сжатом виде. Вначале объясняется научная и практическая актуальность работы. Для этого исследователь изучает степень разработанности проблемы другими авторами (дает краткую характеристику предшествующих исследований) и обосновывает важность решения проблемы в настоящее время. Выделяется объект и предмет исследования. Объект исследования - это конкретное явление, которое рассматривается в проблемной ситуации. В педагогической науке объектом исследования являются: учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный процесс, управленческий процесс (например, тактическая подготовка волейболистов). Предмет исследования – это то, что изучается в объекте (свойства, признаки, характеристика). Предметом исследования выступают: прогнозирование, совершенствование учебно-воспитательного процесса; содержание образования, условия совершенствования обучения, особенности педагогических взаимоотношений и т.д. (например, особенности методики преподавания гимнастики во вспомогательной школе). Во введении ВКР должна быть представлена практическая значимость полученных в ходе проведенного исследования результатов (как, кем, где могут быть использованы результаты исследования). Если при написании ВКР студент разработал что-то самостоятельно (например, комплекс физических упражнений, предложил какие-либо новые методические приемы обучения или организации занятий), то во введении выделяется научная новизна исследования. Объем введения составляет - 1-5 страниц. Анализ данных специальной литературы по проблеме исследования приводится в Главе 1. Этот раздел должен включать в себя анализ научных сведений (за последние 10 лет) по избранной проблеме. Необходимо привести мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию. Формулировки предложений при анализе литературных источников следующие: «Автор отмечает.., указывает…, показывает…, подчеркивает.., считает….» и т.п. Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Первая глава заканчивается резюмирующим абзацем: «Таким образом, проведенный анализ научной и методической литературы свидетельствует о … и актуальности проблемы …». Резюмирующий абзац располагается сразу в конце первой главы. Далее приводится гипотеза исследования, т.е. предполагаемое решение проблемы. Гипотеза должна раскрывать предполагаемую связь изучаемых явлений, процессов (например, предположим, что воспитание скоростных способностей у спринтеров разной квалификации будет успешно при использовании средств и методов, учитывающие следующие условия: индивидуальные и возрастные особенности; сенситивные периоды развития скоростных способностей; этапы спортивной подготовки и учет цикличности тренировочного процесса). Глава 2. Цель задачи методы и организация исследования На основе гипотезы формируются цель и задачи исследования. Цель исследования фиксирует направленность данного научного поиска, т.е. результат который планируется получить. Цель формулируется кратко и точно. Формулировки следует начинать со следующих глаголов: выявить и обосновать ….; проанализировать…; сравнить…; сформулировать рекомендации … и т.д. Задачи исследования раскрывают конкретные пути (этапы) достижения цели исследования. Обычно задач ставится не более четырех. Например, 1. Изучение состояния разработанности вопроса. 2. Разработка эксперимента чего-либо. 3. Выявление эффективности применения методики на практике. 4. Анализ полученных результатов. Формулировки следует начинать со следующих глаголов: изучить…; разработать…; выявить…; установить… и т.п. Далее следует перечислить методы исследования, которые применялись для анализа литературы по проблеме исследования, проведения экспериментального исследования и обработки полученных в ходе исследования данных. Методы педагогического исследования - это способы и приемы получения информации, добывания фактического материала (например, анализ и синтез, наблюдение, анкетирование). Глава содержит сведения об организации проведения исследования: 1) где (на базе какого учреждения), 2) с каким контингентом (возрастно-половой состав; уровень подготовленности и т.п.), 3) продолжительность периода наблюдений (недели, месяцы), 4) этапы выполнения работы, 5) методы и методики, использованные в работе, 6) содержание внедряемого фактора, 7) материально-техническое обеспечение, 8) методы оценки эффективности проведенного исследования. Глава может содержать иллюстративный (табличный, графический) материал; формы анкет, опросных листов и т.п. При разработке собственных методик следует дать их описание, желательно сопроводить схемой или рисунком. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. Вторая глава заканчивается резюмирующим абзацем, например: «Таким образом, для решения поставленных задач нами были использованы адекватные и достаточные (в количественном отношении) средства …. , схема организации и методы оценки их эффективности…». Резюмирующий абзац располагается сразу в конце второй главы. Результаты исследований и их анализ отражаются в Главе 3, котораясодержит данные, полученные в ходе исследования, их анализ и обсуждение в соответствии с поставленными задачами. Результаты исследований подкрепляются рисунками, таблицами, фотографиями и т.п. При этом необходимо помещать таблицы с фактическим материалом до начала исследования и после его завершения. При оценке эффективности, например, комплекса «ОРУ» разработанного (или использованного) автором ВКР, полученные результаты необходимо сопоставить с данными других исследователей, высказать свое мнение и суждение по существу полученных результатов. При необходимости можно оценить положения с точки зрения их теоретического и практического значения, изложить аспекты, оставшиеся открытыми. В тексте необходимо употреблять единообразные термины (например, «двигательные качества», «физические качества») условные сокращения и обозначения. Нельзя одним и тем же термином обозначать разные понятия. Новые термины, которые вводятся автором или малоизвестны читателям, следует объяснять. Иностранные слова и термины рекомендуется употреблять только в исключительных случаях: 1) когда они получили широкое распространение и слились с русским языком (аут, аутсайдер и т.п.); 2) когда без них нельзя обойтись при изложении научных фактов (гипокинезия, аэробные процессы и т.п.); 3) когда необходимо познакомить читателя с новыми или малоизвестными терминами, встречающимися в зарубежной литературе. Изложение результатов собственных исследований не принято вести от собственного имени («я утверждаю», «мною открыто» и т.п.). Нельзя злоупотреблять вступительными словосочетаниями в начале абзацев и фраз («Следует подчеркнуть ..», «Необходимо заметить», «Что касается» и т.п.). Не рекомендуется часто употреблять одинаковые слова, словосочетания и обороты; дважды использовать какое-либо понятие в одной фразе; располагать близко друг к другу слова, образованные от одного корня («нагрузка» и «груз», «школа» и «школьник» и пр.), сходные по звучанию или сливающиеся в произношении («у учащихся», «об обмене», «при применении» и т.п.). Следует избегать длинных предложений: они затрудняют понимание текста. Третья глава заканчивается резюмирующим абзацем, например, «Таким образом, анализ полученных результатов показал, что …». Резюмирующий абзац располагается сразу в конце третьей главы. Заключение носит обобщающий характер полученных результатов исследования, выводы по доказательности или не доказательности выдвинутой гипотезы. В заключении автор должен дать критическую оценку тому, насколько ему удалось достигнуть поставленной цели и выполнить задачи; насколько верным оказались методологические принципы, которых он придерживался. Выводы нумеруются и должны отвечать на поставленные в работе задачи. Выводы и практические рекомендации должны быть краткими, конкретными и вытекать из фактического материала исследования. Кроме того, автору нужно определить перспективы дальнейших исследований и рассказать о своих намерениях по разработке темы. Таким образом, в заключение подводится общий итог работы так, чтобы, не читая всего предшествующего материала, эксперт мог получить целостное представление о выполненной дипломной работе. Объем заключения - до 3 страниц. Список литературы представляет собой перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и с нумерацией по порядку. В список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в основном тексте. Вначале указываются отечественные авторы, затем – зарубежные. Список электронных ресурсов располагаются после печатных изданий (прил. 3). Приложения включают материалы первичных эмпирических данных, результаты их статистической обработки (представленные в виде таблиц, графиков, рисунков и т.п.). В приложение могут входить нормативные документы, инструкции, правила, программы и др. Каждому документу присваивается порядковый номер, который помещают в верхнем правом углу над заголовком, выделяют курсивом (например, Приложение 1). В тексте ВКР обязательно должны быть ссылки на приложение. Материалы приложения не входят в общий объем ВКР.
![]() |