![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Русский речевой этикет, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе, объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Овладение нормами русского речевого этикета.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен Знать · изученные разделы науки о языке; · смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы; · основные единицы языка, их признаки; · основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; Уметь · объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; · определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста; · опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · адекватно понимать информацию устного сообщения; · читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); · воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план); · осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике; · владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); · свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); · соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета); · соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; · соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; · владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; · извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета). РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен Знать · основные единицы языка и их признаки; · основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета; · смысл понятий речь устная и письменная; диалог, монолог; ситуация речевого общения; функциональные стили языка; текст, его функционально-смысловые типы; · основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным; Уметь · объяснять роль русского языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; · различать разговорную и книжную речь, научный, публицис-тический, официально-деловой, разговорный стили, язык художественной литературы; · опознавать основные единицы языка, проводить их анализ; · определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип, а также стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · владеть русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах; · владеть русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам, пользоваться словарями разного типа, справочной литературой; · понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе: речь диктора радио, телевидения, официального лица; · читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее, просмотровое виды чтения; · пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный); · создавать устные и письменные тексты, различные по функционально-смысловому типу, стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения; · осуществлять основные виды информационной переработки текста: план, конспект; · вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения; · соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; соблюдать нормы русского речевого этикета; · владеть навыками речевого самоконтроля, оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить ошибки, обусловленные влиянием родного языка учащегося.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
![]() |