Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 63. Общий порядок работы палат Федерального собрания РФ



 

Общий порядок работы палат. Различный характер со­става и компетенции палат накладывает отпечаток на поря­док их работы. Совет Федерации собирается реже, чем Госу­дарственная Дума, хотя согласно Конституции обе палаты работают на постоянной основе. Порядок работы Государст­венной Думы учитывает фракционную структуру ее состава, необходимость более строгой дисциплины проведения пле­нарных заседаний. Естественно, что получить слово для вы­ступления каждому из 450 депутатов Государственной Думы сложнее, чем членам Совета Федерации, каковых всего 178. Буквально все стадии ежедневной работы палат -- откры­тие, обсуждение вопросов, голосование, перерывы и т. д. — детально регулируются Регламентами, поскольку нередко именно использование тех или иных правил процедуры ста­новится способом политического решения проблемы. В Сове те Федерации при открытии и закрытии заседания исполня­ется Государственный гимн Российской Федерации. Заседа­ние правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации. Для определения правомочности заседания перед началом утреннего и вечер­него заседаний проводится регистрация членов Совета Фе­дерации. Перед голосованием проводится дополнительная регистрация. Заседания Совета Федерации проводятся в пе­риод с 1 октября по 31 июля. На каждом заседании Совет Федерации может принять решение о проведении "часа го­лосования" по федеральным законам.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут со­зываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта РФ, коми­тетов Совета Федерации либо по предложению не менее од­ной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Пред­ложение субъекта РФ о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должно быть оформлено решением зако­нодательного (представительного) органа государственной власти указанного субъекта РФ.

Да заседаниях Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма, которые подписываются председательствующим на заседании Совета Федерации. Член Совет Федерации впра­ве ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:

а) послания и обращения Президента РФ;

б) поправки к гл. 3—8 Конституции РФ, проекты реальных конституционных законов, одобренные Думой и под­
лежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ;

в) проекты постановлений Совета Федерации по вопро­сам, отнесенным к ведению Совета Федерации в соответст­вии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ;

г) предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции РФ;

д) предложения о направлении запросов Совета Феде­рации в Конституционный Суд РФ;

е) федеральные законы, принятые Государственной Ду­мой, по вопросам ратификации и денонсации международ­ных договоров Российской Федерации,

Председательствующий на заседании Совета Федерации объявляет об открытии и закрытии заседания, а также о выступающих; предоставляет слово для выступления в по­рядке поступления заявок; обеспечивает соблюдение поло­жений Регламента; ставит на голосование проекты постанов­лений, заявлений, обращений Совета Федерации, другие во­просы; оглашает предложения членов Совета Федерации по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет по­следовательность постановки их на голосование; отвечает на вопросы, поступившие в его адрес; дает справки; обеспечи­вает порядок в зале заседаний; подписывает протокол и сте­нограмму заседания.

Во время заседания председательствующий не вправе комментировать выступления членов Совета Федерации. Участвуя в открытом голосовании, осуществляемом без ис­пользования электронной системы, председательствующий голосует последним. При нарушении председательствующим положений Регламента, подтвержденном соответствующим решением палаты, Совет Федерации вправе передать функ­ции председательствующего до завершения рассмотрения обсуждаемого вопроса другому председательствующему, при­няв соответствующее решение.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях, по обсуждаемой канди­датуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседа­ния, а также предложение, справка, информация, заявле­ние, обращение.

Продолжительность доклада, содоклада и заключитель­ного слова устанавливается председательствующим на засе­дании Совета Федерации по согласованию с докладчиком и содокладчиком, но не должна превышать 30 минут — для доклада, 20 минут — для содоклада и 15 минут — для за­ключительного слова и выступления кандидата на выборную должность. Для выступления в прениях предоставляется до 10 минут, для повторного выступления в прениях — до 5 минут, для выступления по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, для предложений, справок, информации, заявлений, обращений -до 3 минут. По истечении установленного времени председа­тельствующий предупреждает об этом выступающего, а за­тем вправе прервать его выступление.

С согласия большинства присутствующих на заседании членов Совета Федерации председательствующий устанав­ливает общее время обсуждения вопроса повестки дня. Со­вет Федерации вправе принимать решения о продлении или сокращении времени для выступлений. Право внеочередного выступления на заседании Совета Федерации предоставля­ется Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ.

Никто не вправе выступать на заседании Совета Феде­рации без разрешения председательствующего. Нарушивши* это правило лишается слова без предупреждения. Переус­тупка права на выступление допускается только в польз? члена Совета Федерации — представителя от того же субъ­екта Российской Федерации. Член Совета Федерации может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Переуступка права на повторное выступление в пользу дру­гого лица не допускается.

Регламент устанавливает, что выступающий на заседа­нии не должен использовать в своей речи грубые и некор­ректные выражения, призывать к незаконным, в том числе насильственным, действиям, выступать без разрешения пред­седательствующего, отклоняться от обсуждаемой темы, пре­вышать отведенное для выступления время. В случае совер­шения нарушений председательствующий вправе предупре­дить выступающего. При повторном или грубом нарушении председательствующий отключает микрофон выступающего.

Регламент отводит много места регулированию вопроса формирования повестки дня. Проект формируется Предсе­дателем Совета Федерации на основании предложений, вне­сенных комитетами, комиссиями или группой членов Совета Федерации численностью не менее десяти человек или дву­мя членами Совета, представляющими один субъект РФ.

В первую очередь в проект повестки дня заседания Со­вета Федерации вносятся вопросы, подлежащие включению в повестку дня очередного заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования:

об обсуждении посланий и обращений Президента РФ,

относящиеся к ведению Совета Федерации в соответст­вии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, сроки рассмотрения кото­рых, установленные Конституцией РФ, федеральными кон­ституционными законами и федеральными законами, исте­кают до начала следующего заседания Совета Федерации;

об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

об освобождении от занимаемой должности Председате­ля или заместителя Председателя Совета Федерации;

о предложениях о поправках к гл. 3—8 Конституции РФ, одобренных Государственной Думой;

о проектах федеральных конституционных законов, одоб­ренных Государственной Думой;

о федеральных законах, принятых Государственной Ду­мой и подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, сроки рассмотрения которых истекают до начала следующего за­седания Совета Федерации;

о повторном рассмотрении в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ федеральных законов, отклоненных Президентом РФ и одобренных Государственной Думой при по­вторном рассмотрении в ранее принятой редакции.

Обязательному включению в проект повестки дня оче­редного заседания Совета Федерации подлежат вопросы:

о федеральных законах, рассмотрение которых на засе­дании палаты рекомендовано комитетом Совета Федерации, если не истек установленный Конституцией РФ четырна­дцатидневный срок рассмотрения федерального закона Со­ветом Федерации;

относящиеся к ведению Совета Федерации в соответст­вии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ;

о предложениях о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ;

о направлении обращений в Конституционный Суд РФ;

о законодательной инициативе Совета Федерации;

о проектах постановлений Совета Федерации о поруче­ниях Счетной палате РФ;

о внесении в Регламент изменений и дополнений, отно­сящихся к порядку рассмотрения первоочередных вопросов;

об образовании комитетов и комиссий, изменении их со­ставов;

подготовленные в соответствии с поручениями палаты;

включенные в повестку дня предшествующего заседа­ния Совета Федерации, рассмотрение которых не было на­чато или не было завершено на предшествующем заседании;

другие вопросы, предусмотренные Регламентом.

Предложения о внесении изменений и дополнений в при­нятый за основу проект повестки дня заседания вносятся комитетом и комиссией, членом Совета Федерации в том слу­чае, если инициатором предложения представлен проект по­становления Совета Федерации по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня. Палата вправе принять ре­шение о прекращении прений по вопросу повестки дня. Из проекта повестки дня заседания Совета Федерации не могут быть исключены вопросы, подлежащие в соответствии с Кон­ституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и Регламентом обязательному рас­смотрению в Совете Федерации. Проект повестки дня ста­вится на голосование и принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Как уже отмечалось, Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Пер­вое заседание открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя Государственной Думы поочередно на заседа­ниях председательствуют представители всех избиратель­ных объединений. Государственная Дума сразу избирает Счетную комиссию, Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту Государственной Думы, Временный секретариат Государственной Думы, Мандатную комиссию Государствен­ной Думы.

На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей. Президент РФ или его полномочный предста­витель в Федеральном Собрании, Председатель и члены Правительства РФ, члены Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Предсе­датель и заместитель Председателя Счетной палаты, Упол­номоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ впра­ве присутствовать на любом открытом или закрытом заседа­нии палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению.

Для Президента РФ в зале заседаний отводится специ­альное место, над которым помещаются Государственный флаг и Государственный герб Российской Федерации. Отво­дятся также специальные места для других указанных выше лиц. На заседаниях Государственной Думы ведутся протоко­лы и стенограммы. Протокол подписывается председатель­ствующим на заседаний Стенограммы заседаний подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний. Депутат Государственной Думы вправе ознако­миться со стенограммой своего выступления до ее опублико­вания.

Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю — с 12 января по 20 июля, осеннюю — с сентября по 25 декабря. Заседания Государственной Думы проходят в среду и пятницу во время сессии проводятся заседания па­латы, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа де­путатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

.Совет Государственной Думы собирается еженедельно. Комитеты и комиссии заседают в понедельник и четверг» Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и ко­миссиях, фракциях и депутатских группах. По вторникам проводятся парламентские слушания. Каждая последняя не­деля месяца предназначается для работы депутатов Госу­дарственной Думы с избирателями.

Регламентом предусмотрено, что каждую пятницу на за­седании Государственной Думы проводится "правительствен­ный час" для ответов членов Правительства РФ на вопросы депутатов Государственной Думы. При этом заслушиваются не более двух членов Правительства.

Письменные предложения депутатов о приглашении чле­нов Правительства и вопросы к ним рассматриваются Сове­том Государственной Думы. Решение, принимаемое Советом по этому вопросу, направляется приглашенным не позднее чем за три дня до проведения "правительственного часа". Для ответа члена Правительства на вопрос депутата предос­тавляется не более 15 минут. Депутату, предварительно за­давшему письменный вопрос, после ответа члена Прави­тельства представляется возможность задать ему один уточ­няющий устный вопрос и выступить в течение не более пяти минут по существу поставленного им письменного вопроса. В случае, если приглашенный на "правительственный час" член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он вправе дать письменный ответ на заданные письменные вопросы, который доводится до сведе­ния депутатов председательствующим на заседании. Члены Правительства могут быть приглашены на "правительствен­ный час" для ответов на устные вопросы депутатов, но пре­ния по ответам на устные вопросы не проводятся.

Заседание Государственной Думы начинается с регист­рации присутствующих депутатов, которую проводит пред­седательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депута­тов палаты (т. е. 226 человек). Депутат обязан присутство­вать на ее заседаниях, о невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине депутат обязан заблаговременно информировать Председателя Государст­венной Думы. Эти правила, однако, многими депутатами не соблюдаются.

Выступающий в палате не вправе нарушать правила депутатской этики — употреблять в своей речи грубые, ос­корбительные выражения, наносящие ущерб чести и досто­инству депутатов Государственной Думы и других лиц, не пускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, исполь­зовать заведомо ложную информацию, призывать к незакон­ным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в слу­чае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

Депутаты своевременно извещаются о вопросах, вноси­мых на рассмотрение палаты. Проекты федеральных зако­нов, постановлений Государственной Думы и другие необхо­димые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты. Заседа­ния проводятся в соответствии с разработанной Советом Го­сударственной Думы и заблаговременно разосланной депу­татам общей программой работы сессии Думы, утверждае­мой на ее первом заседании, календарем рассмотрения во­просов на очередной месяц, составленным Советом Государ­ственной Думы, и календарем рассмотрения вопросов на оче­редные две недели работы, утверждаемым Думой большин­ством голосов от общего числа депутатов палаты. Изменения в этот календарь рассмотрения вопросов могут быть внесены палатой по письменному требованию большинства фракций и депутатских групп.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государст­венной Думы подлежат послания и обращения Президента РФ, законопроекты, внесенные в качестве срочных Прези­дентом РФ или Правительством РФ, проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Рос­сийской Федерации, федеральные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы в порядке, предусмотренном ст. 105 и 107 Конституции РФ, проекты федеральных законов о ратификации международных дого­воров, проекты Регламента и постановлений Государствен­ной Думы о внесении в него изменений и дополнений, реше­ние вопроса о доверии Правительству РФ.

Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, при­нятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Председательствующий на заседании Государственной Думы имеет широкие права. Он руководит общим ходом за­седания, следит за соблюдением Регламента, предоставляет слово для выступления, обеспечивает выполнение организа­ционных решений Государственной Думы, ставит на голосо­вание каждое предложение депутатов в порядке поступле­ния, проводит голосование и оглашает его результаты, кон­тролирует работу Аппарата Государственной Думы, ведение протоколов и стенограмм заседаний. Председательствующий на заседании вправе: в случае нарушения положений Регламента предупреждать депута­та, а при повторном нарушении — лишать его слова (депу­тат, допустивший грубые, оскорбительные выражения в ад­рес председательствующего, других депутатов, лишаете слова без предупреждения), указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции РФ, федераль ных конституционных законов, федеральных законов, Рег­ламента, а также исправлять фактические ошибки, допущен­ные в выступлениях, удалять из зала заседаний приглашен­ных лиц, мешающих работе Государственной Думы.

Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по суще­ству обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов, давать характеристику выступающим. Участвуя в открытом голосовании без использования электронной сис­темы, председательствующий голосует последним. При на­рушении председательствующим требований Регламента Государственная Дума вправе назначить другого председа­тельствующего до принятия решения по обсуждаемому во­просу.

Депутат Государственной Думы выступает с трибуны или от установленного в зале микрофона. Регламент требует, что­бы во время работы в Государственной Думе депутаты носи­ли деловую одежду, соответствующую официальному харак­теру деятельности Государственной Думы.

Продолжительность докладов, содокладов и заключитель­ного слова устанавливается председательствующим на за­седании по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 30 минут — для доклада, 20 минут -для содоклада и 15 минут — для заключительного слова. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а также для выступле­ний при обсуждении законопроектов — до пяти минут, для выступлений по порядку ведения заседания, по мотивам го­лосования, по кандидатурам, для заявлений, вопросов, пред­ложений, сообщений, справок — до трех минут. По истече­нии установленного времени председательствующий преду­преждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов председательствующий может уста­новить общую продолжительность обсуждения вопроса, вклю­ченного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления. На заседаниях Государственной Думы представитель фракции или депутатской группы может выступать в прени­ях по одному и тому же вопросу не более двух раз. Никто не вправе выступать на заседании без разрешения председа­тельствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения. Депутаты Государственной Думы, ко­торые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме заседания Государственной Думы.

Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекра­щены по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большин­ством голосов от числа депутатов, принявших участие в го­лосовании.

Специальный порядок работы палат. Наряду с общим порядком работы палат, Регламенты палат устанавливают специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к их ведению. Это прежде всего порядок осуществления наи­более важного полномочия палат — принятия и одобрения законов, что будет предметом отдельного рассмотрения ниже. Кроме того, специальный порядок установлен по всем дру­гим вопросам ведения.

В Регламенте Совета Федерации предусмотрен порядок: утверждения изменения границ между субъектами Россий­ской Федерации, утверждения указов Президента РФ о вве­дении военного положения и о введении чрезвычайного по­ложения, решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации, назначения выборов Президента РФ, рассмот­рения Советом Федерации вопроса об отрешении Президен­та РФ от должности, назначения на должность судей Кон­ституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации, назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, назначения на должность и освобождения от должности за­местителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, назначения на должность и освобож­дения от должности членов Центральной избирательной ко­миссии РФ, рассмотрения вопросов внешней политики и меж­парламентского сотрудничества, проведения консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических предста­вителей, подготовки, рассмотрения и принятия обращений Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.

В Регламенте Государственной Думы предусмотрен по­рядок: дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, рассмотрения вопросов, связан­ных с доверием Правительству РФ, назначения на долж­ность и освобождение от должности Уполномоченного по пра­вам человека, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Счетной палаты и половины соста­ва ее аудиторов, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, выдви­жения Государственной Думой обвинения против Президен­та РФ, объявления амнистии, рассмотрения внешнеполити­ческих вопросов, ратификации международных договоров РФ, международного межпарламентского сотрудничества, кон­сультаций с комитетами о назначении и отзыве дипломатиче­ских представителей, обращения в Конституционный Суд РФ.

 



Просмотров 3184

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!