Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Производство и его факторы. Производственная функция



Факторы производства - используемые в производстве ресурсы экономики. Их общая величина составляет производственный потенциал страны.

Существуют различные классификации факторов производства. Основными факторами выделяются труд, земля и капитал.

Труд - все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Главное отличие труда от других факторов заключается в том, что труд является функцией жизнедеятельности человека. Труд всегда целесообразен и нацелен на пользу общества.

В условиях рыночной экономики, где все факторы производства покупаются и продаются, труд приобретает форму рабочей силы. Рабочая сила - способность человека к труду.

Земля - это все, что человек сам не создал, но использует в производстве, то есть естественные ресурсы, даровые блага природы. Данный фактор производства включает почвенный покров, водные ресурсы, полезные ископаемые. Этот фактор применяется и для добывающей промышленности, и для строительства, и для рыболовства.

Капитал - это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг. К данному фактору производства относятся жилые здания, производственные сооружения, машины, оборудование, инфраструктура, товарно-материальные запасы. Капитал часто называют "инвестиционным ресурсом", так как инвестиции - это вложение денежных средств в экономику, в различные проекты по ее развитию.

Кроме трех основных факторов принимается во внимание ряд дополнительных факторов производства: предпринимательская деятельность, технология, информация, экология, культура, социальные факторы (правовая культура), наука.

Особым фактором, который часто относят к основным факторам производства, является предпринимательская деятельность или предприимчивость. Это способность наиболее эффективно организовать производство, выбрать цели и методы их достижения, принять решения, то есть максимально использовать все факторы производства.

Зависимость между количеством применяемых факторов (затратами ресурсов) и объемом выпуска продукции называется производственной функцией.

Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход: земля – ренту, капитал – процент, труд – зарплату, предпринимательские способности – нормальную прибыль.

Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией:

Q = f (F1, F2, …, Fn),

где Q – max объем пр-ва при заданных затратах;

F1,2,…, n – кол-во использованного фактора 1, 2,…, n.

Можно представить производственную функцию в таком виде:

Q = f (К, L, M, nt, N),

где K – капитал;

L – труд;

M – материалы;

nt – технический прогресс;

N – нормальная прибыль.

Производственная функция отражает зависимость между объемом применяемых фирмой ресурсов и максимально возможным выпуском продукции, произведенной в определенное время. Онаописывает множество технически эффективных способов производства.

Свойства производственной функции:

1) каждая производственная функция характеризует ту или иную технологию;

2) если меняется технология, то меняется производственная функция;

3) если отсутствует хотя бы один фактор производства, то выпуск продукции невозможен;

4) если фирма увеличивает применение одного ресурса при неизменном количестве других ресурсов или увеличивает использование всех ресурсов, то это – расширение производства по данной технологии.

Конкретный производственный процесс может быть представлен самыми различными видами линейных и нелинейных уравнений. К одной из первых моделей относится производственная функция Кобба-Дугласа:

 

где: A=1,01 - специальный коэффициент;
  a, b - степенные коэффициенты, выведенные в результате анализа практики. Они показывают, как возрастет производство, если производственный фактор увеличится на 1 единицу.

 


59 Технологический прогресс и эндогенный рост (AK –модель). Экономический рост и институты.

Под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов товаров и услуг, созданных за определенный период времени. Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Согласно теории роста, эффективные институты ускоряют экономический рост. В соответствии с теорией роста качество институтов предопределяет темпы экономического развития в стране. В своем большинстве исследования подтверждают эту идею, демонстрируя, что развитая демократия, эффективные права собственности или справедливая судебная система являются предпосылками для высоких темпов роста экономики. Согласно современным исследованиям, институциональная среда влияет на экономический рост путем создания индивидуальных и организационных стимулов, формирующих процессы стимулирования накопления ресурсов и модернизации, развития и распространения технологий, эффективного взаимодействия покупателей и продавцов на рынках.

Научно технический прогресс, признан во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития. Технологический прогресс часто рассматривается как самостоятельный фактор производства и как способ увеличения факторов производства.

Теория эндогенного роста пытается объяснить причины роста параметра эффективности труда , — переменной, ответственной за долгосрочный экономический рост. В качестве возможных объяснений предлагается результат деятельности сектора исследований и разработок, внешние эффекты от капитала или выпуска, накопление неконкурентных благ.

В соответствии с наиболее употребительным определением под эндогенным экономическим ростом будет пониматься рост с зависимостью от экономической деятельности человека и технологий.

АК модель. Самый простой вариант получения постоянного роста экономики — введение в модель производственной функции, имеющей постоянную отдачу от факторов производства,—линейной производственной функции. В этом случае, при сохранении предположения справедливости тождества национальных счетов (однородности производственной функции первой степени), исключается предположение об убывании предельной производительности, которое является основным условием достижения неоклассической моделью устойчивого состояния.

Производственная функция имеет линейную зависимость как от объема капитала, так и от капиталовооруженности работника:

где А — постоянный параметр производительности, А> 0.

Соответственно здесь, по сравнению со стандартной неоклассической моделью, элиминируется убывающая предельная производительность труда и условия Инады.

Предположение о зависимости объема выпуска экономики только от объема капитала здесь объясняется широким пониманием капитала, сюда включают и собственно физический капитал, и человеческий капитал, знания, общественную инфраструктуру и т.д. Если убывание предельной производительности возникает вследствие снижения отдачи от добавочной единицы одного фактора, при постоянстве других, при таком понимании отсутствие убывания объясняется с возрастанием всех факторов одновременно, в том числе и знаний (технического прогресса), которое делает возможным новую технологическую комбинацию большего объема факторов.

Отсутствие зависимости от количества труда, которое кажется странным и неправдоподобным, компенсируется включением в понятие «человеческий капитал». Труд одинаковой производительности таким образом заменяется трудом с меняющейся производственной отдачей.

Кроме того, широкое понимание капитала (включая человеческий капитал) позволяет объяснить распределение продукта, который здесь получает только капитал. Доля капитала в продукте ос равна единице:

Труд здесь получает вознаграждение в виде доли человеческого капитала в общем продукте капитала. Заработная плата, как и во многих моделях с человеческим капиталом, включает доход на человеческий капитал.

Как и в неоклассической модели, предполагается динамическое равновесие финансовых рынков, или равновесие валовых инвестиций и сбережений, которое в интенсивной форме имеет вид дифференциального уравнения:

где S — норма сбережений; 6 — норма амортизации; п — темп прироста населения.

Темп прироста капиталовооруженности в устойчивом состоянии (аналогично неоклассической модели) равен, при условии постоянства параметров модели, постоянной величине:

Таким образом, постоянный темп прироста капиталовооруженности в устойчивом состоянии равен темпу прироста национального продукта на душу населения и темпу прироста подушевого потребления.


83 Теория тарифов: выигрыш и потери. Парадокс Метцлера. Действие экспортных субсидий, импортных квот и добровольного ограничения экспорта.

Теория таможенных тарифов

Основными теоретическими выводами анализа влияния таможенных тарифов на национальную экономику являются следующие утверждения.

1. Таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния населения торгующих стран (в том числе и той, которая является их инициатором).

2. Как правило, к цели, которую планируется достигнуть с помощью учреждения тарифа, можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами, используя для этого другие инструменты внешнеэкономического регулирования.

3. Отклонения от политики свободной торговли и применение тарифов оправданы лишь в следующих случаях:

а) использование "оптимального тарифа" (в случае, если страна способна оказать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш);

б) тариф как попытка минимизировать экономические и социальные потери (когда в экономике страны существуют неразрешимые проблемы, введение тарифа может оказаться порой полезней, чем экономическая пассивность);

в) при решении отдельных, чисто внешнеторговых проблем введение тарифа иногда эффективнее других экономических мер;

г) в целях обеспечения национальной безопасности страны.

Количественные ограничения — административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота. (нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени). Квоты разделяются на экспортные
(вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке) и импортные (вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств). Импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены.

«Добровольное» ограничение экспорта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. Экономический эффект для импортера от использования «добровольных» ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольные» ограничения на их экспорт.

Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков. Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Экспортная субсидия— финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары, она ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены.

Парадокс Мецлерасостоит в том, что поставщик, опасаясь потерять привлекательный рынок сбыта, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимой импортной пошлины. Обязательным условием, при котором экспортеры оказываются готовыми пойти на такое снижение цены, выступает большая величина потребления в импортирующей стране, вводящей новые таможенные пошлины.


Обобщенная теоретическая модель макроэкономического (стратегического) планирования и ее основные интерпретации.

Основным звеном государственного регулирования является макроэкономическое планирование – определение стратегических направлений развития народного хозяйства.

Основное содержание макроэкономического планирования направлено на стратегический выбор основных направлений социально-экономического развития. Следовательно, главной стратегической перспективой развития экономики и общества является неуклонный рост уровня благосостояния населения страны. Система планирования должна ориентироваться на ускоренное достижение указанной выше цели. Стратегическое планирование должно осуществляться на всех уровнях управления, в том числе и на общегосударственном. Суть стратегического планирования заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущая роль которых принадлежит государству. Основная цель стратегического планирования заключается в определении главных направлений социально-экономической роли государства в обеспечении достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Стратегическое планирование ориентировано, как правило, на долгосрочную перспективу.

Стратегия может быть определена как комплексный план для достижения основных целей. Стратегические планы характеризуются как целостностью, так и гибкостью (в зависимости от конкретных условий реализации). Цели эти должны быть достигнутыми (реальными для выполнения в плановый период).

Стратегическое макроэкономическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства. Суть стратегического планирования заключается в выборе и главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых должно взять на себя государство. Благодаря стратегическому планированию определяются направления, по которым следует развиваться, на каких рынках лучше действовать, какие технологии усваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться. Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики.Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.

Таким образом, суть макроэкономического планирования заключается не в разработке и доведении многочисленных показателей для выполнения, а в научной постановке целей будущего развития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения. Общегосударственное индикативное планирование направлено на сочетание всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансовых новых потоков, обеспечения рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах.

 

А такой был ответ в тех шпорах,что сбрасывала Юля…вот и не знаю какой ответ нужен….

Обобщенная теоретическая модель макроэкономического (стратегического) планирования и ее основные интерпретации.

Осн Эл-ты этой упрощенной теоретич схемы:

(1) а: Переменная а характеризует возможную поли­тику центрального органа (или центра), рассматриваемую с точки зрения его прямых полномочий по принятию ре­шений, а не с точки зрения его желаний или намерений.

(2) А: Это множество всех возможных вариантов эко­номической политики.

(3) z: Через z обозначаются факторы, которые оказы­вают воздействие на развитие экономики, но сами ни прямо, ни косвенно не регулируются центральным органом (это неуправляемые экзогенные фак­торы (или просто экзогенные факторы)).

(4): Z представляет собой множество всех возмож­ных состояний неуправляемых экзогенных факторов.

(5) х: х характеризует состояние экономики.

(6) X: Через X обозначено множество всех возможных состояний экономики

(7) x = f(a, z): Эта зависимость описывает функц-ние эк системы или механизм управл-я (смысл его: состояние экономики х — функция от политики, проводимой цент­ром а, и экзогенных факторов z, т. е. каждой паре (a, z), состоящей из возможной политики а и возможного набора экзогенных элементов z, здесь соответствует состояние, или выход, х, а форма этой зависимости обозначается че­рез f.

W(x). Через W(x) обозначается шкала предпочте­ний центрального органа.

(9) Xz. В дополнение к введенным выше элементам иногда будет использоваться специальный символ для мно­жества возможных состояний экономики при заданных экзогенных элементах.

Множество возможных состояний экономики X форми­руется в результате перебора всех возможных вариантов политики а из множества А и всех возможных экзогенных факторов z из множества Z.

Схема планирования, описанная в настоящем разделе, является статической. Однако при соответствующих дополнениях она может охватывать и временной раз­рез планирования.

Интерпретации: подходы связанные с теорией групоовых решений и теорией игр, бескоалиционные и коалиционные игры, динамическая интерпретация схемы планирования.

Схема, представленная мной, лежит в основе методов планирования, которые пропагандировались Р. Фришем, Я. Тинбергеном и другими учеными, хотя их формулировки не всегда совпадают. Из практических сооб­ражений они вводили в эту схему различные виды упро­щений.

 


Просмотров 580

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!