Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Избирательное право Российской Федерации: понятие и принципы. Источники избирательного права



Избирательное право – это один из важнейших институтов российского конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в РФ. Принципы избирательного права – это его основополагающие начала. Существуют самые разные подходы к пониманию и классификации принципов избирательного права, однако в учебных целях следует обратить внимание, прежде всего, на принципы избирательного права, признанные в качестве таковых в нормативно-правовых актах РФ.

Принципы избирательного права следует разделить на основные (конституционные) и легальные (закреплённые в законодательстве – важнейшее значение в этом отношении имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» - всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Следует оговориться, что в Конституции России данные принципы закреплены только применительно к выборам Президента РФ, на остальные виды выборов их действие распространено федеральным законодательством, прежде всего – Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Нельзя отрицать значение и остальных принципов избирательного права, которые закреплены в указанном законе, их тоже можно вывести из смысла положений российской Конституции в опосредованной форме. Однако вышеперечисленные четыре принципа являются самыми важными.

1) Принцип всеобщности избирательного права – означает, что избирательным правом наделяется как можно большее число граждан государства. Устанавливаемые ограничения должны быть минимальными и разумно обоснованными. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

• наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее - ниже);

• возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);

• дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);

• гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

2) Принцип равного избирательного права – означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Например, избиратели имеют на выборах равное число голосов (в том числе более одного – при проведении выборов по смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т.д.).

3) Принцип прямого избирательного права – предполагает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно.

Данный принцип означает, что российское законодательство не предполагает проведения так называемых косвенных выборов, которые применяются в некоторых других странах (например, на выборах Президента США). При косвенных выборах результаты волеизъявления избирателей влияют на состав коллегии выборщиков, которые уже голосуют за того или иного кандидата непосредственно. На то, что выборы по российскому законодательству могут быть только прямыми, указывает и определение данного понятия, цитировавшееся выше.

4) Принцип тайного голосования – означает, что голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование открытое – оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно – сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме

К легальным принципам избирательного права следует отнести следующие:

• свободное и добровольное участие гражданина Российской Федерации в выборах;

• наличие у гражданина Российской Федерации, проживающим за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

• проведение выборов избирательными комиссиями как самостоятельными органами публичной власти;

• открытость и гласность деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов;

• запрет участия иностранных граждан, за исключением случая, указанного в законе, лиц без гражданства, иностранных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах, а также на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане РФ;

• обязательность проведения выборов (включая наличие установленных сроков проведения и порядка назначения выборов, единых выборных дней – как правило, второе воскресенье марта или октября).

Источники избирательного права - формы внешнего выражения норм избирательного права. В качестве таких форм внешнего выражения выступают, как правило, нормативные правовые акты.

Источниками избирательного права являются: 1. Конституция РФ (ст.ст. 1, 3, 32, 81, 95-97, 130);

2. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ по вопросам избирательного права (Всеобщая декларация прав человека 1948 г)

3. федеральные законы, содержащие нормы избирательного права (Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"; Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"; Федеральный закон "О выборах Президента РФ" и др.);

4. законы субъектов РФ, содержащие нормы избирательного права (региональные законы о выборах главы исполнительной власти, о выборах депутатов законодательного (представительного) органа, о муниципальных выборах, о статусе избирательной комиссии субъекта Федерации и др.);

5. нормативные акты местного самоуправления, содержащие нормы об организации и проведении муниципальных выборов; 6. нормативные акты избирательных комиссий.

 

 

38. Понятие избирательной системы. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. Избирательная система - это конституционно-правовая конструкция, представленная совокупностью целостных, логически оформленных, относительно самостоятельных, но вместе с тем взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, участвующих в общественных отношениях по поводу организации, проведения и подведения итогов выборов в органы государственной власти; легитимной трансформации политической власти в государственную власть; реализации избирательных прав граждан; воздействующая на качественное состояние политической системы общества и подверженная влиянию этой системы.

Первой избирательной системой была мажоритарная система. В ее основе лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов. Формально голосование проводится за конкретных кандидатов, а не за партии. Мажоритарная избирательная система возникла еще до появления политических партий как альтернатива абсолютизма. Она наиболее проста и используется сегодня при формировании представительных учреждений всех уровней.

Мажоритарная система относительного большинства требует собрать относительное или простое большинство голосов, т.е. число голосов больше, чем у оппонента. Мажоритарная система абсолютного большинства - иная модель избирательной системы и, по сути, несколько демократичнее, чем избирательная система относительного большинства. Здесь кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа (50% + 1 голос).Это большинство может исчисляться от: 1) общего числа зарегистрированных избирателей; 2) общего числа поданных голосов; 3) общего числа поданных действительных голосов.

Мажоритарная избирательная система имеет свои разновидности. Законом Омской области предусмотрено следующее. На выборах главы муниципального образования могут применяться мажоритарная избирательная система относительного большинства или мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Конкретная избирательная система, которая применяется при проведении выборов главы муниципального образования, определяется Уставом муниципального образования.

Кандидат на должность главы муниципального образования признается избранным:

- если он получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (уставом муниципального образования определена мажоритарная избирательная система относительного большинства);

- если он получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (если уставом муниципального образования определена мажоритарная избирательная система абсолютного большинства).

Пропорциональная система. В ее основе заложено соперничество списков различных политических партий и установление определенной пропорции между количеством голосов избирателей, отданных за конкретную партию, и полученных ею мест в представительном органе, что позволяет свести до минимума потерю голосов избирателей и обеспечить более широкое представительство политических партий и объединений.

При пропорциональной системе выборов в парламент политические партии не связаны с необходимостью заключать предвыборные союзы и объединяться в крупные партии. В результате этого значительное количество партий получает представительство в парламенте, но ни одна из них, как правило, не имеет абсолютного большинства голосов в представительных органах власти, что в ряде стран необходимо для сформирования правительства. Вследствие межпартийных соглашений складывается неустойчивое большинство в парламенте, что способствует частому возникновению как парламентских, так и правительственных кризисов.

Недостатками пропорциональной избирательной системы являются: во-первых, ослабление личных связей избирателей и их избранников, персональной ответственности депутатов перед избирателями, во-вторых, данная избирательная система может привести к излишнему дроблению состава законодательного (представительного) органа, что негативно отражается на его работе. Для реализации пропорциональной избирательной системы необходима многопартийная политическая система. Должны иметь место хотя бы несколько стабильных политических партий, в совокупности отражающих интересы различных социальных групп населения, не говоря уже о том, что программы этих партий должны быть известными и понятными избирателю. Только в этом случае избиратель получает возможность осознанно проголосовать за тот или иной партийный список.

В соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Гос. Думы Федерального Собрания РФ" при проведении выборов депутатов Гос. Думы Федерального Собрания РФ применяется пропорциональная избирательная система.Смешанная избирательная система. Ранее применялась на выборах в ГД ФС РФ (до президентской реформы избирательного законодательства 2005 года), когда одна половина депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина - по пропорциональной системе по единому федеральному округу.

Избиратель на выборах, проводимых по смешанной системе, получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), выдвинутого в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

39. Стадии избирательного процесса.Стадии избирательного процесса представляют собой отдельные этапы подготовки и проведения голосования на выборах, на каждом этапе органы руководства выборами и другие участники избирательного процесса выполняют определенную задачу.
Виды и последовательность стадий избирательного процесса устанавливаются законодательством о выборах и в конечном счете зависят от характера избиратель ной политики на соответствующем этапе общественного развития. В учебной и научной литературе нет единого мнения о видах и количестве стадий избирательного процесса 5.
На наш взгляд, комплексные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов, в частности избирательные кодексы, должны иметь специальный раздел “Избирательный процесс”, структура которого включала бы в себя следующие подразделы (главы):
1) понятие и функции избирательного процесса; 2) назначение выборов; 3) система и формирование избирательных комиссий; 4) полномочия избирательных комиссий; 5) организация работы избирательных комиссий; 6) избирательные объединения и блоки; 7) регистрация (учет) избирателей, составление и уточнение списков избирателей; 8) избирательные округа и избирательные участки; 9) выдвижение и регистрация кандидатов и избирательных инициатив; 10) статус зарегистрированных кандидатов; 11) предвыборная агитация; 12) финансовое обеспечение избирательного процесса; 13) организация и проведение голосования;
14) определение итогов голосования и результатов выборов; 15) ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Разумеется, предложенный вариант структуры избирательного процесса также не является идеальным, и при более углубленном анализе технологии подготовки и проведения голосования на выборах можно выделить и некоторые другие стадии: например, процесс создания нормативно-правовой основы подготовки и проведения выборов, процесс обнародования итогов голосования и результатов выборов.
Весьма проблематичным продолжает оставаться вопрос о временной продолжительности каждой из стадий избирательного процесса и в целом о продолжительности выборов. В различных странах эти вопросы решаются по-разному, неодинаково регулируются они даже в одном и том же государстве на разных этапах исторического развития. Например, в Мексиканских Соединенных Штатах по Федеральному закону о политических организациях и избирательном процессе установлено 9 стадий избирательного процесса с указанием месяцев, когда должны быть проведены избирательные мероприятия, составляющие содержание этих стадий. В Польше при назначении очередных выборов обнародуется специальный избирательный календарь, в котором нормативно определены хронологические рамки соответствующих стадий избирательного процесса. В федеральном законодательстве Российской Федерации о выборах (как и в законодательствах некоторых субъектов РФ) для определения временной продолжительности стадий избирательного процесса устанавливается период времени (в днях), предшествующий дню голосования на выборах. Анализ этого законодательства позволяет говорить о том, что на выбор продолжительности стадий избирательного процесса влияет ряд факторов: общий срок избирательной кампании; степень сложности избирательных мероприятий, составляющих содержание данной стадии избирательного процесса; срок полномочий (легислатура) выборных органов государственной и местной власти; исторические особенности политического развития государства; характер политической системы общества, уровень развития демократии и специфические условия текущего момента, например, подъем или спад общественной активности населения.
Указанные выше и закрепленные в законе стадии избирательного процесса имеют место как на всеобщих, так и на частичных (досрочных, повторных, дополнительных) прямых выборах. Косвенные выборы также имеют свои особенности, в частности, отпадают такие стадии, как создание избирательных округов и избирательных участков, и, наоборот, могут появиться новые, например, увеличение числа туров голосования.

Важно, чтобы нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов, закрепляли правила, в соответствии с которыми соблюдение определенных законом стадий избирательного процесса являлось бы обязательным для всех участников выборов.
Следует обратить внимание и на то, что законодательство о выборах во всех случаях устанавливает документальную форму избирательного процесса. Ознакомление с действующими законами о выборах показывает, что все они содержат нормы, в соответствии с которыми протокольная форма регистрации волеизъявления граждан и действий избирательных комиссий на всех стадиях подготовки и проведения выборов является необходимой. Формы протоколов и правила их заполнения устанавливаются в законодательном порядке. Участники избирательного процесса имеют право знакомиться с протоколами избирательных комиссий и представлять свои замечания относительно полноты и правильности их составления в установленный законом срок после подписания протокола, обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию неправильные и неточные записи либо, в случае нарушения законодательства и избирательных прав участников выборов, обжаловать их в суде.



Просмотров 1426

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!