Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 5. Государственное управление и государственная служба в



Республике Казахстан

 

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государ­ственной власти Республики Казахстан, тесно взаимодействую­щую с законодательной и судебной ее ветвями.

Исполнительная власть как проявление единой государст­венной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являю­щимися органами государственного управления.

Исполнительная власть представлена системой органов го­сударственного управления, к которым относятся Правитель­ство, министерства, государственные комитеты и ведомства Рес­публики, местные исполнительные органы, администрация го­сударственных учреждений и предприятий.

Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и в пространстве, т.е. осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы.

Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной ирас­порядительной. В соответствии с законодательством они обла­дают государственно-властными полномочиями, в т.ч. по изда­нию правовых актов и их реализации. В целом эти органы наде­лены широкими полномочиями самостоятельного правотвор­чества, правоприменения и правоохраны/ Подзаконность дея­тельности органов исполнительной власти — важнейший мо­мент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.

Исполнительная власть осуществляется посредством госу­дарственной службы. Под ней понимается профессиональная деятельность граждан в государственных органах, направлен­ная на осуществление государственного управления.

Органы исполнительной власти складываютсятйструктур-ных подразделений (отделов, управлений), каждое из которых представляет совокупность должностей, занимаемых слу­жащими.

Существенный признак исполнительной власти - наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеоло­гических, организационных, или ее предметный характер. В ней (сконцентрирована фактическая государственная мощь. Она [опирается на обширные территории, контингенты людей, ре-1сурсы, использует инструменты служебных продвижений и 1поощрений. Кроме того, в непосредственном ведении органов исполнительной власти находятся Вооруженные Силы, в част­ности, армия, милиция, органы национальной безопасности. Эти силы придают исполнительной власти особо опасную мощь, что нередко порождает у ее носителей чувство безнаказаннос­ти и безответственности.

Поэтому нормы административного права предусматрива­ют пределы исполнительной власти и определенные юридичес­кие гарантии обеспечения их соблюдения.

В административно-правовых нормах закрепляются не толь­ко основные должностные полномочия государственных слу­жащих, но и соответствующие ограничения в связи с пребыва­нием на государственной службе. Так, статья 13 Указа Прези­дента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О госу­дарственной службе" от 26 декабря 1995 г. прямо запрещает государственному служащему занимать другую должность в го­сударственных органах, заниматься предпринимательской дея­тельностью, в связи с исполнением должностных обязаннос­тей пользоваться в личных целях услугами граждан и юриди­ческих лиц. Таким образом, исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама подчинена им.

Особенно тщательно и скрупулезно нормы административ­ного права регламентируют применение органами исполнитель­ной власти, должностными лицами и работниками силовых структур мер административного принуждения.

Правительство Республики Казахстаносуществляет испол­нительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью.

Основы его правового положения, состав, порядок форми­рования определяются Конституцией Республики Казахстан, конституционным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Республики.

Правительство образуется Президентом Республики в соста­ве \Премьер-Министра Республики Казахстан, заместителей Премьер-Министра, руководителей Канцелярии Премьер-Ми-нистра, министров, председателей государственных комитетов Республики.

Премьер-Министр Республики Казахстан назначается Пре­зидентом с согласия Парламента. Другие члены Правительства также назначаются Президентом. Премьер-Министр обладает особым статусом. После своего назначения в десятидневный срок он вносит предложения Президенту о структуре и составе Правительства; организует и руководит деятельностью Прави­тельства, персонально отвечает за его работу; в течение месяца после своего назначения представляет Парламенту доклад о программе Правительства, а в случае ее отклонения представ­ляет повторный доклад о программе в течение двух месяцев; подписывает постановления Правительства; докладывает Пре­зиденту об основных направлениях деятельности Правительст­ва и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функ­ции, связанные с. организацией и руководством деятельностью Правительства.

(Члены Правительства приносят присягу народу и Президен­ту Казахстана. Лица, входящие в состав Правительства, не мо­гут занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподава­тельской, научной или иной творческой деятельности, осущест­влять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерчес­кой организации. Члены Правительства не могут быть одновре­менно депутатами представительного органа.

Деятельность Правительства охватывает по существу все стороны жизни общества. Его основные направления деятель­ности (функции) предусмотрены в Конституции. В соответст­вии с ними Правительство:

} разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безо­пасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;

Представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;

вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает испол­нение законов;

организует управление государственной собственностью;

вырабатывает меры по проведению внешней политики Рес­публики;

руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных ор­ганов;

отменяет или приостанавливает полностью или в части дей­ствие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов Республики;

выполняет иные функции, возложенные на него Конститу­цией, законами и актами Президента

Правительство на основе и во исполнение Конституции Рес­публики, законов, актов Президента, иных нормативных пра­вовых актов издает постановления^]

Премьер-Министр издает распоряжения.

Постановления Правительства могут быть отменены Пре­зидентом и Правительством Республики. Распоряжения Пре­мьер-Министра могут быть отменены Президентом, Правитель­ством и Премьер-Министром Республики.

Президент имеет право председательствовать на заседании Правительства по особо важным вопросам.

Правительство во всей своей деятельности ответственно пе­ред Президентом, а также подотчетно Парламенту Республики в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 53 Конститу­ции. Согласно этой норме Парламент на совместном заседании Палат заслушивает доклад Премьер-Министра о программе Правительства и одобряет или отклоняет программу. Повтор­ное отклонение Программы может быть осуществлено боль­шинством в две трети голосов от общего числа депутатов каж­дой из Палат и означает выражение вотума недоверия Прави­тельству. Отсутствие такого большинства означает одобрение программы Правительства.

Члены Правительства подотчетны Палатам-Парламента которые вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палат заслушивать отчеты членов Правитель­ства по вопросам их деятельности и большинством з две трети голосов от общего числа депутатов Палаты принимать обраще­ние к Президенту об освобождении от должности члена Пра­вительства в случае неисполнения им законов Республики Казахстан.

Правительство действует в пределах срока полномочий Пре­зидента (семь лет) и слагает свои полномочия перед вновь из­бранным Президентом^

Конституцией предусмотрены случаи и порядок досрочной отставки Правительства (статья 70).

Правительство и любой его член вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осу­ществление возложенных на них функций. Правительство за­являет Президенту Республики об отставке в случае выраже­ния Парламентом вотума недоверия Правительству. Президент в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки. Принятие отставки означает прекраще­ние полномочий Правительства либо его члена. Принятие от­ставки Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

При отклонении отставки Правительства или его члена Пре­зидент поручает ему дальнейшее осуществление его обязаннос­тей. При отклонении отставки Правительства, заявленной в свя­зи с выражением ему Парламентом вотума недоверия, Прези­дент вправе распустить Парламент.

Президент Республики вправе по собственной инициативе пршШь рСшшпе^о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

В Конституции Республики Казахстан предусмотрены пол­номочия Парламента по осуществлению контроля за деятель­ностью Правительства и ответственность последнего перед ним. К ним относятся:

утверждение Парламентом на совместном заседании Палат республиканского бюджета и отчетов Правительства и Счетно­го комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении; | выражение вотума недоверия Правительству; назначение на семилетний срок трех членов Счетного ко­митета по контролю за исполнением республиканского бюд­жета;

Проведение Палатами по вопросам своей компетенции Пар­ламентских слушаний.

Правительство, в свою очередь, обладает определенными полномочиями, связанными с деятельностью Парламента. К ним относится право законодательной инициативы, в т.ч. пра­во представлять Парламенту республиканский бюджет и вно­сить в Мажилис проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительст­ва (статья 61 Конституции Республики Казахстан).

В случае непринятия внесенного Правительством проекта закона Премьер-Министр может поставить перед Парламентом вопрос о доверии Правительству. Если предложение о вотуме недоверия не наберет установленного Конституцией необходи­мого числа голосов, проект закона считается принятым без го­лосования.

Центральные органы исполнительной власти.Наряду с Пра­вительством в структуру органов исполнительной власти вклю­чаются государственные органы специальной компетенции — это отраслевые или межотраслевые функциональные органы. Их структура, как уже отмечалось, по предложению Премьер-Министра определяется Президентом Республики.

В настоящее время в Казахстане организационно-правовыми формами центральных органов исполнительной власти яв­ляются:

министерство;

государственный комитет;

комитет, департамент, агентство, а также иной орган госу­дарственного управления при (в) министерстве, государствен­ном комитете Республики. Они обобщенно называются ведом­ством

комитет, главное управление, комиссия, агентство и иной республиканский орган государственного управления, не вхо­дящие в состав Правительства.

государственные органы, как Комитет национальной безопасности, Прокуратура, не входят в систему центральных исполнительных органов Республики. Они непосредственно подчинены и подотчетны Президенту Республики Казахстан. Все центральные органы исполнительной власти, за исклю­чением вышеназванных органов, находятся в ведении Прави­тельства. Оно руководит деятельностью министерств, государ­ственных комитетов, иных центральных и местных исполнитель­ных органов.

Правительство отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных ко­митетов, иных центральных и местных исполнительных орга­нов Республики.

Правительство назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных орга­нов, не входящих в состав Правительства, а также по представ­лению министров, председателей государственных комитетов, руководителей центральных исполнительных органов, не вхо­дящих в состав Правительства, назначает на должность и осво­бождает от должности их заместителей и руководителей ве­домств республики. Положение о каждом из них утверждается Правительством. Им определяются также сфера деятельности, полномочия и от­ветственность ведомств Республики.

В зависимости от характера функций и полномочий цент­ральные органы исполнительной власти имеют определенные особенности.

Министерство — центральный исполнительный орган Рес­публики, осуществляющий руководство соответствующей от­раслью (сферой) государственного управления, а также в пре­делах, предусмотренных законодательством, межотраслевую ко­ординацию.

Государственный комитет — центральный исполнительный орган республики, проводящий в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях в соответствии с за­конодательством межотраслевую координацию.

Министр, председатель государственного комитета Респуб­лики по должности входят в состав Правительства, обеспечи­вают эффективное функционирование соответствующей отрас­ли (сферы) государственного управления, несут ответственность за состояние, развитие руководимой отрасли (сферы), выпол­нение законов, актов Президента и Правительства.

При министре, председателе государственного комитета соз­дается консультативно-совещательный орган — коллегия ми­нистерства, государственного комитета. Численный состав кол­легии определяется Правительством, а ее персональный состав утверждается министром, председателем государственного ко­митета Республики.

Решения, принимаемые министерством, государственным комитетом, оформляются приказами министра, постановления­ми государственного комитета Республики, подписываемыми председателем государственного комитета.

Центральный исполнительный орган Республики, не входя­щий в состав Правительства, осуществляет по вопросам, входя­щим в его компетенцию, межотраслевую координацию, а так­же иные специальные исполнительные и разрешительные функции.

Ведомство в пределах компетенции министерства, государ­ственного комитета Республики автономно осуществляет спе­циальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию либо руководство подотраслью (сферой) государственного управления.

 

 



Просмотров 923

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!