![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Энергоаудит и энергоменеджмент
Организационно-правовые основы Энергосбережения Основные направления энергетической политики Республики Беларусь
Формирование основ энергетической стратегии в Беларуси целенаправленно ведется с 1992 года, когда правительство республики одобрило "Энергетическую программу Республики Беларусь на период до 2010 года". Новая редакция "Основных направлений" формирует оптимальную в изменившихся условиях энергетическую политику как органическую составляющую экономической политики республики в целом. Учитывая высокую инерционность и капиталоемкость ТЭК, время действия документа устанавливается до 2015 г. Основной целью энергетической политики республики является определение путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, создание условий для производства конкурентоспособной продукции и достижения уровня жизни населения высокоразвитых европейских государств. Главным средством достижения указанной цели должно стать формирование цивилизованного энергетического рынка и экономических взаимоотношений его субъектов с государством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться с помощью: • ценовой и налоговой политики, направленной на регулирование уровней и соотношений внутренних цен на топливо и энергию, обеспечивающих как потребности экономики в них и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, так и финансовую устойчивость отраслей ТЭК; на стимулирование инновационной, инвестиционной и энергосберегающей деятельности хозяйствующих субъектов; • институционально-организационных преобразований в ТЭК при одновременном совершенствовании методов антимонопольного контроля цен и регулирования естественных монополий; • совершенствования законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического сектора, стандартизации и сертификации, лицензирования деятельности субъектов энергетического рынка. Основным механизмом достижения целей и задач энергетической политики является система нормативно-правовых актов, реализуемая соответствующими органами власти. В новой редакции энергетической программы представлены два варианта функционирования народного хозяйства — в оптимальном режиме и на случай непредвиденных обстоятельств. Документ составлен с учетом стратегии развития ТЭК России. По прогнозу валовое потребление ТЭР в 2010 г. достигнет в Беларуси 39 млн т у.т. (I вариант) или 37,2 млн т у. т. (II вариант) при темпах роста ВВП соответственно 167,3 или 146,6 %. (Для сравнения: в 1990 г. было "востребовано" 55,3 млн т у.т.) Электроэнергии будет использовано 43 или 39,5 млрд кВт/ч (в 1990 г. было 49 млрд), тепловой энергии — 83 или 80 млн Гкал (111,3), котельно-печного топлива — 34 или 32,5 млн т у. т. (44 млн). Таким образом, намечено сократить объем импорта энергоресурсов. В ближайшей перспективе импортировать газ Беларусь намерена не только из России, но и из Туркменистана. Согласно расчетам правительственных аналитиков, проект газопровода из этой страны через Узбекистан — Казахстан — Россию — Украину технически может быть реализован в короткие сроки и при относительно небольших инвестициях. В области нефтеобеспечения в качестве альтернативных; предлагаются два направления: поставка сравнительно дешевой ближневосточной нефти через порты на Черном и Балтийском морях. Правда, по затратам оба они почти вдвое дороже существующей схемы поставок. Потребителям угля предложено постепенно заменять его местными видами топлива. В 2010 г. в Беларуси планируется добыть 1,29 млн т собственной нефти, 210 млн куб. м попутного газа, 1 млн т у. т. торфа. До 1,9—2 млн т у. т. с нынешних 1,3 млн т возрастет к 2015 г. заготовка дров. Признано целесообразным возведение на небольших реках мини-ГЭС суммарной мощностью 250 МВт, которые могли бы вырабатывать 0,8—0,9 млрд кВт/ч гидроэнергии, что равнозначно экономии 250 тыс т у. т. Еще 100—120 тыс т у. т. предполагается сберечь за счет более широкого вовлечения в оборот твердых бытовых отходов. В 17,9 млн Гкал в год оценивается потенциал вторичных Будет продолжена модернизация отечественных НПЗ с целью увеличения не только объемов переработки (с 14,3 до 16,8 млн т в 2010 г.), но и ее глубины (до 80 %) с получением высококачественных бензинов, дизельного топлива и других продуктов. Продолжится строительство газораспределительных станций и газопроводов в Витебской и на севере Минской областей, на Полесье и на загрязненных территориях Беларуси. Жилой фонд страны предполагается целиком перевести со сжиженного на природный газ, завершить сооружение Прибугского подземного газохранилища емкостью 1,35 млрд куб. м и начать строительство Василевичского (3,1 млрд куб. м). В электроэнергетике ситуация следующая. Как отмечалось ранее, установленная мощность всех энергоисточников в Беларуси сейчас достигла 7,818 млн МВт. К 2010 г. потребуется 8,3—9 млн кВт. Предполагается заменить оборудование мощностью 4 млн кВт, поскольку его эксплуатация становится невыгодной в сравнении с импортом более дешевой электроэнергии. Но и в этой отрасли ставка сделана на постепенное снижение удельного веса импорта: не исключено, что Игналинская АЭС в Литве будет закрыта по требованию ЕС, а экспорт электроэнергии из России упадет в связи с приростом собственного потребления. Одной из важнейших задач нынешней энергетической политики страны остается энергосбережение. За счет этого фактора энергоемкость ВВП к 2015 г. должна быть снижена на 40—45 %. Планируется строить ТЭЦ с использованием передовых газотурбинных технологий, которые при одном и том же отпуске тепла обеспечивают многократный (до 4 раз) по сравнению с паротурбинными установками рост выработки электроэнергии. Готовится оснащение газовыми турбинами существующих энергоблоков на Березовской ГРЭС, развитие газотурбинных и парогазовых технологий на Минских ТЭЦ-3 и -4, Гомельской, Гродненской ТЭЦ и др. По мнению специалистов, в Беларуси завышена роль котельных, находящихся в зоне действия ТЭЦ и прилегающих к ней коммуникаций. Коэффициент полезного действия у таких котельных достигает 94 % . И хотя потребитель, построивший такую котельную, оказывается в выигрыше, этот выигрыш достигается исключительно за счет перекрестного субсидирования. В программе предусмотрена выработка эффективных мер по правовому обеспечению энергосбережения — по примеру Дании и Финляндии, которые сегодня являются лидерами в вопросах теплофикации. Согласно законодательству этих стран, если потребитель строит частную котельную в районе теплосети, он платит огромный налог. Разработчики программы считают, что и в Беларуси нужно принять налог на топливо, потребляемое для производства тепловой энергии. Программа предусматривает также резкое увеличений объемов потребления дров. Отечественная, промышленность выпускает котлы, которые могут работать на щепе, на опилках, других отходах. Есть даже планы выращивания в стране специальных, с быстрым набором массы деревьев. Для полной реализации программы до 2015 г. только в электроэнергетику страны требуется вложить 4—6,9 млрд. дол. США, еще 3—3,6 млрд дол. США — на развитие нетрадиционных источников энергии, 1 млрд дол. США — в систему добычи нефти, в нефтепереработку и снабжение нефтепродуктами, 830 млн дол. США в течение каждой пятилетки — на развитие газоснабжения, 162 млн дол. США — на обеспечение ТЭК твердыми видами топлива. Основным источником капиталовложений должны стать собственные средства предприятий ТЭК, инновационные фонды, кредиты, займы и привлеченные средства, в том числе иностранных инвесторов.
Закон об энергосбережении Закон Республики Беларусь № 190-3 "Об энергосбережении" принят Национальным собранием 19 июня 1998 г. вступил в действие с 15 июля 1998 г. Настоящим законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений. Законом определено понятие энергосбережения: энергосбережение - организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации. Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются: • осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов; • разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование; • приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта; • создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия; • повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами; • осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений; • создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов; • реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности; • информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области; • обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии; • создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения. В законе отражены основные направления энергосбережения, а также регламентируются мероприятия по его проведению. Так, например, Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения. Основными направлениями международного сотрудничества являются: • взаимовыгодный обмен с зарубежными и международными организациями энергоэффективными технологиями; • участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в области энергосбережения; • приведение показателей энергоэффективности производства Республики Беларусь в соответствие с требованиями международных стандартов. Для финансирования мероприятий по энергосбережению в республике создан фонд "Энергосбережение". Его средства создаются за счет поступлений в виде: • платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии свыше установленных норм потребления; • экономических санкций за: • несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов; • использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных норм их расхода на производство единицы продукции; • добровольных взносов юридических и физических лиц. • осуществление мероприятий по энергосбережению; • участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения; • осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использование возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов; • подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения и другие мероприятия. В законе также предусмотрено экономическое стимулирование энергосбережения. Так, например, потребителям и производителям топливно-энергетических ресурсов, которые осуществляют мероприятия по энергосбережению (в том числе и путем производства и потребления продукции с лучшими показателями по сравнению с государственными стандартами), могут быть представлены льготы в виде субсидий или дотаций. Если объекты малой и нетрадиционной энергетики, которые принадлежат субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, подключаются в установленном порядке к сетям энергосистемы республики, то оплата энергии, которая поставляется этими объектами, осуществляется по тарифам, которые стимулируют создание таких объектов. В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток и дням недели тарифов на эти виды энергии, а также других форм стимулирования в порядке, определяемом правительством Республики Беларусь. 1.3. Общая характеристика республиканской программы "Энергосбережение"
Реализация имеющегося потенциала энергосбережения является приоритетом энергетической политики, поскольку для республики каждый процент экономии энергоресурсов дает около 2 % прироста национального дохода. Стратегической целью политики энергосбережения является приближении республики к 2010 г. к уровню государств Европейского союз В рамках энергетической стратегии разработана республиканская программа "Энергосбережение", содержащая комплекс наиболее эффективных первоочередных мер по экономии ТЭР и приоритеты последующего обновления технологий. Постановлением Совета Министров от 24 января 2006 года №137 утверждена Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 годы. Базовыми документами для разработки Республиканской программы были приняты: Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на 2001 -2005 годы и на период до 2015 года,утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 года №1667; Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года,утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года №1680. Следует отметить, что в 2001-2005 годах ежегодно формировались и реализовывались региональные и отраслевые программы энергосбережения. В целях реализации Республиканской программы энергосбережения на 2001 -2005 годы и усиления работы по повышению эффективности использования ТЭР принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002г. №1820 "О дополнительных мерах по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов". В результате, в отраслях экономики республики внедрены энергоэффективные технологии, основное и вспомогательное энергосберегающее оборудование, эффективные теплообменники, регулируемые электроприводы, устанавливались системы автоматического регулирования потребления ТЭР, осуществлялась передача нагрузок на ТЭЦ от ведомственных котельных, замена неэкономичных котлов и другого оборудования на более эффективное, перевод котлов на местные виды топлива и горючие отходы производства и т.д. Важное место в комплексе мер по энергосбережению занимает тепловая модернизация жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Под тепловой модернизацией зданий и сооружений понимается совокупность работ и мероприятий, связанных с приведением эксплуатационных показателей по термическому сопротивлению всех элементов здания к уровню современных требований в существующих габаритах в соответствии с требованиями строительных норм Республики Беларусь (СНБ) 2.04.01-97 "Строительная теплотехника". Инструкцией о порядке отнесения затрат при проведении работ по тепловой модернизации жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с учётом источников финансирования и статистической отчетности(утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства, Министерства статистики и анализа, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 25 марта 2003 года №7/41/5) к мероприятиям по тепловой модернизации жилых зданий и объектов социально-культурной сферы,внедрение которых дает энергосберегающий эффект 15 и более процентов, отнесены: устройство индивидуальных тепловых пунктов, включая пофасадное регулирование отопления, установка циркуляционных насосов на горячем водоснабжении и отоплении в случае их отсутствия; применение отопительных приборов с улучшенными теплоотдающими характеристиками и регулированием; изоляция трубопроводов горячего водоснабжения и отопления, прокладываемых в коммуникационных нишах; доведение сопротивления теплопередаче светопрозрачных конструкций (окон, балконных дверей) до требования современных нормативов (установка стеклопакетов, применение тройного остекления); уменьшение площади остекления фасадов, устройство систем утепления наружных стен; установка приборов учета и регулирования тепла, регулирование вытяжной вентиляции. К другим мероприятиям по тепловой модернизации жилых зданий и объектов социально-культурной сферы отнесены также: дополнительное утепление совмещенных кровель, дополнительное утепление чердачных перекрытий; устройство систем утепления цоколей, дополнительная тепловая защита входов и тамбуров; дополнительное утепление полов 1 -го этажа, устройство систем, утепления надподвальных перекрытий. Во исполнение постановлений Совета Министров от 17 января 2003 года №45 "О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения"и от 10 февраля 2005 года №143 "О доведении заданий по вводу в эксплуатацию в 2005 году общей площади квартир в жилых домах после капитального ремонта"в 2005 году обеспечен ввод в эксплуатацию после капитального ремонта и тепловой модернизации 753 тыс. кв. метров общей площади (106,1 процента от установленного задания). Непосредственно после тепловой модернизации жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, введено в эксплуатацию 167,8 тыс.кв. метров общей площади, что в 1,6 раза больше чем в 2004 году. На 2006-2010 годы поставлена задача при темпах роста валового внутреннего продукта (ВВП) 150-157 процентов добиться снижения энергоемкости ВВП на 26,1-30,4 процента. При планируемых объеме и структуре ВВП, объемах импорта электроэнергии, потребления местных видов топлива, ввода жилья и других показателях экономического развития необходимо в 2006-2010 годах обеспечить за счет внедрения энергоэффективных мероприятий в целом по республике экономию ТЭР в объеме 7,7-9,1 млн. тонн усл.т. Наряду с другими, к основным мероприятиям Программы отнесено повышение энергоэффективности в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, бюджетной сфере, а также снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве.Прогнозируемая величина экономии ТЭР и увеличения использования местных энергоресурсов должна быть достигнута за счет организационно-экономических и технических мероприятий по энергосбережению. В этих целях разрабатываются отраслевые программы по энергосбережению на 2006-2010 годы, в которых содержатся крупные энергоэффективные проекты и другие мероприятия с распределением по годам планируемой экономии ТЭР, увеличения использования местных энергоресурсов, объемов и источников финансирования. Прогнозными заданиями по тепловой модернизации крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, намечено осуществить в 2006-2010 годах модернизацию 770 домов общей площадью 2926 тыс.кв.метров. Конкретные задания по тепловой модернизации планируется доводить ежегодно и одновременно с доведением заданий по капитальному ремонту жилых домов с учетом реальных источников финансирования. В целях эффективного расходования бюджетных средств намечается работы по тепловой модернизации в 2006 году и последующих годах производить также и на домах (включая кирпичные, блочные и др.), в которых нарушен температурно-влажностный режим в жилых помещениях и требуется проведение энергосберегающих мероприятий по техническому состоянию конструктивных элементов, инженерно-технических систем и оборудования. Основными источниками финансирования энергоэффективных проектов будут собственные средства предприятий. Государственная поддержка ввиде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов, инновационных фондов республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также организациям, внедряющим эффективные мероприятия по приоритетным направлениям энергосбережения. Так, по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" на эти цели в 2006-2010 годах планируется направить сумму, эквивалентную 406,1 млн. долларов США, в том числе за счет средств организаций - 58,1; инновационного фонда Минэнерго на цели энергосбережения - 71,8 (в том числе на возвратной основе - 13,9); других инновационных фондов - 1,4; кредитов, займов - 45,6; средств республиканского и местных бюджетов - 229,2 млн. долларов США. В состав Республиканской программы энергосбережения включен и базовый перечень международных проектов, планируемых к выполнению в 2006-2010 годах. В их числе находится и такой проект как "Создание энергоэффективного экологически чистого малоэтажного жилья из местных природных материалов".Реализовать его предполагается в 2006-2009 годах в два этапа. На первом этапе планируется: разработка программы строительства экодомов с участием Местных исполнительных и распорядительных органов и заинтересованных государственных органов; разработка нормативной базы экотехнологии строительства (стандарт Республики Беларусь на соломенные блоки, испытания их на огнестойкость, пособие проектировщика); разработка ряда типовых проектных решений по строительству жилых домов с низким энергопотреблением; проработка технологий и производственных структур для изготовления, антисептирования и реализации соломенных блоков для строительства жилых домов; постройка нескольких демонстрационных энергоэффективных экодомов с высокими потребительскими свойствами; проведение широкой кампании в средствах массовой информации по преимуществам использования этой технологии. На втором этапе в рамках разработанной программы предусматривается строительство 150-200 малоэтажных домов жилой площадью 16600-22100 кв. метров. Социально-экономическая эффективность комплекса мер по энергосбережению будет заключаться в снижении энергетической составляющей в себестоимости продукции организаций республики, снижении затрат на энергоснабжение жилищно-коммунального сектора без ухудшения комфортных условий и уровня жизни населения, уменьшении зависимости республики от импорта топливно-энергетических ресурсов, улучшении экологической обстановки. Государственный надзор Главной задачей государственного надзора является обеспечение требований законодательства в части рационального использования топлива, электрической и тепловой энергии. Органы государственного надзора для осуществления этих задач: - регулирует в соответствии с законодательством деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению; - подготавливает совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными - органами предложения по формированию государственной политики в сфере энергосбережения; - организует разработку и реализацию концепций и республиканских программ по энергосбережению; - разрабатывает критерии оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территориальном и отраслевом уровнях; - способствует созданию экономических условий для повышения заинтересованности юридических и физических лиц в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов; - разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по: - совершенствованию экономических механизмов стимулирования эффективного использования научно-технического, промышленного, энергетического и трудового потенциала при реализации государственной политики в сфере энергосбережения; - основным целевым показателям по энергосбережению для республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома на основе важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики; - повышению энергоэффективности народного хозяйства республики; - принимает участие: - в реализации инвестиционной политики, исходя из приоритетных направлений развития республики; - в разработке республиканских, отраслевых и территориальных топливно-энергетических балансов; - в разработке проектов республиканских программ создания новой техники и технологий в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов; - в формировании программ производства и внедрения энергосберегающего оборудования, приборов учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов и соответствующих заказов на их поставку для государственных нужд; - в реализации соответствующих международных договоров и проектов международной технической помощи; - в проведении в установленном порядке государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений о строительстве новых, расширении (реконструкции, модернизации) действующих объектов в части соответствия требованиям эффективного - использования топливно-энергетических ресурсов; - в разработке и рассмотрении проектов стандартов, норм и правил, относящихся к сфере использования топливно-энергетических ресурсов; - в организации подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере энергосбережения; - выступает в соответствии с законодательством государственным заказчиком научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в сфере энергосбережения; - организует проведение работ по развитию и использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, вторичных энергетических ресурсов, замещению импортируемых видов топлива; - проводит работу по популяризации экономических, экологических и социальных преимуществ эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, использования новых видов энергии и топлива; - организует в соответствии с законодательством проведение энергетических обследований; - осуществляет методическое руководство работой по нормированию расхода топлива и энергии и контроль за этой работой; - обеспечивает применение в соответствии с законодательством мер воздействия к виновным в неэффективном использовании топливно-энергетических ресурсов; - в установленном порядке согласовывает региональные и отраслевые программы энергосбережения; - разрабатывает предложения и осуществляет меры по развитию внешнеэкономической деятельности в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов; - реализует в соответствии с законодательством инновационную и научно-техническую политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов; - разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и подготавливает предложения по их совершенствованию; Государственный надзор осуществляется Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.
Энергоаудит и энергоменеджмент Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на промышленных предприятиях является одним из важных способов повышения эффективности их работы. В настоящее время доля энергозатрат в себестоимости продукции (без учета стоимости сырья и материалов) составляет 40—45 %, а в отдельных случаях достигает 70—80 % . Повышение эффективности использования ТЭР достигается двумя путями: • на основе модернизации технологических процессов и структуры предприятия, что, естественно, требует значительных затрат и зачастую имеет большой срок окупаемости; • путем поэтапной реконструкции систем энергоснабжения промышленного предприятия, что позволяет в разумные сроки вернуть вложенные средства и подготовить возможность усовершенствования энергохозяйства. Независимо от выбранного направления, для любого промышленного предприятия (объекта) целесообразной представляется разработка комплексной программы энергосбережения ТЭР. Созданию такой программы способствуют проведение энергетического обследования (энергоаудита) и паспортизация на его основе энергетического хозяйства предприятия. Энергетический аудит представляет собой комплексное обследование энергопотребления конкретного производства с целью определения резервов экономии энергии, разработки программы энергосбережения и определения размера инвестиций на энергосберегающие мероприятия. Основные задачи энергоаудита и паспортизации следующие. 1. Выявление неэкономичных режимов работы энергетического и технологического оборудования, что осуществляется на основе обследования работы и энергопотребления предприятия и системного анализа результатов. 2. Определение возможного потенциала энергосбережения на предприятии по видам энергоносителей и оценка размера инвестиций на энергосберегающие мероприятия. 3. Разработка комплексной программы по энергосбережению, включающей в себя технико-экономические обоснования эффективности применения конкретных мероприятий, учетом динамики развития или реструктуризации предприятия. 4. Составление энергетического паспорта с отражением всех основных сведений об энергохозяйстве предприятия и оценка эффективности использования ТЭР по объектам предприятия. Среди проблем, связанных с организацией и проведением энергоаудита и паспортизации промышленных предприятий, наиболее важными являются следующие. 1. Создание единого нормативно-правового обеспечения энергосберегающей политики на всех уровнях — от государственного до уровня конкретного предприятия. 2. Разработка единой методики (регламента) проведения энергоаудита промышленных, общегородских и жилых объектов и создание единых форм энергопаспорта для всех обследуемых объектов. 3. Подготовка специалистов по проведению энергоаудита промышленных и общехозяйственных объектов. Особое внимание при разработке методики проведения энергоаудита следует уделить сбору и анализу статистических данных о потреблении энергоносителей. При этом выявляются: • эффективность режима энергопотребления производства, цеха, агрегата; • характер работы технологических установок во времени (в течение суток, дней недели и месяца, выходных дней, летом, зимой и т.п.); • взаимосвязь показателей расхода энергоносителей обследуемого производства со смежными технологическими производствами. Анализ потребления ТЭР подразумевает рассмотрение не только характеристик конкретного производства, но и оценку его взаимосвязи с большим числом других производств. Осуществляя анализ только одного производства, без учета взаимосвязи с другими, можно получить не всегда обоснованное решение. Например, если обособленно рассматривать энергопотребление цеха переработки воздуха на предприятии по производству минеральных удобрений, можно определить эффективность его работы за текущий и предшествующий периоды. Однако, не зная в каком объеме требуется азот, кислород, сжатый воздух для работы в других цехах, нельзя не только сделать точный прогноз на будущее (декаду, год) для данного цеха, но и определить целесообразность того или иного режима работы блоков разделения воздуха и различных компрессоров, электропотребление которых в сумме достигает 20—25 % всего электропотребления предприятия. Объективно выполненный анализ статистических данных о расходе энергоносителей, наряду с фактическими замерами, позволяет получить достоверную характеристику энергопотребления на предприятии и его объектах, например, оценку динамики изменения удельного энергопотребления, оценку эффективности энергопотребления и т.п. Важной частью энергоаудита является оценка аварийности в системах производства, потребления и распределения энергоносителей на предприятии; этому направлению обследования при проведении энергоаудита в настоящее время не уделяется должного внимания. В то же время анализ аварийности только в системах внутреннего электроснабжения ряда предприятий (например, вырабатывающих минеральные удобрения и нефтеперерабатывающих) показал, что непроизводительные потери энергоносителей вследствие аварийности соизмеримы с потерями энергоносителей по другим причинам (недогрузки трансформаторов, потерь в кабелях, потерь из-за плохой герметичности в системах сжатого воздуха и т.п.). Методически проведение энергоаудита следует разделять на предварительный этап, на котором происходит ознакомление с объектом и его энергопотребляющими системами и устройствами, и на основной этап — собственно энергоаудит. Предварительный этап служит для составления программы энергоаудита. На этом этапе определяются основные энергетические характеристики объекта, его систем и устройств, выделяются наиболее энергоемкие системы энергопотребления и места наиболее вероятных потерь энергоресурсов. Предварительный этап выполняется экспертами энергоаудита совместно с персоналом предприятия (объекта). Информацию следует фиксировать в специально разработанных табличных формах и в описательном тексте. В конце предварительного этапа составляется программа проведения энергоаудита, которая согласуется с администрацией объекта и подписывается двумя сторонами. На всем протяжении энергоаудита происходит сбор информации в соответствии с разработанной программой. Источниками информации могут являться: • опрос и анкетирование руководства и технического персонала; • схемы энергоснабжения и учета расхода энергоресурсов; • отчетная документация по коммерческому и техническому учету расхода энергоресурсов; • счета от поставщиков энергоресурсов; • графики нагрузки энергопотребления во времени (час, сутки, месяц); • необходимые экономические данные (цены, тарифы, сёбестоимость); техническая документация на энергопотребляющее оборудование (паспорта, формуляры, спецификации, технологические регламенты, режимные карты); • документация по ремонтам, наладочным и испытательным работам; • документация по энергосберегающим мероприятиям; • перспективные программы и проекты реструктуризации предприятия или модернизации отдельных его производств. Перечисленная информация собирается как минимум за 24 последних месяца и группируется, например, по следующим разделам: здания (проверка качества изоляции ограждающих конструкций, остекления, уплотнения дверных и оконных проемов, чердачных и подвальных помещений); • система центрального отопления зданий и цехов; • система горячего и холодного водоснабжения; • система водооборотных циклов (техническое водоснабжение) предприятия; • системы принудительной и естественной вентиляции; • система газоснабжения объектов; • система электроснабжения объектов; • системы технического и коммерческого учета расхода энергоносителей. Энергоаудит, как правило, выполняется с привлечением исполнителей от различных лицензированных организаций: аудиторских, проектных, исследовательских и пр. Однако опыт проведения энергоаудитов показывает, что наиболее высокие результаты достигаются при решении указанных задач в комплексе единой организацией-исполнителем с привлечением компетентных специалистов при обязательном участии заинтересованных специалистов самого предприятия. Состав группы энергоаудита, естественно, зависит от характера обследуемого объекта и должен включать специалистов по электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, водоснабжению, компрессорному и холодильному оборудованию, метрологии, контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИПиА). Условием достоверного, качественного энергоаудита является наличие приборного парка в совокупности с серьезным программным обеспечением; весьма желательно участие специалиста-системотехника. В настоящее время отсутствует регламентированная форма энергетического паспорта потребителя (ЭПП), составляемого в процессе энергоаудита для предприятий-энергопотребителей. Это затрудняет обобщение результатов аудита как по отраслям, так и на государственном уровне. Содержание ЭПП и порядок его составления должны быть непосредственно связаны с регламентом проведения энергообследования потребителя. Так же, как и регламент, энергетический паспорт должен являться нормативно-хозяйственным документом, утверждаемым по единой государственной форме. Технический отчет о проведении энергетического обследования должен включать в себя следующие характеристики: • краткую характеристику предприятия и структурную взаимосвязь основных производств предприятия; • энергоемкость производств предприятия по видам потребляемых энергоресурсов; • динамику удельного энергопотребления по видам энергоресурсов и по основным видам выпускаемой продукции и сравнение их с соответствующими характеристиками энергоэффективных предприятий-аналогов; • фонд фактического рабочего времени технологических агрегатов и механизмов с оценкой использования установленных мощностей и коэффициентов их загрузки; • структуру распределения и учета потребления энергоносителей с оценкой источников их поступления и потребления; • распределение расхода всех видов энергоносителей попредприятию, т.е. по технологическим переделам, по вспомогательным службам (например, в водооборотных циклах и очистных сооружениях, в компрессорном и холодильном оборудовании, если оно не входит в основной технологический процесс), по ремонтно-механическим, строительным, административно-бытовым службам и т.д.; • нормативные и фактические потери энергоносителей в распределительных сетях и системах. В настоящее время энергоаудит в нашей стране осуществляется в соответствии с "Положением о проведении энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций разработанным Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь. По результатам энергетического обследования составляется соответствующий технический отчет, на основе которого разрабатывается оптимальный режим потребления топливно-энергетических ресурсов, а также программа по энергосбережению, выполнение которой контролируется и анализируется до следующего энергетического обследования. Энергоменеджмент, по сути, представляет собой грамотное, гибкое, непрерывное и научно обоснованное управление энергетическими ресурсами производства, начиная с уровня цеха и заканчивая предприятием, концерном, отраслью. Энергетический менеджмент включает в себя организацию оптимального функционирования и развития энергетической части любого производства на основе достижений науки, техники, технологии. В свою очередь, это и систематическое проведение энергоаудита (обследования) основного и вспомогательного производства, разработка конкретных рекомендаций и мероприятий по экономии электроэнергии с определением ожидаемых и требуемых средств, ответственность за проведение политики энергосбережения на предприятии, изучение достижений в области энергосберегающих технологий, разработка программ их внедрения на производстве с обоснованием экономической целесообразности энергосберегающих мероприятий, изучение и оценка достигнутых результатов. Помимо вышеперечисленных мероприятий, энергоменеджер разрабатывает стройную систему стимулирований энергосбережения и роста энергетической эффективности производства, несет ответственность за планирование и выполнение энергетических проектов, за закупку и внедрение энергетически эффективного оборудования. Энергоменеджмент включает также в себя нормирование расхода энергетических ресурсов; разработку нормативов рационального расходования топлива; рационального отопления, охлаждения, теплопередачи, предотвращения теплопотерь, использования вторичных энергоресурсов, уменьшении потерь электроэнергии в сетях и т.д. Энергоменеджмент — это, во-первых, не однократное мероприятие, а постоянная, кропотливая многолетняя (окупаемость программ энергосбережения не такая быстрая, как чисто коммерческих проектов) работа по подготовке одних программ, исполнению и развитию других.) Так как большие проекты распадаются на ряд более мелких и конкретных, то вторым уровнем обязанностей энергоменеджера является согласование интересов собственного производства с возможностями партнеров, предлагающих реализацию мероприятий по энергосбережению. Взаимодействие с региональными органами власти, общественными организациями, ведомствами по энергонадзору - третий уровень деятельности энергоменеджера. Четвертым уровнем является четкое знание нормативно-правовых актов, требований стандартов, руководящих документов в сфере энергосбережения и эффективного энергопотребления. Наконец, пятым уровнем деятельности энергоменеджера является непрерывное повышение собственной квалификации, постоянное изучение передового отечественного и зарубежного опыта проведения энергосберегающих мероприятий. Иногда энергоменеджмент относят к числу задач общего управления и распространяют на этапы: 1) проектирования; 2) строительства; 3) эксплуатации промышленных предприятий. Первые два имеют ограниченную область воздействия из-за небольшого количества строящихся предприятий в сравнении с существующими и проявления эффекта в отдаленной перспективе. Основная задача проектирования - ориентация на эффективные технологии, использование доступных по стоимости и поставкам энергоресурсов, сбалансированность межтехнологических энергетических циклов. Строительство, монтаж, наладка оборудования требуют соблюдения норм с выводом на номинальные режимы работы. Управление энергоиспользованием в условиях эксплуатации сложнее, так как затрагивает предприятия, имеющие разное время основания, условия комплектации оборудования и эксплуатации. Составляющие процесса управления энергоиспользованием следующие. 1. Организационные основы: 1) совмещение усилий технологических, энергетических и планово-финансовых служб; 2. Внедрение механизма действенного экономического стимулирования деятельности всех заинтересованных служб (получение 3. Исходные данные в задаче управления энергоисполъзоаанием. Нужны корректные характеристики процесса, нужны приборы и системы учета и контроля движения (приход, расход, трансформация) энергоресурсов и энергоносителей. Исходная информация о параметрах энергосбережения используется для контроля текущего режима, для ведения отчетности, коммерческих расчетов, анализа уровня эффективности энергопотребления. 3. Основные направления повышения эффективности энергоиспользования. 1. Улучшение качества исходного сырья и энергоресурсов, состава сырья (сушка, очистка), его физического состояние (помол, гранулирование, рассев), химического состава (обжиг, добавка пластификаторов, катализаторов) и т.д. 2. Техобслуживание и ремонт технологического оборудования: очистка рабочих поверхностей теплообменников, оптимизация гидравлических режимов теплосетей, устранение дефектов теплоизоляции, утечек воды, пара, сжатого воздуха ремонт и замена изношенных элементов и т.д. 3. Рационализация и оптимизация режимов работы оборудования. При таких режимах расход топлива, энергии минимален. 4. Использование вторичных энергоресурсов. Высокопотенциальные ВЭР (400—1000°С) используют либо регенерацией (возвратом) в первоначальный процесс для нагрева более холодных элементов и (или) установкой дополнительных устройств — котлов-утилизаторов. 5. Модернизация и реконструкция. Наиболее результативное и самое дорогостоящее направление энергосбережения. Наиболее распространенные виды работ: • внедрение систем регулируемого электропривода для снижения расхода энергии; • замена осветительных ламп на более экономичные типы замена вентиляторов устаревшего типа новыми и внедрение систем автоматического управления для снижения расхода электроэнергии на вентиляцию; • организация систем оборотного водоснабжения для снижения расхода технологической воды; • замена поршневых компрессоров турбинными для снижения энергозатрат на выработку сжатого воздуха; • внедрение прогрессивных производственных технологий.
![]() |