Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Однократные дозы ионизирующего излучения, приводящие к развитию острой лучевой болезни



Легкая (I) степень. Первичная реакция, если она возникла, выражена незначитель­но и протекает быстро. Могут быть тошнота и однократная рвота. Длительность • первичной реакции не превышает одного дня и ограничивается обычно несколь­кими часами. При легкой степени нет отчетливой периодизации ОЛБ. Латент­ный период длится 30-35 сут, а начало периода разгара определяется главным образом гематологически по снижению на 5-6-й неделе числа лейкоцитов до 1500-3000 в 1 мкл и возрастанию СОЭ до 10-25 мм/ч. При этом общее состоя­ние больного, как правило, остается удовлетворительным. Может развиваться астенизация. Выздоровление наступает чаще всего без лечения.

Средняя (II) степень. Периодизация ОЛБ выражена отчетливо. Первичная ре­акция длится до одних суток. Имеют место тошнота и двукратная или трех­кратная рвота, общая слабость, субфебрильная температура. Латентный пе­риод 21-28 сут. Период разгара начинается либо с возникновения субфеб-рильной температуры, либо с появления геморрагического синдрома (может быть то и другое одновременно).

В период разгара число лейкоцитов в крови снижается до 500-1500 в 1 мкл, тромбоцитов - до 30-50 тыс./мкл, иногда развивается агранулоцитоз, повышается СОЭ до 25-40 мм/ч, возникают инфекционные осложнения, кро- . воточивость, умеренная алопеция, астеническое состояние. При исследова- . нии костного мозга наблюдается гипоплазия. Больные нуждаются в специа­лизированной медицинской помощи.

Тяжелая (III) степень. Бурная первичная реакция до 2 сут, тошнота, много­кратная рвота, общая слабость, субфебрильная температура, головная боль. Возможна гиперемия кожи и слизистых оболочек. Латентный период 8-17 сут. С наступлением периода разгара резко ухудшается общее состояние больного. Возникают стойкая лихорадка, выраженная слабость, кровоточи­вость. С конца 1-й недели возможно появление отечности, гиперемии, эрозий слизистых оболочек рта и зева. Число лейкоцитов со 2-й недели падает до 300-500 в 1 мкл, тромбоцитов - ниже 30 тыс./мкл, костный мозг опустошен, СОЭ - 40-80 мм/ч. Развиваются тяжелые инфекционные осложнения, гемор­рагический синдром, анемия, токсемия, выраженная тотальная алопеция. Смертельные исходы возможны с 3-й недели. Больные нуждаются в своевре­менном специализированном лечении.

Крайне тяжелая (IV) степень. Первичная реакция протекает бурно, продолжа­ется 3-4 сут, сопровождается неукротимой рвотой и резкой слабостью, дохо­дящей до адинамии, возможны общая кожная эритема, жидкий стул, кол­лапс. Скрытый период нечетко выражен, на остаточные проявления первич­ной реакции могут наслаиваться симптомы периода разгара, лихорадка, кро­воточивость. Развиваются тяжелые инфекционные осложнения и желудочно-кишечный синдром. Смертельные исходы наступают со 2-й недели от мо­мента поражения. Выздоровление очень небольшого числа больных возмож­но лишь в результате трансплантации костного мозга.

В зависимости от возможных проявлений различают церебральную, токсиче-

), кишечную и костномозговую форму ОЛБ.

Церебральная форма. При облучении в дозе свыше 50 Гр возникает церебраль­ная форма острейшей лучевой болезни. В ее патогенезе ведущая роль при­надлежит поражению на молекулярном уровне клеток головного мозга и мозговых сосудов с развитием тяжелых неврологических расстройств. Смерть наступает от паралича дыхания в первые часы или первые 2-3 сут.

Токсическая, или сосудисто-токсемическая, форма. При дозах облучения в пределах 20-25 Гр развивается ОЛБ, в основе которой лежит токсико-гипокси-ческая энцефалопатия, обусловленная нарушением церебральной ликвороге-модинамики и токсемией. При явлениях гиподинамии, прострации, затемне­ния сознания с развитием сопора и комы пораженные гибнут на 4-8-е сутки.

Кишечная форма. Облучение в дозе от 10 до 20 Гр ведет к развитию острейшей лучевой болезни, в клинической картине которой преобладают признаки энте­рита и токсемии, обусловленные радиационным поражением кишечного эпителия, нарушением барьерной функции кишечной стенки для микрофлоры и бактериальных токсинов, Смерть наступает на 2-й неделе или в начале 3-й,

Костномозговая форма. Облучение в дозе 1-10 Гр сопровождается развитием костномозговой формы ОЛБ, которая в зависимости от величины поглощен­ной дозы различается по степени тяжести (табл. 13).

При облучении в дозе до 250 рад может погибнуть 25% (без лечения), а в дозе 400 рад - до 50% облученных, доза облучения 600 и более рад считается абсолютно смертельной.

Хроническая лучевая болезнь- это общее заболевание организма, воз­никающее при длительном, систематическом воздействии небольших доз ио­низирующего излучения (превышающих безопасные), В этих условиях проис­ходит постепенное накопление патологических изменений в организме, и на определенном этапе (в зависимости от скорости накопления и устойчивости организма) развивается заболевание

В течении хронической лучевой болезни выделяют 4 нечетко разграниченных периода: начальных функциональных нарушений, собственно заболевания, восста­новления и последствий.

Сроки развития хронической лучевой болезни, степень ее тяжести зависят от скорости накопления дозы излучения и индивидуальных особенностей организма. Общая закономерность при этом сводится к следующему: чем быстрее происходит накопление дозы излучения и чем менее устойчив к воздействию излучения орга­низм, тем быстрее появляется заболевание и тяжелее протекает.

Строго разграничить степени тяжести заболевания трудно, однако условно вы­деляют хроническую лучевую болезнь легкой (I), средней (II), тяжелой (III) и крайне тяжелой (IV) степеней. Хроническую лучевую болезнь от внешнего облучения II, III и особенно IV степени тяжести в современных условиях строгого контроля доз излу­чения наблюдают редко. Ее развитие более вероятно при случайной инкорпорации долгоживущих радиоактивных веществ.

При длительном проживании населения на загрязненной радиоактивными вещест­вами территории после аварии на радиационно опасном объекте не исключается сни­жение пищевой ценности рациона питания, что в комбинации с воздействием малых доз облучения может неблагоприятно влиять на течение иммунологических процессов в организме облученного человека и на показатель неспецифических заболеваний.

Для четкой организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации послед­ствий радиационных ЧС всех лиц, на которых могут оказать воздействие факторы радиа­ционной аварии, условно можно разделить на следующие группы: 1-я - работники пред­приятия (персонал) и члены аварийно-спасательных бригад; 2-я - ликвидаторы последст­вий аварии, кроме лиц из первой группы; 3-я - население (эвакуированные, переселен­ные и лица, проживающие на загрязненных в результате аварии территориях).

У работников предприятия (персонал) и личного состава аварийно-спасатель­ных бригад могут развиться выраженные клинические проявления лучевого пораже­ния, требующие безотлагательной медицинской помощи в первые же часы или дни после аварии в связи с облучением в достаточно высоких дозах. Уровни облучения (поглощенная доза за 2 сут), при которых необходимо срочное медицинское вмеша­тельство, приведены в действующих Нормах радиационной безопасности НРБ-99.

Безотлагательное вмешательство требуется после облучения всего тела в дозе 1 Гр, легких - в дозе 6 Гр, кожи - в дозе 3 Гр, щитовидной железы - в дозе 5 Гр.

Такие поражения могут, как правило, возникнуть только у самих работников аварийного объекта и оперативно привлеченных для локализации очага аварии про­фессионалов (бригады пожарных, аварийно-спасательные формирования и т.п.). Сле­дует подчеркнуть, что эта часть пораженных может подвергнуться облучению в ле­тальных дозах при выполнении своих профессиональных обязанностей; в сложив­шихся условиях это облучение зачастую предотвратить практически невозможно. Число таких пораженных относительно невелико. Так, на Международной конферен­ции «Десятилетие после Чернобыля: оценка последствий аварии» было отмечено, что число людей с выраженными клиническими проявлениями, непосредственно связан­ными с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС, оказалось, учитывая ее масштабы, сравнительно небольшим. В общей сложности 237 чел., непосредственно участвовавших в ликвидации аварии, были госпитализированы с выраженными клиническими синдромами ОЛБ; подтвержден был такой диагноз у 134 чел. Из них 28 пораженных умерли (кроме них еще трое пораженных умерли во время аварии: двое в результате поражения взрывной волной, а один из-за тромбоза коронарных сосудов).

Очевидно, что данную группу пораженных необходимо обязательно предусмат­ривать в планах медико-санитарного обеспечения при радиационных авариях. В част­ности, должно быть обеспечено оказание им первой медицинской помощи на здрав­пункте предприятия, первой врачебной и квалифицированной помощи в медицин­ском учреждении, обслуживающем предприятие, а также эвакуация (с соответствую­щим медицинским сопровождением) и оказание квалифицированной и специализи­рованной помощи в радиологическом центре.

Ликвидаторы (кроме работников предприятия и членов аварийно-спасательных бри­гад) - это остальные лица, привлеченные к работам по ликвидации последствий аварии.

В 1986-1987 гг. в районе Чернобыля работало около 200 тыс. ликвидаторов (по .данным Государственного регистра, общая численность ликвидаторов, работавших в эти годы, составила 223 946 чел.; 94% из них были в возрасте 20-45 лет). Средняя до­за облучения этой группы ликвидаторов составила 0,1 Зв, около 10% получили дозы порядка 0,25 Зв, а несколько процентов - дозы, превышающие 0,5 Зв. Общее число получивших облучение составило примерно 800 тыс. чел. В настоящее время у части из них наблюдаются различные заболевания, в том числе последствия нервно-психи­ческого напряжения; они нуждаются в своевременном лечении, мерах профилактики вторичных эффектов и постоянном диспансерном наблюдении.

Все ликвидаторы радиационной аварии являются «пораженными в чрезвычай­ной ситуации» и, таким образом, относятся к компетенции медицины катастроф. Сле­дует подчеркнуть, что эта категория вполне сравнима по численности с количеством пораженных при других техногенных и даже экологических катастрофах. Задачи сис­темы здравоохранения страны должны быть направлены на то, чтобы с помощью правильно спланированных организационных, санитарно-гигиенических и защитно-профилактических мероприятий не допускать к таким работам лиц, имеющих соот­ветствующие медицинские и возрастные противопоказания, уменьшить дозовые на­грузки на ликвидаторов за время их работы, а также оказать им в период проведения работ необходимую и своевременную медицинскую помощь.

При планировании и организации лечебно-профилактических мероприятий сре­ди населения в начальном периоде развития аварии подразумевается, что своевременно и в соответствии с дозовыми критериями, установленными в НРБ-99, будут проведены необходимые защитные мероприятия (укрытие, йодная профилактика, эвакуация, ограничение потребления загрязненных продуктов и воды, отселение). Проведение необходимых защитных мер в принципе должно исключить детермини­рованные эффекты от воздействия радиационного фактора среди населения. В то же время не следует забывать, что любые защитные меры, особенно для такой гетеро­генной популяции, как население, включающей детей, беременных женщин, госпита­лизированных и не госпитализированных больных, не могут полностью исключить возможность отрицательного воздействия на здоровье.

В табл. 14 сформулированы задачи медицинских формирований по минимиза­ции медико-санитарных последствий для лиц, вовлеченных в сферу действия пора­жающих факторов радиационной аварии.



Просмотров 1002

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!