![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Последствия перенесенного рахита
Этиология. Главное значение в этиологии рахита у детей раннего возраста играет недостаточное поступление в организм ребенка витамина D, а также солей Са и Р и др. витаминов. Витамин D регулирует фосфорно-кальциевый обмен: процесс усвоения Р и Са и их отложение в костях и тем самым способствует правильному росту и образованию костей. Источники витамина D для организма:
При р. организм перестает усваивать Р и Са, количество их в крови снижается, происходит недостаточное отложение солей Са в образующейся костной ткани. Кости размягчаются – это называется остеомаляция. Наряду с этим происходит разрастание неполноценной необызвествленной костной ткани, которая называется остеоидной. Страдают и другие органы и системы:
Факторы, предрасполагающие к р. (факторы риска). 1-ая группа – со стороны матери:
2-ая группа – со стороны ребенка:
Клиника. В настоящее время используется клиническая классификация рахита: 1) по степени тяжести различают рахит:
2) течение процесса может быть:
Рахит I степени. Первые симптомы появляются, как правило, в возрасте от 2-3-х до 5-6-ти мес., реже позже и характеризуются вовлечением в процесс нервной, костной и мышечной систем. Начальные клинические симптомы обусловлены вегетативными изменениями: у ребенка появляются повышенная потливость, особенно выраженная во время кормления и сна, характерный кислый запах, «облысение» затылка, на коже – упорная потница, склонность к опрелостям. Затем в процесс вовлекается ц.н.с. – отмечается ее повышенная возбудимость: ребенок становится беспокойным , во время сна часто плачет, вздрагивает при громких звуках, ярком свете; в период бодрствования пуглив, немотивированно капризен. Со стороны костной системы на 2-3-м месяце жизни появляются податливость и болезненность костей черепа. В первую очередь – краев большого родничка. В дальнейшем по ходу черепных швов и в области чешуи затылочной кости появляются участки размягчения – краниотабес. Мягкость костей черепа способствует легкому возникновению деформаций: затылок уплощается, голова принимает сплющенную форму с той или иной стороны. Длительность выраженности симптомов обычно колеблется от 2-3-х недель до 2-3-х месяцев и зависит от условий жизни ребенка и факторов, способствующих его развитию. Рахит II степени. Характеризуется выраженными изменениями со стороны костной системы.Вследствие гиперплазии остеоидной ткани формируются лобные и теменные бугры, из-за этого голова увеличивается в размерах и приобретает «квадратную» форму. На ребрах в месте перехода хрящевой части в костную появляются утолщения – рахитические «четки». Ребра становятся мягкими, грудная клетки деформируется: уплощается с боков, а ее нижняя апертура расширяется. Усиливается кривизна ключиц. Соответственно линии прикрепления диафрагмы появляется втяжение ребер – Гаррисонова борозда. Рахит III степени. Это самая тяжелая форма, все костные деформации выражены ярко. ü Со стороны костей черепа - формирование запавшей переносицы, нависшего «олимпийского» лба. Зубы прорезываются позже, часто нарушается порядок их прорезывания. ü «куриная грудь» (передняя часть грудной клетки вместе с грудиной выступает вперед) или «грудь сапожника» (западение грудины). ü искривление позвоночника, уплощение костей таза (плоскорахитический таз). ü (рахитические «браслеты») и голеней, может быть и на фалангах пальцев («нити жемчуга»). ü Когда ребенок начинает вставать, развивается О-образное или Х-образное искривление нижних конечностей. Кроме того, при рахите II и III степени появляются изменения со стороны мышечной системы в виде мышечной гипотонии – выраженной умеренно при II степени и резко при III степени:
Выраженные изменения со стороны костной, мышечной, нервной систем приводят к изменениям функций внутренних органов:
Последствия перенесенного рахита. Остаются стойкие костные деформации скелета, присоединяется сколиоз, плоскостопие, «плоскорахитический» таз. Довольно часто развивается кариес молочных, а затем и постоянных зубов, аномалия прикуса. В тяжелых случаях возможно отставание в росте. В школьном возрасте может развиться близорукость.
![]() |