![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тематика КОНТРОЛЬНО-курсовых работ
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»
Кафедра Социологии и политологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольно-КУРСОВОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)
по дисциплине
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Направление подготовки: 040100 Социология Профиль подготовки: 040100 Социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях Квалификация выпускника: бакалавр
Формы обучения: очная, заочная
Тула 2012 г. ЛИСТ Согласования методических указаний Методические указания составлены канд. социол. наук, доцентом Щербаковой В.П., обсуждены и утверждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета, протокол № 5 от « 14 » марта 2012г.
Зав. кафедрой И.А. Батанина
1. Цель контрольно-курсовой работы– добиться умения самостоятельно, достоверно, логически стройно описать состояние научного знания относительно конкретного социального феномена.
Задачами подготовки контрольно-курсовой работыявляются: 1) формирование представлений о методах социологического исследования; 2) обеспечение понимания социальных процессов; 3) систематизация фундаментальных знаний и анализ основных тенденций современных социологических исследований.
Требования к выполнению ККР Выполнение курсовой работы (ККР) - важная составная часть изучения любой дисциплины и обязательное условие допуска к сдаче зачета. Научное руководство осуществляет преподаватель, ведущий названную дисциплину. КР выполняется в течение семестра и оценивается после защиты ее студентом по установленному графику на семинарском занятии. ККР может быть выполнена по той же теме, которая разрабатывалась студентом в предыдущем семестре в ходе подготовки ККР. Но обязательно надо обновить литературу, а также разработать прикладную часть, реализующую данный метод. В качестве прикладной части следует составить программу исследования, обосновать применение данного метода, описать процедуру его применения, составить методику, направленную на реализацию метода разработать инструкцию по использованию метода, описываемого в ККР. КР, выполняемая студентом, является одной из форм его научной работы и должна отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию, композиции и оформлению таких работ. Содержательная характеристика ККР определяется соответствием излагаемого материала выбранной теме. Каждому студенту необходимо заблаговременно пройти консультацию у научного руководителя в отношении структуры работы, привлекаемых первоисточников, источников и научной литературы. Рекомендуется следующая композиция ККР: - титульный лист (см. образец); - план; - введение; - основная часть; - заключение; - библиографический список. Объем ККР составляет 20-25 страниц текста, напечатанного на одной стороне стандартного листа формата А-4. Страницы нумеруются, но на титульном листе первый номер страницы не ставится, а далее нумерация указывается со второго листа. При оформлении работы на компьютере межстрочное расстояние рекомендуется принимать 1,5; на странице располагается 28-30 строк, в строке 60+/-2 знаков, включая пробелы. Шрифт Times New Roman, размер 14. Абзац 1,25, перенос автоматический. Поля со всех сторон 2 см. Необходима тщательная проработка введения. В нем обосновываются выбор темы ККР, ее значение для профессиональной подготовки политолога и степень научной разработанности. Ставятся цель и задачи. Последние призваны конкретизировать поставленную цель. Определяется, что рассматривается в качестве объекта и предмета в данной КР. Должны быть указаны теоретическая основа, а также источниковая база. В основной части раскрывается содержание темы в виде логично построенного текста, в котором обязательно делаются ссылки на первоисточники, источники, научную литературу. В заключении даются обоснованные выводы по проделанному исследованию. После заключения следует библиографический список, который состоит из использованной при написании КР научной литературы. В этот список не рекомендуется включать энциклопедии, справочники, словари, газетные публикации. Если тема требует их использования, то об этом следует сделать пояснение во введении. В тех случаях, когда работа носит теоретико - прикладной характер, студент должен продемонстрировать навыки разработки программы, методик исследования, расчета объема выборки, аргументировать выбор методов. Кроме того, если проблемы, рассматриваемые студентом, предусматривают обработку и анализ данных, необходимо показать владение методами обработки и анализа, а также адекватной интерпретации результатов исследования. Студент также может провести самостоятельное исследование, обобщить результаты, сделать на их основе выводы, раскрывая выбранную им тему. Список использованной литературы и ссылки оформляются согласно ГОСТу 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Библиографический список делается в алфавитном порядке, по каждой из перечисленных работ указываются: - фамилия и инициалы автора (авторов); - название; - выходные данные в полном виде; - количество страниц. Подготовленная рукопись КР тщательно редактируется и выверяется, т. е. в тексте должны быть устранены разного рода повторения, длинноты, противоречия, неудачно подобранные примеры, любые ошибки (грамматические, фактические и т. д.). Все цитаты необходимо проверить по источникам. Выполнение предложенных в настоящем пособии рекомендаций поможет студенту приобрести необходимые навыки учебно-научной работы и лучше подготовиться к более сложным видам деятельности будущего специалиста. Основная литература 1. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Количественные и качественные подходы. М., 2005.
Дополнительная литература 1. Добреньков В. И., Кравченко А. И, Методы социологического исследования: Учебник. М.: Инфра М, 2004.
2. Сикевич, З.В. Социологическое исследование : практическое руководство / З.В.Сикевич .М.и др. : Питер, 2005 .320с 3. Татарова, Г.Г.Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учеб.пособие / Г.Г.Татарова;Федеральное агенство по образованию: Нац.центр подготовки кадров . М. : Новый учебник, 2004, 206с Периодические издания Журналы: Вестник МУ. Серия 12. Социология и политология; Общественные науки и современность; Полис; Психологический журнал; Социально-гуманитарные знания; Социс
Тематика КОНТРОЛЬНО-курсовых работ 1. Трансформация экономических институтов в России и социологические проблемы. 2. Социодемографические исследования. 3. Изучение социально - политических процессов социологами. 4. Социально-психологическое исследование. Применение лонгитюдного исследования для изучения социальных проблем российской молодежи. (0,5 час.). 1. Мониторинговые исследования социальных преобразований в российском обществе. 2. Программа СИ как начальный этап решения социальной проблемы (на примере конкретной тематики). 3. Факторы, детерминирующие возникновение негативных девиаций в российском обществе. 4. Определение принципиальных путей решения проблемы негативных изменений в институте высшего образования в России в рамках СИ. 5. Концепция исследования социальной адаптации студентов к общественным переменам в России. 6. Методологический раздел программы КСИ (на примере конкретного исследования). 7. Программа повторно-сравнительного исследования (на примере конкретной темы). 8. Методологические проблемы исследования социальной стратификации в российском обществе. 9. Изменение политического сознания россиян (методологический аспект). 10.Методологические подходы исследования социального самочувствия молодежи. 11.Методология системного изучения социального института образования 12.Методы управленческого консультирования: принципы отбора и условия реализации. 13.Сравнительный анализ методик групповой оценки личности (ГОЛ) руководителя и специалиста. 14.Социологическое обеспечение принятия управленческих решений (на материалах конкретного социологического исследования). 15.Методическое обоснование модели профессиональной эффективности работника. 16.Обоснование методов и методики исследования электорального поведения россиян. 17.Изучение девиантного и делинквентного поведения молодежи: методический аспект. 18.Исследования социальной адаптации студентов к изменениям в системе образования: методическое обеспечение. 19.Принципиальный план исследования как составляющая процедурно-методического раздела программы (на примере конкретного исследования). 20.Организационный раздел и проблемы организации конкретного социологического исследования. 21.Подготовка инструментария социологического исследования (на примере конкретной темы). 22.Использование статистических данных при изучении демографической ситуации в регионе. 23.Определение и обоснование методик изучения положения молодой семьи. 24.Композиция анкеты для проведения прессового опроса (авторская методи ка). 25.Применение стандартизированного интервью при изучении любых проблем (из опыта участия в исследовании). 26.Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики). 27.Информация, полученная методом фокус-групп и стандартизированным интервью: сравнительный анализ (на примере КСИ). 28.Применение метода социометрии для изучения лидерства в малой группе (с проведением самостоятельного исследования). 33. Исследование неформальной структуры студенческой группы 34. Использование социометрии для изучения социально- психологического климата трудового коллектива. 35.Пилотаж как способ апробирования методики (с разработкой авторской методики). 36.Проективная техника для изучения социальной адаптации молодежи. 37. Статистический анализ в СИ (на примере конкретного исследования) 38. Применение анализа документов в процессе изучения девиантного поведения молодежи (на материалах конкретного социологического исследования). 39.Контент-анализ как метод исследования (на примере исследования конкретной проблематики). 40 Неструктурализованное наблюдение как качественный метод сбора данных в исследовании социальной адаптации студентов. 38.Разработка индикаторов поведения объекта наблюдения (на примере конкретного исследования). 39.Особенности социологического эксперимента и сравнение его с другими методами. 40. Диагностика организаций (компаративный анализ существующих методик) 40.Применение методик изучения системы ценностных ориентаций для исследования социальной адаптации населения к общественным переменам в России. 41.Использование тестов в ходе изучения самоидентификации молодежи к социальным изменениям в российском обществе. 43. Игры открытого и закрытого типов (сравнительный анализ). 44. Преимущества и недостатки игрового метода в социологии. 45.Комплиментарность методов, используемых для изучения девиантного поведения молодежи. 46.Взаимообусловленность методов исследования политической ситуации в тульском регионе. 47.Сочетание количественных и качественных методов, используемых для исследования социальной адаптации студентов к общественным переменам в России. 48.Обработка и анализ открытых вопросов. 49.Анализ возможностей компьютерных программ обработки данных. 50.Методы многомерного анализа эмпирических данных. 51.Использование метода кластерного анализа в ходе исследования ”Политическая ситуация в Тульском регионе” (или другого какого - либо СИ). 52.Применение факторного анализа (на примере конкретного социологического исследования). 53.Количественно-качественный анализ данных в ходе исследования “Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России”. 54.Подготовка аналитического отчета по результатам конкретного социологического исследования. 55.Обоснование выводов и рекомендаций (по материалам конкретного социологического исследования) 56. Основные принципы и правила составления отчета.
Образец оформления титульного листа
![]() |