Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Часть I. Математические загадки "Книги Перемен"
С древнейших времён и до наших дней “Книга Перемен” оказывает громаднейшее влияние на всю жизнь китайского общества. Воздействие идей “Книги Перемен” можно обнаружить во всех философских школах как древнего, так и современного Китая. В практическом своём приложении она регулярно используется в каждой китайской семье, а в последнее время находит широкое применение и по всему миру. Специфика гадания по “Книге Перемен” заключается в том, что с её помощью не предсказывается будущее, а определяется развёрнутая характеристика текущей ситуации и рекомендации, следуя которым можно прийти к оптимальному решению проблем и благоприятному развитию событий. Говоря другими словами, “Книга Перемен” претендует на то, что по её методике можно определять свойства любой жизненной ситуации и тенденции её развития. По теории “Книги Перемен” весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости. Каждая из таких ситуаций символически выражается одним из 64 знаков (гексаграмм), состоящих из двух типов черт. Один тип представляет собой целые горизонтальные черты: они называются ян (“световые”) или ган (“напряжённые”). Другой тип черт — это прерванные посредине горизонтальные черты; они называются инь (“теневые”) или жоу (“податливые”). В каждом значке (гексаграмме) шесть таких черт, размещённых в различных комбинациях, например: , , . Каждая гексаграмма состоит из двух так называемых триграмм (значок из трёх черт). Считается, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему и созидающему, а верхняя — к внешнему миру, к отступающему, к разрушающемуся. Все известные источники приписывают изобретение гадательных триграмм легендарному правителю древнего Китая Фу Си, который пребывал у власти, как принято считать, с 2852 года до 2737 года до нашей эры (почти 5 тысяч лет назад!!!). Символы эти Фу Си изобразил в такой последовательности: Различные сочетания этих триграмм и образуют все гексаграммы в количестве 64: Каждая гексаграмма имеет свою смысловую трактовку и свой номер согласно таблице гексаграмм: Принцип гадания прост: задумавшись над каким-либо конкретным вопросом (т.е. медитируя над ним), вы подбрасываете монету или игральную кость шесть раз и рисуетеснизу-вверх(!!!) гексаграмму в зависимости от выпадаемого результата[47], затем находите по таблице гексаграмм её номер и по “Книге Перемен” — её смысловое значение, которое и является искомым описанием ситуации с рекомендациями действия... Здесь мы закончим описание процедуры гадания и принципов построения “Книги Перемен” (для тех, кто вдруг не был ещё знаком с ними) и перейдём к объяснению неких “странностей”, которые можно обнаружить при внимательном анализе. Первая странность заключается в каком-то “нелогичном” порядке триграмм. Напомним его: Действительно, было бы более понятным, если бы триграммы располагались, скажем, в такой последовательности: и т.д., т.е. прерывистые линии (черты) последовательно заменяли бы сплошные линии. При этом, если учесть, что триграммы (как и гексаграммы) пишутся и читаются снизу вверх, то гораздо более логичной была бы следующая последовательность: и т.д. или нечто подобное... Однако мы имеем то, что имеем... Кому-то придирки по поводу такой “странности” могут показаться совершенно пустыми: ну, сложилось так исторически — ну и что?.. Но не всё так просто... Проделаем маленький “фокус”: поставим в соответствие сплошной черте цифру “0”, а прерывистой — цифру “1” и запишем триграммы в привычной нам горизонтальной “развёртке”: 000 001 010 011 100 101 110 111 И здесь уже читатель, знакомый на самом простейшем уровне с различными системами счисления, может заметить, что данный ряд символов есть не что иное, как числовой ряд от 0 до 7 в двоичной системе записи чисел: “Странный” порядок триграмм оказывается ещё более “странным” образом связанным с рядом натуральных чисел от 0 до 7, расположенных строго (!!!) по возрастанию. Случайность?.. Теоретически: может быть. Но не надо спешить с выводами... Посмотрим теперь на гексаграммы и применим к ним такой же “фокус”. Тогда из таблицы гексаграмм получим “двоичную” таблицу: Переводя содержимое таблицы из двоичной системы счисления в привычную десятичную, получим: Итак, “по прихоти” древних китайцев мы получаем числа от 0 до 63, расположенные в таблице абсолютно строго по порядку и без единой ошибки!!! Может, кто-нибудь всё ещё будет считать это случайностью. Тогда пусть вспомнит комбинаторику и вычислит вероятность такого случайного “попадания”... Но если не считать полученный результат немыслимой прихотью случая, то придётся сделать вывод, что ещё 5 тысяч лет назад древние китайцы были знакомы с позиционным принципом записи чисел и двоичной системой счисления!!! Результат кажется ещё более невероятным, чем случайное совпадение гексаграмм с числовым рядом. Но опять-таки не надо спешить... Перейдём к другой “странности”. Вспомним, что у каждой гексаграммы есть свой порядковый номер, который определяется по таблице гексаграмм: “Странность” в данном случае заключается в том, что при уже описанной упорядоченности самих гексаграмм их номера разбросаны по таблице, как кажется на первый взгляд, абсолютно хаотичным образом: никакого порядка или симметрии (за исключением нескольких гексаграмм) в расположении номеров гексаграмм “невооружённым” глазом не видно. Применим опять тот же “фокус”, сопоставив каждой гексаграмме двоичный “код”: Возьмём теперь гексаграмму под нечётным номером, например № 41: Её двоичный код — 001110.Записывая этот код в обратном порядке (т.е. не слева — направо, а справа — налево), получим 011100, что соответствует гексаграмме № 42: . Проведя анализ по всей таблице номеров гексаграмм (что дотошный читатель способен сделать сам), получим вывод о том, что в системе присвоения гексаграммам порядковых номеров присутствует принцип инверсии (принцип обратного прочтения). Даный принцип проявляется в следующем: к каждой нечётной гексаграмме “привязана” следующая за ней (по номеру!) чётная гексаграмма, двоичный код которой образуется из двоичного кода исходной нечётной гексаграммы при обратном прочтении. (Отметим, что прочтение двоичного кода в обратном направлении, т.е. справа налево, соответствует прочтению “натуральной” гексаграммы не снизу — вверх, а сверху — вниз.) Принципу инверсии подчиняются все гексаграммы за исключением лишь восьми: Данные гексаграммы характеризуются тем, что в их случае обратное прочтение (т.е. инверсия) приводит к той же самой гексаграмме. Но и для них присвоенные номера не являются случайными: как легко видно, эти восемь гексаграмм также разбиваются на четыре пары чёт-нечёт: № 1 — № 2, № 27 — № 28, № 29 — № 30, № 61 — № 62. Указанные пары в этом случае формируются на основе принципа дополнения (или замещения): в двоичном коде гексаграммы “0” заменяется на “1” и наоборот, что соответствует замене сплошной черты прерывистой и наоборот в “натуральной” гексаграмме. Вследствие принципа дополнения данные “исключения” (из принципа инверсии) образуют в таблице гексаграмм центрально-симметричные пары (относительно центра таблицы). При этом в каждой строке и в каждом столбце таблицы оказывается лишь по одному (!) “исключению”. Итак, абсолютно все номера гексаграмм подчиняются вполне определённым закономерностям, находящим отражение в двоичных кодах гексаграмм и отражающим сущность позиционной записи чисел. К сожалению, пока автору не удалось отыскать каких-либо иных закономерностей в системе нумерации гексаграмм по “Книге Перемен”, кроме разбивки на пары чёт-нечёт. В частности, “хаос” в распределении по таблице самих пар чёт-нечёт никак не удаётся упорядочить (скажем, не ясно — почему гексаграмма № 3 не находится рядом с гексаграммой № 1 или № 2, а расположена чуть ли не в середине таблицы). Сможет ли кто-нибудь упорядочить этот “хаос” и возможно ли это вообще — пока не ясно... Вне зависимости от этого представляется уже несомненным знакомство древних китайцев с двоичной системой счисления и позиционным принципом записи чисел в то время, когда даже египтяне их не знали. Тем же, кто до сих пор в этом сомневается, можно привести дополнительное косвенное свидетельство, для чего обратим внимание на ещё один раритет древнего Китая, тесно связанный с “Книгой Перемен”. Речь идёт о гадальной доске, использующей знакомые нам триграммы. На данной гадальной доске “низ” триграммы соответствует центру круга, т.е. триграммы необходимо читать от центра круга к его внешней области. Легко заметить, что триграммы расположены таким образом, что образуют центрально-симметричные пары по знакомому нам принципу дополнения (замещения): и , и , и , и . “Фокус” с переходом в двоичный код иллюстрирует принцип дополнения более наглядно (для удобства двоичный код триграмм расположен привычным образом, т.е. его надо читать слева направо, не наклоняя голову). Перевод двоичного кода в привычную десятичную систему счисления выявляет ещё одну закономерность: триграммы расположены на гадальной доске таким образом, что соответствующие им числа десятичной системы образуют два числовых ряда. Числа с 0 до 3 расположены против часовой стрелки в порядке возрастания, а числа с 4 до 7 — по часовой стрелке также в порядке возрастания. Положение чисел с 4 до 7 обуславливается положением чисел с 0 до 3 и принципом дополнения, поскольку по двоичной системе число 4 дополняет 3, число 5 дополняет 2, 6 дополняет 1, а 7 дополняет 0. Однако упорядоченность ряда от 0 до 3 на гадальной доске так просто уже не объясняется и наводит на мысли о преднамеренности действий древних авторов раритета, знакомых с двоичной системой счисления, получившей широкое применение лишь в век вычислительной техники. При полученных выводах вопросов возникает гораздо больше, чем ответов, но тем и интересно древнее наследие, полное загадок и невероятным уровнем знаний тех, кого мы привыкли считать примитивными народами...
|