Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Вопрос 63. Общий порядок работы палат Федерального собрания РФ
Общий порядок работы палат. Различный характер состава и компетенции палат накладывает отпечаток на порядок их работы. Совет Федерации собирается реже, чем Государственная Дума, хотя согласно Конституции обе палаты работают на постоянной основе. Порядок работы Государственной Думы учитывает фракционную структуру ее состава, необходимость более строгой дисциплины проведения пленарных заседаний. Естественно, что получить слово для выступления каждому из 450 депутатов Государственной Думы сложнее, чем членам Совета Федерации, каковых всего 178. Буквально все стадии ежедневной работы палат -- открытие, обсуждение вопросов, голосование, перерывы и т. д. — детально регулируются Регламентами, поскольку нередко именно использование тех или иных правил процедуры становится способом политического решения проблемы. В Сове те Федерации при открытии и закрытии заседания исполняется Государственный гимн Российской Федерации. Заседание правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации. Для определения правомочности заседания перед началом утреннего и вечернего заседаний проводится регистрация членов Совета Федерации. Перед голосованием проводится дополнительная регистрация. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля. На каждом заседании Совет Федерации может принять решение о проведении "часа голосования" по федеральным законам. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта РФ, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Предложение субъекта РФ о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должно быть оформлено решением законодательного (представительного) органа государственной власти указанного субъекта РФ. Да заседаниях Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма, которые подписываются председательствующим на заседании Совета Федерации. Член Совет Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат: а) послания и обращения Президента РФ; б) поправки к гл. 3—8 Конституции РФ, проекты реальных конституционных законов, одобренные Думой и под в) проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ; г) предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ; е) федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, Председательствующий на заседании Совета Федерации объявляет об открытии и закрытии заседания, а также о выступающих; предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок; обеспечивает соблюдение положений Регламента; ставит на голосование проекты постановлений, заявлений, обращений Совета Федерации, другие вопросы; оглашает предложения членов Совета Федерации по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование; отвечает на вопросы, поступившие в его адрес; дает справки; обеспечивает порядок в зале заседаний; подписывает протокол и стенограмму заседания. Во время заседания председательствующий не вправе комментировать выступления членов Совета Федерации. Участвуя в открытом голосовании, осуществляемом без использования электронной системы, председательствующий голосует последним. При нарушении председательствующим положений Регламента, подтвержденном соответствующим решением палаты, Совет Федерации вправе передать функции председательствующего до завершения рассмотрения обсуждаемого вопроса другому председательствующему, приняв соответствующее решение. На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях, по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение. Продолжительность доклада, содоклада и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Совета Федерации по согласованию с докладчиком и содокладчиком, но не должна превышать 30 минут — для доклада, 20 минут — для содоклада и 15 минут — для заключительного слова и выступления кандидата на выборную должность. Для выступления в прениях предоставляется до 10 минут, для повторного выступления в прениях — до 5 минут, для выступления по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, для предложений, справок, информации, заявлений, обращений -до 3 минут. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление. С согласия большинства присутствующих на заседании членов Совета Федерации председательствующий устанавливает общее время обсуждения вопроса повестки дня. Совет Федерации вправе принимать решения о продлении или сокращении времени для выступлений. Право внеочередного выступления на заседании Совета Федерации предоставляется Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ. Никто не вправе выступать на заседании Совета Федерации без разрешения председательствующего. Нарушивши* это правило лишается слова без предупреждения. Переуступка права на выступление допускается только в польз? члена Совета Федерации — представителя от того же субъекта Российской Федерации. Член Совета Федерации может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Переуступка права на повторное выступление в пользу другого лица не допускается. Регламент устанавливает, что выступающий на заседании не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным, в том числе насильственным, действиям, выступать без разрешения председательствующего, отклоняться от обсуждаемой темы, превышать отведенное для выступления время. В случае совершения нарушений председательствующий вправе предупредить выступающего. При повторном или грубом нарушении председательствующий отключает микрофон выступающего. Регламент отводит много места регулированию вопроса формирования повестки дня. Проект формируется Председателем Совета Федерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями или группой членов Совета Федерации численностью не менее десяти человек или двумя членами Совета, представляющими один субъект РФ. В первую очередь в проект повестки дня заседания Совета Федерации вносятся вопросы, подлежащие включению в повестку дня очередного заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования: об обсуждении посланий и обращений Президента РФ, относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, сроки рассмотрения которых, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, истекают до начала следующего заседания Совета Федерации; об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; об освобождении от занимаемой должности Председателя или заместителя Председателя Совета Федерации; о предложениях о поправках к гл. 3—8 Конституции РФ, одобренных Государственной Думой; о проектах федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой; о федеральных законах, принятых Государственной Думой и подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, сроки рассмотрения которых истекают до начала следующего заседания Совета Федерации; о повторном рассмотрении в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ федеральных законов, отклоненных Президентом РФ и одобренных Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции. Обязательному включению в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации подлежат вопросы: о федеральных законах, рассмотрение которых на заседании палаты рекомендовано комитетом Совета Федерации, если не истек установленный Конституцией РФ четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации; относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ; о предложениях о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; о направлении обращений в Конституционный Суд РФ; о законодательной инициативе Совета Федерации; о проектах постановлений Совета Федерации о поручениях Счетной палате РФ; о внесении в Регламент изменений и дополнений, относящихся к порядку рассмотрения первоочередных вопросов; об образовании комитетов и комиссий, изменении их составов; подготовленные в соответствии с поручениями палаты; включенные в повестку дня предшествующего заседания Совета Федерации, рассмотрение которых не было начато или не было завершено на предшествующем заседании; другие вопросы, предусмотренные Регламентом. Предложения о внесении изменений и дополнений в принятый за основу проект повестки дня заседания вносятся комитетом и комиссией, членом Совета Федерации в том случае, если инициатором предложения представлен проект постановления Совета Федерации по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня. Палата вправе принять решение о прекращении прений по вопросу повестки дня. Из проекта повестки дня заседания Совета Федерации не могут быть исключены вопросы, подлежащие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и Регламентом обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Проект повестки дня ставится на голосование и принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Как уже отмечалось, Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя Государственной Думы поочередно на заседаниях председательствуют представители всех избирательных объединений. Государственная Дума сразу избирает Счетную комиссию, Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту Государственной Думы, Временный секретариат Государственной Думы, Мандатную комиссию Государственной Думы. На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей. Президент РФ или его полномочный представитель в Федеральном Собрании, Председатель и члены Правительства РФ, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Председатель и заместитель Председателя Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению. Для Президента РФ в зале заседаний отводится специальное место, над которым помещаются Государственный флаг и Государственный герб Российской Федерации. Отводятся также специальные места для других указанных выше лиц. На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседаний Стенограммы заседаний подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний. Депутат Государственной Думы вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю — с 12 января по 20 июля, осеннюю — с сентября по 25 декабря. Заседания Государственной Думы проходят в среду и пятницу во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. .Совет Государственной Думы собирается еженедельно. Комитеты и комиссии заседают в понедельник и четверг» Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах. По вторникам проводятся парламентские слушания. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями. Регламентом предусмотрено, что каждую пятницу на заседании Государственной Думы проводится "правительственный час" для ответов членов Правительства РФ на вопросы депутатов Государственной Думы. При этом заслушиваются не более двух членов Правительства. Письменные предложения депутатов о приглашении членов Правительства и вопросы к ним рассматриваются Советом Государственной Думы. Решение, принимаемое Советом по этому вопросу, направляется приглашенным не позднее чем за три дня до проведения "правительственного часа". Для ответа члена Правительства на вопрос депутата предоставляется не более 15 минут. Депутату, предварительно задавшему письменный вопрос, после ответа члена Правительства представляется возможность задать ему один уточняющий устный вопрос и выступить в течение не более пяти минут по существу поставленного им письменного вопроса. В случае, если приглашенный на "правительственный час" член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он вправе дать письменный ответ на заданные письменные вопросы, который доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании. Члены Правительства могут быть приглашены на "правительственный час" для ответов на устные вопросы депутатов, но прения по ответам на устные вопросы не проводятся. Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую проводит председательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты (т. е. 226 человек). Депутат обязан присутствовать на ее заседаниях, о невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине депутат обязан заблаговременно информировать Председателя Государственной Думы. Эти правила, однако, многими депутатами не соблюдаются. Выступающий в палате не вправе нарушать правила депутатской этики — употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, не пускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. Депутаты своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты федеральных законов, постановлений Государственной Думы и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты. Заседания проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам общей программой работы сессии Думы, утверждаемой на ее первом заседании, календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Государственной Думы, и календарем рассмотрения вопросов на очередные две недели работы, утверждаемым Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Изменения в этот календарь рассмотрения вопросов могут быть внесены палатой по письменному требованию большинства фракций и депутатских групп. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат послания и обращения Президента РФ, законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ, проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации, федеральные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы в порядке, предусмотренном ст. 105 и 107 Конституции РФ, проекты федеральных законов о ратификации международных договоров, проекты Регламента и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений, решение вопроса о доверии Правительству РФ. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Председательствующий на заседании Государственной Думы имеет широкие права. Он руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением Регламента, предоставляет слово для выступления, обеспечивает выполнение организационных решений Государственной Думы, ставит на голосование каждое предложение депутатов в порядке поступления, проводит голосование и оглашает его результаты, контролирует работу Аппарата Государственной Думы, ведение протоколов и стенограмм заседаний. Председательствующий на заседании вправе: в случае нарушения положений Регламента предупреждать депутата, а при повторном нарушении — лишать его слова (депутат, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, лишаете слова без предупреждения), указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции РФ, федераль ных конституционных законов, федеральных законов, Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях, удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы. Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов, давать характеристику выступающим. Участвуя в открытом голосовании без использования электронной системы, председательствующий голосует последним. При нарушении председательствующим требований Регламента Государственная Дума вправе назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу. Депутат Государственной Думы выступает с трибуны или от установленного в зале микрофона. Регламент требует, чтобы во время работы в Государственной Думе депутаты носили деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 30 минут — для доклада, 20 минут -для содоклада и 15 минут — для заключительного слова. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а также для выступлений при обсуждении законопроектов — до пяти минут, для выступлений по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, по кандидатурам, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений, справок — до трех минут. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления. На заседаниях Государственной Думы представитель фракции или депутатской группы может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз. Никто не вправе выступать на заседании без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения. Депутаты Государственной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме заседания Государственной Думы. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Специальный порядок работы палат. Наряду с общим порядком работы палат, Регламенты палат устанавливают специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к их ведению. Это прежде всего порядок осуществления наиболее важного полномочия палат — принятия и одобрения законов, что будет предметом отдельного рассмотрения ниже. Кроме того, специальный порядок установлен по всем другим вопросам ведения. В Регламенте Совета Федерации предусмотрен порядок: утверждения изменения границ между субъектами Российской Федерации, утверждения указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации, назначения выборов Президента РФ, рассмотрения Советом Федерации вопроса об отрешении Президента РФ от должности, назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, назначения на должность и освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, назначения на должность и освобождения от должности членов Центральной избирательной комиссии РФ, рассмотрения вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества, проведения консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей, подготовки, рассмотрения и принятия обращений Совета Федерации в Конституционный Суд РФ. В Регламенте Государственной Думы предусмотрен порядок: дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, рассмотрения вопросов, связанных с доверием Правительству РФ, назначения на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ, объявления амнистии, рассмотрения внешнеполитических вопросов, ратификации международных договоров РФ, международного межпарламентского сотрудничества, консультаций с комитетами о назначении и отзыве дипломатических представителей, обращения в Конституционный Суд РФ.
|